Идеальный психолог

Идеализм.

Идеальность чего-либо отражается в религии, науке, искусстве, литературе, юриспруденции, форме государственности.

Хотя идеи о материальном и нематериальном возникли задолго до отражения в философских трактатах, основателем течения объективного идеализма считают Платона. Мир по Платону не зависит он нашего сознания, то есть мир объективен. Достояние платонизма позже использовали для своих идей философы-идеалисты Кант, Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр.

Идеи Платона были настолько популярны, что их привлекали для обоснования христианской и мусульманской религии. И неудивительно, ведь идеализм в большой степени присущ религиозному миру – стремление к Абсолюту лежит в основе всех религиозных учений. Идеал в религии – это пример величайшей жертвы себя во имя добра и справедливости. Такими примерами всегда были святые, праведники, монахи-аскеты.

В психологии понятие «идеального Я» ввел Зигмунд Фрейд. Я-идеал служит для определения любви человека к себе, которая формируется в детстве и остается образцом для подражания на протяжении жизни. Дополнительно может рассматриваться как наивысшее существо в личности человека. Термин используется в психотерапии, но трактуется разными психоаналитиками иначе. Например, некоторые считают идеальный образ следствием психоза или невроза.

В литературе идеал – это, прежде всего, лицо или образ человека, который имеет внешние черты и внутренние качества, совершает поступки. Это образ Героя с Большой Буквы, который для многих поколений остается образцом для подражания. Если привести примеры из классической литературы, идеальные герои – это Пьер Безухов, Граф Монтекристо, Д’Артаньян, Татьяна Ларина.

Идеал в искусстве – воплощенные в художественном образе «совершенство» и «завершенность». В науке – это экспериментальные и теоретические методы, которые помогают достичь максимально обоснованного знания.

Идеализм противопоставляется материализму – вере в то, что окружающая материя является подлинной и базовой для сотворения мира. Идеалистическая философия с чертами аристократизма, пафосности и непрактичности выглядит как устаревшая теория. Но потребность в идеале так же неустранима в человеческом бытии, как потребность в красоте, справедливости.

Идеалы красоты.

Понятия об идеале красоты менялись в разные эпохи – это известный факт. А на современной волне бодипозитива определить пример для подражания становится все сложнее. Канонические красавицы Мона Лиза или Венера Боттичелли сегодня вряд ли бы пользовались успехом. Так что идеальность – категория очень субъективная и менее поддающаяся определению, чем кажется на первый взгляд.

Конструкции об идеальном партнере, друге, идеальной внешности, фигуре, жизни, работе – только удобная абстракция для упрощения мысли. Но она опасна по нескольким причинам:

  • Зацикленный на идеальности человек становится удобным объектом для манипуляций рынка. На нем зарабатывают самые мощные индустрии похудения, косметики, эстетической медицины.
  • Собственное несоответствие придуманному идеалу пугает, вызывает чувство вины, стыда, тревожность, усиливает неуверенность в собственных талантах, вгонят в депрессию.
  • Идеализация (наделение кого-то совершенными качествами) развивает психологическую зависимость от идеала. А в романтических отношениях идеализация партнера вынуждает его соответствовать ожиданиям.
  • При близком знакомстве идеализированный образ разрушается, что приводит к разочарованию в партнере.
  • Человек, который погружается в мысленные конструкции об идеальном партнере, в итоге остается одиноким.
  • Придуманные символы сексуальности и «красивая» порнография искажает не только ожидания от интимных отношений, но и представления людей о самих себе. Это усиливает непонимание мужчин и женщин в реальной жизни.
  • Ожидание идеального партнера может сыграть с нами злую шутку. Оно создает иллюзию того, что отношения наладятся волшебным образом без усилий обоих партнеров.

Идеальность – мощный стимул стать лучше. Но есть риск, что ради него мы откажемся от реальности. Чтобы этого не случилось, придется научиться принимать себя таким, каким ты есть.

