Индивидуация

Карл Юнг

Согласно юнгианской психологии , индивидуализация ( немецкая : Индивидуация ) представляет собой процесс психологической интеграции. «В целом, это процесс , с помощью которого формируется и дифференцируются отдельные существа, в частности, развитие психологического индивида как существо , отличные от общей, коллективной психологии.»

Индивидуализация представляет собой процесс трансформации посредством личного и коллективного бессознательного приводят в сознание (например, с помощью сновидений, активного воображения , или свободной ассоциации ) , чтобы быть ассимилированы всей личности. Это вполне естественный процесс , необходимый для интеграции психики. Индивидуализация имеет целостный целебный эффект на человека, как психически , так и физически.

В дополнении к теории Юнга комплексов , его теории процесса индивидуации форм представлений о бессознательном заполненных мифическими образами, несексуальными либидо , общих виды экстраверсии и интроверсии , компенсаторных и перспективных функциях мечты , а синтетическая и конструктивные подходы к формированию и использованию фантазии.

«Символы процесса индивидуации… Маркировать свои этапы , как вехи, известные среди них юнгианцы быть тень , то старый мудрый человек … И , наконец , анима в человеке и анимус в женщине.» Таким образом, «Существует часто движение от борьбы с персоной в начале… К на втором этапе, в тени , как на третьем этапе, в анима или анимус, к Себе в качестве последней стадии. Некоторые будет вставить аксакал и мудрую женщину , как духовные архетипы ближайших до конечной стадии Самости «.

Симондон

В L’индивидуации psychique и др коллектива , Симондон разработал теорию индивидуальной и коллективной индивидуации , в котором индивидуальный субъект рассматривается как эффект индивидуации , а не причиной. Таким образом, отдельный атом заменяется нескончаемым онтологическим процессом индивидуации.

Симондон также мыслится «до отдельных полей», которые делают индивидуализацию возможными. Индивидуализация является постоянно незавершенным процессом, всегда оставляя «Доиндивидуальным» осталась, что делает возможные будущее индивидуаций. Кроме того, индивидуализация всегда создает как индивидуальный субъект и коллективный субъект, который индивидуализировать себя одновременно.

Чем отличается индивид от индивидуальности?

Понятия Индивидуальность и индивид стоят в одном ряду применительно к описательной характеристике людей. Индивид – это первое определение, которое можно отнести к рожденному человеку, используется как биологический термин. Социальная психология выделяет отличия между схожими на первый взгляд понятиями:

Индивид (лат. – цельный, неделимый):

  • отдельно взятый человек, член общества.
  • более широкое по смыслу определение, включающее в себя обусловленную природой данность – набор генов, фенотипические особенности, гендер, возраст, телосложение.

Индивидуальность:

  • уникальный набор качеств конкретного индивида.
  • развивается со временем: путь человека длиною в жизнь с этапами становления личности, самоопределения, осознания своего места в жизни.

Индивидуация

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

использование

Слово индивидуализация происходит с разными значениями и коннотациями в различных областях.

В философии

Философски, «индивидуализация» выражает общее представление о том, как вещь определяется как индивидуальная вещь, что «не является чем-то еще». Это включает в себя как физическое лицо будет признано отличными от других элементов в мире и как человек отличается от других лиц.

В юнгианской психологии

В юнгианской психологии , которая также называется аналитической психологии , индивидуация является процессом , в котором человек самостоятельно развивается из недифференцированных бессознательного — рассматривается как развития психического процесса , в течение которого врожденные элементы личности, составляющие незрелой психики , а также опыт из жизнь человека становится, если этот процесс более или менее успешно, интегрированным с течением времени в хорошо функционирующем целом.

В медиа-индустрии

Медиа — индустрия начала использовать термин индивидуализацию для обозначения новой печатная и интернет — технологии , которые позволяют массовую кастомизацию содержимого газеты, журнал, программы вещания, или веб — сайта , так что его содержание соответствуют уникальным интересам каждого отдельного пользователя. Это отличается от традиционной масс-медиа практики производства такого же содержания для всех читателей, зрителей, слушателей или интернета — пользователей.

Связь теоретиком Маршалл Маклюэн намекал на эту тенденцию , когда обсуждают будущее печатных книг в электронном взаимосвязанном мире.

