Доклад по теме «игротерапия»
Песочная игротерапия
Сегодня в процессе применения традиционных и нетрадиционных способов коррекции все большей популярностью пользуются специальные методики, одной из которых является песочная игротерапия. Ее принципы довольно просты и незамысловаты. Ведь игры на песке представляют собой один из видов естественной деятельности малыша. Воздействия их носят обучающий, познавательный и проективный характер.
Принцип песочной терапии впервые был предложен К. Юнгом. По его мнению, игры с песком направлены на высвобождение заблокированной энергии и активизацию способности к самоисцелению, которые изначально заложены в индивиде. Фундаментальность постулата песочной игротерапии лежит в переносе на область песочницы фантазий и переживаний индивида, в самостоятельном контроле собственных импульсов и их выражении в символичной форме.
Задача песочной психотерапии, как и любого другого средства игротерапии, лежит не в трансформации личности индивида, а в его обучении специальным навыкам поведения и предоставлении возможности ему быть таким, каким он себя видит.
Песочная игротерапия – наиболее плодотворный и результативный метод в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития. У таких детей часто вырабатывается множество комплексов (например, комплекс неполноценности или неуверенности в себе), вследствие наличия психических проблем. Именно поэтому следует уделять больше внимания психоэмоциональной сфере детей.
Метод песочной психотерапии направлен на развитие эмоций, фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, связной речи. Данный метод игровой терапии показал себя наиболее действенным при коррекционной работе со страхами, тревожностью, замкнутостью, агрессивностью, гиперактивностью.
Малыш в процессе игры с песком проявляет самые глубокие эмоции, переживания, тревоги, освобождается от фобий, вследствие чего пережитое не преобразуется в психическую травму. Песочные игры предоставляют детям опыт самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, совместного преодоления трудностей, способствуют к сплочению, учат слушать окружающих и слышать их. Такие игры помогают поглубже познать окружающий мир, вырабатывают первые математические представления, учат гармоничной работе рук и глаз.
Основополагающий принцип игрового процесса на песке заключается в создании специфических стимулирующих условий, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет выразить свою творческую активность. Еще одним не менее значимым принципом терапии является «проживание» в реальности, т.е. проигрывание различных ситуаций совместно с героями сказок. Так, например, ребенок, играя роль спасителя принцессы, будет не просто предлагать различные выходы из нелегкой ситуации, но и будет реально разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.
Игротерапия в детском саду
Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.
Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.
Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.
Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.
Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу
В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка
Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.
Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.
Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.
По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.
Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.
Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.
Средства игротерапии
Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.
Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.
В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий
Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.
Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.
Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.
Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.
Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.
Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.
С чего начинается игра?
Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:
- уважительное отношение к желаниям малыша;
- недопущение насильного принуждения к игре;
- дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
- создание радостной игровой атмосферы;
- наблюдение за самочувствием ребенка.
Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?
Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т.п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.
Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.
Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.
С чего начать
Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:
Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.
Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.
Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.
Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.
Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.
Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.
