Методы групповой психотерапии
Теоретические основы.
Традиционная групповая психотерапия опирается на психоанализ, т.е. на теории и методы, сформулированные Фрейдом. Психоанализ включает использование свободных ассоциаций, оговорок, фантазий и снов для раскрытия подсознательных мотиваций. Со временем многие психотерапевты, сочтя психоаналитическую теорию ограниченной, перешли на позиции «неофрейдизма» – сформировавшегося в 1930-х годах направления в психологии, основатели которого (в их числе – К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлер и К.Юнг) подвергли пересмотру ряд фундаментальных представлений Фрейда и выдвинули несколько новых концепций. Чтобы избежать непродуктивной интеллектуализации и обогатить групповой опыт, некоторые из более традиционных психоаналитиков стали вводить «психодраму», ролевые игры и другие приемы, заимствованные из практики групп встреч и групп тренинга чувствительности (сензитивности).
Групповая терапия – это психологическое вмешательство психотерапевта для оказания психологической помощи участникам психотерапевтической группы
Групповая психотерапия – это…
Групповая психотерапия – это психологическое вмешательство специалиста (психолога, психотерапевта), направленное на оказание помощи и поддержки клиентам, объединившихся в психотерапевтическую группу по принципу схожести и подобия возникших жизненных проблем.
Групповая психотерапия направлена на разрешение эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем участников психотерапевтической группы.
При проведении групповой психотерапии специально организуется группа людей, находящихся в похожих жизненных ситуациях, имеющая проблемы схожей тематики, которые требуют разрешения.
Группа по установленному графику проводит регулярные встречи под руководством психотерапевта для достижения заранее оговоренных задач.
Экзистенциальная психотерапия
Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту осознать смысл жизни через готовность смело встретить его и сопряжённые с ним проблемы. С экзистенциальной точки зрения в жизни нет существенного или предопределённого значения, человек полностью свободен и сам за всё в ответе, поэтому смысл нужно найти или создать. Это может вызвать чувство бессмысленности жизни, поэтому данный вид терапии исследует клиентский опыт человеческого состояния и стремится прояснить понимание человеком ценностей и верований, в прямой форме выражая то, что ранее оставалось невысказанным. Клиенту предоставляется возможность жить более самобытно и целенаправленно, при этом принимая ограничения и противоречия человеческой жизни.
Данный вид терапии считается серьёзным исследованием того, что такое человек вообще, при этом зачастую это влечёт за собой болезненный процесс прямого столкновения с теми аспектами человеческой жизни, которых обычно люди пытаются избегать.
Регулярные занятия73
Понедельник с 20:00 до 21:30, вторник с 20:30 до 22:00 |
Супервизорская онлайн-группа для начинающих терапевтов 1,5 часа Москва |
|
Пятница с 11:00 до 12:30, четверг 12:00–13:30 |
Супервизорская онлайн-группа Елены Фридман 1,5 часа Москва |
|
Понедельник с 18:00 до 22:00 |
Курс «Работа с парой». Специализация 4 часа Москва |
|
Два раза в месяц по воскресеньям с 18:00 до 20:00 |
Подростковая терапевтическая группа (12+) 2 часа Москва |
|
Суббота или воскресенье с 12:00 до 15:00 |
Трансформационная терапевтическая игра «Хаосмос: компас судьбы» 3 часа Москва |
|
Вторник, четверг с 19:00 до 21:00 |
Группа «Психообразование для родственников пациентов» 2 часа Москва |
|
Понедельник с 19:00 до 22:00 |
Терапевтическая группа «Встреча». Группа саморазвития 3 часа Москва |
|
Среда с 19:00 до 22:00 |
Курс «Психотерапия: живи, меняйся, будь счастлив». 4 направления психотерапии в одной программе 3 часа Москва |
|
Пятница с 19:00 до 22:00 |
Психотерапевтическая группа «Новая Земля». Еженедельная камерная группа 3 часа Москва |
|
Четверг с 19:00 до 21:00 |
Психологическая группа «Место встречи» 2 часа Москва |
|
Суббота или воскресенье с 13:00 до 16:00 |
Трансформационная терапевтическая игра «Мастер двух миров». Психологическая игра 3 часа Москва |
|
По четвергам с 10.00 до 22.00. Более подробно расписание смотрите на сайте института mipopp.com |
Занятия «Семейный клуб: что такое семья и как в ней уцелеть!» 3 часа Москва |
|
Понедельник с 17:00 до 18:50 |
Терапевтическая группа для молодёжи «Своя жизнь». Только для юношей и девушек в возрасте 18–24 лет 1 час 50 минут Москва |
|
Воскресенье с 11:00 до 12:30 |
Живые встречи «Воскресный кофе с психологом» 1,5 часа Москва |
|
Вторник с 15:00 до 18:00 |
Базовый авторский курс «Исцели себя сам!». Женская группа 3 часа Москва |
|
Воскресенье с 16:00 до 18:00 |
Группа встреч «Особый вид групповой психологической работы» 2 часа Москва |
|
3 раза в месяц, по четергам, в 18:30. |
Группа психологической поддержки переживающих суицид близкого человека 1,5 часа Москва |
|
