Лекция по психологии общения на тему Виды, уровни и функции общения. модели общения. Каналы и средства общения
Цели и роль общения в психологии
Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении. Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека. Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.
Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.
Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:
- установление контакта (личностного или делового);
- организация совместной деятельности;
- получение или обмен информацией;
- оказание влияния на психическое и эмоциональное состояние другого человека;
- общение ради общения, времяпровождение в компании приятной личности.
Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей. Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь. Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.
Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:
- Во время делового общения приобретаются и развиваются профессиональные и организаторские способности, необходимые для карьерного роста или построения и ведения бизнеса.
- В личностном общении формируется личность человека, совершенствуются некоторые черты характера, происходит формирование интересов, привычек, склонностей, усвоение нравственных норм и правил, определяются жизненные цели и пути их достижения.
Личностное общение
- Процесс когнитивного общения обогащает человека новыми знаниями, способствует его интеллектуальному развитию.
- Кондиционные и мотивационные виды общения готовят психологическую базу для дальнейшего развития и стимулируют желание добиться поставленной цели.
- Социальное общение способствует удовлетворению общественных человеческих потребностей, образовывая группы, коллективы, организации, нации, государства и человечество в целом.
- Через опосредованные связи человек строит собственную базу из средств общения, на основе которой происходят самообразование и самовоспитание индивида, а также умение управлять своим общением.
- Коммуникативные возможности развиваются во время невербального общения, что способствует формированию межличностных контактов и открытию новых горизонтов для совершенствования человека.
- Понимание человеческой речи, а также обучение говорению происходит во время вербального общения, то есть оно является основой интеллектуального и личностного развития индивида.
Понятие и виды общения
В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:
- Прямая и опосредованная.
- Терапевтическая.
- Групповая и межгрупповая.
- Межличностная.
- Массовая.
- Криминогенная.
- Интимная.
- Доверительная.
- Конфликтная.
- Личная.
- Деловая.
- Ненасильственная.
В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа. Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.
Общение включает такие аспекты:
- Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
- Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
- Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.
Понятие этика общения
Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».
Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.
Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.
Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.
Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.
Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
«Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне
Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер
Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
- Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
- Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
- Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
- Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.
Невербальная коммуникация.
В
ситуации языкового дефицита (отсутствие
языковых средств) можно общаться при
помощи средств невербальных (несловесных).
Они появились гораздо раньше речи,
поэтому их иногда называют естественным,
то есть не изобретенным человеком, а
данным ему от природы инструментом
общения.
Невербальные
средства общения подразделяются на
группы:
а) кинесические (от
греч. Kinetis- движение) –
зрительно воспринимаемые движения
другого человека, выполняющие выразительно
– регулятивную функцию в общении. К ним
относятся поза, жест, мимика, взгляд,
походка, направление движения.
б) просодические (от
греч. Prosoidia– ударение,
припев) – ритмико – информационные
особенности речи: высота и громкость
голосового тона, тембр голоса, сила
ударения.
в) экстралингвистические
(лат. Extra– вне, сверх, лат.Lingua- язык) – включенные
в речь психофизиологические проявления.
Это пауза, вздохи, кашель, смех, плач и
прочие.
г) такесические (от
лат. Taktus– прикосновение,
ощущение) – это динамическое прикосновение
в форме рукопожатия, похлопывание по
плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновение
телом.
д) запах издаваемый
партнерами (редко отличается в
академической литературе как невербальное
средство общения).
Функции и виды общения
Функции общения в психологии бывают следующими:
- Инструментальная – способ социальных взаимоотношений, направленный на получение и передачу информации, необходимой для выполнения определенных действий в каждой конкретной ситуации. Такое общение не направлено на получение удовлетворения от контакта, а используется как процесс обмена некими сведениями.
- Трансляционная – используется для передачи точных приемов деятельности, выражения мнения и оценки того или иного события либо явления.
- Интегративная – средство коммуникации и объединения партнеров в процессе совместной деятельности.
- Информационная – служит для восприятия и трансляции информации.
- Контактная – необходима для установления связей в условиях взаимной готовности партнеров общения к обмену сведениями.
- Осмысления – включает в себя не только восприятие информации, но и ее понимание всеми участниками акта общения.
- Амотивная – пробуждение у партнера требуемого эмоционального отклика на передаваемые сведения, изменение уже имеющихся чувств и состояний.
- Познавательная – помогает аккумулировать информацию в процессе общения с людьми, способствует установлению взаимопонимания в социальной группе, компенсирует недостаток знаний у некоторых членов сообщества.
- Общественно-психологического отклика – проявляется в том, что информация, воспринятая и обработанная одним членом социальной группы, становится средством взаимовлияния и взаимообмена со всей группой.
- Регулятивная – оказывает прямое или косвенное влияние на мировоззрение, самооценку и поведение всех членов данного социального сообщества. Позволяет согласовывать совместную деятельность, координирует и направляет действия всех участников.
- Социализирующая – позволяет партнерам освоить приемлемые коммуникативные навыки и умения, способствующие эффективному взаимодействию с другими людьми как внутри социальной группы, так и вне ее.
