Геронтопсихология
Что такое геронтопсихология
Название научной дисциплины, изучающей психические аспекты старения, происходит от греческих слов геронтос – старец и психея (психе) – душа. Буквальный перевод слова «геронтопсихология» или «психогеронтология» означает «наука, изучающая душу старца».
Оперирует психогеронтология такими понятиями, как старость, пожилой возраст, старение. Прослеживается связь геронтопсихологии с другими науками. Общие задачи и цели существуют между психогеронтологией, психологией, геронтологией, социологией.
Перечисленные науки изучают старость – отрезок жизни, предваряющий смерть, закономерно завершающий жизнь индивида. Согласно ВОЗ, ее условно подразделяют на этапы:
- 60-74 года – пожилой человек;
- 75-89 – старческий возраст;
- 90 и более – долгожители.
Общая характеристика геронтопсихологии, как раздела науки о закономерностях психического старения личности, сформирована современными психологами. Само появление науки вызвано ростом числа престарелых людей.
Значение старости, как периода развития личности человека, усилилось в 21 веке в связи с общим постарением населения в развитых странах. Из-за низкой рождаемости и увеличения продолжительности жизни доля молодежи до 15 лет в Европе снизилась, а доля людей старше 64 лет возросла.
Так, доля молодежи до 15 лет в Германии и Великобритании составляет 13,3% и 17,3%, численность лиц старше 64 лет – 20,6% и 16,5%. Для сравнения, в странах с недостаточно развитой экономикой Бангладеш и Индия молодежи до 15 лет 34,3% и 29,7%, а пожилых старше 64 лет – 4,7% и 5,5% соответственно.
Постарение населения и увеличение доли пенсионеров, достигающей в некоторых странах 15%, вызвало появление социально-психологических и экономических проблем. Обостряется проблема постарения человечества исчезновением семьи, состоящей из нескольких поколений, и, как следствие, увеличивается число одиноких стариков, требующих попечения государства.
Потребность в снижении социально-психической нагрузки на человечество привела к появлению нового раздела возрастной психологии. Ввел понятие, что такое геронтопсихология, определение этого современного термина, как одного из разделов психологии, дал Стенли Холл в работе «Психология позднего периода жизни».
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Определение геронтопсихологии, ее задачи. Основные категории и понятия геронтопсихологии. Структура и основные проблемы геронтопсихологии. История развития геронтопсихологии как науки. Методы геронтопсихологии.
Тема 2. Психологические и социальные теории старения.
Традиционные точки зрения на старение. Теория изнашивания Старение как «израсходование жизненной материи в клетках».
Математическая модель старения и старости. Теория А.А.Богомольца.
Теория «дисгармонии и внутренних противоречий».
Тема 3. Понятие о психическом старении.
Молекулярные и клеточные механизмы старения. Роль и место старости в онтогенезе человека. Виды старения. Положение старого человека в обществе. Образ жизни и проблемы старения.
Тема 4. Высшие психические функции и их расстройства в старости.
Ощущения и восприятие, их расстройство в старости. Мышление, расстройства мышления. Речь экспрессивная и импрессивная. Афазия и ее виды. Память и ее расстройства. Интеллект и его расстройства. Воля и влечение у пожилых людей. Эмоции. Депрессивные расстройства в старости.
Сознание и его расстройства.
Тема 5. Адаптация к старости. Профессиональное старение.
Принципы реабилитации в предпенсионном возрасте. Мотивация продолжения трудовой деятельности. Адаптация к пенсионному периоду жизни.
Тема 6. Индивидуальные особенности старения.
Характерологические особенности и старение. Влияние образа жизни на процесс старения. Одиночество, личностная и профессиональная невостребованность как основные психологические проблемы старых людей.
Тема 7. Личность пожилого человека.
Акцентуации характера у пожилых людей. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте. Особенности системы отношений в пожилом возрасте. Семейная жизнь в пожилом возрасте. Жестокое обращение и пренебрежение по отношению к престарелым в семье.
Тема 8. Психологическая работа с пожилыми и старыми людьми Актуальность и значимость психологической работы с пожилыми людьми. Особенности пожилого человека как клиента. Требования к профессионализму при работе с пожилыми людьми. Методы работы с пожилыми людьми.