3 раза в месяц, по понедельникам в 9:30 |
Бесплатная группа поддержки переживающих горе 1,5 часа Москва |
|
Среда с 19:30 до 21:00, пятница с 19:00 до 20:30 |
Группа личностного роста. Групп-анализ 1,5 часа (90 мин) Москва |
|
Четверг с 19:00 до 21:00 |
Еженедельное занятие по четвергам в мини-группе «Управление эмоциями». Депрессия/Тревога/Агрессия/Удовольствие 2 часа Москва |
|
Психодрама.
Несмотря на многочисленные вариации, основными практическими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двойника, обмен ролями, отображение:
1. «В автобусе» :участники образуют два круга — внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего — контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, контролер — свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе проявляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помощью руководителя анализируют поведение друг друга.
Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безбилетника.
Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договариваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отказывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учатся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.
2.«В магазине»: участники группы разбиваются на продавцов и покупателей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупателями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфликты и разыгрывают роли
Здесь тоже важно, чтобы каждый участник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными членами группы
3. «Семья» :Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему лучше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.
В конце проводится обсуждение.
Нередко это и подобные упражнения повторяются на последующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточняет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей семьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их решения.
4. «Монолог с двойником»: человек выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный момент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рассказ .
Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.
Цели групповой психотерапии.
В качестве главной цели выступает лечение неврозов. Пациенту пытаются помочь обрести большую цельность, не преодолеть внутренние противоречия, повысить самоуважение, достичь самоидентификации и избежать саморазрушительных действий, научиться жить в согласии с собой и не стремиться к достижению нереалистичных целей. Члену группы помогают достичь эмоциональной реализации, развивая его способность испытывать все многообразие чувств. В наиболее типичных случаях группа встречается на полтора часа раз в неделю. Пациенты обычно остаются в группе от года до нескольких лет в зависимости от того, когда они почувствуют, что поставленные цели достигнуты.
Преимущества группового опыта.
Опыт взаимодействия с другими людьми в процессе групповой психотерапии во многих отношениях ценнее, чем общение с психотерапевтом. В приведенном выше примере группа оказалась способной вывести Хлою из социальной изоляции намного быстрее и эффективнее, чем это могло бы произойти при индивидуальной психотерапии. В самом деле, когда семь–восемь человек указывали на какие-то положительные стороны ее личности, это было куда более убедительно, чем свидетельство одного лишь психотерапевта.
У групповой психотерапии много и других преимуществ. Участники группы, выступающие на равных, могут быть более искренними и откровенными в своих наблюдениях, чем психотерапевт. Групповой опыт помогает пациенту выработать собственный стиль поведения, поскольку в группе гораздо больше возможностей для разнообразных контактов. Тот, кто испытывает стресс или душевную боль, часто получает помощь и утешение от других. Здесь возникают условия для взаимодействия, и формируется «дух группы». При этом могут быть выявлены и устранены недостатки в самом способе общения. Легко обнаруживаются невротические «игры», в которые играют люди, и поскольку они видны не кому-то одному, а целой группе, их уже не так просто игнорировать или отрицать.
Некоторые лица попадают в группу потому, что кто-то им ее рекомендовал, или же случайно, в основном потому, что это обычно дешевле, чем индивидуальная психотерапия. Бывает, что такие пациенты быстро вписываются в группу и не нуждаются в длительных индивидуальных сеансах с психотерапевтом. В большинстве случаев, однако, сначала проводится индивидуальная психотерапия, а потом уже терапевт рекомендует группу. Индивидуальные встречи с психотерапевтом, которые позволяют уделить больше времени обсуждению конкретных проблем данного человека, обычно дополняются групповыми занятиями. Если психотерапевт является одновременно и ведущим группы, он имеет возможность наблюдать, как данный человек взаимодействует с другими. Пациент, в свою очередь, может обсуждать проблемы группового общения на индивидуальных занятиях.
