Занятия с элементами тренинга для подростков
Психотерапевтическое упражнение «Планета людей»
Первая часть психотерапевтического упражнения
Выберите десять человек из числа своих приятелей и знакомых, тех, которые Вас чем-то раздражают, когда-то задели, обидели или просто являются объектом Ваших хронических недоброжелательных мыслей или даже досужих разговоров с третьими лицами.
Напишите их имена на десяти листах обычной канцелярской бумаги.
А теперь на каждом таком «именном листе» выпишите в столбик (хорошенько подумав) всё только приятное, что Вы можете вспомнить о каждом из этих людей.
Вы должны вспомнить и записать:
- приятные черты их натуры,
- те благородные, человеческие или просто хорошие поступки, которые они совершили когда-то для Вас или для кого-то ещё,
- вспомнить всех людей (не связанных с ними родстввенными узами или узами деловых, «взаимополезных» отношений), людей, которые, тем не менее, отзываются о задуманных Вами людях хорошо и которым есть за что их благодарить.
Мафия. Семья – одна команда
Психологу игра «Мафия» дает бесценный материал для наблюдений. С ее помощью можно наглядно увидеть, насколько дети способны аргументировать свои высказывания, умеют следовать игровым правилам, слушать и слышать партнеров, соблюдать игровую роль. Присмотреться к поведению собственных детей во время игры не лишним будет и родителям.
Играя, можно развивать эмоциональный самоконтроль, стрессоустойчивость и грамотную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. А если вы будете играть все вместе, то игра послужит способом сплочения семьи, поможет лучше узнать друг друга. Смена ролей формирует толерантную позицию участников друг к другу, развивает интуицию.
Вторая часть психотерапевтического упражнения
Что делать, если список «позитивных черт» не дотягивает до цифры 10?
А вот тогда начинается тот самый увлекательный квест, который я обещала в начале!
Теперь перед Вами стоит задача — любыми доступными Вам способами собрать как можно больше информации о том человеке, которого Вы, оказывается, настолько плохо знаете, что не можете написать о нём и десяти хороших слов.
Отнеситесь к этой задаче серьёзно. Представьте себе, что Вы — адвокат или журналист-правозащитник, от чьих способностей зависит судьба и доброе имя человека. Вы должны провести Ваше журналистско-правовое расследование, чтобы на выходе написать книгу или снять документальный фильм с шокирующим разоблачением стереотипов толпы!
Расспросите знакомых и знакомых знакомых об жизни выбранного Вами человека, о том, как вообще складывалась эта судьба до Вашего пересечения с ней. В иных случаях можно поговорить («взять интервью») и у самого этого человека.
Если Вы отнесётесь к своей задаче серьёзно, то Вас ожидает много таких открытий, которые будут способны просто перевернуть Ваши прежние представления о жизни и о людях, которые живут с Вами бок о бок своей «скучной», повседневной жизнью.
Имаджинариум – повод поговорить
Вы хотели бы лучше узнать своего ребенка и наладить с ним эмоциональный контакт? В этом помогут разобраться игры. Например, «Имаджинариум» («Диксит»), в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам, нарисованным креативными художниками. Играя, вы сможете почерпнуть ценную информацию о подростке.
Вопросы могут быть разными:
- Что в этой картинке тебе подсказало именно такую ассоциацию?
- Какие чувства у тебя вызвала эта карта?
- Что тебе подсказало, что именно эта карта была загадана игроком?
Часто ребята делят карты на красивые и некрасивые, те, которые им очень нравятся и те, которые у них вызывают неприятные чувства. В таких случаях можно спросить, чем так привлекательна (или неприятна) эта карта? Почему ты решил выбрать именно ее для данной ассоциации.
Образы оказывают влияние на наши чувства и переживания
Важно понять, какой душевный отклик карта вызывает у подростка
На консультацию к психологу пришла мама шестиклассника Володи с запросом – как общаться с сыном, если он не готов открыто говорить о своих проблемах и переживаниях. Володя – замкнутый и молчаливый мальчик. Сам на контакт не идет. Говорит тихо, с большими паузами. Ему также нелегко найти общий язык с одноклассниками.
После разговора с мамой психологи вовлекли Вову в проект Play Room, в котором участвовали его одноклассники и ученики других классов и параллелей. Особенный интерес у мальчика вызвала игра «Имаджинариум». Ассоциации Володи были необычными и глубокими, он с удовольствием выполнял роль ведущего, комментировал ассоциации других игроков. По истечении полугода его взаимоотношения с одноклассниками значительно улучшились. Речь стала более уверенной и громкой. Володя приобрел друзей в других классах, раскрылся как глубокая и разносторонняя личность.