Принятие и творчество
К сожалению, относительно старости сформированы пагубные стереотипы, которые наносят вред не только пожилым людям, но и обществу в целом. В старости процессы развития и творческой активности индивида продолжаются, и задача общества – лишить старость стигмы. Изучающий старение легко обнаружит, что, несмотря на снижение активности, человек и в возрасте за 60 лет способен на открытия, увлечения, активную и созидательную жизнь.
Можно постулировать, что старость – это не регресс, а бесценный отрезок жизни, в котором человеку предоставлены все возможности для переосмысления опыта и постижения прожитого в целостности. Для пожилого человека жизненно необходимо иметь деятельность, которая его увлекает помимо работы. Это снизит стресс и позволит после ухода с работы быть при деле и не чувствовать пустоты, при этом реализовывая свой потенциал.
Рекомендуем: Аггравация — это
Из-за повышенной вероятности ипохондрии в старости, копания в себе и поиска болезней пожилому человеку придется научиться контролировать свое внимание. Полезно приобщение его к различным формам социальной активности, взаимодействие с людьми его возраста или взглядов – благотворительность, религия, объединение в сообщества по интересам
Психологи подчеркивают: вряд ли получится быть счастливым в старости, если к ней не подготовиться. И морально, и продумав возможные исходы будущего. Необходимо выбрать себе подходящую альтернативную работе форму активности и обогатить жизнь задолго до старости. Предусмотреть возможность того, что мы можем лишиться и бодрости, и свободы, а значит, потребуется подготовить окружение, в котором можно будет достойно жить, даже будучи прикованным к постели.
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
«» 2011 г. Старший преподаватель кафедры Протокол № психологии труда, организационной и клинической психологии Зав. кафедрой Бессонова Л.А.
Тверь Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов. В основу рабочей программы положены требования, указанные в стандартах, содержание типовой программы по геронтопсихологии для студентов – психологов, использован практический опыт специалистов, работающих в социальной сфере.
Геронтопсихология изучает возрастные особенности людей пожилого и старческого возраста. Выделение периода геронтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально- экономических, биологических и психологических причин. В первую очередь, следует отметить изменения в демографическом составе популяции, достаточно устойчивой остается тенденция увеличения пожилого населения.
С одной стороны, пожилые люди- это социально активная часть населения, принимающая участие в воспитании подрастающего населения, в политической жизни, в трудовой деятельности. И знание возрастных особенностей данной категории обеспечивает оптимизацию взаимодействия в различных сферах социальной жизни. С другой стороны, некоторые пожилые люди, и особенно старики, нуждаются в поддержке не только близких людей, но и социальных работников, психологов, социальных педагогов и представителей других профессий, направленных на работу с людьми.
УМК по курсу «Геронтопсихология» предназначена для студентов факультета психологии и социальной работы и включает в себя: учебную и рабочую программы, список рекомендуемой учебной литературы;
методические рекомендации по изучению курса, рекомендации по выполнению практических занятий; программу итогового зачета по данной дисциплине; методические материалы для самоконтроля студентов и систематического контроля преподавателем текущих результатов изучения дисциплины.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психофизиология».
Цель курса: Формирование основных понятий по геронтопсихологии, овладение знаниями психологических особенностей людей пожилого и старческого возраста.
Задачи:
Сформировать теоретические представления о специфике психического развития в период геронтогенеза Сформировать знания о специфике психологических проблем в пожилом и старческом возрасте Повысить уровень знаний об оказании психологической помощи людям пожилого и старческого возраста В результате изучения учебной дисциплины «Геронтопсихология»
обучающиеся должны:
— знать:
психологические и социальные теории развития человека на поздних этапах онтогенеза;
систему методов изучения процессов психического старения;
специфику изменения высших психических функций в пожилом и старческом возрасте;
характер влияния возрастного фактора на профессиональную деятельности и переподготовку;
уровни и виды адаптации, их специфику в пожилом и старческом возрасте;
технологии психологического сопровождения людей пожилого и старческого возраста;
— уметь:
подбирать методики патопсихологического обследования в пожилом и старческом возрасте;
определять признаки продуктивных и непродуктивных стратегий адаптации к поздним периодам жизненного пути;
разрабатывать программы психологического сопровождения сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов;
вести просветительскую работу, направленную на профилактику негативных психических изменений в старости;
разновозрастном трудовом коллективе, предупреждать «конфликты поколений»;
формировать готовность к освоению собственных возрастновременных изменений;
способностью к эффективному взаимодействию с клиентами пожилого возраста; технологией возрастно-психологического консультирования;
способами индивидуализации психологического воздействия на пожилых сотрудников организации с учетом их особенностей;
способами мотивирования жизненной активности в позднем возрасте.
