Сборник «психологических игр и упражнений с родителями на родительском собрании»

«По следам»

Это довольно старая групповая творческая игра, которая продолжает оставаться интересным интерактивным упражнением, демонстрирующим важность взаимодействия и воспитывающим навыки сотрудничества. Игроки заранее должны договориться о том, что будут рисовать, в качестве темы рисунка они могут выбрать человека, животное, машину, здание и пр

Выбранный объект нужно поделить на столько фрагментов, сколько в игре участвует детей, поэтому каждому достаётся свой фрагмент. Далее игроки рисуют свою часть, не показывая её другим. Закончив работу, первый участник так подворачивает лист бумаги, чтобы нарисованного было не видно, и передаёт его следующему участнику. Тот рисует свою часть, затем также подворачивает и передаёт дальше. Так постепенно общими усилиями получается общее изображение. Когда оно будет готово, лист полностью разворачивают и смотрят на полученный результат.

Этим упражнением можно заняться и с одним ребёнком – в этом случае просто нужно по очереди добавлять к изображению небольшой фрагмент.

Сценарий Жизни и критика злых волшебников детства

Счастье жить без критики! Блог @happy_mentor предлагает проделать упражнение, помогающее осознать травмирующее влияние испепеляющей критики на развитие #СценарийЖизни Ставьте и готовьте лист бумаги и карандаш. Запаситесь терпением и поехали!

Представьте: в детстве вас окружала не только доброта и любовь, но и близкие люди в образе злых волшебников, которые осыпали вас проклятиями, принижали вас и осмеивали. Их задачей было не то чтобы уничтожить вас, а выглядеть лучшим, красивым или умным на вашем фоне.

Даже если такой «злой колдун» был один, и даже если он не был вашим родственником, уверяю — это травмировало (и продолжает ранить) вашу психику, мешает вашему росту и развитию.

Негативный сценарий жизни, если было много критики

Самые страшные проклятия порой делались из «лучших» побуждений: «Двигаешься как корова!», — говорили они неуклюжей девочке. «Ты неумеха!», «Уродина!» эхом в голове отзываются их противные голоса до сих пор.

Вспомнили? Да разве такое возможно забыть? Нужно выступить на корпоративной вечеринке, а в голове: «Что ты там о себе возомнила? Ты же ни на что не способна!» — знакомо?

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги и изобразите главного колдуна вашего детства (мама, папа, воспиталка. соседка. старший брат).

«Слепой и поводырь»

В эту интересную психологическую игру для семей и групп детей играют парами, а предназначена она для укрепления взаимного доверия. Одному игроку достаётся роль слепого, а второму – поводыря, которому предстоит проводить своего подопечного через разные препятствия. Последние нужно подготовить заранее: выдвинуть столы, стулья, другую мебель, также препятствиями могут послужить другие участники игры. «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» должен выбрать такой маршрут, чтобы тот не ударился и не упал.

После окончания игры, стоит обсудить её моменты: что чувствовали «слепой» и «поводырь», комфортно ли им было в этих ролях? Первыми в роли «слепого» должны побыть дети, а потом – родители.

«Хорошо ли мы знаем своего ребёнка?»

Родители должны вначале подумать, а потом письменно ответить на предложенные вопросы:

  • Чем больше всего любит заниматься их ребёнок?
  • Какое у него любимое блюдо?
  • Какие качества они ценят в людях больше всего?
  • Что, вернувшись из школы, ребёнок делает в первую очередь?
  • Какой у него самый любимый цвет?
  • Какой праздник он больше всего любит?
  • Что может его порадовать?
  • Какой школьный предмет у него самый любимый?

Затем на те же вопросы должен дать ответы сам ребёнок, их нужно сравнить с вариантами ответов родителей. Также ребёнку можно задать аналогичные вопросы, но в отношении родителей и также сравнить их с ответами самих папы и мамы. Так станет понятно, насколько хорошо знают друг друга и те, и другие.

Специфические методы исцеления Внутреннего Ребенка

А теперь переходим к специальным упражнениям по исцелению Внутреннего Дитя, которые подходят для практики самотерапии души.

Исцеление души невозможно без исцеления Внутреннего Ребенка — упражняйтесь в этом!

Помните про блокнот для записи отчетов и впечатлений, прочитайте целиком эту статью, а затем выделите несколько недель для выполнения заданий из этой статьи, по одному упражнению в 3-4 дня.

Внутренний ребенок упражнения для исцеления: видео урок

Хороший способ исцелить душу — это установить контакт со своей Внутренней Девочкой или Мальчиком.

Пообещайте своему Внутреннему Ребенку, что с этого момента, вы будете любить и заботиться о нем — запишите клятву в специальный блокнот.

Упражнение на противостояние со своим Внутренним Родителем

Внутренний Родитель наполнен посланиями и убеждениями, унаследованными вами от ваших реальных родителей.

Вот упражнение на исцеление Внутреннего Ребенка по противостоянию интроектам детства, заглоченными вами без обдумывания.

