Умственная отсталость олигофрения — причины и классификация виды, типы, степени, формы
Причины умственной отсталости.
Причины олигофрении
Причинами олигофрении могут быть
различные факторы экзогенного (внешнего)
и эндогенного (внутреннего) характера,
вызывающие органические нарушения
головного мозга.
-
Классификация поражений головного
мозга по времени возникновения:
-
пренатальные (до родов);
-
интранатальные (в период родов);
-
постнатальные (после родов).
-
Классификация поражений головного
мозга по патогенным факторам:
-
гипоксические (из-за кислородной
недостаточности); -
токсические (нарушения обмена веществ);
-
воспалительные (энцефалит и менингит
при краснухе, токсоплазмозе); -
травматические (несчастные случаи, а
также сдавливание мозга во время родов,
с кровоизлияниями); -
хромосомно-генетические (болезнь Дауна,
болезнь Феллинга и др.); -
внутрисекреторно-гормональные;
-
дегенеративные;
-
внутричерепные новообразования
(опухоли).
Особо следует отметить группу факторов,
также приводящих к умственной отсталости
– это алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Во-первых, продукты распада алкоголя и
наркотиков (токсины) благодаря общей
системе кровообращения матери и плода
отравляют развивающийся плод. Во-вторых,
длительное употребление алкоголя и
наркотиков (а также их заменителей)
вызывают необратимые патологические
изменения в генетическом аппарате
родителей и являются причиной хромосомных
и эндокринных заболеваний ребенка.
Причины деменции
1) деменция в результате тяжелой травма,
опухолей головного мозга или действия
токсического вещества (например, угарный
газ), слабой активности щитовидной
железы, энцефалита, нехватки витамина
В12, СПИД и др. которые уничтожают клетки
мозга развивается внезапно у молодых
людей;
2) наиболее типичная причина: прогредиентные
заболевания. При этом болезнь развивается
медленно и поражает людей старше 60 лет,
как старческое слабоумие в результате
болезни Альцгеймера, болезни Пика,
синильной деменции, болезни Паркинсона
(нечасто), но деменция не является
нормальным этапом старения, это тяжелое
и прогрессирующее со временем снижение
умственных способностей. В то время как
здоровые пожилые люди иногда не помнят
детали, больные деменцией могут полностью
забывать недавние события;
3) деменции в результате сосудистых
нарушений головного мозга (в постинсультный
период);
4) деменции, развивающиеся в результате
психических заболеваний (шизофрении,
эпилепсии).
Идиотия
Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.
Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна. Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков. Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.
Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.
Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.
Степени умственной отсталости
Основным параметром классификации тяжести умственной отсталости по МКБ 10 является степень выраженности заболевания. Выделяют четыре вида умственной отсталости:
№ | Классификация умственной отсталости по МКБ 10 |
Развитие интеллектуальных способностей | Комментарии |
1 | Легкий вид | Интеллект больного соответствует умственному развитию ребенка в возрасте от 9 до 12 лет | Легкая степень слабоумия может быть врожденной патологией или приобретенной в младшем дошкольном возрасте. При таком диагнозе человек имеет незначительно недоразвитую психику, скудные и примитивные размышления об окружающем его мире. |
2 | Умеренный вид | 6-9 | Взрослый человек, имеющий интеллект шестилетнего ребенка, не может самостоятельно решить возникающие бытовые проблемы (помыть посуду, самостоятельно принять ванну, прибраться в своей комнате и т.п.), более того его невозможно приучить к труду. |
3 | Тяжелый вид | 3-6 | При наличии тяжелой или глубокой степени олигофрении у человека частично или полностью отсутствуют речевые навыки, он не способен размышлять и высказывать свое мнение и желания. |
4 | Глубокий вид | до 3 лет |
Классификация степеней умственной отсталости зависит от того, сколько баллов наберет потенциальный больной при решении стандартных тестов по оценке развития психики и интеллекта. Дошкольников, которые не могут пройти тестирование или не набирают необходимое количество баллов, воспитывают и обучают отдельно от нормально развивающихся малышей (в специализированных учебных заведениях или в домашних условиях). Такое общественное разделение приводит к тому, что умственно отсталые дети не знают, как общаются их здоровые сверстники и как устроено общество в целом, так как они имеют очень ограниченный круг общения.
