Примеры психологических игр для студентов и взрослых
Психологическое упражнение для детей «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня «Подвигай попой». И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.
Игра в психологии. Понятие игры в психологии
Игра представляет собой один из видов активности человека и животных. Детская игра возникла исторически как вид деятельности, который заключается в воспроизведении ребенком действий и отношений между взрослыми в особой условной форме.
Определение 1
Иначе говоря, игра — это деятельность в условной ситуации, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, определяющая главные изменения в психике. Внутри нее происходит развитие психических процессов, подготавливающих переход ребенка к новой, высшей ступени его становления как личности. Многие исследователи, занимающиеся проблематикой игры, едины во мнении, что игра представляет собой довольно многогранное понятие. Именно поэтому оно рассматривалось в аспекте разных дисциплин.
Сам себе режиссер
Для завершения психологического тренинга психологи предлагают использовать простое упражнение, в котором каждый из участников, независимо от возраста, способен почувствовать себя талантливым актером. Главное условие — учитывать возрастную категорию, для малышей предпочтение рекомендуется отдать простым сказкам, взрослым и подросткам лучше подобрать более серьезную литературу.
Основные правила упражнения:
количество участников тренинга делится на несколько команд, в каждой из них выбирается режиссер (желательно выбирать общительного, раскованного игрока, обладающего остроумием и хорошим чувством юмора);
режиссер раздает роли всем участникам группы (во внимание берется талант, общительность, умение располагать к себе);
участники в продолжение четверти часа проводят репетицию выбранного произведения (текст учить не нужно, достаточно легкой импровизации);
начинается выступление каждой команды из подробного объяснения режиссера, почему он выбрал того или иного игрока на определенную роль, затем участники показывают произведение.
Победу присуждают за лучшее выступление. Если команд несколько, лучше распределить их по местам, соответственно качеству театральной постановки.
Независимо от тренинга, психология игры позволяет в легкой форме развить необходимые навыки — логику, мышление, способность к анализу событий, принятию верных решений. Главное — довериться опытному профессионалу, который учтет индивидуальные особенности каждого участника занятий и подберет наиболее эффективную схему тренинга. Регулярные игры позволят не просто улучшить эмоциональное состояние и повысить самооценку, но и положительно скажутся на психике ребенка или взрослого человека, помогут избавиться от проблем, развивающихся на фоне психических нарушений.
Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка
Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:
- улучшение настроения;
- увлекательную форму развлечения;
- определение сбоя в психическом развитии ребенка;
- развитие полезных для ребенка навыков;
- раскрытие скрытых талантов;
- преобразование личности;
- социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.
Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.
Треугольник Карпмана
Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.. По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых
Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.
По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.
«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает «верить» в ее подлинность для создания хорошего спектакля».
Психологическая игра для детей «ТРОЕЧКА»
Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.
При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.
Игра на доверие «Слепой»
Следующая игра для студентов — на доверие, под названием «Слепой». Можете ли вы доверять своим друзьям? Вот сейчас и проверим. Выбирается один ведущий и одна, так сказать, жертва , а именно – слепой. Азарта и экстрима добавит то, если проводить эту игру вы будете где-нибудь в общественном месте – в парке или просто на природе. Слепому завязывают глаза, ведь он не должен ничего видеть, а ведущий выбирает ему из команды поводыря. Задача поводыря- вести за руку Слепого. Предупреждать, громко и четко, где через лужи перешагивать, обходить ямы и канавы- его прямая обязанность
Самое важное в этой игре — ощущение полного доверия между игроками. Недопустимы любого рода злые шутки, издевки, перебивания и подначивания — не забывайте, что человек ничего не видит, и может сильно пострадать, наткнувшись, например, на дерево или фонарный столб
Задача Слепого же в это время — не только внимательно слушать поводыря, но и отдаться своим ощущениям — настроится на четкое восприятие собственных органов чувств. Только с завязанными глазами мы начинаем по-настоящему ощущать щекотание ветерка по щекам и хруст веток под ногами. Психологическая задача данной игры во-первых обратить человека к его чувственному сознанию, во-вторых показать пример ответственности за другого человека.
Психологическая настольная игра «Телепат»
Психологическая настольная игра «Телепат» научит вас лучше понимать людей, подводить итоги и общаться с окружающими. Игра предназначена для подростков и взрослых. В ней вам предстоит читать мысли окружающих, делать выводы и побеждать! Каждый участник игры тайно отвечает на вопрос. Сосед должен угадать ответ. За каждый прочитанные мысли вы получаете очки. В коробке с игрой очень много вопросов и еще больше будет неожиданных ответов. Игра позволяет узнать больше о ваших близких и друзей и все это в развлекательной форме.
Процесс игры
- Первый участник игры берет карту и читает вслух.
