Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Ребенок играет только сам

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Бывает ребенок играет только сам. Он никого не пускает в игру. Иногда может разрешать присоединиться маме или папе. Что делать в таких случаях? Это заставляет переживать родителей. Зачастую начинают жаловаться воспитатели, что чадо одиночка: «Он садится в углу и играет только сам с собой. Сделайте что-нибудь». Можно ли заставить ребенка с кем-то дружить?

Не все педагоги и воспитатели понимают их самую главную цель — объединить детей в группу. Для этого нужно создать общие для них интересы. Это не наличие у мальчиков машинки Молнии Маккуина или у девочек барби-русалочки. Общий интерес — поиграть вместе. Задача взрослого создать такую атмосферу, дать понять, что играть с другими здорово!

Пример основной ошибки.

  1. Есть девочка, допустим Лера, которая не любит играть. Взрослый берет ее, отводит к игрушкам и говорит: «Смотри, как здесь интересно!». У любого ребенка после этого интерес не проснется. Одних слов мало. Далее взрослый обращается к другому ребенку: «О, смотри здесь Маша. Садитесь вместе играть». Но никто не спросил у Маши хочет ли она играть сейчас. Девочкам дали задание — нужно сесть играть, как велели. Но между ними уже скованность. Они поиграют для вида, а потом, когда мама или воспитатель уже не смотрит, разойдутся. Лера в итоге опять сидит сама. Не все дети могут начать игру сами, их нужно подтолкнуть. А для этого нужен взрослый. Наша задача — показать, как можно поступить, какие варианты развития событий могут быть.
  2. Малыши играют в песочнице. Мама ребенка, которому 1,5 года говорит: «Ты же взрослый, отдай лопатку младшему!». Возникает вопрос: почему он должен отдавать лопатку крохе, младше него. Родитель не понимает, что этим он обрезает пути решения проблемы. Даже в таком возрасте малыши способны учиться договариваться. Мама может показать множество вариантов решения проблемы, как можно поступить и решить конфликт. Если этого не делать, то ребенок может вырасти безынициативным к игре с другими. Он будет ждать, когда ему предложат или покажут игру.

Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

Развитие познавательной сферы

Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

Физическое развитие

Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня

Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой

Развитие образного мышления

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры. Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно. Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.

Развитие речи и навыков

Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

Мотивация

Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.

Нравственность

Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.

Эмоциональная сфера

Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию. Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен

Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте. Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком

Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера

Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически

Роль игры в развитии и жизни ребенка

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Есть родители, которые думают, что обычные игры — бесполезная трата времени. Но это не так. Родитель приходит с ребенком в детский садик или центр на развивающие занятия. В них всегда будут игрушки. И когда ребенок идет к ним, мама пытается его сразу увести: «Давай-давай быстрее, у нас занятия. Что у тебя дома мало игрушек?».

Не все родители обращают внимание на то, как играет чадо. Когда они приводят его в сад, у них есть запросы: «Занятия от и до, на игры выделять меньше времени

Он и дома играет в игрушки». Нужно посмотреть на сюжет его игры. Как он играет в машинки? Он может проигрывать постоянно историю с вручением медали. Значит ребенку близка тема с низкой самооценкой. С какой машинкой он играет чаще, с той ассоциирует себя. Он проектирует себя на эту игрушку. Когда чадо постоянно награждает авто за первое место, значит его когда-то за что-то недооценили. А потребность в этом осталась.

Проблема в том, что родители могут неверно трактовать эту игру. Смотря на чадо, они будут видеть в нем стремление к победам. Он лидер. Мама и папа могут посчитать, что надо отдать ребенка в спорт, собирать награды. Позже, если мальчик проиграет, то это его сломает. Он будет продолжать заново повторять сюжет. Каждый проигрыш будет переносить тяжело. Только другой человек сможет показать, что двигаться можно и в других направлениях.

Если ребенку не дать поиграть и проиграть то, что его волнует, это образует внутри него зажим. И этих зажимов может быть много, когда он нечто переживает в одиночку. Малыш не поделился этим с мамой, папой или родители не поинтересовались как дела. Но эта недоговоренность формируется внутри него. Дети много находятся в детском садике. За это время накапливается многое. Какие-то эмоции были сильнее, другие менее. Ребенок может о чем-то не рассказывать. Оно забывается, но поверхностно, что-то оседает. Для того, чтобы этого «осадка» было меньше, а малыш мог расслабляться, нужно заниматься «самолечением». Если кроха не может сам себе помочь и проиграть сюжет, например, ему скучно одному, то может помочь второй участник. Это может быть мама, папа, подружка, психолог, воспитатель — любой человек, которого ребенок готов впустить в игру

Это немаловажно

«Чем бы дитя ни тешилось…»

