Интерактивная сторона общения ее характеристика

Роль общения в жизни человека.

Общение – сложный
процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информацией, а
также в восприятии и понимании партнерами
друг друга. Субъектами общения являются
живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но
лишь на уровне человека процесс общения
становиться осознанным, связанным
вербальными и невербальными актами.
Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее –
реципиентом.

Общение имеет
огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение с психологически
развитыми людьми, благодаря широким
возможностям к научению, человек
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества. Через активное
общение с развитыми личностями он сам
превращается в личность. Если бы с
рождения человек был лишен возможности
общаться с людьми, он никогда не стал
бы цивилизованным, культурно и нравственно
развитым гражданином, был бы до конца
жизни обречен оставаться полуживотным,
лишь внешне, анатомофизиологически
напоминающим человека. Об этом
свидетельствуют многочисленные; факты,
описанные в литературе и показывающие,
что, будучи лишенным общения с себе
подобными, человеческий индивид, даже
если он, как организм, вполне сохранен,
тем не менее остается биологическим
существом в своем психическом развитии.
В качестве примера можно привести
состояния людей, которых время от времени
находят среди зверей и которые длительный
период, особенно в детстве, жили в
изоляции от цивилизованных людей или,
уже будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в
одиночестве, надолго изолированными
от себе подобных (например, после
кораблекрушения). Особенно большое
значение для психического развития
ребенка имеет его общение со взрослыми
на ранних этапах онтогенеза. В это время
все свои человеческие, психические и
поведенческие качества он приобретает
почти исключительно через общение, так
как вплоть до начала обучения в школе,
а еще более определенно до наступления
подросткового возраста, он лишен
способности к самообразованию и
самовоспитанию. Психическое развитие
ребенка начинается с общения. Это первый
вид социальной активности, который
возникает в онтогенезе и благодаря
которому младенец получает необходимую
для его индивидуального развития
информацию.

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общения Особенности
Трудовая сфера Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
Обучение Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношения Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
Досуг Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости

Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология:
    учебник для студ. вузов, обуч. по направл.
    и спец. «Психология». — Изд. 5-е, испр.
    и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010 ; 2008.

  2. Андриенко Е.В.Социальная психология:
    Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.
    заведений /Под ред.В.А.Сластенина. — М.:
    Академия, 2008.

  3. Богомолова Н. Н. Социальная психология
    массовой коммуникации: учеб. пособие
    для студ. вузов, обуч. по спец. и направл.
    «Психология». — М.: Аспект-Пресс,
    2010.

  4. Горянина В.А. Психология
    общения: учеб. пособие для студ. фак.
    соц.. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.

  5. Ковальчук А.С.Основы делового
    общения: учеб. пособие для студ. вузов.
    — М.: Дашков и К, 2007.

  6. Крысько В.Г.Социальная психология
    в схемах и комментариях. — СПб., 2003.

  7. Крысько В.Г.Социальная психология:
    Курс лекций.- 3-е изд. — М.:Омега, 2006.

  8. Леонтьев А.А.Психология общения:
    учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по
    спец. «Психология». — Изд. 3-е. — М.: Смысл:
    Академия, 2005.

  9. Майерс Д. Социальная психология. — СПб:
    Питер, 2003.

  10. Немов Р.С., Алтунина И.Р.Социальная
    психология. — СПб.: Питер, 2009.

  11. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и
    этническая психология : учеб. пособие
    для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.
    — СПб.: Питер, 2012.

  12. Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социальная
    педагогическая психология. — 2-е изд.,
    доп. и перераб. — СПб., 2008.

  13. Социальная психолингвистика:
    хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. — М.:
    Лабиринт, 2007.

  14. Социальная психология: Учеб. пособие
    для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова,
    А.А.Деркача. — М.: Академия, 2007.

  15. Социальная психология: Хрестоматия:
    Учеб. пособие для студентов вузов /Сост.
    Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. — М.:
    Аспект Пресс, 2003.

Коммуникативная

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.

Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.

Информация поставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.

Периодически они меняются ролями.

В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.

Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.

При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.

В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.

В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.

Интерактивная сторона общения качественное улучшение обмена информацией

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Интерактивное общение — еще один способ информационного обмена

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Личность человека способна формироваться лишь в процессе общения с другими людьми и во время их совместной деятельности, когда у него появляются новые качества. В это время он начинает бороться и с недостатками, которые замечает у себя.