Изолированные от общества дети более раздражительны и физически слабы, не способны полноценно познавать окружающий их мир. Взрослея, здоровые ребята и дети-инвалиды при встрече не знают, как относиться друг к другу, проявляют агрессию или безразличие. Малоумные дети не интересуются происходящими вокруг них событиями, они не способны совершать спонтанных действий и соблюдать установленные правила (например, правила игры или технику безопасности) или подражать сверстникам.
Прогноз и образ жизни
Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.
При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.
Родителям рекомендуется:
- Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
- Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
- Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
- Обучать ребенка самостоятельности.
- Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.
С помощью таких плавил, родителям удастся немного адаптировать ребенка для его жизни в социуме.
Диагностика умственной отсталости
Диагностика умственно отсталых детей должна быть безусловно комплексной и всесторонней, проведенной не один раз. Необходимо тщательно изучить анамнез ребенка (историю индивидуального развития), провести медицинское, психологическое и педагогическое обследование, прояснить характер трудностей развития ребенка, систематизировать полученные данные с целью потенциальных возможностей развития. Причем целью диагностики является не только определение умственной отсталости как таковой, но и максимально точная формулировка диагноза, в котором должны быть отражены следующие критерии:
- Оценка уровня психического развития ребенка, прежде всего, познавательной сферы. Выявление степени умственной отсталости или психического нарушения развития.
- Оценка структурных составляющих дефекта – оценивают уровень развития когнитивной сферы, прежде всего внимания, мышления, речи, памяти. Причем не только дают сравнительную (в отношении нормы) характеристику, но и качественную. Выявляют уровень сохранности и уровень нарушения перечисленных высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
- Наличие или отсутствие психических и физических заболеваний.
- Степень социальной адаптации.
Невозможно определить симптомы умственной отсталости, потому что УО не болезнь, она является скорее признаком целого ряда заболеваний разных по этиологии (причины болезни) и патогенезу (механизм возникновения и развития болезни).
В диагностике должны участвовать врачи, психологи, педагоги. А при необходимости и другие узкие специалисты. И нет такого специалиста, который бы дал один тест на умственную отсталость и сразу выставил четко определенный диагноз.
Причины олигофрении
Среди всех, имеющихся причин олигофрении, выделяют ряд главных факторов, которые чаще всего провоцируют развитие патологии:
- Врожденное слабоумие, которое характеризуется внутриутробным поражением плода.
- Олигофрения, вызвана генетической патологией (может проявляться после рождения ребенка).
- Приобретенная умственная отсталость, связанная с недоношенностью малыша.
- Умственная отсталость биологического характера (часто проявляется после травм головы, перенесенных инфекционных патологий, тяжелых родов, педагогической запущенности).
Иногда причину болезни определить не удается.
Статистика утверждает, что 50% диагностированных случаев болезни являются результатом генетических нарушений, при которых у ребенка выявлено:
- хромосомные аномалии;
- синдром Дауна;
- синдром Вильямса;
- мутации генов при синдроме Ретта;
- генетические мутации при ферментопатиях;
- синдром Прадера — Вилли;
- синдром Ангельмана.
- Недоношенность малышей – причина олигофрении, при которой наблюдается недоразвитость всех органов и систем организма. Обычно дети, которые были рождены раньше срока, при развитии болезни, не могут в достаточной мере приспособиться к самостоятельному существованию.
- Травмы головы, асфиксии и родовые травмы при осложненных родах могут стать причиной болезни.
- Педагогическая запущенность – фактор, при котором часто диагностируется умственная отсталость у деток, чьи родители наркоманы или алкоголики.