Ограничения для групповой психотерапии
Но конечно, есть и ограничения, связанные с групповой работой, – вторая сторона медали, так сказать.
1. В групповом формате взаимодействия меньше интимности, чем в диаде. Поэтому самораскрытие может быть более медленным и не таким глубоким, как в личной терапии.
2. Эффект резонанса в группе может не только работать на продвижение вперед и повышение эффективности работы, но и усиливать сопротивление. И тогда, к примеру, он будет поддерживать не выздоравливающую часть зависимого/созависимого, а часть нездоровую, находящуюся в защитах, отрицании заболевания.
3
Каждый участник группы является ее важной частью и влияет на остальных участников и на групповой процесс. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным: «Все пчелы прилетали с медом, и лишь одна, такая маленькая и вредная, с дегтем» (А
Кнышев). И тогда один участник, проявляющий сопротивление, неготовность, саботаж, может «тормозить» работу целой группы. В таком случае с ним должна быть проведена работа, и как прием возможно исключение участника из группы.
4. Прошлый негативный опыт взаимодействия с группой может привести к избеганию группового формата работы и высокому уровню сопротивления.
5
Прямое внимание ведущего и время группы делятся на некоторое количество участников, и тогда каждому из них достается меньше, чем в индивидуальной терапии
6. Когда в одном пространстве собрано несколько человек, то вопрос о сохранении конфиденциальности происходящего стоит острее: выше страх разглашения за пределы группы. Увы, жизнь показывает, что этот страх бывает оправданным. Здесь можно лишь возвращать ответственность участникам. И объяснять: в действительности доверие всегда включает элемент риска, так и есть.
Семейная психотерапия.
Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина).
Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.
В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. В основе нарративного (повествовательного) подхода в семейной психотерапии лежит работа с жизненными историями пациентов (анализ проблемных историй) и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Нарративный подход может служить стратегической линией для системных и психодинамических гипотез.
Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе
Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем
Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.
В отечественной литературе в семейной психотерапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):
1) диагностический (семейный диагноз),
) ликвидация семейного конфликта,
3) реконструктивный,
4) поддерживающий.
Важно помнить, что этапность в проведении семейной психотерапии определяется конкретным дисфункциональным семейным контекстом и направлением психотерапии. Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения
Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих картинах взаимодействия (поведения) в семье
Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения. Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих картинах взаимодействия (поведения) в семье.
1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование?
2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту?
3. Почему семья обратилась сейчас?
4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер? Получение информации о семейной истории помогает «приоткрыть» семейную систему и получить доступ к семейным мифам и секретам. Кроме того, работа с семейной историей дает большие возможности для смены взглядов членов семьи на собственные проблемы и симптомы.
5. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отражал» семейную систему? (Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме).
6. Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри семейной системы?
Личностное консультирование
Личностное консультирование основано на предположении, что человек, который ищет поддержку в решении проблемы, вступает в открытые отношения с терапевтом, который позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Также такой вид терапии называют клиент-центрированной психотерапией или терапией Роджерса.
Кому подходит данный вид терапии?
Личностное консультирование подходит для клиентов, которые хотели бы проработать конкретные психологические привычки или образы мыслей. Терапевт предполагает, что клиент является лучшим судьёй своего собственного опыта и, следовательно, способен достигать своего потенциала роста и решения проблем. Терапевт, работающий в контексте личностного консультирования, предоставляет благоприятные условия, чтобы обеспечить проявление такого потенциала через безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание, которые дают возможность клиенту примириться с негативными чувствами и раскрыть внутренние ресурсы силы и свободы для осуществления необходимых изменений.
Основные формы психотерапии. Индивидуальная психотерапия
Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач — пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные индивидуальной психотерапии.
Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физиоили социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.
Методологически индивидуальная психотерапия наиболее близка психотерапии в группе пациентов, использующей механизмы «заражения» и взаимообучения пациентов в индивидуальных целях (аутогенная тренировка, гештальт-терапия и др.).
Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике, или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства, может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей, учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.