Подвох сделки

Идеалу мы приписываем все самые выдающиеся, первоклассные качества и способности. По мере формирования идеального «я», рядом формируется еще одно «я»… – такое «я», которому достаются одни объедки с барского стола – все то, что не согласуется с нашим воображаемым идеалом. Это – наше презренное «я».

Идеальное и презренное «я» созревают и кристаллизуются одновременно, они – два неотделимых полюса единого явления внутреннего раскола. Возникновение презренного рядом с идеальным – неизбежный процесс. Как бы мы того ни хотели, идеальное «я» не может существовать само по себе в отрыве от презренного «я». В этом – главный подвох «сделки».

Мы обманываемся иллюзией будто идеал может и должен существовать самостоятельно, без вытесненных презренных качеств. Сама эта вера в совершенный идеал без посторонних уродливых примесей – одна из опор идеального «я». Она раскалывает психику пополам, создает болезненную двойственность, из-за которой мы всю жизнь убегаем прочь от себя по направлению к выдуманному совершенству.

Идеальная работа, совершенный возлюбленный, лучшие друзья, безупречные родители, образцовые дети, святые добродетели, непревзойденные таланты, отточенное поведение – этот экзамен сдать просто невозможно.

Когда жизнь откровенно не вписываются в сверхъестественные нормативы идеального «я», нам делается до тошноты дурно, потому что в этот самый миг мы отождествляемся со своим недоброкачественным презренным «я» – ненавистным переживанием собственной совершенной несостоятельности. Просто, как ни крути, а жизнь всегда отличается от наших заоблачных фантазий об идеальном положении вещей. И никаких других проблем, у нас в этой реальности по сути нет.

Просто мы жаждем слияния со своим идеальным «я». Верим, что эта сделка гарантирует наш успех и спасение от всех невзгод. И поэтому, когда нас пробуют отрезвить, мы сопротивляемся, порой, настолько отчаянно и агрессивно, словно нас лишают спасительного билета в рай. На деле же мы лишаемся только иллюзорной веры в такой билет. Но по началу, по неопытности «приманка» выглядит так чарующе, что отказаться от этого дьявольского лохотрона просто невозможно.

Выход рядом

Невроз рушится, когда мы проживаем всей душой, насколько наши ожидания и требования к судьбе необоснованны и неадекватны. Судьба нам ничего не должна. Долг людей и долг жизни перед нами – это товар нашей невротичной сделки с собою…

Есть только один выход – просто наблюдать за тем, как все это происходит и осознавать правду. И не ждать от себя каких-то «великих» результатов, потому что с большой вероятностью именно эти ожидания будут продиктованы устремлением к идеальному «я» и приведут к разочарованию.

Остается лишь принять себя со всеми потрохами – со всеми персонами и тенями, смириться и позволить себе быть именно собой со всеми своими качествами здесь и сейчас в этот самый миг, от которого мы так старательно бежим к нашим бесчисленным целям.

Игорь Саторин

П.С.Кто не хочет ограничиваться теорией, попробуйте честно составить два списка всех качеств собственных идеального и презренного «я» – качеств, за которые стыдно и которыми вы гордитесь. Сознательный подход помогает различать собственные заскоки и постепенно их нивелировать.

Слепая морализация

Мы воспринимаем идеалы общества как законы вселенной, а между тем, все они – искусственны, и закреплены в нашем сознании при помощи условных рефлексов. Нас попросту обучили испытывать муки при совершении неугодных поступков и гордиться угодными. Обучили родители, поэтому и рефлексы у всех разные в зависимости от родительских прихотей.

Вот и получается, что стыдимся мы порой совершенно противоположных вещей. Посмотрите и подумайте, чего вы боитесь? За что привыкли себя мучить угрызениями совести? На какие манипуляции ведетесь? Что доказываете окружающим? Есть ли в вас демонстративная доброта, щедрость, благородство, смелость, воздержанность?