Другие классификации
Отсталые дети имеют серьезные проблемы в развитии познавательной и эмоциональной областях, проявляют себя очень своеобразно в решении возникающих социально-бытовых вопросов. Психическая деятельность таких детей осуществляется с существенными отклонениями от нормы, но при грамотном лечении и своевременном уходе они способны к успешной социализации. Своевременная классификация умственной отсталости у ребенка позволяет родителям (или опекунам), подобрать коррекционное образовательное учреждение и оказывать всю необходимую помощь.
По форме проявления
Несмотря на возникающие осложнения по мере взросления ребенка, полное или частичное отсутствие развития психики и постепенного поражения головного мозга выделяют следующие типы умственной отсталости:
- стенический вид (характеризуется спокойным и неуравновешенным, но дружелюбным поведением в социуме);
- дисфорический (агрессивный нрав, болезнь сопровождается серьезными нарушениями внимания);
- астенический (плаксивость, неусидчивость);
- атонический (отсутствие каких-либо эмоций, неспособность к мыслительной деятельности).
В этих случаях проблемы с умственной деятельностью являются лишь симптомом более серьезного генетического заболевания (например, синдрома Дауна или Клайнфельтера). Определив вид умственной отсталости и возможные варианты развития заболевания, можно охарактеризовать степень поражения головного мозга – неравномерное или глобальное. Чем быстрее и точнее будет поставлен диагноз дошкольнику, тем больше шансов у него на счастливое детство и нормальную жизнь в обществе.
Классификация Певзнера
В зависимости от особенностей генетики и наследственных предрасположенностей больного человека используют классификацию Певзнера умственной отсталости:
- вид умственной отсталости неосложненного характера;
- заболевание, сопровождающееся нарушениями нейродинамических связей;
- вид патологий головного мозга с тяжелыми психическими отклонениями поведения;
- отсутствие психического развития, сопровождающееся нарушениями в работе анализирующих систем организма;
- дисфункция лобных долей мозга.
Дети, имеющие проблемы с психикой, полностью зависят от своих родителей (опекунов). Взаимоотношения родителей и ребенка – это первый опыт социализации малыша. Чем больше жалости, чувств и заботы проявляют родители, тем более затруднено коммуникативное развитие ребенка и его личностное становление. Он не стремится к общению с новыми людьми и сверстниками, что приводит к речевой дисфункции и отсутствии желания к обучению и труду, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья и прогрессированию имеющихся видов заболеваний.
На сегодняшний день практикуется инклюзивное воспитание и образование детей-инвалидов. Инклюзия подразумевает совместное времяпровождение здоровых и больных людей, при этом они учатся общаться друг с другом, познавать окружающий мир. Адаптация в обществе детей с проблемами со здоровьем в таких случаях имеет положительный результат, и даже самые “тяжелые” больные при хорошем отношении и заботе проявляют интерес к обществу и социальной активности.
Диагностика патологии
Диагноз «олигофрения» врач устанавливает на основании всех бытовых навыков, а также психологического состояния больного. При этом изучается история болезни, оценивается уровень его социальной адаптации, изучается тест на уровень IQ. Также может быть показано проведение МРТ, ЭЭГ, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз.
Правильная и всеобщая диагностика олигофрении необходима для того, чтобы исключить аутизм у ребенка раннего возраста. Так как эта патология также может сочетаться с умственной отсталостью
Лечение аутизма отличается, поэтому крайне важно поставить точный диагноз
В обследовании олигофрении выделяют:
- Умственную отсталость, при которой развитие пациента нарушается, ухудшаются интеллектуальные, когнитивные, моторные и речевые возможности.
- Олигофрения, которая возникла в сочетании с другими патологическими нарушениями ЦНС, при соматических расстройствах.
- Слабоумие, которое возникло в результате неблагоприятных социальных условий.
- Изменение IQ.
- Диагностика степени выраженности поведенческих нарушений, в особенности, если нет никаких сопутствующих факторов.
Вышеописанные критерии диагностики включены в систему МКБ-10, по которой определяют степень олигофрении.