Направление используют
|
Агентство «Полезные развлечения» (Москва), Ассоциация игровой психотерапии (Москва), Бюро психологических игр (Москва), Войцешко Олеся (Москва), Детский центр «Логос» (Москва), Дом поэтов (Москва), Евгения Самохина (Москва), Издательство «Трансформационная игра» (Москва), Импростудия «Игра» (Москва), Институт игровой психотерапии (Москва), Клуб «Жажда» (Москва), Клуб «Образовательные путешествия через Игру» (Москва), Клуб настольных игр «Трой» (Москва), Компания GameConsulting Technologies (Москва), Лаборатория Т-Игр (Москва), Лилия Дмитриевна Ковалевская (Москва), Международный образовательный проект «Живая жизнь» (Москва), Портал естественного развития Ecoach (Москва), Салон о Женском Счастье «Танец Души» (Москва), Содружество авторов и ведущих игр для женщин «Основной инстинкт» (Москва). Ещё организаторы 139 |
||
|
Александр Покрышкин (Москва), Анастасия Ивелич (Москва), Анна Журавлева (Москва), Анна Никитина (Москва), Аннета Андреевна Баркевич (Москва), Арсения Валерьевна Либон (Шкляева) (Москва), Валентина Валерьевна Митрофанова (Москва), Валерий Витальевич Акимов (Москва), Виктор Разуваев (Москва), Галина Попова (Москва), Дарья Владиславовна Лапшина (Москва), Дея Владимировна Леоран (Москва), Дмитрий Андреевич Любимов (Москва), Евгения Вавилова (Москва), Екатерина Данилина (Москва), Екатерина Ильичева (Москва), Екатерина Лацкова (Москва), Елена Алтунина (Москва), Елена Сергеевна Мохова (Москва), Елена Сидорова (Москва). Ещё тренеры 340 |
||
|
Анастасия Ивелич (Москва), Анна Журавлева (Москва), Анна Никитина (Москва), Аннета Андреевна Баркевич (Москва), Валентина Валерьевна Митрофанова (Москва), Валерий Витальевич Акимов (Москва), Виктор Разуваев (Москва), Галина Попова (Москва), Дея Владимировна Леоран (Москва), Дмитрий Андреевич Любимов (Москва), Евгения Вавилова (Москва), Екатерина Данилина (Москва), Елена Алтунина (Москва), Елена Сергеевна Мохова (Москва), Елизавета Васина (Москва), Ирина Вадимовна Мокроусова (Москва), Катерина Рабей (Москва), Ксения Радиковна Гареева (Москва), Мария Алексеевна Савостьянова (Москва), Надежда Варнавская (Москва). Ещё консультанты 264 |
|
Тверь, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Игровая терапия»!
Расписание тренингов и семинаров38
21 марта |
Фестиваль игр «Живые эмоции». Уникальное событие в мире психологии! 2 дня Москва |
Ещё 18 тренеров… |
21 марта |
III фестиваль трансформационных психологических игр «Живые эмоции» 2 дня Москва |
Ещё 5 тренеров… |
21 марта |
Трансформационная психологическая игра «Самосаботаж» 2–3 часов Москва |
|
21 марта |
Тренинг «Работа с подсознанием: медитативные истории «Мейби-моб» 2 часа Москва |
|
21 марта |
Удивительная трансформационная игра «Сатори» 3–4 часа Москва |
|
21 марта |
Трансформационная игра «Мастер двух миров». Архетипическое странствие героя 3 часа Москва |
|
21 марта |
Трансформационная игра «Мастер двух миров». Архетипическое странствие героя 3 часа Москва |
|
21 марта |
Трансформационная игра «Лила Чакра» 3 часа Москва |
|
21 марта |
Трансформационная игра «Причина во мне. 5D». На любой запрос о себе 3–5 часов Москва |
|
22 марта |
Психологическая игра «Шёлковый Путь» 4 часа Москва |
|
22 марта |
Трансформационная игра самопознания «Лила Чакра». Игра на любую жизненно важную цель 3–4 часа Москва |
|
22 марта |
Трансформационная психологическая игра «7 Печатей». Эмоциональные блоки на пути к желаниям 3–4 часа Москва |
|
22 марта |
Трансформационная игра «Мастер двух миров». Архетипическое странствие героя 3 часа Москва |
|
22 марта |
Трансформационная психологическая игра «Встреча с собой» 3,5 часа Москва |
|
25 марта |
Удивительная трансформационная игра «Сатори» 3–4 часа Москва |
|
27 марта |
Игра, помогающая достичь цели и получить желаемое «Лила Чакра» 3 часа Москва |
Ещё 1 организатор…
|
28 марта |
Профориентационная игра для подростков 11–15 лет «Калейдоскоп профессий» 3–4 часа (зависит от количества участников) Москва |
|
28 марта |
Трансформационная психологическая игра-тренинг «Путь к мечте». Наведите порядок в своей жизни Более 6 часов Москва |
|
28 марта |
Тренинг «Работа с подсознанием: медитативные истории «Мейби-моб» 2 часа Москва |
|
28 марта |
Психологическая трансформационная игра для взрослых «Территория денег» 3,5 часа Москва |
|
Функции игротерапии
Игровая терапия, независимо от формы ее осуществления, выполняет три функции, существенно значимые для дошколят:
- Диагностика. Замкнутые в себе маленькие человечки, не желающие общаться с посторонними взрослыми людьми, раскрываются в процессе игры. Происходит разговор на уровне сенсомоторики крохи. Опытный специалист сможет определить явления, тревожащие чадо. Играя, кроха раскрывает все свои личностные особенности, что поможет психологу подобрать индивидуальную программу по необходимой коррекции развития несмышленыша. Без постановки диагноза невозможно помочь маленькому человечку. Лечение в игре, применяемое в раннем возрасте, помогает избавиться от многих психологических и физических проблем детей.
