Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания
Социально-психологические качества личности
Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:
- Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
- Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
- Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.
Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.
Генерация идей
Это способность с помощью воображения формировать новые идеи на основе личного опыта и уже имеющихся идей.
Идея — это мысленный образ объекта, выделяющий его основные, главные и существенные признаки, свойства и особенности
Объектами идеи могут быть элементы, системы, подсистемы, признаки, состояния, желания, цели, проблемы, технологии, методы, процессы и т.п.
Идея позволяет достичь цели новым, оригинальным, нешаблонным путем, который может оказаться гораздо менее затратным, чем известные. Идеи помогают создавать новые, уникальные объекты, которые значительно улучшают окружающую среду, но которые никто не мог создать ранее.
Идеи позволяют выполнить улучшение образа еще до его реализации, моделируя различные варианты его структуры, функционирования и взаимодействия с окружающей средой.
Эта способность является частью интеллекта и используется в практической и творческой деятельности для создания в окружающей среде новых, развития уже имеющихся или уничтожения вредных объектов и связей между ними.
При генерации идей лучше использовать их материализацию, позволяющую визуализировать и структурировать все возникающие идеи, что, в свою очередь, способствует появлению новых идей или улучшению имеющихся. Подробнее об этом написано в методе Материализация идей. Ментальные карты.
При низкой способности генерировать идеи человек использует только шаблоны и проверенные способы для достижения целей. Может использовать технологии, которые кто-то изобрел, но плохо адаптирует их к своей деятельности, поэтому они приносят мало пользы.
При высокой способности генерировать идеи человек легко придумывает и реализует новые, уникальные объекты, изобретает новые инструменты и методы. Разрабатывает новые и улучшает существующие технологии и внедряет их в свою деятельность, что позволяет успешнее и эффективнее достигать личных целей.
Повышает успешность за счет определения оригинальных путей к целям, использования новых технологий и создания уникальных объектов, которые могут дать преимущество или будут использованы как личные ресурсы.
Развивается с помощью накопления опыта, непрерывного поиска более подходящих способов выполнения действий и достижения целей, разработки и внедрения более сложных и полезных технологий, инструментов и методов. Этому способствует улучшение воображения.
Подробнее это качество описано в методе Генерация полезных идей.
Нравственные качества
Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.
Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.
Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.
Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.
Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).
Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.
Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.
Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:
– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);
– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);
– уважение;
– бескорыстие (поступки без личной выгоды);
– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).
Профессиональные качества
Современная профессиональная деятельность довольно многообразна и сложна. Ведь существует огромное количество разновидностей деятельности, которыми людям необходимо заниматься, дабы общество могло благополучно существовать и прогрессировать. Конкретный вид трудовой деятельности, реализуемый индивидом, чтобы тем самым принести толк обществу и выказать себя в качестве личности, именуется профессией.
Сегодня существует множество ремесел, которые позволяют людям принимать живое участие в различных областях жизнедеятельности социума. Одни профессии подразумевают производительный труд, иные – сферу обслуживания, третьи – управление, четвертые – образование.
Род деятельности, связанный с производством, характеризуется определенными спецификами, которые предъявляют конкретные требования к работнику и обстоятельствам, при которых проистекает эта самая деятельность. Вместе с тем можно выделить общее требование, выдвигаемое всеми профессиями, и называется оно надежностью. Ведь надежными надлежит быть всем механизмам, орудиям труда, приборам. Помимо того всем психофизическим особенностям и параметрам личности работника также надлежит быть надежными.
Профессиональное выковывание личности является целостным подвижно разворачивающимся процессом, включающим выработку профессиональных целей и абсолютную реализацию собственных качеств в деятельности. Главным противоречием профессионального развития считается столкновение сложившихся личностных параметров и объективных запросов основной деятельности, смысл которой охватывает ее влияние на дальнейшее становление личности.
Воплощая себя в деятельности, человек понемногу меняется, что порождает переустройство мотивов главной деятельности, выработку новых параметров личности.
К качествам профессионального характера обычно причисляют профессиональное мастерство, организованность, инициативность, аккуратность, компетентность, пунктуальность, преданность работе.
Первостепенным психологическим приспособлением, обеспечивающим своевременное и точное выполнение профессиональных обязанностей, является самоконтроль и умение его совершенствовать. Самоконтролем именуют способность индивида безошибочно оценивать реализацию трудовой деятельности, своевременно обнаруживать и ликвидировать допущенные промахи. Воплощаться самоконтроль может при условии разумения того, что следует контролировать и соответственно какому шаблону необходимо производить этот контроль. Если данные параметры указаны нечетко, то осложняется самоконтроль и человек своевременно установить соотношение совпадения намеченного с имеющимся не может.