- Затем при помощи жетона тайно отвечает на вопрос.
- Следующий участник должен угадать ответ первого игрока.
- Третий участник должен будет постараться ответить также как и второй игрок.
- И так каждый участник угадывает ответ предыдущего игрока.
- В конце раунда все открывают свои жетоны.
- Очки получают те, кто угадал ответ отвечающего до него (то есть ответ предыдущего игрока).
- После каждого раунда обычно идет дискуссия, обсуждение ответов и делятся своим мнением.
Add-hobby.ru — портал настольных игр, в котором постарались собрать самые популярные настолки, а также новинки игровой индустрии. На странице «» представлен обзор игры, фотографии и правила. Если вас заинтересовала «», то рекомендуем ознакомиться с играми в других категориях со схожими характеристиками.
Младший школьный возраст — лучшие психологические игры и особенности проведения тренингов
Основная задача психологических тренингов для детей-дошкольников — проработка проблем с психикой и привитие навыков, позволяющих самостоятельно преодолевать препятствия. Рекомендуемые элементы психологических игр для детей младшего школьного возраста:
- проведение упражнений для стабилизации психического состояния, релаксации;
- ролевые игры, которые проводятся со специальным реквизитом (приготовить инвентарь заранее согласно намеченному психологическому тренингу);
- актерские техники — ребенок должен научиться следить за собой, проявлять эмоции, контролировать поведение;
- для гиперактивных детей с депрессивными расстройствами рекомендуется проводить арт-терапию, позволяющую избавить ребенка от психологического дискомфорта.
Наиболее важную роль в психологических играх для младших школьников играет терапия, действие которой направлено на устранение сложностей с самовыражением. При невозможности ребенком высказать свои мысли, размышления, переживания, устранить проблему получится только регулярными тренингами, которые должны сопровождаться музыкальными мелодиями. Музыкотерапия — одна из самых эффективных методик, положительно воздействующая на психику ребенка, успокаивающая и способствующая контролю эмоций.
Принцесса Несмеяна
Интересная психологическая ролевая игра, которая непременно придется по вкусу ребенку. В центре комнаты ставится стульчик, на котором усаживается один из участников (определяется жребием или просто назначается по согласию всех участников). Ему присваивается титул «Принцессы Несмеяны», задача состоит в удерживании его на продолжение длительного времени.
Задача остальных участников психологического тренинга — рассмешить Несмеяну или хотя бы вызвать у принцессы улыбку. Тот, кому это удалось, занимает стул и в свою очередь старается не смеяться. Победа присуждается игроку, которому удалось больший промежуток времени не поддаться на провокации и сохранить серьезный вид.
Твое любимое занятие
Эту психологическую игру рекомендуется проводить на первых этапах занятий — тренинг позволяет установить контакт между новыми участниками и ближе познакомиться. Психолог поочередно вызывает детей на середину комнаты и задает вопрос об увлечениях, любимых занятиях. Отвечать вслух запрещено — рекомендуется показывать все на жестах, дополнять ответы мимикой.
Задача остальных участников психологического тренинга — постараться отгадать, какое увлечение описывается рассказчиком. Тот, кому первому удалось дать правильный ответ, занимает место в центре комнаты и продолжает игру, рассказывая о своем хобби.
Перегоны с воздушными шариками
Рекомендуется упражнение для всех типов детей — гиперактивных и спокойных. Обязательно заранее сформировать команды (участников должно быть одинаковое количество, желательно парное). Задача каждого из участников — парами поочередно добежать с воздушным шариком до финиша, вернуться обратно и передать эстафету последующей паре. Главное условие — шарика руками касаться категорически запрещено, удерживать его следует любыми частями тела.
Победа присуждается команде, которая первая успела выполнить задачу — все пары достались финиша и вернулись назад. Психологическая игра помогает детям научиться действовать в коллективе, устанавливать контакт в парах.
Психологическая игра для детей «Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.
-Нет такого человека, чтобы век без греха
-Всякая неправда – грех
-От судьбы не уйдешь
-Риск – благородное дело
-Денег наживешь – без нужды проживешь
-Когда деньги говорят – правда молчит
-И с умом воровать – беды не избежать
-Раз украл — навек вором стал
-Кто сильнее – тот и прав
-С кем поведешься — от того и наберешься
-Умная ложь лучше глупой правды
-Убежал – прав, а попался — виноват
4.Игра «Пойми меня»
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Игры на психику: что это и для чего нужно?
Психологические игры чаще всего предполагают моделирование какой-либо ситуации, в которой человек может не только выявить свои шаблонные реакции, но и попробовать изменить их, обнаружить новые способы преодоления трудностей, раскрыть свой творческий потенциал.
Причем осознание того, что это происходит в игровой форме, позволяет больше раскрепоститься, лучше проявить свои коммуникабельные способности.