К основным принципам интерактивного общения можно отнести:

  • наличие единого пространства и времени для совместного общения и деятельности;
  • общую цель и мотивы;
  • координацию действий;
  • передачу информации;
  • ознакомление всех участников с действующими правилами.

Несмотря на единство принципов и требований, актуальных для всех общающихся лиц, их поведение может быть различным.

Виды взаимодействия

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Этот процесс подразделяют на следующие виды:

  1. Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
  2. Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
  3. Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.

Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Интерактивная сторона общения и ее положительные качества

Интерактивная сторона общения ее характеристика

При этом выделяют такие их позитивные свойства как:

  • общая социальная адаптация людей;
  • высокая эффективность;
  • быстрый доступ (если запланировано использование Интернет-ресурсов).

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Для интерактивной стороны общения в социальной психологии характерно условное деление всех видов взаимодействия на две диаметрально противоположные линии поведения:

С помощью компромиссов партнеры могут достигать своих промежуточных целей. Как правило, временно уступая друг другу в главном и сохраняя возможность продолжения совместных действий.

Интерактивная сторона общения. Общая характеристика

Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое включает характеристику компонентов, связанных с взаимодействием в нем людей, а также организацией их совместной работы. Ее изучает отрасль в социальной психологии, которая занимается социально-психологическим анализом. Речь идет о «символическом интеракционизме», основателем которого был Мид.

Ученый доказал следующие постулаты:

  • в социальной природе человеческого «Я» значительную роль будет играть общение;
  • личность формируется как сумма реакций психики человека на мнения всех окружающих и в процессе совместной деятельности;
  • самым основным является ситуация взаимодействия и интерактивная сторона общения.

В современной же психологии большее внимание уделяется следующим положениям. Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида — конкуренция и кооперация

Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям

Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида — конкуренция и кооперация. Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям.

Во-вторых, интерактивная сторона общения включает в себя наличие общественного контроля. Он осуществляется за счет системы социальных образцов и норм, которые приняты в данном обществе. Они регламентируют все социальные взаимоотношения и взаимодействия.

В-третьих, каждый человек должен ориентироваться на эти нормы и соотнести свои действия с ними. Далее он будет отбирать необходимые, правильные и те, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми.

В-четвертых, интерактивная сторона общения включает в себя ту систему ролей, которые исполняет каждый человек при взаимодействии дома, на работе, с друзьями и близкими. Очень часто они сталкиваются между собой, потому что приходится расставлять приоритеты. В результате очень часто возникают конфликты.

Их чаще всего изучают именно тогда, когда рассматривается интерактивная сторона общения. Психология выделяет две большие группы причин возникновения конфликтов:

Остановимся более подробно на их характеристике. Предметно-деловые причины появления конфликтов возникают, когда во взаимодействии затрагиваются материальные интересы. Личностные же — чаще всего касаются чувства собственного достоинства и самоуважения.

Затянутый конфликт приводит к появлению смыслового барьера, когда происходит несовпадение мнений, требований, приказов, а дальнейшее общение приводит только к усугублению ситуации.

Интерактивная сторона общения имеет три основных фактора, которые оказывают важное значение. Речь идет о дистанции между людьми, взаимной ориентации, наличии внешних барьеров

Необходимо охарактеризовать каждый из них.

Дистанция между людьми будет зависеть от специфики их взаимодействия. Так, при произнесении приятной информации другому человеку, мы стремимся подойти ближе и заглянуть ему в глаза. И, наоборот, в неприятной ситуации будем стараться подальше отойти.

Ориентация подразумевает особенности расположения собеседников по отношению друг к другу. Например, «лицом к лицу», либо же «лицом к затылку» и прочее.

Очень важным является зрительный контакт. Как показывают исследования, человек будет смотреть в глаза своему собеседнику, если захочет показать преданность и любовь. Либо же при желании продемонстрировать силу и агрессию.

Внешний барьер будет способствовать ухудшению качества взаимодействия. При налаживании отношений рекомендуется удалять стулья, столы, сумки и прочее.

