Игра, желание и интерес

Вопрос психологам

Спрашивает: Денис

Категория вопроса: Отношения

21.11.2012

Начну с хорошего, часто мечтаю о своей будущей девушке, представляю как мы гуляем по пляжу, под дождем, валяемся в изумрудной мягкой траве и наблюдаем за пробегающими облаками, всю ночь напролёт следим за звездным небом и отлавливаем падающие звезды, представляю как мы смотрим друг другу в глаза, просто смотрим и улыбаемся, и у меня начинает биться сердце настолько, насколько это возможно, вижу как мы гуляем нежно взяв друг друга за руку, целуемся, вижу наших детишек, семью, но к сожалению это все всего лишь мысли и мечты. Когда я об этом мечтаю, у меня часто срываются слёзы, слёзы счастья, счастья от того, что я вижу в таких мечтах, что это когда-нибудь будет у меня.
Но в то же время очень опечалевает, что я лишен всего этого сейчас, лишен потому что наверное боюсь, боюсь открыться девушке, боюсь довериться, боюсь показать свои чувства, боюсь что мне могут причинить боль, боюсь что буду излишне нервничать при первых встречах и знакомстве, но ведь это наоборот должно показать что человек мне нравится и я тем самым не хочу сделать что-то не так. Наверное в результате этого и не могу знакомиться сам. Мне сейчас 24 года, по знаку зодиака дева, работаю, учусь, занимаюсь спортом, имею множество хобби, довольно скромный, с девушками общаюсь и немало, но это общение друзей. Отношений с девушками никогда не было, ни с кем не встречался. Влюблялся не раз, но так и не мог признаться, не знал будет ли взаимность и ждал, хотя порой своими действиями показывал что девушка мне нравится и казалось, что это могло быть взаимно, но ничего не выходило, после чего очень сильно расстраивался и терял веру.
И порой кажется и становится страшно, что всего этого не наступит, что так и проживу лишь мечтами. Не знаю что мне делать, как изменить эту ситуацию, что сделать чтобы жизнь наладилась, очень прошу совета, может быть мне нужно куда обратиться, потому что это все съедает меня изнутри каждый день, и меняются отношение к ситуации то на злость, то на полное уныние и то на желание как-то исправить, мириться я с этим не хочу, но как будто нахожусь в полной темноте и ничего не вижу…

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Третий уровень – ментальный: что я думаю по поводу этого желания?

А вот на уровне мыслей и идей выпало много всего. Есть люди, которые живут сердцем, а есть те, кто разумом. Я, видимо, принадлежу к последним, хотя до этой игры была уверена ровно в обратном. Игра наглядно показала, насколько я много думаю (и по поводу этого желания, и по жизни), тратя энергию на прокручивание различных вариантов «как могло бы быть», – ведь, помимо мыслей, этот уровень отвечает также за идеи. Я получаю сразу пять «предупреждений» (абсолютный рекорд за всю игру), одно из которых бьет прямо наповал. Текст на карточке «Сейчас я вам все правильно объясню» может быть эпитафией на моем памятнике. И даже думать не хочется (что в данной ситуации, скорее, верное решение), почему это может мешать мне двигаться к своим целям. И эта верная мысль – не думать, почему – дает мне шанс. Я вытаскиваю карту «Личного опыта» уже все объясняющую мне самой: «Вы умеете уважать чужой выбор, даже если вы с ним не согласны». И предложение взять три карточки осознанности. Ими стали «воображение», «исследование» и уже знакомая мне «ясность» – заглавный мотив моей игры.

Я так увлекаюсь игрой, что предложение перейти на финальный уровень мировоззрения застает меня почти врасплох.

Игра, желание и интерес

Психология игровой зависимости

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Игра, желание и интерес

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  1. с видом «из глаз» персонажа;
  2. с видом «извне» на своего героя;
  3. руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

Игра, желание и интерес

Первый уровень – действия: что я делаю, чтобы это сбылось

Самый первый уровень «действия» – это конкретные шаги в реализации моего желания. Я прохожу его стремительно. Игра «пропускает» меня на следующий уровень, хотя я даже не заполнила все клетки листа целиком.

Что же поможет мне в моих действиях? В качестве ответов я вытаскиваю карты из колод «Ответ мира» (мнения окружающих), «Препятствия» (сопротивление), «Контакт» (отношения), «Поддержка» (эмоциональный фон) и даже «колючки» (карты, обозначающие персональные дурные привычки). Все это – тот багаж действий, которые будут сопровождать меня на пути к цели. Пожалуй, самой главной для меня оказывается карта из колоды поддержки – «Энергия».

