Грусть, уныние и печаль
Грусть как стратегия психологического развития
В пирамиде потребностей Маслоу (иерархическая модель потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей психолога Абрахама Маслоу) на вершине находится потребность в самореализации. Наша самооценка и эмоциональная сила напрямую зависят от того, сможем ли мы найти применение своему потенциалу и талантам. Иначе человек чувствует себя глубоко несчастным…
Поэтому грусть – это чудесный шанс понять себя, понять, чего мы хотим и как собираемся развиваться. Полагаться на то, что кто-то сделает это за нас – наивно. Наше счастье – исключительно в наших руках!
Грустно? Не растворяйтесь в своих печалях и жалости к себе, а лучше задумайтесь над тем, чего на самом деле хотите. Что вам мешает? Что можете сделать, чтобы достигнуть поставленных целей?
Понимание своих собственных эмоций и осознание того, что мы являемся хозяевами своей собственной судьбы – это фундаментальный вклад в ваш психологический рост. Поэтому грусть не имеет ничего общего с такими вещами как слабость и уязвимость.
Наоборот, в грусти может заключаться ваша сила! Потому что за каждым человеком, который сегодня уткнулся лбом об стекло окна и грустит, может скрываться настоящий герой! Достаточно ему лишь захотеть понять себя, понять, куда он держит путь, и понять самое главное – для чего он пришёл на эту Землю!
Грусть как забота о себе
Психологи, кстати, избегают называть грусть негативной эмоцией. И это правильно: в погоне за приклеиванием ярлыков и маркировке всех типов поведения – мы утрачиваем разумный взгляд на вещи.
Грусть – это не плохо и не хорошо. Не следует ни радоваться, ни пугаться приступов грусти. Это просто эмоция, которая действует как механизм предупреждения. Она напоминает о таких важных вещах, как необходимость остановиться на мгновение, прислушаться к себе, поговорить с собой, позаботиться о себе, понять, что происходит, и что вы чувствуете в связи с этим.
Таким образом, когда в следующий раз ваш друг, член семьи или партнёр вдруг скажет что-то вроде: «Я не знаю, что со мной сегодня происходит, мне грустно», то самое последнее, что вы должны сказать – это: «Не волнуйся и будь счастлив!»
Намного правильнее будет поддержать их следующими словами: «Скажи мне, что тебе нужно?». Эти слова заставят их задуматься о корне проблемы. Только так люди смогут глубже понять свои истинные нужды и потребности.
Грусть как тоска
Грусть – очень неоднозначное чувство. Оно находится где-то посредине между печалью и тоской. Как будто вам чего-то недостаёт. При этом мы чувствуем себя настолько зажатыми между двумя этими чувствами, двумя пространствами и непонятными потребностями, что стразу же впадаем в отчаянье.
Часто говорят, что грусть – это самый утончённый тип чувствительности, который только бывает у людей. С её помощью мы можем более остро ощущать, с большей резкостью всё видеть. А значит – становимся более креативными.
Потенциал грусти можно направить в занятия искусством, музыкой или писательством. Что самое удивительное – вы достигнете ещё больших успехов, чем если были бы веселыми и счастливыми.
Однако важно помнить, что хотя печаль и вдохновляет сердце художника, никто не может вечно оставаться в этой стране тоски и пустоты. Это «страна» эмоциональной незрелости
Поэтому как временное «пристанище» – грусть годится, а как «место прописки» – категорически противопоказана.
В потемках смертной тоски
Тоска — это тоже нижнее состояние зрительного вектора, но оно отличается от грусти и печали своей амплитудой. В него падают, как в пропасть. Это состояние, обращенное внутрь себя, то есть переживания не за кого-то, а из-за своего собственного одиночества, страдания, брошенности, несчастья. Это тяжелые душевные терзания. В тоске нет положительных воспоминаний о прошлом. Вместо светлых воспоминаний — мучительная душевная пустота и невыносимая боль. И эпитеты у тоски соответствуют этим состояниям: «черная тоска, смертная тоска».