Форма итогового контроля — экзамен
цепнмрнояхункнцхъ
╚╩ 2011 Ц. яРЮПЬХИ ОПЕОНДЮБЮРЕКЭ ЙЮТЕДПШ оПНРНЙНК ╧ ОЯХУНКНЦХХ РПСДЮ, НПЦЮМХГЮЖХНММНИ Х ЙКХМХВЕЯЙНИ ОЯХУНКНЦХХ гЮБ. ЙЮТЕДПНИ аЕЯЯНМНБЮ к.ю.
рБЕПЭ оНЪЯМХРЕКЭМЮЪ ГЮОХЯЙЮ.
дЮММЮЪ ОПНЦПЮЛЛЮ ЯНЯРЮБКЕМЮ Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЛХ РПЕАНБЮМХЪЛХ Й НАЪГЮРЕКЭМНЛС ЛХМХЛСЛС ЯНДЕПФЮМХЪ Х СПНБМЧ ОНДЦНРНБЙХ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ. б НЯМНБС ПЮАНВЕИ ОПНЦПЮЛЛШ ОНКНФЕМШ РПЕАНБЮМХЪ, СЙЮГЮММШЕ Б ЯРЮМДЮПРЮУ, ЯНДЕПФЮМХЕ РХОНБНИ ОПНЦПЮЛЛШ ОН ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ ДКЪ ЯРСДЕМРНБ √ ОЯХУНКНЦНБ, ХЯОНКЭГНБЮМ ОПЮЙРХВЕЯЙХИ НОШР ЯОЕЖХЮКХЯРНБ, ПЮАНРЮЧЫХУ Б ЯНЖХЮКЭМНИ ЯТЕПЕ.
цЕПНМРНОЯХУНКНЦХЪ ХГСВЮЕР БНГПЮЯРМШЕ НЯНАЕММНЯРХ КЧДЕИ ОНФХКНЦН Х ЯРЮПВЕЯЙНЦН БНГПЮЯРЮ. бШДЕКЕМХЕ ОЕПХНДЮ ЦЕПНМРНЦЕМЕГЮ Х ХГСВЕМХЕ ОПНАКЕЛ ЯРЮПЕМХЪ ЯБЪГЮМШ Я ЙНЛОКЕЙЯНЛ ЯНЖХЮКЭМН- ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ, АХНКНЦХВЕЯЙХУ Х ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ ОПХВХМ. б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ, ЯКЕДСЕР НРЛЕРХРЭ ХГЛЕМЕМХЪ Б ДЕЛНЦПЮТХВЕЯЙНЛ ЯНЯРЮБЕ ОНОСКЪЖХХ, ДНЯРЮРНВМН СЯРНИВХБНИ НЯРЮЕРЯЪ РЕМДЕМЖХЪ СБЕКХВЕМХЪ ОНФХКНЦН МЮЯЕКЕМХЪ.
я НДМНИ ЯРНПНМШ, ОНФХКШЕ КЧДХ- ЩРН ЯНЖХЮКЭМН ЮЙРХБМЮЪ ВЮЯРЭ МЮЯЕКЕМХЪ, ОПХМХЛЮЧЫЮЪ СВЮЯРХЕ Б БНЯОХРЮМХХ ОНДПЮЯРЮЧЫЕЦН МЮЯЕКЕМХЪ, Б ОНКХРХВЕЯЙНИ ФХГМХ, Б РПСДНБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. х ГМЮМХЕ БНГПЮЯРМШУ НЯНАЕММНЯРЕИ ДЮММНИ ЙЮРЕЦНПХХ НАЕЯОЕВХБЮЕР НОРХЛХГЮЖХЧ БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ Б ПЮГКХВМШУ ЯТЕПЮУ ЯНЖХЮКЭМНИ ФХГМХ. я ДПСЦНИ ЯРНПНМШ, МЕЙНРНПШЕ ОНФХКШЕ КЧДХ, Х НЯНАЕММН ЯРЮПХЙХ, МСФДЮЧРЯЪ Б ОНДДЕПФЙЕ МЕ РНКЭЙН АКХГЙХУ КЧДЕИ, МН Х ЯНЖХЮКЭМШУ ПЮАНРМХЙНБ, ОЯХУНКНЦНБ, ЯНЖХЮКЭМШУ ОЕДЮЦНЦНБ Х ОПЕДЯРЮБХРЕКЕИ ДПСЦХУ ОПНТЕЯЯХИ, МЮОПЮБКЕММШУ МЮ ПЮАНРС Я КЧДЭЛХ.