- Обучение. Игровая терапия для детей сочетает в себе сразу 2 значимые функции — лечение и обучение. Игра дает толчок к развитию малыша, обучает коммуникативности, способствует пониманию предметов. С помощью игры происходит процесс социализации и реадаптации маленького человечка. Для многих замкнутых детишек именно игра позволяет проявить себя, найти новых друзей, избавиться от проблем с недостатком коммуникативности. В игровом процессе кроха может выплеснуть появившиеся негативные эмоции. Задача психолога — скорректировать поведение детей, используя понятный детям процесс.
- Терапия. Дошколятам еще не очень интересен результат игры. Деткам дошкольного возраста нравится сама игра, игровой процесс. В процессе его маленький человечек избавляется от неловкости и стеснительности в общении с другими детьми, а также со взрослыми людьми. Малыш переживает свои страхи, пытается найти и находит решение конфликтных ситуаций, других своих проблем. Несмышленыш учится общению, у него формируется терпимость к чужому мнению, появляется адекватная реакция на окружающий мир.
Понятие игротерапии
Эффективность лечебного воздействия терапии с помощью игр на дошкольников обусловлена особым состоянием детей, когда они играют. У непосед в этот период превалирует хорошее, жизнерадостное настроение. Маленькие человечки эмоционально открыты, охотно идут на контакт со взрослыми, делятся своими переживаниями, рассказывают о своих проблемах.
Игры — это важная составляющая психоэмоционального, физического, интеллектуального развития детей. Играя, кроха готовится к самостоятельной взрослой жизни: усваивает правила и нормы поведения, принятые в обществе, знакомится с моральными принципами, приобретает полезные навыки для различных видов деятельности. С помощью игры у дошколят формируются воображение, фантазия, развивается интеллект
С учетом важности игровой деятельности для формирования психосоциального состояния малышей психологами прошлого столетия создана игротерапия как метод воздействия и коррекции развития детей
Игротерапия — это психотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие на развитие ребёнка с помощью различных видов игровой активности. Многие игры несут в себе не только информацию об окружающем ребенка мире, но обладают лечебным эффектом. Психолог наблюдает за крохой, когда тот играет, погружается в мир маленького человечка, выявляет проблемы, более точно устанавливает причины возникновения тревожных явлений в развитии малыша. Только установив источник тревожности чада, можно назначить лечение, а также добиться прогресса в его осуществлении.
Домашняя игрототерапия
Родителей волнует, можно ли проводить работы по игровой терапии дома, без участия профессионального психолога. Специалисты советуют обязательно проконсультироваться с психологом в каждом конкретном случае, чтобы психолог мог подобрать необходимые упражнения для конкретного малыша и решения его проблем.
Можно полностью пройти сеансы подобного лечения в кабинете специалиста или посетить несколько занятий, чтобы освоить правильное выполнение упражнений предписанного лечения. Психологи считают, что наилучший результат приносят именно занятия с присутствием значимых для крохи взрослых — родителей, а также бабушек, дедушек. Несмышленыш, чувствуя рядом родителей, ведет себя более раскованно.
Максимальная польза от игротерапии, а также сильное психологическое воздействие на дошкольника оказывают игры, в которых совместно с малышом действуют родные, любимые люди. Такие сеансы лечения полезны и для родителей, ведь совместная деятельность помогает лучше понять собственное чадо, наладить с малышом доверительный контакт, укрепить отношения внутри семьи.