Удивительно, но центральное поле уровня – «осознание» – осталось полностью пустым. Значит, я фактически не осознаю своих действий, а реализую свой план почти автоматически.

Игра, желание и интерес

Последствия игровой зависимости:

  • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
  • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
  • последствием зависимости  может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
  • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
  • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
  • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Возможно, вам будет интересно узнать о лечении компьютерной зависимости.

Сквозь игру: внутри и снаружи

Под конец Татьяна просит выбрать семь самых запомнившихся карточек со всех уровней. Я собираю свой личный краткий пересказ предыдущих четырех глав: три осознанности (что я осознаю), две карты поддержки (в чем мои ресурсы) и два предупреждения (где подстелить соломки от себя самой), удивившие настолько точными формулировками.

В завершение я открываю последнюю карту поддержки из колоды «Личный опыт», которую я вытащила в самом начале игры: «Вы умеете планировать достижение целей». Я кладу в конверт письменную формулировку своего желания и подаренную Татьяной мою красную игровую фишку, которая должна стать моим «якорем», или, вернее сказать, «маяком» на пути к его исполнению. Весь процесс – от первого знакомства с ведущими до финальной точки – занял два с половиной часа.

Последствия игры нагнали меня внезапно, спустя 21 день. Мне нужно было срочно распечатать свою научную статью – заседание кафедры шло уже час. Как назло, киоск с канцелярией, где стоял принтер, закрыт, типография в соседних с Моховой дворах как сквозь землю провалилась. Уже в полном отчаянии я буквально врезалась в группу молодых людей в деловых костюмах, приняв их за абитуриентов. Они оказались англичанами-финансистами, работающими по соседству. Один из них, узнав в чем дело, внезапно согласился мне помочь.

Солидный офис в двух шагах от факультета. Мы заходим в переговорную, он приносит мне воду и распечатки. И тут я понимаю, что название переговорной и специализация фирмы совпадает с ключевыми словами моего загаданного желания. Так игра сама совершенно неожиданно пришла в мою жизнь, я уже в ней и знаю, что будет дальше. Теперь я проживаю «свою игру» по-настоящему.

Сыграть в «свою игру» и найти путь реализации своих истинных желаний можно в Бюро психологических игр. Всем читателям по промо коду TheReminder предоставляется скидка 10%.

Правила игры: запрос

Желание и запрос могут быть из любой сферы жизни, но есть ряд необходимых условий. Во-первых, оно должно касаться только меня – влиять на жизнь других людей даже через игру не получится. Во-вторых, желание (запрос) должно быть обозначено в настоящем продолженном времени, то есть быть выполнимым «здесь и сейчас» или хотя бы в ближайшем будущем. И, в-третьих, запрос, как ни фантастично это звучит применительно к самому слову «трансформация», должен быть реальным. Например, получить внезапно сто тысяч долларов – это вполне себе реальный запрос, если понимаешь хотя бы, откуда чисто гипотетически может свалиться такой доход. Или выйти замуж (влюбиться). Или уехать жить в другую страну.

В памяти всплыла знаменитая фраза философа Маркузе: «Будьте реалистами – требуйте невозможного». Мне же нужно нафантазировать и вообразить себе что-то очень реальное, но в то же время непростое – то, что должно было поменять меня и мою жизнь.

Как долго люди «формулируют свой запрос»? Татьяна рассказывает, как однажды один из клиентов полтора часа не мог войти в игру, потому что его декларируемый запрос не совпадал с истинными желаниями.

Я записываю формулировку запроса на бумаге без слова «хочу», чтобы мозг не думал, что это уже свершилось, а воспринимал как план на ближайшую перспективу. И обозначаю сроки – тогда желание превращается в цель.

Игра, желание и интерес

Основные виды психологических игр и их особенности

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр.

Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а также развитию рефлексии и саморефлексии.

Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личностную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.

Игры-драмы. Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.

Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Представленные выше виды психологических игр могут применяться и как самостоятельные, и использоваться в совокупности с другими. Данные нами описания являются самыми общими и дают лишь поверхностное представление о психологических играх.

Теперь же мы переходим к самому интересному блоку – самим играм. Далее нами будут рассмотрены одни из самых популярных и эффективных игр, и их польза в развитии и жизни человека.