Для упражнения по противостоянию с Родителем Вам понадобится три стула:

Например:

«Я сделаю это для тебя, если ты сделаешь это для меня».

Например:

«Что я хочу от тебя сейчас, это… Ты готов с этим согласиться?»

В процессе работы психотерапевт (партнер) следит за тем, завершен ли процесс, выражены ли чувства, четко ли сформулировано новое соглашение.

Далеко не каждый Родитель принес пользу вашему Внутреннему Дитя — согласны?

Р.S.: Психотерапевт может также предложить клиенту (пациенту) в процессе работы временно взять на себя роль родителя. Партнер (не психолог), к сожалению не обладает достаточной компетентностью, чтобы правильно завершить этот процесс.

Как исцелить «раненого» Внутреннего Ребенка: вариант работы с партнером

Вы можете попробовать поработать над исцелением своего «внутреннего ребенка» со своим партнером (важно, чтобы это был поддерживающий и надежный партнер):

Если Вы ощущаете, что в раннем детстве не получили необходимой поддержки, тепла и заботы от своих близких. Расскажите об этом своему партнеру, попросите эту поддержку у партнера. Попросите:

Выберите возраст до десяти лет и игру, в которую Вы сможете совместно играть. Это может быть игра в песочнице, катание на велосипеде, игра в песочнице, построение снежной крепости зимой или шалаша летом…

Возможно, сначала, эта идея покажется Вам глупостью. Но обычно подобные действия дарят ощущение особой близости и оставляют положительные воспоминания.

«Это не правда, ты не такой (не такая). Я знаю тебя как (положительное отображение)».

 Читайте по очереди пункты из списка, получая поддержку для «внутреннего ребенка».

«Красивый сад»

Чем больше домочадцев наберётся для участия в этой коллективной игре, тем она получится продуктивнее и интереснее. Каждый должен представить себя каким-либо растением и постараться его нарисовать – с листьями разной формы, колючими или гладкими стволами, мелкими или крупными цветами или вовсе без них. При этом растение может быть реально существующим или выдуманным видом. Затем желающие могут дать пояснения к своему рисунку. В конце все растения нужно вырезать и приклеить на большой лист ватмана, сформировав из них подобие цветущего сада.

С помощью этого упражнения особенно хорошо устанавливать контакт, укреплять отношения и развивать навыки совместной деятельности.

«Семейный рисунок»

Для проведения этой игры потребуется лист ватмана и цветные карандаши, мелки или фломастеры. Участников игры нужно посадить рядом друг с другом, чтобы они по очереди выбирали свой любимый цвет. Каждый игрок может пользоваться только одним цветом. Пусть первым свои каракули нанесёт, например, ребёнок, делая это наиболее энергично. Здесь ничего не нужно задумывать, эти каракули должны быть спонтанными. Затем к делу подключается следующий игрок, который должен высмотреть в этих каракулях некий образ и внести несколько своих штрихов (не завершая работы полностью). При этом он может поворачивать лист как ему вздумается. Далее в создание общего рисунка должны внести вклад все участники игры, до тех пор, пока каждому не покажется, что ему нечего добавить к изображению.

Посмотрев на готовый рисунок, все могут заняться его обсуждением, а также тем, какими идеями кто руководствовался в процессе работы. Можно подумать над тем, что кто-то считает здесь нарисованное лишним и хотел бы удалить эту деталь из рисунка. Все вместе игроки могут придумать общий рассказ вместо рисунка (если не оказалось ватмана или красок под рукой).

«Делай раз, делай два!»

Эта игра больше подходит школьникам и позволяет выделить лидера из группы играющих. До начала игры всем нужно разъяснить, что все движения дети должны совершать синхронно. Когда ведущий скомандует «Делай раз!», то все должны поднять вверх свои стулья. После этого ведущий вдруг отказывается произносить другие команды. В конце концов, должен появиться игрок, который скомандует опустить стулья. Затем в игру вновь вступает ведущий, произносящий команду «Делай два!», услышав которую, все должны начать кружиться вокруг своего стула. И опять же по команде одного из игроков все дружно должны сесть на свои стулья.

Задатки лидера проявят те игроки, которые отдавали эти команды (это может быть и один ребёнок).

Сценарий жизни и 3 типа браков по Эрик Бёрн

Счастье жить с партнером! Правда браки тоже создаются не на небесах, считает @happy_mentor и вслед за отцом-основателем сценарного анализа Эриком Бёрном хочет описать 3 вида сценарных отношений в семье. Лайк, если Вы не одна. Если Вы одиноки — 2 раза нажмите на фото и вам точно повезет.

Посмотрите пристально на свой брак нынешний или тот, что остался в прошлом. Если вы были несчастливы, значит ваши отношения можно смело отнести к 1 из трех видов сценарного брака.