На каком-то этапе личного развития от искусственных идеалов, видимо, никак не отвертеться. Но по итогу все они приводят к такому алогичному стилю мышления, который в психологии называют «мистическим», пропитанным иррациональными требованиями к себе и к жизни. Под мороком идеалов мы не принимаем жизнь, как есть, а начинаем требовать от себя и окружающих невозможного, несвойственного реальной природе вещей. На этой почве и формируются практически все неврозы. В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями.

«Не можешь быть добрым? Все равно должен! Никак не можешь? Тогда стыдись, ничтожество! Не можешь преодолеть эгоизм и возлюбить ближнего? Значит, виноват!» Следуя такой нелогичной логике, человек вынужден врать себе и окружающим, принуждая себя к неестественной «доброте», когда внутри все кипит от злости.

А если человеку таки удалось себя переломить и накачать идеалы силой, подавляющей естественные желания, его жизнь неизбежно становится клеткой тех самых категорических императивов – безусловных принудительных требований к себе и окружающим. А кто этим требованиям не следует, тот вызывает раздражение, кажется неправильным и дурным.

Этим переживанием руководит засевшее в глубине души идеалиста чувство несправедливости. Внутренний голос как бы вопрошает: «Как же так? Ведь я мучаюсь! Соблюдаю правила! Значит и другие должны мучиться! Иначе, выходит, что я зря страдаю. Я должен как-то свои страдания оправдать. Иначе, выходит, что я лопух и страдал все это время напрасно. Иначе выходит, что кругом нормальные люди, а я со своими идеалами – желчный зануда!».

Чем крепче и выше идеалы, тем реалистичней мираж, в котором наша жизнь представляется преисподней несправедливости, где единицы достойных людей находятся под вечным гнетом богомерзких мерзавцев. Следуя идеалам, мы даем себе «пряник» веры в собственный героизм и превосходство над порочным социумом. Нарушая идеалы, мы себя же отделываем психическим хлыстом ненависти к себе, проявленной в стыде и чувстве вины.

Перфекционизм как стремление к идеалу

Идеальный психолог

Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.

Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:

  • низкая самооценка;
  • желание получить признание и похвалу;
  • комплекс неполноценности;
  • неуверенность в себе;
  • потребность в любви и внимании;
  • страх критики, зависимость от чужого мнения.

Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.

Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.

Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.

Характерные черты

Несмотря ни на что, люди продолжают стремиться к совершенству. И если у каждого есть свои предпочтения и критерии идеализма, то у общества в целом существуют обобщенные, относительно сориентированные на большинство мнений качества и характеристики, приближенные к безупречности и образцовой показательности. Какими особенностями и формами психотипа должен обладать пример идеального человека в обществе?

Целеустремленный характер – каждому представителю современного социума должно быть свойственно ставить перед собой цели и всеми силами стараться их достигнуть. Свободолюбивый нрав – понятие идеального человека не предусматривает его зависимости от кого-либо или чего-либо. Интеллектуальная развитость – без зрелого умственного развития человека нельзя назвать личностью, а безличностные люди не могут быть идеальными. Чувство юмора – неотъемлемый аспект характера полного энергии и жизненных сил представителя человечества. Настойчивость – напор и стремление справляться с поставленными задачами обусловливают сильную сторону психотипа личности. Находчивость – умение находить подход к различным аспектам жизнедеятельности неотъемлема от понятия идеала. Самопожертвование – вряд ли люди, стремящиеся к совершенству, имеют право жалеть себя. Снисходительность – добродушие и простота придают людям благородства. Всепрощение – стремящийся к идеалу объект социального пространства не может быть злопамятным, он должен уметь прощать обиды

Внимательность к окружающим – забота о родных и внимание к близким, знакомым, незнакомым людям, нуждающимся в нем, приближают человека к эталону человечности и гуманности. Отзывчивость – люди должны уметь протягивать руку помощи друг другу, когда это необходимо

Сила воли – терпение и труд предопределяют крепкий стержень внутри человеческой оболочки. Любовь к ближнему – ни один человек не достигнет идеала, будучи черствой, бездушной личностью.