В физике

Две квантовые запутываются частицы не могут быть поняты независимо друг от друга. Два или более состояний в квантовой суперпозиции , например, как в Кот Шредингера будучи одновременно мертвым и живым, математически не то же самое , как если предположить , что кошка находится в отдельном живом состоянии с 50% вероятностью. В принципе неопределенности Гейзенберга говорит , что дополнительные переменные , такие как положение и импульс , не может одновременно быть точно известен — в каком — то смысле, они не являются отдельными переменными. Естественный критерий индивидуальности был предложен.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Психоанализ К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг личность известная всем и каждому. Его новаторские исследования используются в психиатрии по всему миру и не теряют свою актуальность. Его изыскания в сфере теории личности и психоанализа изучаются снова и снова, находя подтверждения их гениальности.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875году в Кесвиле, Тургау, Швейцария. Отец Юнга был пастором швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле .

Карл Густав Юнг является одним из самых знаменитых учеников основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Он также был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Фрейда. По предложению Зигмунда Фрейда Юнг был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

Индивидуация

Карл Густав Юнг

На начальном этапе развития своей теории психоанализа К.Г. Юнг следовал постулатам З. Фрейда, но позднее возникли разногласии в природе понимания либидо и иных аспектах. Рассмотрим подробнее ключевые разногласия в теориях Фрейда и Юнга. Как упоминалось ранее, ключевое разногласие имело место в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Ключевые отличия отраженны в таблице ниже.

Индивидуализация личности

Свойства человеческой психики проявляются при определенных условиях. Во взаимодействии с окружающим миром происходит индивидуализация личности с проявлениями уникальных различий. Объективная оценка действий человека строится из тех поступков, которые он совершает. Жизненный путь соизмеряется в биографических датах, знаковых происшествиях. При этом каждый человек имеет собственную точку зрения на те или иные события. Понятие индивидуализации рассматривается психологами как многокамерная категория. Поступки человека проявляются как устойчивый тип поведения. Так индивидуальность становится инструментом саморазвития человека.

Каждый имеет собственный характер, наделен определенными способностями

Стремление к самоактуализации заложено в личности и является важной движущей силой индивидуализации человека. Личность стремится к управлению собственным характером, преодолевает возникающие сложности на пути к самосовершенствованию

Жизненный путь человека определяется процессом самореализации и зависит не только от внешних условий, но и от оценки индивидуума сложившихся обстоятельств.

Отношение к самому себе играет роль обратной связи, но не должно становиться самоцелью. Завышенная самооценка, как правило, ведет в тупик.

Индивидуализация личности приводит к гармонии между внешним и внутренним миром, развивает его до такой степени, чтобы компенсировать недостатки окружающего мира.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой

Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов

Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Признаки индивидуальности

Человек рождается со своими задачами, устремлениями и миссией. Окружающая среда, начиная с родительской семьи и заканчивая социумом, вносит свои ограничения в виде запретов, норм, установок и традиций. Как элемент общества люди носят в себе эти соответствия и в этом схожи. Тогда как же происходит формирование неповторимости индивида? Понятие индивидуальность – имеет много уровней, целостность которых возможно замерить только с помощью математической статистики. Факторная индивидуальность включает в себя признаки:

  • особенности познавательной сферы (нетривиальные мышление, воображение, память);
  • неординарные способности;
  • богатый «внутренний» мир человека, формирующийся в ходе развития личности;
  • самоценность;
  • интеграция и активность в обществе: установление уникальных межличностных отношений, свойственных только конкретному человеку;
  • творчество, вытекающее из личностного неповторимого восприятия мира;
  • самореализация через личностный вклад в культуру и духовное развитие города, страны, мира;

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Как стать индивидуальностью?

Знаменитое изречение О. Уальда гласит: «Будь собой, остальные роли заняты». Сегодня стало модным выражать индивидуальность, выделяться среди других

Но та ли эта индивидуальность, которая заставляет обратить на себя внимание в положительном, запоминающемся аспекте, каждый определяет это сам. Развитие индивидуальности предполагает огромную внутреннюю работу личности:

  • выработка своего стиля (одежда, манера речи, прическа, жесты);
  • формирование собственной точки зрения;
  • развитие речевых навыков (выступление на публике);
  • перестать заботиться о том, что думают или скажут другие (здоровый пофигизм);
  • повышение уверенности;
  • постоянное напоминание себе о своей уникальности и неповторимости.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Бернар Стиглер

Философия Бернард Стиглер опирается на и изменяет работу Симондон на индивидуализацию и также от аналогичных идей в Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда . Во время разговора в данном Tate Modern картинной галерее в 2004 году, Stiegler резюмировать свое понимание индивидуации. Основные пункты являются следующими:

  • Я , как психический индивид, можно рассматривать лишь в отношении к мы , что коллективный индивид. I состоит в принятии коллективных традиций, которые он наследует и в котором множество I  «s признают существование друг друга.
  • Это наследие является принятие в том, что я могу очень хорошо, как французский внук немецкого иммигранта, узнавала себя в прошлом, которое не было в прошлом моих предков, но которые я могу сделать мои собственные. Этот процесс принятия, таким образом, структурно достоверный.
  • Я , по существу , процесс, а не состояние, и этот процесс является индивидуализация — это процесс психической индивидуации. Это тенденция стать одним , то есть, чтобы стать неделимой.
  • Эта тенденция никогда не достигает себя , потому что он работает в контр-тенденции , с которыми он образует метастабильное равновесие . (Следует отметить, насколько тесно эта концепция динамики индивидуации к фрейдистской и к мышлению Ницше и Эмпедокла .)
  • Мы также такой процесс (процесс коллективной индивидуации). Индивидуация I всегда вписана в том , что в мы , в то время как индивидуация мы происходит только через индивидуации, полемический характер, из I  «s , которые составляют его.
  • То , что связывает индивидуации на I и мы это Доиндивидуальная система , обладающая положительные условия эффективности , которые принадлежат к тому , что Стиглер называет retentional аппаратов. Эти retentional устройства возникают из технической системы , которая является условием встречи с I и мы — индивидуализация в I и мы в этом отношении также индивидуализации технической системы.
  • Техническая система представляет собой устройство , которое имеет определенную роль в которой все объекты вставляются — технический объект существует лишь постольку , поскольку он расположен внутри такого аппарата с другими техническими объектами (это то , что Симондон называет технической группой).
  • Техническая система также то , что основывает возможность конституции retentional аппаратов, вытекающей из процессов grammatization растущих из процесса индивидуации технической системы. И эти retentional аппараты являются основой для диспозиции между индивидуацией I и индивидуацией мы в едином процессе психической, коллективной и технической индивидуации , состоящей из трех ветвей, каждый из ветвящихся в группы процессов.
  • Этот процесс тройной индивидуации сам вписан в жизненно индивидуации, которые должны быть восприняты как
    • витал индивидуализация естественных органов,
    • технологическая индивидуализация искусственных органов,
    • и психосоциальная индивидуация организаций, связывая их вместе.
  • В процессе индивидуации, в котором знание как таковые возникает, есть индивидуации из мнемосхем-технологических подсистем, overdetermine, ква конкретных организаций о том, что Стиглер называет третичные удержаний, организации, передачу и разработку знаний , вытекающих из опыта чувственных.

Понятие индивидуализации

Психологическая структура человека предполагает определенные особенности, которые так и называют «чертами личности». Специалисты психологи занимаются проблемами индивидуализации в двух направлениях:

  • Выделение характерологических особенностей личности;
  • Определение типов личности.

Индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Люди, обладающие схожими чертами, объединяются по определенным признакам. Типы личности во многом зависят от конституции человека. Индивидуализация в пределах одного типа проявляется не настолько ярко, как по отношению ко всему человечеству. Согласно конституционной типологии, телосложение определяет не только склонность к определенным заболеваниям, но влияет на индивидуализацию человека. Автор работы «Строение тела и характер», Кречмер, исследовал более двухсот больных и описал следующие пары конституции и темперамента:

  • Астенический – шизотимный;
  • Атлетический – искотимный;
  • Диспластический – циклотимный;
  • Пикнитический.

Для астенического типа, например, характерен высокий рост и хрупкое телосложение. Темперамент шизотимный. Люди замкнуты, необщительны, серьезны, сдержаны, застенчивы.

Искотимный темперамент вязкий, сложно переключающийся, застревающий на одной и той же эмоции. У лиц атлетического телосложения индивидуализация выражается в склонности к эмоциональным вспышкам, предрасположенностью к эпилепсии.

Циклотимический – чаще всего, гипоманиакальный. Человек пикнитического телосложения может также иметь флегматичный характер.

Типологические характеристики практически исключают явление индивидуализации, потому что людей судят по их телосложению. Тогда как веселый пикнитический тип может оказаться автором известных трагических произведений, астеник же, вместо того, чтобы пытаться спрятаться в тени, становится отважным воином.