В психологических играх, в отличие от обычных, важен не только процесс, но и возможность достигнуть вполне определенного результата.
Данный метод используется в следующих случаях:
- Для диагностики – позволить выявить возможные деструктивные формы поведения, шаблонные реакции.
- Для улучшения адаптации – помочь участникам игрового процесса лучше узнать друг друга, усвоить определенные нормы поведения в коллективе, развить более доверительные отношения.
- Для коррекции структуры личности – в процессе игры возможно обыграть и закрепить определенные реакции и навыки.
- Для терапии фобий и страхов – также можно разработать такую линию поведения, которая способствовала бы более эффективному преодолению трудностей.
- Для формирования определенных профессиональных навыков – например, более эффективного общения, умения быть более убедительным и т. п.
Возможность настолько широкого использования игрового процесса в психологии сделала данные игры популярным и эффективным инструментом не только для профессиональных психологов, педагогов и коучеров, но также для руководителей и членов практически любого коллектива.
Игра на ощущения и чувства «Эстафета чувств»
Например для игры под названием «Эстафета чувств» вам тоже потребуется подготовка — карточки. Но, тут уже все проще и без якорей. Всего-то надо будет написать на 6-10 карточках (в зависимости от количества участников) название чувств. Например : «недоверие», «обожание», «призрение», «любовь» и т.д. Игроки садятся в круг и закрывают глаза, а тот, что сидит с краю вытаскивает первую карточку. Он передает чувство, написанное на выпавшей карточке соседу. Но, конечно же, делает это не словами , а различными движениями, например: поглаживанием, или наоборот отстранением, похлопыванием и так далее. Игрок должен угадать, что за чувство ему передают и, осмыслив и опознав его, передает его же следующему. И так по кругу. Когда последний участник получает «чувство», то все открывают глаза и в обратном порядке озвучивают свои ощущения. И тут уже можно обсудить причину возникших искажений.
Психологическая игра для детей «МУХА»
Игра на концентрацию внимания и его проверку
Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом
Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.
Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя
Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться
Интересные психологические игры для подростков
Жмурки.
Водящий должен с завязанными глазами поймать участника группы и назвать его по имени.
Фотограф.
Участники выстраиваются в определенную композицию. Водящий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа совершает три изменения в своей композиции. Водящий возвращается, его задача – восстановить композицию.
Восковая свеча.
Участники стоят в кругу. Водящий, стоящий в центре круга, с закрытыми глазами падает на ладони участников, которые передают его друг другу.
Подвижные психологические игры помогают скорректировать эмоциональное состояние детей; привить им важнейшие коммуникативные навыки; развить правильные поведенческие реакции; научить их действовать сообща и работать в команде.
Психологические игры для взрослых
Врем с умом
Пишем на отдельных листочках утверждения вроде: «Больше всего в свободное время я люблю…», «Лучше всего у меня получается…», «Я бы хотел научиться…», «В людях я не терплю…» — фразы могут быть любыми, в зависимости от компании. Затем каждый игрок правдиво заполняет эти листочки, но на одном из них намеренно пишет ложь . И когда все будут по очереди зачитывать свои ответы, задача игроков – определить, где «гражданин соврамши». Угадавшему – очко, а тому, кто читал ответы – очки по количеству людей, не смогших определить, где обман.
Снимаем стресс
Как играем? Очень просто! Задача обругать всех присутствующих. Придумайте, повод: например, человек сильно опоздал на встречу или дал обещание и не выполнил его. А зачем это нужно? Ну, во-первых, вы сможете избавиться от скрытой агрессии или от накопившегося раздражения. Просто вспомните все, что вас злит: пробки, начальник-идиот, плохая погода, сорвавшийся отпуск, соседка, которая никогда не здоровается; и дайте этому выход в игровой форме. Во-вторых, это станет н еплохим тренингом для речевого творчества : ведь вам будет необходимо подбирать наиболее выразительные приемы, цветистые обороты, яркие метафоры. А в-третьих, правильно проведенная игра научит контролироваться себя и свои эмоции даже в самой накаленной обстановке: вы всегда должны будете помнить, что это игра, и в ней нельзя переходить на личности. Ни в коем случае, категорически запрещено припоминать другому игроку какую-то реальную обиду, случившуюся между вами когда-то, или бить в больное место! Так, глядишь, и в реальной жизни вы сможете сдержаться и в сердцах не сказать что-то, о чем потом будете сожалеть.
Кто это?
Ведущий загадывает одного из присутствующих в комнате, но не говорит кого. Игрокам предстоит самим угадать, кого он имеет в виду. Для этого они выясняют его ассоциации , задавая вопросы: «Если бы этот человек был цветом, то каким», «Если бы он был погодой, как ее можно было бы описать», «Если бы он был животным, страной, спортом…» — в общем, не ограничивайте фантазию.