- Управленческая – позволяет изменять направление деятельности одного или нескольких людей в сторону, нужную лидеру группы.
Управленческая функция общения
- Перцептивная – межличностное оценивание и понимание партнера, его поведения и психологических характеристик (эмоции, способности, мысли, цели и мотивы).
Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:
- количества участников (групповые и индивидуальные);
- способа общения (вербальные или невербальные);
- расстояния между партнерами (контактные и дистанционные);
- условий общения (официальные и неофициальные).
Общение это…
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то
Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.)
Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
- Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
-
– это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
- Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Основная задача человека в общении с другими людьми. Характеристика экзистенциального одиночества.
Общение как взаимоотношение между
субъектами начинается с появления
ребенка на свет.
В отечественной психологии установлено,
что развитие ребенка, его социализация
(то есть превращена в общественного
человека) начинается с общения его с
близкими людьми. например, Эльконин
Д.Б. общение рассматривает как ведущий
вид деятельности в развитии психики
человека. Эмоциональное общение ребенка
с матерью – первый вид его деятельности,
в котором он выступает с матерью в
качестве субъекта общения. Развитие
ребенка зависит от того, с кем он общается,
каков круг и характер его общения.
В процессе общения ребенок усваивает
общечеловеческий опыт, накапливает
знания, овладевает умениями и навыками,
формирует свое самосознание, сознание
и мировоззрение.
Наибольшую значимость общение приобретает
в системе образования, в обучении и
воспитании детей. Общение в системе
образования называют педагогическим.
Субъектами педагогического общения
являются учителя, школьники, родители.
Общение имеет огромное значение в
развитии общества. Вне общения человеческое
общество просто немыслимо. Общение в
обществе выступает как способ существования
индивидов, и как способ развития этих
индивидов.
Особенности общения индивидов
в обществе изучаются в курсе «социальная
психология». Но всегда это субъект-субъектные
отношения. Человек как субъект общения
имеет свои особенности. При таком общении
люди обмениваются знаниями, интересами,
чувствами и т.д.
Исследование психологических
особенностей общения можно проводить
посредством выделения его функций.
1. Обмен информацией. Обмен информацией
осуществляется посредством знаковых
систем.
Вербальная коммуникация – когда в
качестве знаковой системы используется
речь невербальная – другие знаковые
системы.
Эффективность общения предполагает
общий язык, образование, культура. Речь
делится на внешнюю – ориентированную
на других и внутреннюю – для себя.
Внешняя речь делится на устную и
письменную. Устная – на монологическую
(в форме лекций, докладов) и диалогическую
(разговор, поддерживаемый собеседниками).
Диалог предполагает уникальность и
равенство партнеров; различие и
оригинальность точек зрения; ориентацию
на понимание и т.д.
В процессе общения встречаются такие
виды диалога как фактический – обмен
информацией для поддержания диалога
(ритуал), информационный – обмен
информацией; дискуссионный – столкновение
точек зрения на обсуждаемый предмет;
исповедальный – обмен чувствами и
переживаниями.
В процессе восприятия и понимания
большую роль играют установки, приводящие
к возникновению эффектов ореола – это
заранее сложившиеся представления о
человеке, эффект новизны – более новая
информация о человеке оказывается
наиболее значимой. Эффект стереотипизации
– это устойчивый образ явления, которым
пользуются в общении как средством
сокращения процесса познания человека.
Общение включает в себя такие способы
воздействия друг на друга как заражение
– это бессознательная подверженность
индивида определенным психологическим
состояниям.
Внушение – целенаправленное,
неаргументированное воздействия одного
человека на другого.
Подражание – следование в поведении
примеру, образцу.
Экзистенциальное одиночество связано,
во-первых, с постижением себя как
целостной реальности, соотнесения себя
с природой. Если эта потребность не
удовлетворяется, то возникает ощущение
одиночества в виде тоски по Родине,
общению с природой. В общении с другими
людьми этот вид одиночества исчезнуть
не может (его можно лишь на время
приглушить), так как причины его лежат
вне сферы человеческих коммуникаций.
Встречается это переживание не у всех,
а лишь у людей определённых профессий,
тесно связанных с природой и т.п.
Во-вторых, у некоторых личностей сильно
развита потребность в причастности к
Богу, мистическому. При её фрустрации
возникает специфическое переживание
одиночества. Это сильнейший мотивирующий
фактор, приводящий к образованию сект,
порождающий религиозный фанатизм.
В-третьих, у человека может остаться
неудовлетворённой сильнейшая потребность
в осознании собственной уникальности.
Человек, переживающий
самоотчуждение, осознаёт, что развитие
одной стороны «Я» сводит на нет, развитие
остальных и чувствует дискомфорт.
Выражается этот вид одиночества также
в виде стремления к «истинному Я».
Влияние общения на жизнь человека
Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.
Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.
Общение родителей и детей
Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.
Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:
- Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
- Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
- Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
- Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
- Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.
Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником
Виртуальное общение
Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.
Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.
Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.
Позитивное общение со сверстниками
Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Итог
Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.
Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.