Кого называют интеллигентным человеком
Примеры в современном мире
В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.
Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.
Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.
Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности, последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным. Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.
Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.
В России
Основная статья: Русская интеллигенция
В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности).
При этом интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти — понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены — не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство.
Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.
Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы.
Другие рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, по виду интеллектуальной деятельности и сфере занятий: творческой, инженерно-технической, университетской, академической (научной), педагогической и т. д.; а также буржуазной, пролетарской, крестьянской и даже люмпен-интеллигенции). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.
Российская интеллигенция.
«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).
В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.
Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.
Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.
Примечания
- ↑ [https://linguaeterna.com/vocabula/index.php Словарь] И. Х. Дворецкого
- Кисельникова Т. В. [https://elibrary.ru/item.asp?id=12157895 Из истории социалистической мысли. Социализм и мещанство в дискуссиях российских социалистов рубежа XIX-XX вв] // Вестник Томского государственного университета. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2005. — № 288. — С. 133. — ISSN [https://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1561-7793&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 1561-7793].
- [https://avtonom.org/old/lib/theory/gramshi_ttetradi.html?q=lib/theory/gramshi_ttetradi.html Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции]
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135.
Как стать интеллигентным человеком
Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.
Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.
Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.
В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.
Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.
Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.
Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и таланты.
Ссылки
30px В Викицитатнике есть страница по темеИнтеллигенция
- Иванов-Разумник. [https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/intell/ivan_chtotak.php Что такое интеллигенция?] // gumer.info
- [https://vikent.ru/enc/3557 Возникновение термина «интеллигенция» в русском языке]
- Грамши А. [https://www.revkom.com/index.htm?/biblioteka/levie/gramshi/gr-ogl.htm Формирование интеллигенции]
- Троцкий Л. [https://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl491.htm Об интеллигенции]
- Г.Федотов [https://gondola.zamok.net/154/154fedotov_1.html Трагедия интеллигенции]
- Уваров Павел Борисович [https://www.cspu.ru/uchenomu/nauchnoe_obshestvo/nauchnie_raboti.html Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции]
- Реферат статьи А. Полларда. [https://modernproblems.org.ru/inlellig/pollard Происхождение слова «интеллигенция» и его производных].
- [https://www.ng.ru/ideas/2008-01-22/10_socialism.html Беседа И. Сталина и Л. Фейхтвангера] //НГ
- И. С. Кон. [https://scepsis.ru/library/id_1199.html Размышления об американской интеллигенции] // «Новый мир», 1968, № 1. — С. 173—197
- [https://ec-dejavu.ru/i/intelligentia_2.html Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы международной конференции. Составитель Б. А. Успенский].
- Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура (, опубл. в под псевдонимом Алтаев). — В кн.: Кормер В. Крот истории. — М.: Время, 2009. — С. 211−252. — ISBN 978-5-9691-0427-3 ([https://antology.igrunov.ru/70-s/periodicals/rshd/altaev.html эл.вариант]).
- Алекс Тарн. [https://www.alekstarn.com/stru.html Портрет П. Б. Струве в сумерках интеллигенции.]
- Померанц Г. [https://www.pomeranz.ru/p/lect_intell.htm Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность] — лекция, 21 июня 2001 г.
- Биткина С. Дело не только в шляпе. Каким должен быть настоящий интеллигент // Российская газета. 2014. № 58.
- Слюсар В. H. [https://eprints.zu.edu.ua/10452/1/Slyusar_intellig1.pdf Интеллигенция как объект насилия в период трансформации общества] // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации: сборник научных трудов: в 3 т. / отв. ред. И. И. Осинский. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. — Т. 1. — С. 181—189.
- [https://echo.msk.ru/programs/speakrus/504436-echo Передача-игра о слове «интеллигенция»] в «Говорим по-русски» на Эхо Москвы (30 марта 2008)
- Филатова А. [https://www.ruthenia.ru/logos/number/51/11.pdf Концепт интеллигенция в смысловом пространстве современной русской культуры] // Логос, 2005, № 6. — С. 206—217.
