Гештальттерапия. теория и практика (сборник)
«Гештальт-молитва»
В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний. «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — Дж. Гейнса и М. Шепард — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер. За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. По мнению профессора Университета Миссури Роберта Долливера, это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.
Текст молитвы:
-
-
- * Последняя строка часто опускается при цитировании.
-
Оригинальный текст (англ.)
Предисловие
Книга Наранхо по Гештальт-терапии — это и эрудиция, и вдохновение, и завершенность. Но, возможно, более всего — это удовольствие. Очень уместно воспользоваться так часто применяемыми в обозрениях по беллетристике словами: «Хорошая книга». Работа просто превосходная — не малое достижение для серьезного труда по теории и специфической практике в наиболее значительной области Психотерапии — в Гештальт-терапии.
Удовольствие от книги и волнующее чтение соответствует духу и изысканности этого грандиозного труда.
Для начала, Автор озарен ясностью стиля, что уже является результатом преданности исследовательской работе и страстности его как преподавателя. Можно быть уверенным, что Клаудио просто не способен писать трудными для восприятия предложениями. Чем объяснить такую счастливую предопределенность? Убежден, что только могучим интеллектом и инстинктивным талантом к упрощению, дедукции, к разложению проблемы на составные части.
Как раз то, что надо. Фритц Перлз постоянно выделял параллель между хорошей едой и требованиями к эмоциональному росту при разрешении конфликтов. Эмоциональные переживания — как и пища — должны быть тщательно распробованы, пережеваны, измельчены, проглочены, переварены и усвоены. Только тогда они становятся частью тебя, не превращаясь в нечто неудобоваримое, ведущее к несварению и бессоннице.
Книга свидетельствует, что у Клаудио Наранхо очень интеллектуально чувствительный «желудок», его легко «расстроить» неподходящей «едой». Вот так он и работает, пережевывает ее, а когда готов поделиться, его «еда» вкусная, сочная, питательная.
Возьмем, например, такую несколько эзотерическую фразу Гурджиева как «сознательное страдание»
Наранхо искусно соотносит ее с гештальтным «страданием, которое невозможно обойти» (очевидно относящимся к осторожной «еде», мы говорим об этом выше). Таким образом, то, что озадачивает в туманном стиле Гурджиева, теперь видится просто как мысль о конфронтации, а не о стремлении избежать боль или разочарование
Такое мастерское владение параллелями, соотнесением различных областей густо насыщает всю книгу.
Со всей очевидной тщательностью подбиралось и название книги. У большинства книг это выглядит стандартно. «Теория и практика…» Наранхо же избрал вместо «теории» слово «отношение», что проясняет сущность темы. Мне вспоминаются два инцидента, происшедших как-то между мной и Фритцем. В ранний период моей учебы у него я все приставал к нему с вопросами о «технике». В конце концов он вышел из себя. «Эйб, вы меня с ума сведете всеми этими «техническими» вопросами. Главное ведь не в технике; все дело в перспективе». Его слова задели меня за живое, но истинный смысл дошел лишь многие годы спустя. В другой раз мы говорили о его потрясающем терапевтическом умении. Он сказал: «Мне удается, потому что у меня есть глаза и уши, и я — не боюсь».
Описание программы
Гештальт-терапия – это, прежде всего, мировоззрение. Изучать этот поход стоит не только тем, кто хочет работать психологом
Гештальт-терапия – это способ быть, жить с вниманием и чувствительностью к себе и к миру, это способ строить отношения – с собой, с близкими. Это система, помогающая искать ответы на вопросы «Кто я?», «Для чего я в этом мире?», находить свою правду
Становиться практикующим гештальт-терапевтом при этом совсем не обязательно, хотя возможно.
Здесь нет канонов и догм, гештальт-терапия толерантна к тому, с чем приходят в неё люди. Она, как открытая система, совместима со многими другими системами, в том числе и за счёт того, что сама вобрала в себя базовые понятия из теории поля, гештальт-психологии, психоанализа, экзистенциальной философии и т.д.
Одним из важнейших терминов гештальт-терапии является «осознание». Феноменология, диалог, холизм, внимание к телесному отклику на вызовы мира, – основы гештальт-терапии, которые в сумме дают ответ на вопрос «Как осознавать?». В центре подхода – анализ, который ведёт к синтезу, интеграции, целостности.