слй ОН ЙСПЯС ╚цЕПНМРНОЯХУНКНЦХЪ╩ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ЯРСДЕМРНБ ТЮЙСКЭРЕРЮ ОЯХУНКНЦХХ Х ЯНЖХЮКЭМНИ ПЮАНРШ Х БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ: СВЕАМСЧ Х ПЮАНВСЧ ОПНЦПЮЛЛШ, ЯОХЯНЙ ПЕЙНЛЕМДСЕЛНИ СВЕАМНИ КХРЕПЮРСПШ;
ЛЕРНДХВЕЯЙХЕ ПЕЙНЛЕМДЮЖХХ ОН ХГСВЕМХЧ ЙСПЯЮ, ПЕЙНЛЕМДЮЖХХ ОН БШОНКМЕМХЧ ОПЮЙРХВЕЯЙХУ ГЮМЪРХИ; ОПНЦПЮЛЛС ХРНЦНБНЦН ГЮВЕРЮ ОН ДЮММНИ ДХЯЖХОКХМЕ; ЛЕРНДХВЕЯЙХЕ ЛЮРЕПХЮКШ ДКЪ ЯЮЛНЙНМРПНКЪ ЯРСДЕМРНБ Х ЯХЯРЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЙНМРПНКЪ ОПЕОНДЮБЮРЕКЕЛ РЕЙСЫХУ ПЕГСКЭРЮРНБ ХГСВЕМХЪ ДХЯЖХОКХМШ.
хГСВЕМХЧ ЙСПЯЮ ОПЕДЬЕЯРБСЧР ЯКЕДСЧЫХЕ ДХЯЖХОКХМШ: ╚нАЫЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ╩, ╚оЯХУНКНЦХЪ ПЮГБХРХЪ Х БНГПЮЯРМЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ╩, ╚оЯХУНТХГХНКНЦХЪ╩.
жЕКЭ ЙСПЯЮ: тНПЛХПНБЮМХЕ НЯМНБМШУ ОНМЪРХИ ОН ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ, НБКЮДЕМХЕ ГМЮМХЪЛХ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ НЯНАЕММНЯРЕИ КЧДЕИ ОНФХКНЦН Х ЯРЮПВЕЯЙНЦН БНГПЮЯРЮ.
гЮДЮВХ:
яТНПЛХПНБЮРЭ РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ Н ЯОЕЖХТХЙЕ ОЯХУХВЕЯЙНЦН ПЮГБХРХЪ Б ОЕПХНД ЦЕПНМРНЦЕМЕГЮ яТНПЛХПНБЮРЭ ГМЮМХЪ Н ЯОЕЖХТХЙЕ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНАКЕЛ Б ОНФХКНЛ Х ЯРЮПВЕЯЙНЛ БНГПЮЯРЕ оНБШЯХРЭ СПНБЕМЭ ГМЮМХИ НА НЙЮГЮМХХ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ОНЛНЫХ КЧДЪЛ ОНФХКНЦН Х ЯРЮПВЕЯЙНЦН БНГПЮЯРЮ б ПЕГСКЭРЮРЕ ХГСВЕМХЪ СВЕАМНИ ДХЯЖХОКХМШ ╚цЕПНМРНОЯХУНКНЦХЪ╩
НАСВЮЧЫХЕЯЪ ДНКФМШ:
— ГМЮРЭ:
ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ Х ЯНЖХЮКЭМШЕ РЕНПХХ ПЮГБХРХЪ ВЕКНБЕЙЮ МЮ ОНГДМХУ ЩРЮОЮУ НМРНЦЕМЕГЮ;
ЯХЯРЕЛС ЛЕРНДНБ ХГСВЕМХЪ ОПНЖЕЯЯНБ ОЯХУХВЕЯЙНЦН ЯРЮПЕМХЪ;
ЯОЕЖХТХЙС ХГЛЕМЕМХЪ БШЯЬХУ ОЯХУХВЕЯЙХУ ТСМЙЖХИ Б ОНФХКНЛ Х ЯРЮПВЕЯЙНЛ БНГПЮЯРЕ;
УЮПЮЙРЕП БКХЪМХЪ БНГПЮЯРМНЦН ТЮЙРНПЮ МЮ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМСЧ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ Х ОЕПЕОНДЦНРНБЙС;
СПНБМХ Х БХДШ ЮДЮОРЮЖХХ, ХУ ЯОЕЖХТХЙС Б ОНФХКНЛ Х ЯРЮПВЕЯЙНЛ БНГПЮЯРЕ;
РЕУМНКНЦХХ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНОПНБНФДЕМХЪ КЧДЕИ ОНФХКНЦН Х ЯРЮПВЕЯЙНЦН БНГПЮЯРЮ;
— СЛЕРЭ:
ОНДАХПЮРЭ ЛЕРНДХЙХ ОЮРНОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН НАЯКЕДНБЮМХЪ Б ОНФХКНЛ Х ЯРЮПВЕЯЙНЛ БНГПЮЯРЕ;
НОПЕДЕКЪРЭ ОПХГМЮЙХ ОПНДСЙРХБМШУ Х МЕОПНДСЙРХБМШУ ЯРПЮРЕЦХИ ЮДЮОРЮЖХХ Й ОНГДМХЛ ОЕПХНДЮЛ ФХГМЕММНЦН ОСРХ;
ПЮГПЮАЮРШБЮРЭ ОПНЦПЮЛЛШ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН ЯНОПНБНФДЕМХЪ ЯНРПСДМХЙНБ ОПЕДОЕМЯХНММНЦН Х ОЕМЯХНММНЦН БНГПЮЯРНБ;
БЕЯРХ ОПНЯБЕРХРЕКЭЯЙСЧ ПЮАНРС, МЮОПЮБКЕММСЧ МЮ ОПНТХКЮЙРХЙС МЕЦЮРХБМШУ ОЯХУХВЕЯЙХУ ХГЛЕМЕМХИ Б ЯРЮПНЯРХ;
ПЮГМНБНГПЮЯРМНЛ РПСДНБНЛ ЙНККЕЙРХБЕ, ОПЕДСОПЕФДЮРЭ ╚ЙНМТКХЙРШ ОНЙНКЕМХИ╩;
ТНПЛХПНБЮРЭ ЦНРНБМНЯРЭ Й НЯБНЕМХЧ ЯНАЯРБЕММШУ БНГПЮЯРМНБПЕЛЕММШУ ХГЛЕМЕМХИ;
ЯОНЯНАМНЯРЭЧ Й ЩТТЕЙРХБМНЛС БГЮХЛНДЕИЯРБХЧ Я ЙКХЕМРЮЛХ ОНФХКНЦН БНГПЮЯРЮ; РЕУМНКНЦХЕИ БНГПЮЯРМН-ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН ЙНМЯСКЭРХПНБЮМХЪ;
ЯОНЯНАЮЛХ ХМДХБХДСЮКХГЮЖХХ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНЦН БНГДЕИЯРБХЪ МЮ ОНФХКШУ ЯНРПСДМХЙНБ НПЦЮМХГЮЖХХ Я СВЕРНЛ ХУ НЯНАЕММНЯРЕИ;
ЯОНЯНАЮЛХ ЛНРХБХПНБЮМХЪ ФХГМЕММНИ ЮЙРХБМНЯРХ Б ОНГДМЕЛ БНГПЮЯРЕ.
тНПЛЮ ХРНЦНБНЦН ЙНМРПНКЪ — ЩЙГЮЛЕМ
Реальность и мифы
Хотя общие возрастные физические изменения неотвратимы, исследования, проведенные среди пожилых людей в США, говорят о том, что распространенность психических расстройств среди них ниже по сравнению с другими группами. К тому же пожилые люди чаще отзываются о своей жизни с наибольшей удовлетворенностью.
Каждый пожилой человек индивидуален. А негативные аспекты в характере пожилых людей чаще всего появляются только от патологических изменений, психических болезней, поэтому стереотипы о старости высосаны из пальца. Сама старость если и изменяет характер человека, то чаще в сторону мудрости, доброты, покоя и стремления к созерцанию.
Пожилые люди хорошо справляются и со сложными формами активности, хотя могут тратить больше времени на усвоение новой информации и её сохранение, чем молодые. Изменения в психических процессах, свойственные процессу старения:
- Широкое распространение легкого или умеренного нарушения слуха.
- Проблемы со скоростью чтения, поиском объектов в старости.
- Замедленные реакции на стимулы.
- Наибольший урон возраст наносит лишь кратковременной, а не долговременной памяти.