Извороты лукавого

Образ идеального «я» может видоизменяться с годами. Вчера представлял себя красивым и богатым, сегодня – великим просветленным, обладателем сверхспособностей; назавтра будет какой-нибудь относительно реалистичный продвинутый профессионал, мастер своего дела. Все это – лишь гардероб идеального «я». Смена деятельности, порой, ничего не решает – все та же ментальная мастурбация; сначала для возбуждения сигнальной системы использовался гламур, а теперь – бизнес и духовность.

Даже путь принятия себя реального в какой-то степени неизбежно диктуется все той же потребностью – слиться с идеальным «я». Иллюзии утончаются, и на следующем этапе идеальное «я» может обрядиться в так называемое успокоенное реальное «я», свободное от невротичных заскоков – этим оно и идеально.

Презренному «я» в такой ситуации приписывается наша как бы «негодная» потребность в самоутверждении

И тогда, замечая за собой признаки чувства собственной важности, мы проделываем очередной изворотливый трюк, и снова пускаемся в самообман – грызем себя за свои «презренные» потребности в понтах. Идеальное «я» от таких маневров только растет, накачивается красивыми фантазиями о качествах здоровой, свободной от понтов личности

А по факту, именно эту свою свободу от понтов, личность как раз для того и генерирует, – чтобы понтоваться наиболее эффективным методом: уверенно и реалистично, в образе психически здоровой близкой к просветлению особы.

Хитросплетения ума многогранны. Каждый шаг к свободе – с оглядкой на все возможные способы сохранить максимум иллюзий о собственном величии. Мы просто не можем иначе! Мы стремимся к лучшему. А лучшее мы ожидаем от будущего. Но живем-то мы сейчас. И в этом «сейчас» у нас кроме лживых ожиданий – нет иных представлений о вероятном будущем.

По тем же принципам работает влюбленность – мы проецируем черты идеального «я» на объект страсти и создаем драматическую привязанность. Без любимых мы – презренные ничтожества, а с ними – переживаем торжество, граничащее с опустошающим пониманием, что где-то в самом начале этого спектакля мы себя крепко одурачили…

Понятие

Для того чтобы понять, каким должен быть идеальный представитель человечества, нужно разобраться в том, что означает понятие идеала. В психологии идеалом принято считать совокупность факторов и характеристик конкретной субстанции (человека, явления, предмета), которые обладают наивысшей степенью положительности и достигают максимальной точки образцового и показательного состояния.

Если говорить о совершенном человеке, то его нужно рассматривать в разрезе множества разнообразных контекстов. Ведь понятие идеализма определяется массовостью всевозможных факторов, влияющих на уровень воспитания, образованности, умственного развития, степени привлекательности, способности к труду, к общению, коммуникациям и многим другим человеческим качествам. Поэтому невозможно судить об идеализме конкретного человека, исходя, например, только из его внешних данных или определяя его исключительно по параметрам профессиональных способностей. Анализ человека производится в целом, с учетом всех особенностей его темперамента, физического и психоэмоционального наполнения.

Идеальный друг

Очень многими человеческими качествами должен обладать идеальный друг. Понятие дружбы вообще само по себе являет нечто трепетное в психоэмоциональном плане, крепкое в связи взаимоотношений и нерушимое в плане стойкости и длительности. У настоящей дружбы нет временных рамок, а все потому, что настоящий друг обладает удивительными качествами. Идеальный друг всегда очень внимателен и чуток, сопереживает и всегда готов подставить свое крепкое плечо, помочь выбраться из беды и даже отдать свою жизнь в обмен на жизнь дорогого ему товарища в лице друга. Это тот человек, который выслушает, даст совет, простит все обиды, подарит надежду на счастливое будущее своими убеждениями о том, что все будет хорошо. Такие люди обязательно должны быть рядом, ведь они идеальные друзья.