Редкий случай, когда народная мудрость оказывается неправа. Занимать ребенка чем попало, лишь бы он не приставал к взрослым с расспросами, по меньшей мере, бесполезно. Те же интерактивные игрушки мало что могут дать любознательному малышу в плане развития. Просто потому, что весь алгоритм действий в них запрограммирован заранее, и выйти за пределы конкретной программы ребенок не сможет. Впрочем, и взрослый – тоже, так уж устроены эти электронные забавы. Их принцип не то чтобы слишком прост – он примитивен: «нажми на эту кнопочку – загорится лампочка, нажми на другую – заиграет музыка». Навязывание стереотипных действий, скорее, похоже на выработку условных рефлексов – какое уж тут развитие! Вы же не хотите вырастить из ребенка робота, не способного стратегически мыслить, анализировать информацию и принимать верные решения?

Стало быть, вовсе не обязательно тратить немалые деньги на дорогие электронные игрушки. Главное, чтобы они были действительно развивающими, а не только назывались таковыми. К числу по-настоящему развивающих игр можно смело отнести все то, что позволяет ребенку научиться чему-то полезному. Это может быть конструктор, лото, домино, настольный футбол или хоккей, мячи, наборы для детского творчества – словом, все то, благодаря чему малыш сможет получить новые навыки, знания и позитивный опыт.

И еще один важный момент, который необходимо учитывать: игра для дошкольника – это не только способ познания мира, но и способ самовыражения. От того, какое место в игре отводит малыш себе и другим детям, насколько он умеет ладить со сверстниками в процессе совместной забавы, зависит его будущая самооценка, дисциплина, коммуникабельность, умение ставить цели и достигать их. Ограничивая детские игры и пытаясь заменить их серьезной информацией об окружающем мире, взрослые (разумеется, неосознанно, из лучших побуждений) не просто лишают ребенка радости и веселья – они таким образом тормозят развитие личности в целом. Поэтому давайте не будем торопить наших малышей: пусть они наслаждаются разнообразными, интересными и полезными играми, а мы поможем им в этом, направив их деятельность в конструктивное русло.

Светлана Жаркова

В меру ли ваша забота?

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием родителей. Чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток

Тест от портала Я – родитель поможет вам разобраться.
Пройти тест

Ребенок мало играет или вообще не играет

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Почему некоторые дети отказываются или вообще мало играют? Об этой проблеме начинают чаще писать мамы на форумах. Главное, внести ясность в ситуацию и выяснить причину. Мы не будем создавать возрастную градацию, а рассмотрим случай в целом.

Если играет, но мало.

Например, только в настольные игры, а не ролевые. Девочка не играет с куклами, мальчик с машинками. Здесь возможна эмоциональная зажатость внутри. Здоровый ребенок играет и играет много. У него в этом огромная потребность. На «нездоровье» может влиять родитель, семейная ситуация, проблема в школе, в детском садике, на улице, если ребенок часто гуляет. Сегодня достаточно актуальная проблема — травля. Я с этим столкнулась недавно, когда работала в детском клубе. Это замечательное место: все ограждено, красиво, рядом элитный детский сад. Дети в возрасте 6-7 лет собирались в группу. По идее, им должно быть интересно играть, а они занимались травлей детей, которые младше них. Бросались землей в лицо. Происходящее снимали на смартфоны, потом грозили, что опубликуют на YouTube. Травля имеет место быть везде. Дети, которые становятся мишенями закрываются из-за этого.

О том, что ребенок мало играет, представление родителя не всегда сопоставимо с детским миром. Для одного малыша нормально проигрывать всё за 1,5-2 часа. Ему хватает этого периода, чтобы выплеснуть чувства. Все остальное время ему хочется побыть с мамой и папой. Но маме может показаться, что полтора часа мало. Она начинает переживать, ведь другие дети играют весь день напролет. Они начинают плакать, когда их «вынимают» из игры. Самое главное, чтобы вообще ребенок играл.

Есть дети, которые вообще ни во что не играют. Они даже не берут в руки карандаш, чтобы выразить эмоции, мысли. Рисование в какой-то мере — это тоже игра. Ведь в процессе изображается сюжет. Если ребенок не играет вообще — это очень большая проблема. Нет выхода эмоциям, посредством игры. Здесь уже нужно подключать невролога, нейропсихолога. Для малыша остается только один вариант выплеснуть эмоции: слезы, крики, физическая активность. Но этого мало. Ребенку важна игра.

К чему приводит внутренняя зажатость у детей

Ребенок не может в дальнейшем, когда вырастает, полноценно взаимодействовать с социумом. Ему будет очень сложно общаться. Он не развился благодаря играм. Для него общество — это большой мир, в котором кто-то что-то умеет делать. А он, посредством игры, не смог развить эти навыки. Отсюда появляется неуверенность, боязнь делать первый шаг, пробовать себя на новом поприще. От чтения много пользы, но игра не менее важна.