Кстати о «землетрясениях»…
Как это, опять же, парадоксально ни звучит, но понимание того, что ты живёшь среди скорее — хороших, а не, скорее,плохих людей, приходит к людям почему-то именно в «годину бедствий».
Трудная, внештатная ситуация показывает нам мир «как он есть», резко срывает грязно-серую пелену «скучненькой депрессии и вечного недовольства». Трудности, беды всегда отчего-то показывают нам мир с его с хорошей стороны. На десять негодяев всегда находится хотя бы один герой, чей вовремя сделанный героический поступок, запоминается «на дольше» и влияет сильнее… Запоминаются отнюдь даже вовсе и не «герои», а просто люди, которым в нужный момент было не всё равно и которые захотели проявить простое и в общем-то дёшево стоящее человеческое участие — вовремя.
Однако, мне не нравится эта тенденция Вселенной преподавать нам такие суровые уроки «правильного понимания вещей».
Я бы хотела, чтобы и в «мирное» время, время, когда мы практически имеем ВСЕ основания для того, чтобы быть счастливыми (но почему-то редко бываем!), чтобы и в эти обычные дни своей жизни мы научились доверять миру и вести себя в нём достойно — с симпатией к окружающим нас людям.
Итак, перейдём непосредственно к упражнению. Оно очень простое, но эффект от него получается почти фантастический.
Башня. Как развить навык саморегуляции
Если подростку не хватает сосредоточенности, он не всегда собран, то можно попробовать вместе поиграть в Jenga (у нас эту игру называют «Башня»). Залог успеха игры – умение следовать правилам и контролировать свои эмоции. Участники игры по очереди достают блоки из основания башни и кладут их наверх, делая строение все более высоким и менее устойчивым. Игра заканчивается, когда башня падает.
Чтобы достичь успеха в игре, необходимо быть предельно сосредоточенным на своих действиях, четко следовать правилам, научиться принимать то, что башня рухнула и не делать из этого трагедии – важно, чтобы взрослый помог подростку это осознать. Для ребят очень важно понимать, что есть вещи, которые они в состоянии исправить сами, своими руками
Несмотря на кажущуюся простоту, игра способствует развитию важных для подростка качеств:
- навыка саморегуляции,
- внимания,
- терпения,
- сосредоточенности,
- мелкой моторики,
- навыка пространственного восприятия,
- архитектурного мышления.
Каркассон – как установить эмоциональный контакт
Мама другого подростка пожаловалась на неумение ее сына сопереживать, помогать близким, стремление отстоять свое мнение любой ценой. Дима с удовольствием участвует в соревнованиях и играх, особенно в тех, где присутствует элемент азарта, поиска решений. В процессе игры он не замечает, как обижает своих одноклассников, может резко ответить, дать оскорбительный комментарий.
В подобных случаях может помочь игра «Каркассон». Психологическая ценность этой игры в том, что у родителей есть великолепная возможность на своем примере показать модель отношений, в которой ценность представляют взаимопомощь и поддержка. Можно вместе строить замки, помогать во всем друг другу.
В процессе игры родителям важно сделать первый шаг, показать на своем примере, что взаимопомощь может быть не только полезна, но и приятна. Так, помогая с постройкой замка другому игроку, можно прокомментировать свои действия, описав ощущения (вы чувствуете радость, удовлетворение от этого действия)
Говорите о желании поддержать партнера по игре бескорыстно.
Как показывает опыт, после таких поступков ребята начинают помогать другим участникам, проникаясь атмосферой взаимной помощи и поддержки. В результате, удовольствие от игры получают все участники, а победитель чувствует себя благородным и великодушным.
Третья заключительная часть психотерапевтического упражнения
Теперь, после того, как Вы составили полные списки, сделайте из них красивую «стенгазету», а точнее, просто оформите это как следует, перепишите на чистовик. Пусть результат Вашей кропотливой работы ещё долго будет у Вас под рукой.
(Этот «анти-компромат» будет хранить легко и приятно — ведь в нём не будет содержаться ничего, что может оскорбить кого-то или разрушить чью-то судьбу).
Ну а теперь Вы должны подумать о десяти подарках тем десяти людям, с которыми Вы работали всё это время. С кем-то Вы работали один час, а с кем-то, предположим, и месяц…
Подарок — это обязательный и завершающий аккорд нашего упражнения. Ведь эти люди заслужили от Вас приз — они вернули Вам веру в людей. Разве такой дар не заслуживает ответной благодарности?..
Елена Назаренко, Яковлева Наталья
www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»
Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…
Выберите ближайший к вам город
Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая