Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Развитие индивида

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Развитие бывает личностным, биологическим и психическим. Биологическим развитием называется формирование анатомо-физиологических структур. Психическим – закономерные трансформации процессов психики. Психическое развитие выражается в качественных и количественных переустройствах. Личностным – образование личности в процессах социализации и воспитания.

Развитие индивида ведет к видоизменениям свойств личности, к зарождению новых качеств, которые психологи именуют новообразованиями. Трансформации личности от одного возраста к другому протекают в таких направлениях: психическое, физиологическое и социальное развитие. Развитие физиологическое заключается в формировании скелетно-мышечной массы и других систем организма. Психическое развитие заключается в становлении когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие. Социальное развитие заключается в формировании нравственности, моральных ценностей, усвоении социальных ролей и др.

Развитие происходит в целостности социального и биологического в человеке. Также посредством перехода количественных трансформаций в качественные переустройства психических, физических и духовных качеств личности. Развитие характеризуется неравномерностью – каждый орган и система органов развиваются в своем темпе. Оно происходит более интенсивно в детстве и пубертатном периоде, во взрослом возрасте замедляется.

Развитие обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние среды и семейное воспитание – это внешние факторы развития. Склонности и влечения, совокупность чувств, волнений индивида, возникающих под воздействием внешних условий – это внутренние факторы. Развитие и становление индивида считается результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Взаимодействие индивида и группы

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования своей личности, устранения беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает, как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Изменения в поведении под влиянием группы

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества, она меняет его поведение. Превращая индивида в члена группы, она меняет человека, делает его зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, которые возникают под влиянием группы.

Во-первых, под общественным влиянием происходит изменение таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления интереса к проблемам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.
Во-вторых, в группе человек получает определенный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы

Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.
В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.
В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку

Эффект воздействия «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.
В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем, если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процесс адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку неоднозначный, сложный и зачастую достаточно длительный.

Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на группу, вносить изменения в ее функционирование таким образом, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает правильным, а что неправильным, что требует улучшения, что необходимо сделать для того, чтобы достичь целей группы. При этом всегда его рассуждения находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.

Понятие о человеке как индивиде

Человек
как индивид предстает в своих природных,
биологических особенностях, как
человеческий организм. Это — телесное
бытие человека.

В
основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву,
лежит факт неделимости, целостности
человека, наличия свойственных ему
особенностей. «Индивид, — писал
А.Н.Леонтьев, — это прежде всего
генотипическое образование… Понятие
«индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие уже на ранних
ступенях развития жизни. Индивид как
целостность — это продукт биологической
эволюции, в ходе которой происходит
процесс не только дифференциации органов
и функций, но также и их интеграции, их
взаимного «слаживания». В понятии
индивида содержится указание на подобие
человека всем другим людям, на его
общность с человеческим родом. Человек
как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития.

Индивид
есть другой полюс человеческой реальности
;
первый полюс — это родовое бытие
человека. Именно бытие человека как
индивида восполняет человеческую
реальность до целого. Сам человек — это
его одновременное противоречивое
тождество и роду, и индивиду. Это
противоречие разрешается в развитии:
если в начале жизни человек есть родовое
бытие индивида, то на высших уровнях
развития человек выступает как
индивидуализированный
род
(единственный
в своем роде) во всей полноте его
общечеловеческих способностей.

Специфика
человеческой индивидности опосредована
всей историей его вида, которая преломилась
в наследственной программе человека.
Так, только человеку присущи рекордная
продолжительность периода детства;
возможность пребывать при рождении в
состоянии крайней «беспомощности»; вес
мозга ребенка составляет всего лишь
около четверти веса мозга взрослого
человека (у обезьян это соотношение
составляет две трети). С момента своего
рождения человеческий индивид является
носителем специфически человеческой
биологии, сформированной предшествующим
развитием в филогенезе.

Индивидность
человека интересует психологию в той
мере, в какой она проявляется в становлении,
развитии и функционировании человеческой
субъективности. Природные, телесные
свойства человека составляют предпосылку
и условия

развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

Изучение
индивидных свойств человека в психологии
связано с анализом фундаментальной
проблемы: как
конкретно органическое, природное
проявляется в психическом.

Психология исследует также вопрос о
развитии и преобразовании
индивидных свойств

человека в зависимости от его образа
жизни

и характера осуществляемой им деятельности.
Предметом психологии индивидности
человека выступает связь
биологического и психического.
Эту
связь невозможно постулировать, ее
необходимо изучать, выявлять ее конкретные
формы и механизмы.

«Относительно
связи биологического и психического,
— писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно
сформулировать некоторый универсальный
принцип, справедливый для всех случаев…
В одних измерениях и при одних определенных
обстоятельствах биологическое выступает
к психическому как его механизм
(физиологическое обеспечение психических
процессов), в других — как предпосылка,
в третьих — как содержание психического
отражения (например, ощущения состояний
организма)». Неоднозначность связи
органического и психического в первую
очередь объясняется неоднородностью
самих индивидных свойств человека,
включенностью в их число генетических,
морфологических, физиологических,
телесно-физических, нейропсихологических,
половозрастных и других особенностей.
Поэтому индивидность человека и ее
проявления в человеческой субъективности
целесообразно исследовать применительно
к конкретным индивидным свойствам,
изучение которых проводится в рамках
пограничных с психологией дисциплин —
в дифференциальной
психофизиологии, психогенетике,
психосоматике,
нейропсихологии.

Человек

Человек – это представитель вида Homo Sapiens, являющийся результатом биологической революции. Как уже говорилось ранее, понятия «человек», «индивид» и «личность» взаимозаменяемы, но именно первое понятие кроет в себе всю человеческую сущность, обладает единством социальных, биологических и психических уровней.

Однако именно эта обобщенность породила потребность в выделении особенностей, тонкостей и специфики, что привело к появлению двух оставшихся терминов.

Человек многогранен. Об этом говорит неоднородность происходящей в нем эволюции: биологическая, социокультурная, космогенная. Вопрос о природе происхождения человека до сих пор остается открытым для исследователей. В его рамках проявляет себя религиозная позиция, гласящая о сотворении человека Богом. Однако имеются и другие догадки и мнения по этому вопросу, множество философов и ученых пытались познать человеческую сущность.

В особенности XX век подарил миру таких исследователей, как Эдмонд Гуссерль, Жак Лакан, Клод Леви-Стросс и другие. Все они писали труды, посвященные человеку, его восприятию мира, определению места в мире и познанию.

Индивидуальность и личность

Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения «индивид». Индивидуальность, личность в психологии — эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином «индивид». Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек – личность. Индивид, индивидуальность — не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению «индивидуальность». То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Личность.

Личность – самое сложное понятие. Это социальный образ человека. Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор – общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации, и ее формирование происходит в течение всей жизни.

 Основные элементы социализации:

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности, моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность – это член общества, и в этом определении – все, что может под этим подразумеваться.

Социализация индивида и формирование личности

Не всякий человек является личностью. Так, новорожденный младенец — уже индивид, но еще не личность. Личность формируется под влиянием общества, культуры, ближайшего окружения.

Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешной жизни в обществе. Простыми словами, социализация — это превращение индивида в личность. Социализация продолжается всю жизнь: человек осваивает множество социальных ролей, его личность приобретает новые грани.

Все, что влияет на этот процесс, называют механизмами социализации или агентами социализации. К ним относятся отдельные люди, семья, окружение, институты общества — школа, армия, государство, СМИ и т.п.

Социальный индивид

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Еще в трудах советских психологов, как ни парадоксально, отмечена разница между социальным индивидом и личностью. Социальный индивид – это продукт воспитания общества, способный реагировать на события только так, как принято в его обществе. Его мировоззрение – это мировоззрение большинства. Он не в состоянии взглянуть на мир с точки зрения чужой культуры. Для этого социальный индивид сначала должен превратиться в личность.

В древности, когда контакты между народами были минимальными, личностью имели шанс оказаться только путешественники и купцы. Знакомясь с чужими обычаями, они поневоле сравнивали их со своими, открывая более объективные критерии оценки, и в результате выходили за пределы одной культуры. Личность – это самостоятельно приобретенное и более стойкое состояние ума, которым уже не способен повелевать социум, или те, кто незаметно управляют этим социумом.

Понятие индивидуальность

Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин «индивидуальность». Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.

Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.

Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.

Структура личности: статусы, роли и направленность

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Человеческая личность определяется и биологическими особенностями, и культурой, и общественными отношениями.

Личность неотделима от деятельности. Она проявляет себя в процессе самореализации — выявления своего потенциала, осуществления возможностей, достижения целей.