Поэтому очень важной является интерактивная сторона общения. Психология каждого человека должна постоянно приспосабливаться к ее особенностям, чтобы взаимодействие было более продуктивным

Перцептивная сторона общения

Перцептивной стороной общения является понимание собеседника человека. Происходит процесс на всех уровнях, доступных и понятных человеку. Пока люди общаются, каждый из них старается понять, познать и сделать для себя ясным один вопрос: кто есть человек напротив?

Чтобы познать другого человека анализируются:

  1. Его внешние данные, чтобы понять смысловую нагрузку его высказываний.
  2. Его эмоциональное состояние, отношение к теме, происходящему.
  3. Его взгляд на то, как он связывает объекты, относится к ним, интерпретирует.
  4. Его убеждения, установки, мировоззрение и пр.
  5. Его систему мышления, ход мыслей.

В процессе должно участвовать как минимум два человека. Каждый из них старается познать вторую личность, чтобы дать себе ответ на главный вопрос о том, кто перед ними находится. Когда человек понимает другого, тогда ему легче решать, что говорить, как реагировать, что советовать, как себя вести и пр. Однако для познания другого человека нужно очень много времени. Здесь в процесс вступает такая функция головного мозга, как додумывание.

Поскольку у каждого человека есть опыт прошлых контактов с другими людьми, он уже имеет некоторые представления о них, отметил некоторую схожесть между личностями, он может использовать эти знания, чтобы дополнить недостающую информацию. Другими словами, человек выносит предположение о том, кто перед ним находится, на основе того опыта, который у него имеется. Поскольку это происходит автоматически, люди нередко замечают, что ошибаются. Однако первое мнение всегда кажется верным, поскольку человек уже с подобным сталкивался, что позволяет ему подумать, что в этот раз он столкнулся с тем же самым.

Перцептивная сторона общения направлена на понимание другого человека. Зачем это нужно? Для того чтобы дальше прогнозировать свое поведение. Поскольку общение не происходит без желания влиять на собеседника, менять его убеждения, делать своим единомышленником, то человек должен сначала понять, как мыслит и чем руководствуется собеседник, чтобы полученной информацией воспользоваться себе во благо.

Это не есть плохо или хорошо. Просто это происходит автоматически, поскольку каждый человек желает понимать окружающих, чтобы выбирать такую модель общения, которая будет ему выгодна.

перейти

Что влияет на результат интерактивного общения

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат

Формы и примеры

Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:

  1. Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
  2. Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.

    При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

    С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого. Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д. Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.

  3. Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.

    Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

    Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.

Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.

Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.

Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.

Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.

Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства. Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности

Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.

Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.

Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.

Функция

Интерактивная сторона общения ее характеристика

Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

Источники

  • https://qvilon.ru/psihologiya/interaktivnaya-storona-obshheniya.html
  • https://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html
  • https://psyholic.ru/obshhenie/storony-v-psihologii.html
  • https://psyholic.ru/obshhenie/interaktivnaya-storona-v-psihologii.html

Общение как обмен информацией.

Один
из элементов структуры общения –
коммуникативная сторона (общение как
обмен информацией)

В общении
информация формируется, уточняется.

Процесс
коммуникации интерсубъективный. Когда
каждая сторона в общении является
субъектом.

КР

РК

К1
2 3 4 Р

  1. Интенция – человек стремится передать
    свои мысли, чувства (невербалика, мимика)

  2. Кодирование информации – облегчает
    его в словесную форму, доступную для
    собеседника)

  3. Передача информации

  4. Декодирование

Ласвел
(социальный психолог, журналист) предложил
структуру процесса коммуникации:

  1. кто передает информацию

  2. что передается (сообщение)

  3. как передается (канал передачи)

  4. кому

  5. эффект или результат процесса передачи
    информации

Социально-психологический
барьер – психологическая свойства
личности либо психологические состояния,
препятствующие реализации
духовно-психического потенциала личности
(состояние нервно-психического потенциала,
эйфория, сильная радость, стеснительность,
некоммуникабельность, интравертируемость,
завышенная самооценка).

Паралингвистические
средства – все, что связано с речью
(тембр, громкость)

Экстралингвистические
– звуки, не связанные с речью, но дающие
определенную информацию (покашливание,
звуки ну, а-а-а, смех, плач).

Проксимика
– организация пространства и времени
коммуникативного процесса.

«Эффект
купе» — незнакомые люди

«Эффект
сцены» — зажатость перед аудиторией