- На творческие способности старение не влияет.
Психологические проблемы, связанные со старением, выражены у людей до 80 лет и после по-разному. Во многих случаях развитие заболеваний зависит от уровня образования, образа жизни, а также от количества и качества социальных взаимодействий пожилого человека.
Рекомендуем: Что такое аменция?
Относительно психики и когнитивной деятельности выделяют ряд заболеваний, наиболее сильно сказывающихся на качестве жизни:
- Деменция – ухудшение интеллектуальных способностей. Она охватывает 5-7% людей старше 65 лет и 30% тех, кому за 85. Часто сопровождается депрессиями, тревогой и паранойей.
- Тревожные расстройства – еще один возможный спутник старения. От него страдают 6% пожилых людей.
- Сексуальная дисфункция, трудности со сном у половины тех, кто старше 80 лет.
- От ипохондрии страдают 15% пожилых людей.
- Болезнь Альцгеймера – прогрессирующее заболевание, характеризующееся расстройством памяти и нарушениями других психических функций.
У пожилых людей действительно происходят изменения в мозге
Ряд факторов способствует тому, что в старости хуже получается решать сложные задачи, концентрировать долго внимание, обучаться интенсивно и запоминать быстро и много
Но с другой стороны, если дать пожилому человеку достаточно времени, то его результаты не будут сильно отличаться от тех, что показывает молодое поколение, а может, будут и лучше. Дело в том, что возраст играет здесь ключевую роль, так как в тех областях, где эти люди специализировались, у них есть знания и опыт, которого юнцам еще набираться и набираться.
Рекомендуем: Причины и типы амнезии
Помимо этого, когда пожилым людям требуется решить сложную задачу, активируются дополнительные участки мозга. А это в свою очередь означает, что можно не только избежать снижения умственных способностей в старости, но и развиваться дальше.
Особенности психики в старости
Социально-психологическая оценка личности в период старения является основным предметом изучения психогеронтологии.
В период старения у человека меняется характер деятельности и ценностные ориентации, снижается работоспособность. Престарелые люди сталкиваются с утратой близких, смертью друзей, одиночеством.
Нейропсихическая активность личности снижается, но не линейно. Больше всего изменений происходит в период 60-65 лет, а после этого времени психические функции до 75 лет практически не изменяются.
Неизбежно связаны психические особенности старости:
- С физиологическим увяданием организма. Ослабевает здоровье, накапливается целый букет болезней, снижается мышечный тонус.
- С изменением социального статуса. Сужается круг общения, ухудшается материальное положение.
Из-за общего упадка физических сил и ухудшения материального положения зачастую приходится отказываться от любимых занятий. Изменение социального статуса приводит к снижению самооценки.
Человек теряет самоуважение, мотивацию к осознанной деятельности, веру в свои силы. Особенно быстро угасает человек, если связывает старость с неизбежной потерей рассудка. Под влиянием такого рассуждения процесс самообесценивания или «выученная беспомощность» ускоряется.
Отечественный психолог Н. Ф. Шахматов в работе, посвященной процессу психического старения, писал, что важнейшим психическим фактором старения является признание себя старым. На это же указывает американский психолог Г. Крайг, утверждающий, что отрицательное отношение к себе усиливает не только психическое, но и физическое старение.
Стресс, который испытывает пожилой человек после выхода на пенсию, усиливается неопределенностью ситуации, невостребованностью профессиональных навыков, утратой жизненных ориентиров. В этот период приходится вырабатывать новые социально-психологические стереотипы поведения, коренным образом менять уклад жизни.
Если человеку не удается в полной мере приспособиться к новым реалиям, то утрачивается смысл жизни, и она утрачивает свою ценность.
Психология старения геронтопсихология изучает способы, которые могут помочь пожилому человеку преодолеть социальный барьер, возникший после выхода на пенсию, установить новые связи с окружением и определить новые жизненные цели.
Период «собственно старости»
Физиологические одряхление тела и ума неизбежно, и вслед за активной фазой старости непременно придет период угасания жизненных функций. Даже если человек дожил до глубокой старости без болезней, после 80 лет его мышцы станут немощными, дыхание ослабеет, а мозг будет работать менее продуктивно, чем в зрелом возрасте.
Сложнейшей задачей на этом жизненном этапе может стать неизбежность скорой встречи со смертью. Если на протяжении жизни человек не выработал собственного отношения к этой важнейшей части бытия, то страх смерти в этот период становится особенно острым.