Симптомы олигофрении
Главные признаки патологии – полное поражение функций человека, при которых наблюдается снижение интеллекта, нарушение речи, памяти, появление изменений в эмоциях. Человек при этом не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не воспринимает адекватно происходящее, не в состоянии переработать информацию, полученную из источников. Кроме этого, часто у взрослых наблюдаются нарушения в работе двигательного аппарата.
Все факторы, которые провоцируют олигофрению, вызывают соматические и психологические расстройства.
Проявления умственной неразвитости определяются, прежде всего, нарушением памяти и речи у ребенка или взрослого. При этом страдает образное мышление, человек не в состоянии абстрагироваться.
Умеренная умственная отсталость характеризуются менее выраженными симптомами. Человек при легкой форме олигофрении не способен самостоятельно принимать решения, анализировать происходящее, выходить за рамки текущей ситуации, также наблюдается снижение концентрации внимания. Такому пациенту трудно сидеть на одном месте или выполнять одно и то же задание слишком долго.
Ребенок, при легкой стадии олигофрении избирательно запоминает имена, цифры, названия. При разговоре можно заметить, что речь упрощенная, словарный запас мал.
Олигофрения в тяжелой форме характеризуется существенным нарушением памяти и внимания ребенка. Такому малышу трудно читать, иногда способность к чтению полностью отсутствует. Лечить деток при тяжелых формах олигофрении гораздо сложнее. Если ребенок не умеет читать, потребуется много времени (несколько лет), чтобы научить малыша распознавать буквы. Но даже это не сможет гарантировать возможность ребенку понимать прочитанное.
Лечение умственной отсталости
Терапия пациентов с олигофренией сложная. Универсального метода, позволяющего проводить лечение для всех пациентов с умственной отсталостью, нет. Однако общее состояние таких больных может быть улучшено с помощью медикаментозного лечения или народных средств.
Как правило, терапия болезни включает в себя:
- Фармакотерапию транквилизаторами, нейролептиками, ноотропами, витаминными комплексами, аминокислотами.
- Корректирующие упражнения для деток, страдающих слабоумием. При этом упражнения проводятся в присутствии доктора, логопеда, психолога.
- Занятия с целью реабилитации пациентов.
- Адаптивную физкультуру, при которой комплекс упражнений будет подобран врачом в индивидуальном порядке.
- Народную медицину с использованием различных целебных отваров из трав, цветов. Благодаря таким методам удается уменьшить психоз, снять головную боль.
Профилактика
Профилактика олигофрении основана, прежде всего, на планировании беременности и на серьезном подходе к здоровью своего будущего ребенка. Врачи рекомендуют всем, кто планирует забеременеть, обратиться за консультацией в медицинский центр, где будущие родители смогут пройти полное обследование на исключение невыявленных патологий своего организма. Благодаря современным методам диагностики удается диагностировать и вылечить множество болезней, которые могут изменить ход беременности, и повлиять на развитие будущего ребенка.
Кроме планирования беременности, необходимо соблюдать все рекомендации специалиста в период вынашивания ребенка.
Степени умственной отсталости
Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.
Степени умственной недоразвитости делятся на:
- легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
- среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
- тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.
Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.
К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.
Легкая форма или дебильность
Данный вариант является самым лёгким по клиническому течению олигофрении. Ее считают одним из самых распространённых вариантов поражения психики у человека, так как к ней относят больше половины всех случаев умственной отсталости. В клинической практике под термином «дебильность» понимают также умственную субнормальность или легкую олигофрению.
Причины
В качестве причин, которые приводят к появлению дебильности, выделяют наследственный фактор. К нему следует отнести ферментопатию, эндокринопатию или микроцефалию. Кроме того, большое значение играет и негативное влияние различных факторов на организм плода. Наиболее опасными состояниями, которые формируют патологии в организме плода, являются инфекции, которые женщина перенесла во время беременности, наличие резус-конфликта и гипоксии. Немаловажная роль уделяется и токсическим воздействиям, таким как табакокурение, алкоголизм и наркомания. Данные факторы приводят к образованию врожденной дебильности.