Обучение построено на практике: в ходе групповой работы через собственный опыт происходит усвоение теории. Чего можно добиться в процессе обучения? Понимать себя, свои эмоции
Не жить реактивно, а быть центром и создателем своей жизни, разобраться в повторяющихся ситуациях, научиться заботиться о себе, нести ответственность и делать выборы.
Нет цели изучить техники, важны не они, а творчество, то есть задача – вернуть способность человеку, не важно, терапевт это или клиент, создавать новое, творчески приспосабливаться. Эксперимент – неотъемлемый атрибут, инструмент гештальт-терапии
Творить с умом – ценность, заложенная в логике подхода.
Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в четыре больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия.
Обучение проходит в формате «трёхдневок» (вечер пятницы с 18 до 22 и суббота-воскресенье с 11 до 19 часов).
Первая ступень: 7 трёхдневок в течение года (раз в 1,5-2 месяца), — содержит теоретические основы гештальт-терапии, групповую и индивидуальную клиентскую работу, упражнения и эксперименты.
Вторая ступень: 14 трёхдневок в течение 2.5-3 лет (раз в 1,5-2 месяца), ориентированных на получение системных знаний гештальт-терапии и применение их на практике в процессе обучения.
Формат мероприятия
Первая ступень: 7 трёхдневок в течение года (раз в 1,5-2 месяца)
Вторая ступень: 14 трёхдневок в течение 2.5-3 лет (раз в 1,5-2 месяца)
Основные концепции и процесс терапии
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.
В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл. Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух
Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается
Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.
В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.
Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.
После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей
Гештальт терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни
По этой причине личные качества гештальт терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии
Между клиентом и гештальт терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии
Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности
Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.
Self в отношениях
Питер Филипсон
В книге представлен взгляд автора на теорию гештальттерапии в связи с основными классическими философскими и психотерапевтическими направлениями. Понятие «эмерджентности», введенное автором, позволяет по-новому взглянуть на работу гештальттера-певта.
В основу реляционной концепции Self заложена идея, что человек, при взаимодействии с окружающей средой может образовывать более одного Self, каждое из которых проявляется особым образом вследствие различных взаимодействий.
Теоретические рассуждения в книге иллюстрированы примерами реальной психотерапевтической работы, подробными описаниями сессий, а также последующими размышлениями автора, что помогает проживать и понимать общие идеи.
История
Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист, в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ, и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа. Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии, экзистенциальной психологии, психодрамы и других популярных в 1940-х идей.
Совместно с Полом Гудменом (англ. Paul Goodman) и (англ. Ralph Hefferline) в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» (англ. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality). В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке» состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.
По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два важных изменения. Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей методикой. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.
Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма
Гордон Уилер
Книга Гордона Уилера посвящена философско-мировоззренческим основаниям психотерапии, бросая вызов западной традиции индивидуализма. Автор обосновывает интерсубъектную, межличностную природу человека и его опыта, опираясь как на современную философию, связывая гештальттерапию с социальным конструкционизмом и деконструктивизмом, так и на свой терапевтический опыт, который он обильно использует для иллюстраций. С этих позиций в книге подробно рассмотрены многие практические вопросы, касающиеся психологических проблем, а также здоровья, этики, политики и духовности.
Литература на русском языке
- Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
- Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
- Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
- Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
- Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
- Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
- Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
- Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
- Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
- Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
- Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
- Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
- Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
- Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
- Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
- Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
- Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
- Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
- Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
- Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
- Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
- Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
- Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.
Гештальт терапия контакта
Гингер С., Гингер А.
В книге прослежены история Гештальт-подхода, его основные принципы, техники, разновидности и главные области его применения; все это проиллюстрировано многочисленными примерами из практики авторов этой книги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГЕШТАЛЬТА
Глава 1. Генеалогическое древо Гештальта.
Корни Гештальта: феноменология, экзистенциализм, Гештальт-психология
Глава 2. Фриц Перлз — отец Гештальта
Глава 3. Гештальт и психоанализ
Глава 4. Восточная родня
Глава 5. Гуманистическая психология и Гештальт
Глава 6. Системный подход и Гештальт. Пентаграмма Гингера
МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТА
Глава 7. Теория self
Глава 8. Терапевтические отношения в Гештальте. Перенос и контрперенос .140 Глава 9. Тело и эмоции в Гештальте
Глава 10. Мозг и Гештальт
Глава 11. Гештальт и работа воображения: управляемые фантазии, сновидения, креативность.
Глава 12. Развитие Гештальта: история и география. Современные области применения