Проявляется паника перед смертью или полным игнорированием вопроса, или, напротив, постоянным обращением к этой теме. Американский психотерапевт Дж. Рейнуотер считает, что страх смерти пропадает, когда человек примиряется с неизбежным концом жизни.
Помочь пожилому человеку принять неизбежность смерти иногда помогает религия, а иногда он сам устает сопротивляться болезни и телесной немощи. Но если в молодом возрасте факт смерти неосознан, то вопрос о конечности своего существования будет неизбежно самым мучительным в период глубокой старости.
свеамюъ опнцпюллю
нОПЕДЕКЕМХЕ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ, ЕЕ ГЮДЮВХ. нЯМНБМШЕ ЙЮРЕЦНПХХ Х ОНМЪРХЪ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ. яРПСЙРСПЮ Х НЯМНБМШЕ ОПНАКЕЛШ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ. хЯРНПХЪ ПЮГБХРХЪ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ ЙЮЙ МЮСЙХ. лЕРНДШ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ.
рЕЛЮ 2. оЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ Х ЯНЖХЮКЭМШЕ РЕНПХХ ЯРЮПЕМХЪ.
рПЮДХЖХНММШЕ РНВЙХ ГПЕМХЪ МЮ ЯРЮПЕМХЕ. рЕНПХЪ ХГМЮЬХБЮМХЪ яРЮПЕМХЕ ЙЮЙ ╚ХГПЮЯУНДНБЮМХЕ ФХГМЕММНИ ЛЮРЕПХХ Б ЙКЕРЙЮУ╩.
лЮРЕЛЮРХВЕЯЙЮЪ ЛНДЕКЭ ЯРЮПЕМХЪ Х ЯРЮПНЯРХ. рЕНПХЪ ю.ю.аНЦНЛНКЭЖЮ.
рЕНПХЪ ╚ДХЯЦЮПЛНМХХ Х БМСРПЕММХУ ОПНРХБНПЕВХИ╩.
рЕЛЮ 3. оНМЪРХЕ Н ОЯХУХВЕЯЙНЛ ЯРЮПЕМХХ.
лНКЕЙСКЪПМШЕ Х ЙКЕРНВМШЕ ЛЕУЮМХГЛШ ЯРЮПЕМХЪ. пНКЭ Х ЛЕЯРН ЯРЮПНЯРХ Б НМРНЦЕМЕГЕ ВЕКНБЕЙЮ. бХДШ ЯРЮПЕМХЪ. оНКНФЕМХЕ ЯРЮПНЦН ВЕКНБЕЙЮ Б НАЫЕЯРБЕ. нАПЮГ ФХГМХ Х ОПНАКЕЛШ ЯРЮПЕМХЪ.
рЕЛЮ 4. бШЯЬХЕ ОЯХУХВЕЯЙХЕ ТСМЙЖХХ Х ХУ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ Б ЯРЮПНЯРХ.
нЫСЫЕМХЪ Х БНЯОПХЪРХЕ, ХУ ПЮЯЯРПНИЯРБН Б ЯРЮПНЯРХ. лШЬКЕМХЕ, ПЮЯЯРПНИЯРБЮ ЛШЬКЕМХЪ. пЕВЭ ЩЙЯОПЕЯЯХБМЮЪ Х ХЛОПЕЯЯХБМЮЪ. юТЮГХЪ Х ЕЕ БХДШ. оЮЛЪРЭ Х ЕЕ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ. хМРЕККЕЙР Х ЕЦН ПЮЯЯРПНИЯРБЮ. бНКЪ Х БКЕВЕМХЕ С ОНФХКШУ КЧДЕИ. щЛНЖХХ. дЕОПЕЯЯХБМШЕ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ Б ЯРЮПНЯРХ.
яНГМЮМХЕ Х ЕЦН ПЮЯЯРПНИЯРБЮ.
рЕЛЮ 5. юДЮОРЮЖХЪ Й ЯРЮПНЯРХ. оПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЕ ЯРЮПЕМХЕ.
оПХМЖХОШ ПЕЮАХКХРЮЖХХ Б ОПЕДОЕМЯХНММНЛ БНГПЮЯРЕ. лНРХБЮЖХЪ ОПНДНКФЕМХЪ РПСДНБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. юДЮОРЮЖХЪ Й ОЕМЯХНММНЛС ОЕПХНДС ФХГМХ.