- Словари и энциклопедии
- Интеллигенция // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Интеллигенция // Энциклопедия «Кругосвет».
- Интеллигенция // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : ГИ «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : ГИНС (т. 2—4), 1935—1940.
- Интеллигенция — статья из Большой советской энциклопедии.
- Меметов В. С., Расторгуев В. Н. [https://bigenc.ru/domestic_history/text/2013995 Интеллигенция] // Большая российская энциклопедия. М., 2008. Т. 11.
- Интеллигенция // словарь по общественным наукам
- Интеллигенция // энциклопедия социологии
статья Вячеслава Иванова под названием: «Лик и личины России»
Личины России
Личин у России – две. Я их перечислила выше. Это всё их псевдонимы. А настоящие имена у них – вот какие. Сейчас познакомимся.
Люцифер и Ариман
Вячеслав Иванов сразу говорит, что вводит эти имена не затем, чтобы «убеждать просвещённых современников в их реальном бытии». А потому что эти яркие характеры и их идеи отпечатались в разных обличьях по всей Руси и составляют главную суть нашей национальной пустопорожней дискуссии – кто прав: кто ругает народ или кто ругает интеллигенцию, ругающую народ.
Люцифер и Ариман – это два богоборческих начала, которые оба занимаются борьбой с Богом. Но они – одно целое. Это «два разных лица единой силы, имя которой – Сатана».
Идея эта – есть наследие старинной гностической традиции Запада и Востока, Иванов её не изобрёл сам.
Люцифер – дух возмущения, дух революции, дух самости.
Ариман – дух растления, дух окостенелости, дух «всё равно».
Блаженный Августин ещё называл их обоих:
-
«мироправителями тьмы века сего»
-
и «военачальниками Земного Града».
Достоевский ещё называл беса Аримана – «бесом пошлости и плоскости», Сологуб – «мелким бесом», «недотыкомкой».
Но лучше всего нам понять, что такое Ариман, поможет сам Вячеслав Иванов. Ариман там, где человек намеренно развращается и распыляется на мелочи, где человека намеренно унижают, «опускают в самую грязь», представляют мелким, незначительным. Где царит беззаконие. Полная программа Аримана (говорит Иванов) – завлечение души в Хаос, в косную материю – грубыми чувственными приманками. И тогда свет будет «объят тьмою», истлеет и угаснет в ней.
Программа и идеология Люцифера как будто – совсем противоположная. Люцифер – там, где человека возвеличивают, где всё рафинированно, где произносится фраза «будете как боги» и «На что вам боги, когда вы сами как боги?»…
Ариман – это заплёванная с рождения душа, грязный кабак, казарма, пьяные хари, убийство за три рубля и сапоги, снятые с покойника, растление малолетних, отсутствие асфальтированных дорог, побои и матерная брань над колыбелью ребёнка. Это отсутствие законов.
Люцифер – это гордость и индивидуализм, это «любовь к себе до ненависти к Богу», это прогресс и наука, устройство общества на «разумных началах», энергичность, воля и самоутверждение, это – жажда бессмертия на земле. Это торжество Закона. (Над Совестью).
Трезвый брат Люцифер традиционно ненавидит своего пьяного брата Аримана, брезгует им, упрекает за грязь и «расхристанный вид», за антисанитарию, за безобразие его грязного лица.
Ариман тоже ненавидит Люцифера, упрекает его за снобизм и гордыню, за стерильность и за безобразие слишком – чистого, слишком отмытого мылом, как полные щёки Чичикова – лица.
Но оба они, повторю – одно. В этом и секрет. Милые бранятся только тешатся.
Нетрудно догадаться, что родоначальником люциферической России является Пётр Первый. Вслед за ним родилась в России и «партия Люцифера».
