Психология с человеческим лицом. гуманистическая перспектива в постсоветской психологии (сборник) ( коллектив авторов, 1997)

Гуманистическая психология маслоу. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ

Одним из «отцов» гуманистической психологии и психотерапии считается американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу (1908-1970).

Это был человек с интересной и трудной судьбой, разработавший свой подход в психологии на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отрицавших силы духовного саморазвития человека.

Маслоу утверждал что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Безусловно, это подтверждает и его собственный жизненный опыт.

ЛИЧНОСТЬ и БИОГРАФИЯ

Абрахам Маслоу родился в многодетной еврейской семье, не отличавшейся теплыми отношениями.

К тому же он чувствовал себя и физически ущербным, щуплым, из-за слабым, некрасивым, был замкнут и нелюдим, предпочитая книги компании своих сверстников Он настолько стеснялся своей непривлекательности, что старался садиться в пустые вагоны, чтобы никто его не рассматривал.

Его детство дает нам еще одно основание говорить, что Фрейд был не всегда прав, открыв Эдипов комплекс , согласно которому мальчики чувствуют латентную нежность или любовь к матери и подсознательную ревность к отцу. По словам Маслоу: «Все моя жизнь строилась на том, чтобы доказать матери, что я не такой некудышка, каким казался. И самой главной энергией была ненависть к ней». Надо сказать, что та ненависть, о которой говорит Абрахам Маслоу , была вполне обоснована жестокостью и нетерпимостью его матери. Случай, когда она размозжила о стену головы двум кошкам, которых сын принес поиграться в дом, конечно, не мог забыться ребенком. Когда она скончалась, Маслоу даже не пришел на похороны.

Свой комплекс неполноценности (по Адлеру) старался компенсировать ( термин Адлера ) свой комлекс спортом, но не смог добиться больших успехов, а физкультурники в том время в Америке были не в моде.

Но, так как у человека всегда присутствует потребность любить кого- то, то за неимением лучшего объекта, маленький Маслоу испытывает очень нежные чувства к своему отцу — пьянице, гуляке, дебоширу и ворчуну.

После старших классов, чтобы сделать отцу приятное, он идет изучать закон, а потом заинтересовывается психологией. И, как сам говорил, первая лекция произвела на него удручающее впечатление своей сухой академичностью. Надо отметить, что с этим столкнулся не только Абрахам Маслоу , и во многом благодаря именно этому мы теперь можем говорить и знаем множество выдающихся психологов и разработанных ими направлений психологии и психотерапии.

Под влиянием работ Уотсона он выбрал для курсовой работы выбрал психологическую тему. Ему понравился максимализм первых бихевиори- стов, веривших, что поведенческая психология сможет стать универсальным механизмом управления как индивидом так и обществом. Но все оказалось не так просто и Маслоу стал внимательно рассматривать психоаналитические подходы, а так же «вырабатывать» собственную психологию по отношению к проблемам, ответы на которые он не мог найти не у бихевиористов ни у психоаналитиков.

Он пытался найти научное объяснение высшим духовным проявлениям, экстатическим эмоциональным состояния (он назовет их « вершинные (пиковые) переживания », одним из которых оказалась его робкая любовь к своей кузине, трудное признание, неожиданно встретившее полную взаимность. Рано поженившись они долго прожили в любви и согласии.

Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая теория личности

Личность:

Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность человеку для чего-то необходима! Человеку нужно быть личностью! Последняя выполняет какие-то функции в жизнедеятельности человека.

Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.

Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.

Гуманистическая
психология (от лат. humanus — человечный и
греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд
направлений в современной психологии,
ориентирована на изучение смысловых
структур человека. В качестве
самостоятельного течения выделилась
в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под
председательством Абрахам
Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация
гуманистической психологии. Благодаря
успехам терапии, основанной на ней,
приобрело большую популярность и в
Европе.