Пример из практики

У меня на занятиях был мальчик, которому 4 года. У него прекрасные заключения от неврологов. Несколько экземпляров от разных врачей. Читаешь «все здорово», а в итоге начинаются проблемы, когда дело доходит до игры. В моем кабинете есть множество игрушек. Мальчик может взять любую на выбор. Ему нравится доска с эмоциями. На ней нарисованы таблички, которые при ударе кулаком или нажиме падают. Детки могут сами, если захотят, подойти и выбрать эмоцию. Кроха может передать настроение, выбрав нужный смайлик. Например, сердечко, плачущего, смеющегося. В один день этот мальчик проходит мимо всех игрушек и даже доски эмоций.

— Во что сегодня поиграем? — спрашиваю я.
— В песок наверное, — подумав отвечает.
— А в какой мокрый или сухой? — он долго думает, но я не тороплю и не направляю. Ребенок сам должен сделать выбор и прийти к ответу.
— Хочу в сухой.

Начинаем работать с сухим песком. песочной терапии для детей — примечание редакции>. Потом он говорит:

— Мне скучно.
— А почему тебе скучно?
— Я не знаю.

На занятие выделяется 45 минут. За это время мы начинаем разбираться в ситуации. Он вообще не притронулся к игрушкам, а просто разговаривал. Для него было важнее сегодня пообщаться. Выход эмоциям произошел через разговор. Но если мы будем всегда просто говорить — это дает очень маленький результат. Нужно проигрывать все ситуации из жизни, чтобы ребенок не страдал от внутренней зажатости. Иначе он себя чувствует некомфортно.

От «понарошку» до «взаправду»

Если грудничку в первые месяцы жизни вполне хватает ярких звучащих игрушек, то уже через год малыша интересует более сложная и разнообразная деятельность. Причем годовалый ребенок еще не умеет различать, где «понарошку», а где «взаправду». Для него игра и реальность неразделимы. Вспомните, например, игру в «прятки», когда малыш закрывает лицо ладошками: он уверен, что действительно спрятался, и его никто не видит. Или ту же популярную детскую забаву «идет коза рогатая»: в сложенных мамой пальчиках он и правда видит козу, которая собирается его забодать. И когда ваша маленькая дочка кормит куклу, она убеждена, что кукла живая и на самом деле хочет есть.

Позднее, примерно к трем годам, ребенок постепенно начинает понимать, что игра – это условное действие. Например, трехлетняя девочка уже кормит куклу «понарошку», накрошив в тарелку бумажек и используя в качестве ложки палочку или карандаш. А у мальчика любимый мишка в одной игре может быть водителем грузовика, а в другой – космонавтом.

Кстати, именно в трехлетнем возрасте у ребенка происходит осознание собственного «я». Теперь малыш знает, что есть он, а есть весь остальной мир: родители, соседи, друзья в детском садике, кошка во дворе и т. д. Есть девочки и мальчики, взрослые и дети. Исходя из этого нового знания меняется и характер детских игр: в арсенале малыша появляются сюжетно-ролевые игры. Их появление – это результат наблюдений за другими людьми, животными, явлениями. Так, например, девочки с удовольствием играют в дочки-матери, точно так же заботясь о своих куклах-дочках, как заботятся о них мамы. А мальчики в своих играх становятся то водителями, то пожарными, то строителями, копируя деятельность взрослых. Причем, малыши не просто механически копируют поведение того или иного человека, но и отлично импровизируют в процессе игры, каждый раз придумывая новые сюжеты. И атрибутами для игр может стать все, что угодно: безграничное детское воображение из того же карандаша в одной игре сделает ложку, в другой – градусник для заболевшей куклы, в третьей – космическую ракету.

«Скажи мне, как ты играешь, и я скажу, кто ты»

Перефразировав известную поговорку, можно действительно нарисовать психологический портрет малыша

Вы всегда обращаете внимание, в какие игры играет ваш ребенок? Вопрос не праздный. Иногда родители, накупив огромное количество игрушек, считают свою миссию выполненной: пусть малыш играет, как хочет – лишь бы был чем-то занят

Но давайте не будем забывать, что в своих играх дети копируют нас, взрослых, причем необязательно – только родителей, ведь с возрастом круг общения у детей постоянно увеличивается. Обратите внимание, не только во что, но и как играет ваш малыш, понаблюдайте за его словами и действиями. Ребенок, занятый игрой, всегда искренен, поэтому если вы заметили в его обращении с игрушками какой-то негатив (например, злость или агрессию), не пропускайте этот тревожный звоночек. Это довольно серьезный повод для того, чтобы вспомнить, где именно ребенок мог увидеть и скопировать подобную модель поведения, и либо пересмотреть собственные действия, либо оградить его от негативного общения с другими людьми.