Существуют также причины, которые приводят к формированию приобретённых форм умственной отсталости. Среди них полученные родовые травмы, асфиксические состояния, гидроцефалия, сформировавшаяся в результате инфекций раннего детства.
Симптомы
Клиническими проявлениями данной формы умственной отсталости является отсутствие способности к выработке сложных понятий, обобщающих умозаключений и возможности абстрактного мышления.
Мышление у детей с данной формой отсталости носит наглядно-образный тип. В данном случае ребёнок будет способен воспринимать лишь внешнюю часть событий, которые вокруг него происходят. Объяснение полной ситуации и ее разбор оказывается затруднительным. При просмотре изображения, а также необходимости сравнения нескольких предметов возникает проблема выявления внутренней связи, а также возможности поиска общей связи.
Родители часто приводят детей с данной формой отсталости к логопеду, так как беспокоит вопрос недоразвития речи, согласно возрасту. Кроме того, может возникать проблема, связанная с обеднением словарного запаса, наличием аграмматизма, косности и замедленности речи. Даже несмотря на хорошую ориентировку в обыденной ситуации, пациент не может обобщать все происходящие события и мыслить абстрактно.
Возможность обучения
Дети, которые посещают общеобразовательную школу, сталкиваются с проблемами при обучении. Сложнее всего обстоят дела с русским языком и литературой, так как они не могут запоминать и понимать правила правописания, пересказать прочитанный или прослушанный текст, а также понять, что им требуется сделать согласно полученным заданиям. При обучении математике ребёнок не может считать и решать логические задачи. При этом, стоит отметить, что у таких пациентов часто проявляются другие возможности. Во время дополнительного развития часто выявляется абсолютный слух, отличная механическая память, художественный талант и возможность воспроизведения в уме задач с большим количеством крупных цифр.
Родители отмечают, что дети начинают подражать окружающим, перенимать чужие взгляды и мысли и стараться их копировать. Это связано с тем, что познавательная способность снижена, а эстетические и нравственные качества ограничены. Из-за слабости воли они подвержены легкой внушаемости, исполнению воли других людей и действий, которые могут принести опасность для человека. Люди с легкой дебильностью часто становятся преступниками, не осознавая умысла в своих действиях.
Характеры могут быть различными, от добродушного до выраженного агрессивного. В период полового созревания появляется усиленное примитивное влечение, например, повышенная половая активность. Выглядят они также, как и здоровые люди.
Стадии умственной отсталости
Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:
- Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
- Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
- Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
- Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.
Идиотия
Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.
Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.
Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:
- структурные повреждения мозга в грубых формах;
- многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
- частые приступы эпилепсии;
- пороки строения внутренних органов и систем.
Имбецильность
Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.
Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:
- легкую степень;
- среднюю степень;
- и тяжелую степень проявления патологии.
При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:
- Они сильно внушаемые люди.
- Имбецилы довольно неряшливы.
- Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
- Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
- Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.
Дебильность
Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:
- легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
- умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
- тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).
Баллы определения уровня IQ основываются на проведении комплексных мер по диагностированию патологии.
Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:
- У них нарушено абстрактное мышление.
- Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
- Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
- Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
- Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.
Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.
Классификация олигофрении
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.
Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:
- по степени выраженности;
- по М. С. Певзнер;
- альтернативная классификация.
На сегодня в медицинской практике используют двухуровневую классификацию, которая основывается на тяжести поражения человека вредоносными факторами и временем, в рамках которого происходят необратимые изменения.
Принято определять следующие виды олигофрении:
- Семейные формы олигофрении.
- Дифференцированные формы болезни.
- Наследственная форма.
- Клинические формы.
- Астетические формы.
- Атипичные формы.
Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:
- Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
- Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
- Фенилпировиноградная олигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
- Патология Лангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
- Пилвиаднная олигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
- Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
- Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
- Резидуальная олигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.