рЕЛЮ 6. хМДХБХДСЮКЭМШЕ НЯНАЕММНЯРХ ЯРЮПЕМХЪ.
уЮПЮЙРЕПНКНЦХВЕЯЙХЕ НЯНАЕММНЯРХ Х ЯРЮПЕМХЕ. бКХЪМХЕ НАПЮГЮ ФХГМХ МЮ ОПНЖЕЯЯ ЯРЮПЕМХЪ. нДХМНВЕЯРБН, КХВМНЯРМЮЪ Х ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМЮЪ МЕБНЯРПЕАНБЮММНЯРЭ ЙЮЙ НЯМНБМШЕ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ ОПНАКЕЛШ ЯРЮПШУ КЧДЕИ.
рЕЛЮ 7. кХВМНЯРЭ ОНФХКНЦН ВЕКНБЕЙЮ.
юЙЖЕМРСЮЖХХ УЮПЮЙРЕПЮ С ОНФХКШУ КЧДЕИ. оЯХУХВЕЯЙХЕ ГЮАНКЕБЮМХЪ Б ОНФХКНЛ Х ЯРЮПВЕЯЙНЛ БНГПЮЯРЕ. нЯНАЕММНЯРХ ЯХЯРЕЛШ НРМНЬЕМХИ Б ОНФХКНЛ БНГПЮЯРЕ. яЕЛЕИМЮЪ ФХГМЭ Б ОНФХКНЛ БНГПЮЯРЕ. фЕЯРНЙНЕ НАПЮЫЕМХЕ Х ОПЕМЕАПЕФЕМХЕ ОН НРМНЬЕМХЧ Й ОПЕЯРЮПЕКШЛ Б ЯЕЛЭЕ.
рЕЛЮ 8. оЯХУНКНЦХВЕЯЙЮЪ ПЮАНРЮ Я ОНФХКШЛХ Х ЯРЮПШЛХ КЧДЭЛХ юЙРСЮКЭМНЯРЭ Х ГМЮВХЛНЯРЭ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ПЮАНРШ Я ОНФХКШЛХ КЧДЭЛХ. нЯНАЕММНЯРХ ОНФХКНЦН ВЕКНБЕЙЮ ЙЮЙ ЙКХЕМРЮ. рПЕАНБЮМХЪ Й ОПНТЕЯЯХНМЮКХГЛС ОПХ ПЮАНРЕ Я ОНФХКШЛХ КЧДЭЛХ. лЕРНДШ ПЮАНРШ Я ОНФХКШЛХ КЧДЭЛХ.
Необходимое и достаточное для полноценной жизни
Геронтопсихология, благодаря своим исследованиям, выдвигает ряд факторов, помогающих преодолеть когнитивные изменения. Задаваясь вопросом, почему некоторые люди в старости страдают слабоумием и нарушениями в работе мозга, другие же – нет, следует обратиться к понятию резерва.
Если есть когнитивный резерв, то мозг будет работать эффективно даже тогда, когда некоторые его области работают хуже. У кого-то этот резерв больше, у кого-то меньше. От чего он зависит:
- Генетика.
- Образование.
- Род деятельности.
- Образ жизни.
- Досуг.
Если перечисленные факторы благоприятны на протяжении длительного отрезка времени, то мозг даже при значительных повреждениях будет способен адаптироваться. Если же нет, то начнется патологический процесс. Благоприятными для пожилых людей считаются следующие условия:
- Контроль факторов риска (поддержание здорового веса, давления, уровня сахара и холестерина).
- Регулярные физические упражнения.
- Сбалансированный здоровый рацион, который включает овощи и фрукты.
- Активная, интеллектуально-стимулирующая деятельность.
- Социальные связи – друзья, семья, сообщества.
В исследованиях особое значение было отведено интеллектуальной деятельности, которая способна стать профилактикой деменции, приумножить и сохранить интеллектуальный уровень пожилого человека.
В последнее время все чаще публикуются результаты исследований, посвященных аэробной активности пожилых людей и её влиянию на когнитивные функции. Результаты последних доказывают связь физических упражнений и улучшения эпизодической памяти, скорости обработки данных и решения задач.
Рекомендуем: Значение понятия аскетизм
Осознание того, что на старости жизнь не заканчивается, а при определенных усилиях человека продолжается и при этом может быть насыщенной и приятной, позволяет избавиться от страха. Необходимо готовиться к старости, её нужно принимать, как и непобедимую пока смерть.