В противоположность короткой эйфории с экзальтацией тоска бывает долгой, затягивает, как болото, и цепко держит, не давая подняться наверх. Застревание в страданиях разрушающе действует на душу. Страдания мы получаем как результат неспособности взаимодействовать с другими людьми, радоваться и получать удовольствие.
В тоску можно впасть по разным причинам: из-за потери близкого человека, разрыва эмоциональной связи, одиночества, а иногда и просто из-за плохой погоды. Все зависит лишь от степени развитости вектора и его реализации. Человек с неразвитым или слабо развитым зрительным вектором и в дождливой погоде найдет причину для хандры и уныния. Понятно, что в состоянии сверхстресса любой человек может впасть в тяжелую тоску. Но развитый и реализованный способен выйти из них быстрее и с меньшими потерями для своей психики и физического здоровья.
Грусть как предупреждающий знак
Грусть – это не только чувство, а также потеря существенная энергии. Естественно, что мы не доходим до такого состояния, как во время депрессии, когда даже встать с кровати или выйти из дома – проблема.
С грустью всё иначе: мы ощущаем внутреннюю необходимость отступить на какое-то время, что-то обдумать, что-то понять. Как правило, это состояние сопровождается некоторой апатией и усталостью. Это логично: организм включил новый для нас режим.
Такая физическая реакция вызвана сигналами, которые поступают из мозга. Он как будто говорит нам: «Отключись от всего, что происходит вокруг, сфокусируйся на своём внутреннем «Я».
Ничего не остаётся, как подчиниться: нам следует хорошенько проанализировать то, что беспокоит и тревожит. Если же мы будем отвлекаться на внешние раздражители или притворяться весёлыми – так и не докопаемся до причин происходящего.
Вершины и пропасти, взлеты и падения
Чтобы понять, чем грусть отличается от тоски, рассмотрим некоторые особенности зрительного вектора, так как именно его обладатели отличаются огромной эмоциональной амплитудой, больше которой нет ни в одном другом векторе. Также люди со зрительным вектором имеют самую высокую частоту смены состояний. Когда говорится о смене состояний у зрительных людей, используется условный термин «качели». Именно колебания такого вида хорошо передают переходы из одного состояния в другое.
Если изобразить «кардиограмму» зрительных эмоциональных раскачек в виде синусоиды, то с ее помощью можно очень наглядно продемонстрировать амплитуду и частоту смены состояний. В самой нижней точке синусоиды будет располагаться одна из корневых эмоций зрительного вектора — страх, а в самой верхней — любовь. В самом высоком чувстве любви к другому зрение поднимается на максимальную эмоциональную высоту, отрываясь от страха. И точно так же при переживании самого большого страха за себя — страха смерти — удаляется максимально от любви.
Вот так и происходят раскачки: вниз — вверх, вверх — вниз; в себя — наружу, наружу — в себя. В самые нижние состояния зрительные люди падают от неумения взаимодействовать с другими людьми. Жалость к себе, беспокойство только о себе говорит о неразвитых в детстве чувствах, когда эмоциональному зрительному ребенку не давали эти чувства проявлять или запугивали по незнанию, читая страшные сказки. В результате получаем плохие нижние состояния. Развитый зрительный вектор способен к сопереживанию, состраданию, любви. Это дает эмоциональный подъем.
Все эмоции имеют свои синусоиды «раскачек». Разница только в величине амплитуды и частоте смен состояний. Одни состояния кратки, как миг, другие переживаются дольше. В одни падаем камнем или взмываем птицей. В другие плавно опускаемся или также плавно поднимаемся. Амплитуда взлетов и падений зависит от многих причин, основные из которых — уровень развития и реализации зрительного вектора. Развитый и реализованный человек не будет испытывать потребности в резких эмоциональных скачках, его состояния будут постепенно перетекающими из верхних в нижние. От радости к грусти. От слез благодарности к слезам сострадания.
Такие переходы между состояниями в зрительном векторе наполняют жизнь эмоциональными переживаниями. Зрению жизненно необходимы такие колебания. Это как дышать: вдох — выдох, наполнение — опустошение. Только дышать можно по-разному. Или ровно и спокойно, естественным образом, не замечая этого процесса. Или жадно хватая воздух, задыхаясь и сбиваясь с нормального ритма.