Или есть другой вариант – ведущий выходит из комнаты, оставшиеся загадывают одного из игроков. Вернувшийся ведущий задает вопросы, аналогичные указанным выше, и по ответам пытается понять имя загаданного.
А в какие игры играете с друзьями вы?
Липа Москвичёва
Психологические занятия для подростков
Индивидуальные занятия психолога с подростками позволяют внести коррективы в модель поведения как трудного, так и замкнутого ребенка, испытывающего проблемы при общении со сверстниками. В задачу подкованного и разбирающегося в тематике специалиста входит грамотный подбор индивидуального подхода к ребенку и вовлечение его в игровой процесс, который сформирует позитивный поведенческий шаблон, а также избавит от навязчивых страхов, тревожности и комплексов.
Заслуживающим внимания психологом и практикующим гипнологом является Никита Валерьевич Батурин. На счету гипнотизера внушительное количество сессионных консультаций, в результате которых жизнь их участников радикально менялась: разрешались накопившиеся годами проблемы, повышалась самооценка, улучшались отношения с окружающими и достижения в области карьеры и частного бизнеса. К примеру, в этом видеоролике Никита Батурин рассказывает о том, как избавиться от неуверенности в себе и телесных зажимов, что весьма актуально для большинства подростков.
Что такое игра?
Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.
Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.
Функции игровой деятельности таковы:
- Развлекательная — развлекает, поднимает настроение;
- Коммуникативная – способствует общению;
- Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
- Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
- Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
- Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
- Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.
Игры в неформальной обстановке:
Интересная творческая игра для большой компании, помогает формированию позитивного мышления и умения работать в команде, способствует эмоциональной разрядке.
Цель — раскрытие творческого потенциала, повышение уровня доверия в группе.
Реквизиты могут отсутствовать вовсе, ведь это условный театр, но как показывает практика, они не бывают лишними.
В основу ложится любая всем известная сказка, далее всем участникам присваиваются роли как одушевлённых героев, так и неодушевлённых предметов. Это может быть дуб, лавочка, фонарь, театральный занавес и многое другое. Из всей компании выбирается чтец, человек с хорошей дикцией и громким голосом.
Репетиций не нужно, вся пьеса происходит в реальном времени. Чтец произносит:Акт первый. Занавес открывается! Жили были дед да баба» И в это время назначенные на роль занавеса актёры разбегаются в разные стороны, и выходят дед с бабкой.
Сценарий можно придумывать всем вместе, добавляя смешных героев и моментов. Кто-нибудь обязательно должен снимать это действо, так как удовольствие от просмотра гарантировано.
Загадай и отгадай
Весёлая и динамичная игра, предполагающая тесное взаимодействие и быструю реакцию. Участников от 8 до 16. Способствует созданию комфортной дружеской обстановки и реализации творческого потенциала, формирует командный дух.
Реквизиты — карточки с названиями общеизвестных литературных произведений или фильмов (лучше из двух слов), по одной карточке для каждой пары игроков и таймер. То есть если в командах по шесть участников, то и карточек должно быть заготовлено по три штуки на каждую.
Первая пара команды получает карточку и за 2 минуты показывает все согласные буквы в карточке с помощью рук, ног или всего тела. Но всегда буква должна состоять из двух частей. Другие участники должны буквы записать, подставить гласные буквы и отгадать название. Если получилось выполнить задание, то плюс 1 балл. Далее, очередь другой команды.
Затем подсчёт результатов и награждение.
Дракон
Очень подвижная игра, понадобится много места. Участников должно быть не меньше 10, по 5 для каждой команды. Игра способствует формированию навыков командной работы, создаёт благоприятный эмоциональный фон, снимает зажатость и напряжение в малознакомом друг с другом студенческом коллективе.
Команды становятся в две шеренги, крепко держась за талии впереди стоящего человека. Первый человек — голова, крайний — хвост (можно символично привязать платок или шарф).
Правила просты —голова» пытается ухватить хвост команды соперников и наоборот. Выигрывает та команда, которой удаётся схватиться за хвост.
Островок
Весёлая игра, формирующая смекалку, умение коммуницировать, командный дух, воображение, а также помогает разрядить обстановку. Для полноты ощущений и максимальной реализации лучше, чтобы участвовали и юноши, и девушки.
В качестве реквизитов подойдут старые газеты и любое музыкальное сопровождение.
Команд может быть две и более по 5—10 человек. Ведущий раздаёт командам по два разворота газеты, сложенных в один пласт. Игроки встают на газеты, пританцовывая под музыку. Далее, периметр газеты уменьшается и задача усложняет. Главное — не заступать за границы площадки. В итоге остаётся небольшой клочок бумаги и пирамида из участников. Побеждают самые стойкие.