Детские психологи часто приводят хрестоматийный пример, когда во время праздника в детском саду пятилетние малыши радостно поднимали кружки с компотом и чокались друг с другом. Разумеется, этот синхронный жест возник не на пустом месте – дети просто скопировали модель поведения взрослых. И это, пожалуй, самая безобидная иллюстрация того, как малыши во всем подражают взрослым.

Игра 1. Раздувайся, пузырь!

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры:
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей — приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру

Описание игры:
Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть («Как тебя зовут?», » Машенька, пойдем играть!»). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (» Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь, давайте, сделаем маленький кружок»). Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Когда пузырь раздувается — двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово » Хлоп » руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет — это новая игра.

Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться «оживить» для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

Игра 4. По дорожке Валя шла

(Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

Задача игры:
Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры:
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, — влево. «Валя тапки примеряла, чуть надела — захромала».

(Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

«Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши».

(Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие.

Игра — это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра — это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития.

Общая характеристика игровой деятельности

В дошкольном возрасте игра становится главным видом деятельности, связано это с тем, что игра вызывает  качественные изменения в психике ребенка. Игра способствует развитию абстрактного мышления, внутренней речи, памяти и внимания

Важно заметить, что в игре имеется место для собственной деятельности дошкольника

Настоящая игра наступит тогда, когда ребенок под одним действием предполагает иное, а под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый либо символический характер. Связано это с тем, что в игре формируется знаковая функция сознания дошкольника.

В игровой деятельности ребенок может замещать предметы, брать на себя ту или иную роль, а так же действовать в соответствии с этой ролью.  Так же, по мере развития, у ребенка появляется желание участвовать в  деятельности взрослых, которая в настоящей жизни ему не доступна. Делая вывод можно сказать что, основным в игре является роль, выбранная ребенком. Во время игры ребенок пытается скопировать поведение взрослых, то есть образам, которые сохранились в его опыте. Нередко можно увидеть, что дошкольник изображает взрослых людей, к примеру, маму либо воспитательницу. Таким образом, в процессе игре ребенок открывает для себя отношения, которые связывают взрослых людей.

Игры различны по содержанию, по характеру, а так же по тому, какое место они занимают в жизни ребенка.

Сферы влияния игр на развитие детей

Во время игры происходит психологическое, физическое и личностное развитие человека. Именно поэтому нельзя недооценивать значение игры в жизни ребенка.

Основные области, на которые оказывается влияние игрового процесса:

Сфера познания окружающего мира

Игра помогает малышу лучше ориентироваться в окружающем мире, узнать о назначении предметов и их свойствах. Еще не умея ходить, малыш знакомится с предметами – кидает мячик, трясет погремушкой, дергает за веревочку и прочее

Каждое новое знание об окружающем мире улучшает память, мышление и внимание

Физическое развитие

Подвижные занятия помогают малышам освоить разные движения, благодаря которым они улучшают свои двигательные навыки. В результате активных занятий ребенок учится владеть телом, становится гибче и сильнее.

Улучшение коммуникации и речи

Играя в одиночку, малышу приходится исполнять несколько ролей одновременно и проговаривать свои действия. И если развитие речи в этом случае неоспоримо, то улучшение коммуникативных навыков возможно только в командной игре.

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Во время соревнования с несколькими участниками каждый учится соблюдать определенные правила и вести диалог с другими детьми.

Развитие воображения

Взрослым порой трудно включиться в игру чада, так как во время развлечения оно наделяет предметы необычными свойствами, расширяет воображаемое пространство и смотрит на мир с детской непосредственностью.

И несмотря на то, что ребенок знает, что игра ведется не по-настоящему, он с увлечением лепит пирожки из мокрого песка, а потом кормит ими куклу.

Проявление эмоций и развитие моральных качеств

Благодаря игровым сюжетам малыш учится быть доброжелательным и сочувствующим, проявлять смелость и решительность, становится честнее. В игровой форме родители и ребенок могут дать выход эмоциям, беспокоящим малыша (страх, тревога) и вместе решить сложные проблемы.

Участие взрослых в детских играх

При воспитании детей очень важно оставить время для занятий, которые помогут ребенку в формировании творческих навыков, речи, улучшат его умственные и физические показатели. Чем младше ребенок, тем больше в развлечениях требуется участие мамы и папы

Они не только следят за игровым процессом, но и направляют малыша в нужное русло.

Игра в жизни ребёнка статья по психологии по теме

Родители становятся первыми партнерами малыша по играм. По мере взросления ребенка они все меньше принимают участие в его забавах, но могут оставаться сторонними наблюдателями, помогать и подсказывать по мере необходимости. Именно взрослые открывают малышу волшебный мир, благодаря которому он не только играет, но и развивается.