Идеальный психолог

Идеальный супруг

Какими чертами характера должен обладать идеальный человек по отношению к своей законной второй половине, с которой он состоит в браке?

  • Первое и нерушимое правило семьи – верность, поэтому первым и основополагающим качеством любого идеального супруга является преданность своей семье.
  • Вторая его образцово-показательная черта характера – доверчивость, ведь какими могут быть отношения, порожденные изначально в недоверии?
  • Третье качество – это внимательность, а вместе с ней и забота, которую он проявляет ко своей второй половине и своим детям.

На этих трех китах держится и семья, и понятие идеального супруга и семьянина.

Идеальный психолог

Иррациональные идеалы

На каком-то этапе принудительная, искусственная мораль становится очевидно невыгодной. Задача психолога в этом случае – показать клиенту, где и как он себя своими же идеалами обвел вокруг пальца, помочь увидеть происходящее и взвесить целесообразность собственных требований к себе и окружающим.

Именно там, где идеалы начинают прижимать и требовать непомерных жертв, приходит пора их изобличения. Нет ничего плохого и хорошего, нет правильных и ложных путей. Человек рядом с нами не может стать добрым, умным и святым не потому, что он плохой, а потому, что таков его текущий жизненный опыт. Никто не может иначе. Каждый руководствуется собственным внутренним кнутом и пряником.

Но идеалы, как выше уже говорилось, иррациональны. Они обходят истину стороной, и слепо требуют свое, несмотря на полную безосновательность и бесполезность притязаний. И там, где планка идеалов, очевидно, завышена, надо бы уметь признавать правду. Ну не может простой смертный стать святым! Механизм, рассчитанный на 200 вольт не может выдать 400, а если выдаст, то сгорит и сломается.

Разумеется, я, к примеру, не утверждаю, будто ложь хороша и лучше идеала правды. Действительно именно от вранья у всех нас возникает куча проблем. Но, порой, взгляды на ложь обходятся слишком дорого. Если идеалы – сродни вере в первородный грех, который даже понимать не надо, потому что это как бы само собой разумеется, что он ужасен, то можно смело говорить о наличии невроза.

Идеалист может считать, будто он чище и лучше других, на его стороне истина и справедливость, и он вправе судить, как должны жить другие. А дает ли приверженность идеалам право судить других? Уж не самим ли Богом мнит себя такой судья?

В первой книге и ранних статьях на progressman.ru я и сам говорил о важности устремления к светлому, пока не заметил, во что обращаются подобные цели. Они могут быть чем-то вроде путеводных маяков

И прекрасно, когда новичок может подойти к профессионалу, и получить дельный совет. Но если новичок принимается идеализировать, он не учится, не раскрывает собственный потенциал, а лишь копирует внешние черты профессионала – его манеры, повадки, стиль общения, надеясь таким образом к своему идеалу приблизиться.

На идеалы можно взглянуть с другой стороны и сказать, что безусловная вера в их истинность ни при чем. Каждый идеал, каждая моральная ценность может быть подкреплена адекватной философией – каким-то оправдательным пояснением. В таком случае речь идет уже не о плохом и хорошем, а как раз о выгодном и невыгодном. И говорить здесь уже особо не о чем – это действительно здравый подход. Но в статье речь о том, как по большей части происходит на практике. А происходит так, что мы своими идеалами себя крепко дурачим: не исследуем их, не пытаемся постичь, а наивно проглатываем, будто нечто надежное и окончательно ясное.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Что такое идеал?