К
данному направлению могут быть отнесены
представители Абрахам
Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс
(1902-1987), Виктор Эмиль Франкл

Гуманистическая
психология получила название «третьей
силы» в противовес бихевиоризму и
психоанализу, которые не дают понимание
того, чем является здоровая и творческая
личность, которая ориентирована не на
адаптацию, достижение равновесия с ее
окружением, а, наоборот, на выход из этих
границ. Существенное влияние на
формирование гуманистической психологии
оказали гештальтпсихология и феноменология,
в частности, представления Мориса
Мерло-Понти (1908-1961)

о
«битии-для-мира», в соответствии с
которыми человек есть не что-то
обусловленное, а деятельно меняющие
свое окружение. Было постулировано, что
цель человеческого существования —
самоактуализация. В качестве основных
предметов анализа здесь выступают:
высшие ценности, самоактуализация
личности, творчество, любовь, свобода,
ответственность, автономия, психическое
здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая психология ставит
своей целью возвращение человеку его
целостности. В этом направлении активно
используются постулат о целостной
человека (человек и его окружение не
два объекта, а единый организм). Так,
человеческое переживание, на которое
ориентирована по преимуществу
гуманистическая психология, целостно
и имеет тенденцию к созданию «хорошего
гешатальта». Основным исследовательским
ориентиром выступает согласованность,
непротиворечивость всех психических
процессов индивида и его интегрированность
в социум. Все психические феномены
рассматриваются в связи со спецификой
«окружающего поля», к которому
относятся общая ситуация, потребности,
установки, действия и опыт индивида.
Считается, что человек может развиваться,
лишь освободившись от внутренних и
внешних запретов, когда его базовые
потребности удовлетворены и он не
вынуждается обстоятельствами к
использованию механизмов психологической
защиты.

Гуманистическая психология критика. Критика чистого «общения»: насколько гуманистична «гуманистическая психология»

В настоящее время кажется, что для
психологии нужнее всего, чтобы психотерапия
обрела человеческое измерение, измерение
человеческих феноменов. Поэтому уместен
вопрос, был ли этот шаг реально предпринят
направлением, которое получило
наименование движения «гуманистической
психологии». Хотя и было заявлено,
что логотерапия «присоединилась»
к этому движению В действительности
понятие общения-встречи было привлечено
скорее из экзистенциалистской, нежели
из психологической литературы. Оно было
введено Мартином Бубером, Фердинандом
Эбнером и Якобом Л. Морено, вклад которых
в экзистенциалистскую мысль состоит в
интерпретации существования как
со-существования, совместного
существования. В этом контексте
общение-встреча понимается как
взаимоотношение между «Я» и «Ты»
— взаимоотношение, которое по самой
своей природе может быть установлено
только на человеческом и личностном
уровне.

Но дело в том, что в таком воззрении
нечто упущено, не более и не менее чем
целое измерение. Это можно понять,
вспомнив теорию языка, предложенную
Карлом Бюлером. Он различал три функции
языка. Во-первых, язык дает возможность
говорящему выразить себя, то есть служит
средством самовыражения. Во-вторых,
язык-это обращение, адресуемое говорящим
тому, с кем он говорит. И в-третьих, язык
всегда представляет нечто, то «нечто»,
о котором человек говорит. Иными словами,
когда кто-то говорит, он а) выражает
себя, б) обращается «к» кому-то
другому; однако если он не говорит при
этом «о» чем-то, то не оправданно
называть этот процесс «языком». Мы
будем в таком случае иметь дело со своего
рода псевдоязыком, который действительно
не более чем способ самовыражения (и
которому иногда недостает даже обращения
к партнеру). Есть шизофреники, разговор
которых может быть интерпретирован как
такой «язык», выражающий лишь
настроение, но лишенный обращения к
реальности*.

То, что справедливо для языка, относится
также к сосуществованию и общению-встрече,
поскольку здесь также третий аспект
межчеловеческой и межличностной
коммуникации должен быть рассмотрен и
принят во внимание. Именно для этого
аспекта феноменология Брентано и
Гуссерля создала термин «интенциональный
референт» Не следует также недооценивать
или забывать, что са-мотрансценденция
означает стремление не только к смыслу,
который ждет осуществления, но и к
другому человеку, которого можно
полюбить

Без сомнения, любовь идет
далее общения-встречи, поскольку
общение-встреча осуществляется на
человеческом, а любовь — на личностном
уровне. Общение-встреча в самом широком
смысле слова дает нам осознать партнера
как человека, любовь же к нему показывает
нам большее-его сущностную уникальность.
Эта уникальность — основополагающая
характеристика личностного бытия.
Самотрансценденция же равно присутствует,
превосходит ли человек себя в осуществлении
смысла или в общении-встрече, в любви:
в первом случае участвует внеличный
логос, во втором — личностный, так сказать,
воплощенный логос.