По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Трансакционный анализ
Транзакционный анализ – это интегральный подход в психологии и психотерапии, основанный на двух понятиях. Эрик Берн полагал, что, во-первых, наша личность делится на три части или три эго-состояния: ребёнок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом в трансакциях (единицах общения), и внутри каждой социальной трансакции одна из частей доминирует. Поэтому распознавая эти роли, клиент может выбирать, какую часть использовать и таким образом корректировать своё поведение. Трансакционный анализ Берна как форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок» для описания неудовлетворённых потребностей из детства.
Расписание тренингов и семинаров59
4 мая |
Курс-интенсив «Экспрессивная арт-терапия» 1 неделя (80 часов) Москва |
|
21 марта |
Интенсив «Работа с чувственностью и сексуальностью в телесно-ориентированной психотерапии» 2 дня Москва |
|
21 марта |
Курс «Группа как инструмент психологической помощи». Специализация по групповой психотерапии 2 дня Москва |
|
21 марта |
III фестиваль трансформационных психологических игр «Живые эмоции» 2 дня Москва |
Ещё 5 тренеров… |
23 марта |
Группа самопознания «Я и другие» 1,5 часа Москва |
|
24 марта |
Группа самопознания «Я и другие» 1,5 часа Москва |
|
25 марта |
Блок №1 телесно терапевтической группы «Тело как источник ресурса» 1 месяц Москва |
|
25 марта |
Группа самопознания «Я и другие» 1,5 часа Москва |
|
26 марта |
Группа по системным расстановкам и полевой терапии 4,5 часа Москва |
|
27 марта |
Мастер-класс «Исцеление от созависимости или как не потерять себя в отношениях» 2 ак.часа Москва |
|
28 марта |
Курс «Любовная созависимость». Я иду дальше 10 встреч по 1,5 часа Москва |
|
28 марта |
Группа психологической поддержки для женщин «Точка Опоры» 3 часа Москва |
|
28 марта |
Арт-мастерская «Волшебство Жизнетворчества» 3 часа Москва |
|
28 марта |
Игра «Дворец моей мечты» 2 ак.часа Москва |
|
29 марта |
Группа по системным расстановкам и полевой терапии 8 часов Москва |
|
30 марта |
Группа самопознания «Я и другие» 1,5 часа Москва |
|
31 марта |
Группа самопознания «Я и другие» 1,5 часа Москва |
|
1 апреля |
Группа самопознания «Я и другие» 1,5 часа Москва |
|
3 апреля |
Обучающая программа «Экзистенциальный гештальт». 2-я ступень 3 дня Москва |
Ещё 5 тренеров… |
6 апреля |
Базовый курс «Танцевально-двигательная психотерапия». Знакомство с телом и движением 4 дня, 36 ак. часов Москва |
|
Преимущества и ограничения групповой психотерапии
Сильными сторонами метода можно считать:
- экономичность денежных, временных ресурсов;
- возможность получить эффективные социальные навыки, научиться общаться с другими людьми;
- возможность увидеть проблему, поскольку во время таких встреч воссоздается повседневная жизнь члена группы;
- возможность развития, обмена опытом, проблемами.
Несмотря на большое количество положительных сторон, групповая психотерапия имеет строгие ограничения, например, некоторым участникам присутствие посторонних может только мешать. Нормы, которые способствуют эффективной работе группы, могут быть причиной иллюзий, которые желанны, но нереальны. В результате этого в реальной жизни никаких изменений не происходит, а значит, проблема не решается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Групповая терапия интересна тем, что живя в обществе и ежедневно сталкиваясь проблемами и конфликтами, можно в этой же созданной микросоциальной среде изменить отношение личности к своей болезни . Этот вид терапии представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное прежде всего на активизацию личности клиента ,человека через группу. Тут как нельзя к кстати слова Мигель де Унамуно: «Новый друг обогащает наш дух не столько тем, что он отдает нам себя, сколько тем, что помогает нам открыть в себе то, что осталось бы сокрытым в нас и неразвитым, не узнай мы его…»
1.А. А. Александров .Интегративная психотерапия. 204 с.
2..Групповая психотерапия/Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера.— М:: Медицина, 1990.— 384 с.
3..Б. Д. Карвасарский .Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов (2-е изд., 2002 г.)
4..Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 208 с.
5.Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 384с.: (Серия «Мастера психологии»)
6.И.А. Фурманов, Н.В.Фурманова .Основы групповой психотерапии.Минск, 2002 .- 166 с.