Идеал — это труднодостижимый или вовсе недостижимый образец совершенства, высокая мечта или образ, к которому человек стремится в поведении и внешности. Идеальность – необязательно цель. Это, скорее, критерий сравнения, который помогает нам сравнивать ожидания с действительностью и корректировать вектор действия. А способность идеализировать – мотиватор к достижению цели, возможность меньше зависеть от внешних стимулов. Так что идеалы нам необходимы, они наполняют нашу жизнь смыслом.

Считается, что стремление к недосягаемому совершенству заложено в основе человеческой природы. Но есть люди, которые устанавливают завышенные стандарты, ищут пути совершенствования для себя и других. Это идеалисты. Если они увлекаются идеей, то перестают замечать все вокруг и посвящают жизнь поиску идеала. Идеалистов с чертами высокой чувствительности и низкой терпимости называют мечтателями. Тех, кто в поиске идеала слепо следует своим убеждениям, называют фанатиками.

Понятие идеала применимо к конкретным или абстрактным предметам, константным или переменным понятиям. Есть представление об идеальной внешности, нравственности, красоте, произведении искусства, жизни, любви. Это может быть совершенство в отношениях между людьми; иногда это образец, воплотивший наиболее ценные и привлекательные качества, черты, способности; это совокупность норм поведения или критерий разделения добра и зла.

Что такое идеал

Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.

Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.

Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.

Какую роль в жизни человека играет идеал

Идеальный психолог

Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.

Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.

Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем

Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического

Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.

Безнравственная нравственность

Казалось бы, если человек стремится к идеалу, такое устремление должно вести к чему-то светлому и благому. На деле происходит обратное. С раннего детства невинные эмоции и качества, которые не вписываются в идеал, силком подавляются в бессознательное. Там, складируясь годами, они дорастают до размеров исполинского чудовища. И тогда сквозь маску милого человека, ко всеобщему удивлению, вдруг, выглядывает презрительное страшилище, обладателю которого потом делается непереносимо стыдно за себя. И чтобы избежать этого стыда, человек блокирует свое нутро с удвоенной силой, и создает в каналах течения своей жизненной энергии «кармические узлы» – непробиваемые блоки и заторы.

Мораль и нравственность побуждают нас к совершенно аморальной и безнравственной лжи. Подделывая себя под рамки красивой морали, мы только прикидываемся хорошими людьми, а на деле себя настоящих мы совсем не знаем. Чем сильней устремление к идеальному «я», тем больше в жизни искусственного, когда все действия диктуются ложными идеалами, а не реальными чувствами. Если человек не способен следовать таким идеалам, он себя презирает – отождествляется с презренным «я». И ведь каждый знает – быть идеальным невозможно, но все равно – очень-очень хочется!

Мы страдаем не столько от проблем, сколько от ощущения бессилия, от ощущения своей никчемности, просто потому, что не можем решить все свои проблемы сразу, не совершая унизительных для идеального «я» просчетов и ошибок. Поэтому мы не хотим решать свои проблемы, а хотим халявного совершенства. В итоге нам проще закрыться от жизни, и наслаждаться видимостью совершенства.

Иными словами, нас на самом деле беспокоят не реальные проблемы, а качество иллюзии, что с нами все – ОК. Если степень реалистичности раздутого на пустом месте совершенства вызывает сомнения, прячем голову в песок, чтобы не замечать правды. Поэтому мы стараемся не столько решать проблемы, сколько умело пудрить друг другу мозги, изображая из себя продвинутых ребят.

Мы с дрожью в руках вцепляемся в свои попугайские маски, и смотрим друг на друга, и видим неловкость, замечаем дрожь голоса, легкий румянец на щеках, и где–то глубоко подспудно пониманием – все мы одинаковые.

Следуя за рабскими рамками идеального «я», мы начинаем себя ненавидеть, и в этой ненависти совершаем над собой насилие в попытках стать пределом собственных мечтаний. Презренное «я» жестокий погонщик, толкающий наше нутро к невозможному.