1 блок

  1. Набор психологических ситуаций
  2. Нарисуем дом
  3. Дискуссия о конфликтах
  4. Диспуты
  5. Режим молчания
  6. Набор психологических игр
  7. Набор психологических игр 2
  8. Набор психологических игр 3
  9. Набор психологических игр 4
  10. Набор психологических игр 5
  11. От сумы да от тюрьмы
  12. Пишите письма
  13. Достойная эпитафия
  14. Профориентационные игры
  15. Торг
  16. Планета моего отряда
  17. Ключи в мой внутренний дом
  18. Цветок желаний
  19. Эмоциональный градусник
  20. Встреча в космосе
  21. Ты сможешь, ты добьешься
  22. Скажи мне, кто
  23. Сочини историю
  24. Тренинг «Супермен»
  25. Звери в яме
  26. Рисунки и истории
  27. Волшебный предмет
  28. Упражнение «Моя история»
  29. Упражнение «Позитивные мысли»
  30. Тренинг «Дорога»
  31. Игра «Бабочка»
  32. Развивающие игры «Зеленая психология»
  33. Развивающие игры «Зеленая психология» для младших
  34. Социально-психологический тренинг
  35. Игра «Подводная лодка»
  36. Коммуникационные игры
  37. Игра по сказке «Колобок»
  38. Игра «Сердце»
  39. Большая психологическая игра «Путник»
  40. Большая психологическая игра «Невероятное путешествие»
  41. Большая психологическая игра «Новоселье»
  42. Большая психологическая игра «Праздник в снежном городке»
  43. Большая психологическая игра для подростков: «Спасатели»
  44. Большая психологическая игра «Звездные планеты»
  45. Большая психологическая игра «Волшебное путешествие в мир Природы»
  46. Большая психологическая игра «Новый дом»
  47. Психологическая игра «Война племен»
  48. Психологическая игра «Портрет коллектива»
  49. Большая психологическая игра «Образование галактики»
  50. Игра на развитие толерантности для подростков «Большой костер»

Стадии игровой зависимости

Выделяют следующие 4 стадии зависимости от компьютерных игр:

Начальная стадия  – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции

На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры

На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.
Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Четвертый уровень – мировоззрение: насколько мне все это действительно нужно?

Это последний уровень, где проверяется, насколько загаданное желание «мое» и действительно ли соответствует моим настоящим стремлениям. Проверку я прохожу успешно: всего лишь одно «предупреждение» о возможном препятствии.

И, как подтверждение верности моего пути, я вытаскиваю две карточки с одинаковыми словами, но разными вопросами в конце: «Ваша мечта сбылась!»

На этом уровне мне четко становится ясно (снова это ясно!), что для реализации есть и необходимый «личный опыт», и нужные контакты (партнеры). Но больше всего меня интригуют карточки из стопки осознанности – «тишина», «центрирование» и «перерождение». Идеальные слова для описания трансформации как таковой.

Рождение

Чтобы начать игру, в ней, как и в жизни, нужно «родиться». Я зачитываю свой запрос и бросаю игральный кубик. Он показывает цифру «три». А нужно от четырех до шести. Стоп. В игру я не вхожу. «Что-то не то в запросе. Игра вас не пускает. Давайте корректировать», – говорит Татьяна. Мы ищем нужную форму запроса. Еще два броска – на кубике сначала «один», потом «два». Наконец я кардинально меняю содержание, оставляя от первоначального запроса только самую сердцевину, выкидывая из него все то, что цепляет меня эмоционально или касается прошлого опыта, – и кубик сразу показывает мне «шесть». «Как только вы перестали наделять свой запрос старым опытом, вы сразу вошли в игру», – комментирует Татьяна.

И тут я все понимаю: я играю с собственным разумом, причем с той скрытой от меня частью, на которую бессмысленно давить опытом или приказами. «Своя игра» начинается, когда найден ключ к своим желаниям.

Будто бы в подтверждение я вытаскиваю из белой стопки карту, которая обозначит мой основной запрос на все трансформационное путешествие – «ясность». Спасибо за подтверждение.

Для начала игрового пути нужны ресурсы – в данном случае это карты из двух колод – «Поддержка» (источник опоры или эмоций) и «Личный опыт» (внутренние или внешние ресурсы). Бросаю уже два кубика. 6:6. По шесть из каждой.

Дальше мне необходимо «прожить» вместе с моим желанием четыре уровня: физический (действия), эмоциональный (чувства), ментальный (мысли) и, наконец, уровень мировоззрения – как последняя проверка, туда ли я вообще шла. Каждый из них – это картонный лист, который я буду заполнять карточками из восьми колод. Из какой именно – укажут позиции на поле, куда попадут кубики.

Игра, желание и интерес

Немного статистики

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40–80% страдают зависимостью.

Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности). Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

Игра, желание и интерес