Обычно в структуре личности выделяют три компонента:

1. Социальный статус – это место человека в системе общественных отношений, в социальной иерархии. Статус может быть приписанным (например, дворянин или крепостной крестьянин в сословном обществе, русский или немец по национальности), приобретенным (например, студент, лидер политической партии, пенсионер) или ситуативным (покупатель в магазине, зритель в кино, попутчик в поезде).

2. Социальная роль – это образ поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Например, человек на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным и одновременно играет роль подчиненного во взаимодействии с собственным руководителем.

Обычно у человека целый ряд статусов и ролей — это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша — это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде. Разные статусы и роли могут противоречить друг другу.

3. Направленность личности – это устойчивые мотивы (убеждения, интересы, склонности, идеалы человека, мировоззрение), определяющие поведение личности.

Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.

«человек»– биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями
(абстрактно-логическое мышление,
логическая память и т. д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти
специфические человеческие свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной
предшествующими поколениями. Необходимые
условия усвоения ребенком
общественно-исторического опыта: 1)
общение ребенка со взрослыми людьми, в
ходе которого ребенок обучается
адекватной деятельности, усваивает
человеческую культуру; 2) чтобы овладеть
теми предметами, которые являются
продуктами исторического развития,
необходимо осуществить по отношению к
ним не любую, а такую адекватную
деятельность, которая будет воспроизводить
в себе существенные общественно
выработанные способы деятельности
человека и человечества.

  Индивид
– 
в понятии выражена родовая
принадлежность человека. Появляясь на
свет, как индивид, человек постепенно
приобретает особое социальное качество,
становитсяличностью.

  Индивидуальность– сочетание психологических особенностей
человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей одна из
сторон личности.

  Академик 
А.В.Петровский определяет личностькак системное сверхчувственное социальное
качество. приобретаемое индивидом в
предметной деятельности и общении,
характеризует уровень и качество
представленности общественных отношений
в индивиде.

 Личность– системное качество, т.к. охарактеризовать
личность можно только увидев ее в системе
межличностных отношений в совместной
коллективной деятельности.

  Личность
— системное качество, характеризующееся 
набором устойчивых признаков
(темперамента, характера, способностей,
установок), определяющее свойственный
данному человеку способ взаимоотношения
с миром и другими людьми.  Черты,
характеризующие личность, частично
обусловлены генетически, т.е. врожденны,
частично зависят от влияния среды,
формируются в процессе общения. Но
несмотря на врожденный характер некоторых
составляющих, само это системное качество
может возникнуть лишь при условии
общественного воспитания.

  Структура
личности:

    1. интериндивидная – сфера ее
      существования – связи между индивидами,
      межличностные отношения.

    2. интраиндивидная – личность –
      свойство, присущее самому субъекту,
      личностное погружено во внутреннее
      пространство бытия индивида.

    3. метаиндивидная – каждый индивид
      воздействует на других. Характеристики
      индивида можно искать в других. Личность
      персонализируется в других людях.

  Сферы
личности:
потребностно-мотивационная,волевая и познавательная.

Психологическая характеристика индивида

Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.

Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.

Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.

Личность продукт социальных отношений

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Чем отличается индивид от личности

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Как говорилось выше, понятие «человек» всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он — носитель генетической информации. Личность же — более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.

Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.

Что такое индивидуальность

Разведите понятие индивид , личность , индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.

Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:

  1. Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
  2. Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
  3. Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
  4. Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.

Заключение

Индивид схож по значению с человеком и личностью, однако было показано то, в чем отличие этих понятий. Человек – понятие обобщенное, требующее уточнение ввиду тонкостей в разгадке человеческой сущности. А личность представляет собой социально-психологическую категорию, в которой нашли свое место качества и особенности характера индивида. Данное понятие гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, многие психоаналитики, включая Фрейда и Юнга, занимались вопросами личности, ее структурой и развитием.

Индивид всегда находится в процессе становления, стремится прийти к самости, в которой обитает гармония и единство. Индивид постоянно взаимодействует с окружающим пространством и другими индивидами, надевая на свое лицо маски.

Тайные желания человека подстегивают его на совершение экстравагантных поступков, находясь в коллективном бессознательном. Индивид является частью всего человечества, где каждый стремится к гармонии и счастью, но не каждый достигает конечной цели.