Их главная заслуга и труд состоят в том, что они неустанно говорили и говорят о проделках Аримана в России, обличают строителей :
-
«Руси тления», противоположной «Руси воскресения»,
-
высвечивают Русь самоуправства, насильничества и угнетательства,
-
не замалчивают Русь зверства, пьянства, нравственного отупения и одичания,
-
Русь гнилой пошлости,
-
Русь «надругательства над святынею человеческого лика»,
-
неистовства и злорадного разрушительства.
Эта часть народа, которая всё это видела, попыталась создать новую Россию, не Ариманову. На люциферических культурных началах.
Закваска люциферической культуры – это идеи французской революции, атеизм, демократия, гражданственность и индивидуализм. Будете как боги.
К людям, остро возненавидевшим «Русь Ариманову» с тараканами в щах, можно предъявить только одну претензию, вот она.
Эти люди видели своими очами только Ариманову Русь. Это хорошо. Но «Руси святой» они уже не видели и более того – в возможность её существования – в прошлом ли, в настоящем ли, в будущем — или же в какой-то параллельной реальности, как у Даниила Андреева – не верили.
И научили своему видению и своей вере (отсутствию веры в возможность святой Руси) других.
Как стать интеллигентом в первом поколении?
Спор о том, какого человека можно назвать интеллигентным, ведется несколько столетий и продолжается сегодня. Говорят, что без переданной по наследству генетики интеллигентности не бывает. Но есть и другое суждение: быть интеллигентным – социальный долг каждого человека. Душевные и интеллектуальные силы развиваются точно так же, как и физические. А тренировка возможна в любых условиях.
Что можно сделать прямо сейчас?
Если для образования потребуется время и деньги, то способов улучшить уровень культуры прямо сейчас существует немало. И это при минимальном уровне дохода.
- Не мусорить в подъезде, на улице, в парке, в лесу.
- Не воровать лампочки, не ломать перила, не бить стены в подъезде.
- Бросать мусор в урны и не опрокидывать их.
- Убрать хлам на своем и на общем балконе, в гараже, на даче.
- Убирать за своими собаками.
- За рулем пропускать пешеходов.
- Не перебегать улицу в темноте, на красный свет или в неположенном месте.
- Правильно питаться (не есть много хлеба и сладкого).
- Улыбаться, здороваться, придерживать дверь перед человеком, идущим позади вас.
- Спорить с уважением к собеседнику.
Можно относить себя к интеллигенции или не относить. Можно вообще не задумываться о классификации. Ведь приветливость, вежливость, искренность, милосердие, умение сопереживать делают человека не только интеллигентным, но и красивым.
Социальное значение понятия «интеллигенция»
Единого мнения о первом употреблении понятия в социальном значении не существует. Так, литературовед П. Н. Сакулин полагает, что термин «интеллигенция» был широко распространен в философской литературе Западной Европы уже в первой половине ХIХ века. Вместе с тем известна дневниковая запись В. А. Жуковского от 2 февраля 1836 года:
Однако нельзя однозначно утверждать, что в данном случае речь идёт о социальном значении слова.
Известно, что в отношении группы лиц слово «интеллигенция» 46 раз фиксируется у К. Маркса в статьях «О сословных комиссиях Пруссии» (по-немецки — Intelligenz) при указании соотношения «между представительством интеллигенции и сословным представительством земельной собственности в ландтаге» (1842 год).
В Российской империи слово «интеллигенция» встречается также в дневнике министра иностранных дел П. А. Валуева, опубликованном в 1865 году:
«Управление по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различий сословий».
В новом значении слово «интеллигенция» встречается в словарях и энциклопедиях XIX века. Об этом пишет Б. А. Успенский в своей работе «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры»:
Слово употребляется во втором издании словаря В. Даля, как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).
Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово «интеллигенция» в социальном значении и утверждал, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где это слово использовалось для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России — это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).