Развитие самоконтроля заключается в устойчивом стремлении обучаться наиболее результативным приемам и методикам выполнения профессиональных обязанностей.
Описанные выше способности неразрывно взаимосвязаны с таким личностным параметром, как ответственность, которая подразумевает стремление человека так реализовать собственную трудовую деятельность, чтобы принести максимальный толк социуму. Безответственный работник будет халатно относиться к профессиональным обязанностям, допускать просчеты в трудовой деятельности.
Основные качества волевых процессов
Воля — высший уровень регуляции поведения индивида и его деятельности. Она проявляется в совокупности с такими качествами личности как решительность, самообладание, упорство, настойчивость и уверенность в собственных силах.
В психологии к волевым качествам личности относят:
Стойкость воли — уровень постоянных или повторяемых усилий на протяжении длительного периода времени
Усилия необходимы для достижения важной для индивида цели.
Силу воли — степень волевого усилия, которое следует приложить, чтобы преодолеть возникшие трудности и достигнуть нужной цели.
Целеустремленность — степень осознанности человеком поставленной перед ним цели. Упорство необходимо для преодоления всех препятствий, стоящих на пути.
Дисциплинированность и самоконтроль — способность длительное время подчинять свои решения установленному порядку
Контролировать желания и не стремиться выполнять свои любые прихоти.
Волевые качества человека неразрывно связаны с его мышлением, так как они способствуют претворению мыслей или мечты в жизнь. У высокоразвитой личности волей всегда управляет разум. Сильная воля в сочетании с низким интеллектом может оказаться опасной. Это чаще всего выражается в упрямстве, своего рода дефекте воли.
Развитие волевых качеств индивида происходит:
- в процессе исполнения поставленных перед ним требований или задач;
- в систематической работе над собой;
- при отстаивании своих убеждений, образа жизни, при исключении влияния окружающих на скорость продвижения к выбранной цели;
- при осознании того, что надлежит в полной мере нести ответственность за свои действия.
Кратко о волевых качествах человека и их развитии
Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.
В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.
В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.
Индивидуальные способности людей
Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.
Существуют разные уровни способностей:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).
Литература
1. Атлас новых профессий // Первая редакция — АСИ, Сколково. – М., 2014.
2. Додова, Л.М. Психологическая, социальная зрелость и феноменологические ее проявления в подростково-юношеском возрасте // Перспективы развития современного научного знания: сборник научных трудов – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. — С. 98-105.
3. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. 2005. Т. 14, № 2. С. 97-125.
4. Макаров, В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ — восточная версия . — М.: Академический проект, ОППЛ, 2002.
5. Петрова, Г.И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник Томского государственного университета — Философия. Социология. Политология. — 2009, №2(6), С. 136-143.
6. Попов, А.А. Философия открытого образования. Социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности . Томск; Бийск: Изд. дом «Бия», 2008.
7. Слободчиков, В.И., Е.И. Исаев Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. — Российская газета — Федеральный выпуск №6693 (122), 8 июня 2015 г.
9. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. Л.Л. Рыбцовой. — М.: Издательство Юрайт, 2017; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.
10. Стюарт, Я. и Джойнс В. Современный транзактный анализ . — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
Советы психолога
Если вы хотите развить в себе волевые качества, то психологи советуют следующее.
- Для начала надо научиться разумно ставить перед собой цели. Нельзя сразу же загружать себя непосильными задачами. Это не приведет к положительным результатам. Если вам удастся добиться первого небольшого результата, то это вызовет радость и удовлетворение, что станет стимулом для достижения следующей цели. То есть научитесь постепенно переходить от простого к сложному.
- Определите для себя область, которая будет служить основой для развития волевых качеств. Это может быть профессия, хобби, какие-то другие интересы. Лучше выбрать сферу, которую вы начнете осваивать с нуля. Это поможет вам увидеть, насколько быстро и качественно идет процесс развития.
- Ведите дневник успехов и неудач. Успехи будут стимулировать стремление к новым успехам. А анализ неудач поможет извлечь опыт из ошибок и учесть это в дальнейшем, но к неудачам надо стараться относиться спокойно, воспринимая их как «учителей».
- Хвалите себя за успех (если вы работаете над воспитанием воли своих детей, то не забывайте хвалить их).
- Будьте настойчивы и последовательны в своих действиях. Не забывайте, что, тренировки воли, как и любые другие, должны быть регулярными.