3 уровня отношений в психологии судьбы по Эрику Бёрну

Структура брака может быть описана с 3 различных аспектов, которые можно назвать: брак американский, брак канадский и брак по любви.

Разберитесь и отпишитесь под постом какая структура брака из трех больше соответствует вашему:

«Опиши и нарисуй»

Это занятие для семьи или группы, оно развивает взаимопонимание и сплочённость. В процессе занятия ребёнок должен нарисовать что ему вздумается, а вслух описать остальным его смысл, подробно, линию за линией описывая рисунок, при этом остальные его не видят. Другие участники по его словесным инструкциям должны попытаться воспроизвести рисунок. Затем взрослый меняется ролями с ребёнком и также начинает словесно описывать сделанный загодя рисунок, а ребёнок должен его воспроизвести.

Это довольно весёлое и интересное занятие, развивающее навыки речи, умение слушать, совместно действовать.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:Семейные конфликты. 1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи. 2.    Развод родителей. 3.    Гиперопека со стороны старших. 4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение. 5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

4 типа сценария жизни: Внутренний Ребенок «Без любви»

Счастье жить вне сценария! Блог @happy_mentor рекомендует осознать свой #сценарийжизни изменить его и жить счастливо. Сегодня о сценарии «Не чувствуй» или тема #запретные_чувства — какие чувства у вас сидят под замком и ждут своего часа? Чтобы выйти во время большого взрыва (вспышка гнева) или проявится симптомом (тревога, апатия, инфаркт).

Этот сценарий 1 из четырех (смотрите на табличке внизу) — один из самых часто встречающихся.

Таблица. Какой сценарий жизни у вас из 4-х по Эрику Берну.

Ребенок рождается полным энергии. Чувства ему необходимы как способ оценивания и взаимодействия с реальностью. Однако, уже к 7 годам многие эмоции и чувства оказываются под запретом. Крайний вариант сценария «Без чувств» — это запрет на все базовые эмоции, такие люди становятся очень умными, вплоть до шизоидности. В НЛП их называют дигиталами.

Основные варианты «запретных чувств»:

  • Мальчикам часто запрещают испытывать #страх — мужчина должен быть смелым.
  • Второй по значимости запрет для пацанов — запрет на плач (терпи боль), настоящие мужики не плачут.
  • Девчонок растят спокойными и покладистыми — идет мощный запрет на агрессию и гнев. И тогда таким девочкам/женщинам очень непросто становится выстраивать границы в отношениях.

Жизненные функции базовых эмоций:

  • #СТРАХ помогает избежать опасности, покинуть границы плохих отношений.
  • #ГНЕВ помогает защитить или расширить психологические и физические границы.
  • #ГРУСТЬ помогает пережить расставание, справиться с потерей или горем. Вы наверняка встречали людей, которые всегда улыбаются?
  • #ПЛАЧ помогает справиться с психологической или физической болью, разрядить напряжение. Как часто вы смеетесь, вместо того, чтобы плакать?
  • #БОЛЬ сигнализирует о нарушении ваших границ. Она заставляет осознать то, что не проходит барьер психологических защит.

Какие эмоции и чувства у вас под запретом? Как это проявляется в отношениях? Как долго вы терпите боль, как часто не верите своему страху, в каких случаях не используете гнев для обороны? Какие чувства считаете плохими и не нужными?

Внутренний Ребенок и спрятанный энтузиазм желаний

Внутренний Ребенок и запрет на желания — жизнь «Без Радости»

Если вы не можете точно указать событие из недавнего прошлого, с которого началась ваша негативность, и думаете, что «всегда» были такими, знайте — вы не родились равнодушными! Вы родились полным любопытства и желаний!

Природе нравится, когда мы хотим многого. Желание — первое, что нами движет:

  • желание тепла
  • желание близости
  • желание еды.

За ними по пятам идет любопытство. Маленьким ребенком вы исследовали все, что попадало в поле зрения. Хотели дотянуться до всего, до чего могли дотянуться.

  • И что же с вами случилось?
  • Куда ушло ваше желание?
  • Что стало с вашим энтузиазмом?

ВЫ СПРЯТАЛИ СВОЙ ЭНТУЗИАЗМ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ! Крошечные дети инстинктивно защищают самое ценное. В случае опасности мы можем скрывать ум и оригинальность и — при необходимости — даже желание.
Очевидно, обстановка в вашем детстве была опасной для желания. И чтобы защитить свои драгоценности, вы мудро и хорошо их спрятали. Став взрослым, вы созрели, для возвращение здорового аппетита к жизни, но уже не можете его найти. Замечательная тактика выживания, изобретенная в детстве, начинает жить своей жизнью и это вызывает сложности. Она становится частью вашего образа действий, даже если больше уже не нужна. Так проявляется сценарий жизни «Без радости».

Что заставило вас придерживаться тактики выживания в детстве — разберем в следующих постах, а пока напишите самостоятельно — как вы понимаете — что заставило спрятать свое желание, энтузиазм и любопытство? Где источник привычки выживать?