Интервью как основной метод психологического консультирования (стр. 1 из 3)
Что такое интервью
Интервью – это метод исследования, при котором психолог задает вопросы, а консультируемый на них отвечает. Некоторые ученые говорят о том, что интервью во многом похоже на беседу, уж очень близок характер общения. Другие утверждают, что оно скорее напоминает анкетирование, так как зачастую интервьюер имеет в своем арсенале заранее подготовленный список вопросов.
Тем не менее интервью все-таки отличается и от первого, и от второго метода. В беседе, как правило, люди делятся своими мыслями. При проведении интервью задача психолога состоит в том, чтобы не сбить человека и ни коим образом не повлиять на его ответы своими собственными суждениями.
Анкетирование предполагает четкий регламент, имеет некую последовательность, в отличие от интервью
Вопросы психолога могут меняться в процессе общения, дополняться или исключаться из списка, однако, очень важно, чтобы эта работа никоим образом не влияла на ответы человека и даже не была им замечена
Преимущества, недостатки и тонкости
Как и любой другой метод, интервью имеет свои плюсы и минусы. Основной недостаток заключается в значимости фигуры того человека, который задает вопросы. Ответы могут отличаться в зависимости от того, кто это делает. В ходе исследований было выяснено, наибольшего успеха добиваются те «пары», где психолог и испытуемый одного пола и возраста.
Приступая к интервью, специалист должен внимательно относиться к эмоциональному состоянию клиента, сбор информации не должен носить формальный характер, а именно с эмпатией у специалиста должно быть все в порядке. Так же, не лишними будут такие качества как общительность, внимательность, способность быть конгруэнтным.
Терапевт должен обращать внимание на такие тонкости, как пациент описывает свою ситуацию, может ли он говорить не только о волнующих событиях в его жизни, а так же описывать свои чувства по отношению к происходящему. Это помогает специалисту определить, на сколько хорошо у вас развит эмоциональный интеллект, ведь от этого зависит на сколько быстро вам удастся справиться с трудностью
Кроме этого, психологу необходимо как собирать факты без эмоционального включения, так и следить, какие переживания рождает ваша история в нем самом и, как ведете себя вы рассказывая это.
Еще один недостаток интервью заключается в создании доверительных отношений
Психологу важно помнить, что собирая информацию, он не должен упускать момент их построения. Испытуемый должен быть уверен в анонимности и приватности беседы, а так же чувствовать без оценочное отношение к себе
Я хочу чтобы у вас не возникало ощущение, что сама психотерапия и интервью это разные вещи. И нельзя сказать таким образом: «ну все, дорогой клиент, интервью закончилось и вот теперь начинается психологическая работа», ведь начинается она, как только вы вошли к психотерапевту.
В процессе интервью проясняются и такие важные детали как: ожидания клиента, цели терапии. Очень часто бывает так, что цели размыты, пациент сам не может сформулировать чего он хочет. В этом случае необходимо уделить больше времени для обсуждения ситуации и выстраивать комфортные отношения.
Классификация
Если список вопросов заранее не подготовлен, обозначена лишь основная проблема, которая должна быть изучена в ходе беседы, то такое интервью будет называться «свободным». Если интервьюер прописывает не только порядок, но и варианты ответов, это интервью называется «стандартизированным».
Также его можно разделить по целям. Если в ходе беседы психолог старается выяснить мотивы анализируемого, склонности и внутренние порывы, то это «клиническое интервью». «Фокусированное» направлено на детальное изучение конкретного явления или события в жизни человека.
В принципе работа психолога и журналиста, когда речь заходит о интервью, в чем-то похожа. Могу предложить вам книгу «Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет», чтобы вы посмотрели на примеры и смогли сами сделать для себя кое-какие выводы.
Если же вам интересны фигуры популярных интервьюеров, то для вас у меня тоже есть рекомендация. «Акулы интервью. 11 мастер-классов» Евгения Криницына. Здесь вы найдете не только записи бесед популярных журналистов с Тони Блэром, Алексием II, Бен Ладаном, но и интересные рекомендации, которые пригодятся любому человеку в повседневной жизни.
На этом я с вами прощаюсь и напоминаю, что вы можете подписаться на рассылку этого блога, чтобы следить за выходом новых публикаций на сайте. До новых встреч.
Недостатки интервью как метода исследования
- В ходе устного опроса некоторые люди могут растеряться, ответить не совсем так, как хотели. Чаще всего это интроверты, которым сложно быстро сообразить и развернуто высказаться.
- Информация, воспринимаемая на слух, не всегда оказывается доступной. В результате, исследователь не всегда может услышать и правильно понять то, что сказал испытуемый. В случае с письменными опросами, респондент обычно старается высказаться так, чтоб его точно поняли.
- Работа внутренних психологических защитных реакций может исказить данные при устном опросе: при недостаточном уровне доверия с исследователем, респондент может выдавать ответы, которые, по его мнению, более социально приемлемые, чем на самом деле.
- Интервью предполагает достаточно долгую работу во взаимодействии с другими людьми. При письменном опросе исследователю достаточно лишь дать инструкцию, не тратя время на беседу. При необходимости опросить сразу большое количество людей, метод интервью не подойдёт, так как займёт слишком большое количество времени.
- Специалист, проводящий опрос, должен быть достаточно харизматичным и интересным собеседником, чтобы у респондента было желание с ним общаться. С человеком, который неприятен, испытуемый может быть недостаточно искренним.
- Трудоемкость процесса создания плана интервью. Для того, чтобы исследование получилось полным, необходимо рассмотреть проблему со всех сторон и понять, какие вопросы помогут выяснить реальную ситуацию в восприятии респондента. При недостаточном количестве вопросов, тема будет недостаточно раскрыта. При слишком большом – респондент в скором времени устанет, и будет говорить недостаточно развернуто и полно.
- Практически нет разработанных текстов и планов, как в некоторых других психологических и социологических методиках. Исследователю приходится составлять их самостоятельно, в связи с чем метод может оказаться недостаточно объективным и валидным.
Немного о методе
В отличие от простой беседы, интервьюирование предполагает определенное распределение ролей: исследователь только спрашивает то, что запланировал, не вступая в беседу с респондентом, не поддерживая активный диалог. При этом, отношение и обстановка должны быть доброжелательными, чтобы человек мог открыться и выдать достоверные результаты по необходимой исследовательской теме.
Этот метод всегда предполагает живое общение, в котором можно отследить вербальные и невербальные реакции, уточнить информацию, и иногда – изменить формулировки предложений, чтоб они стали более мягкими или более понятными для конкретного человека.
Интервью бывает разных видов. Например, по формализации, он может быть стандартизированным и нестандартизированным. В первом случае, содержание и последовательность вопросов строго определена. Второй вариант более гибкий – вопросы задаются по плану, но их формулировки не такие ригидные.
Преимущества интервью как метода исследования
- При проведении беседы у человека не очень много времени на то, чтобы подумать, поэтому его ответы обычно достаточно искренние и правдивые. Например, в письменном опросе, можно написать тот ответ, который кажется, например, более социально приемлемым, а это исказит данные исследования.
- В ходе опроса, можно увидеть не только конкретный взгляд человека на то или иное явление, но и оценить уровень его образованности и культуры, вычислить углы его мировоззрения и выявить компетентность в тех или иных вопросах.
- Метод достаточно быстрый в проведении: может занимать всего 10-15 минут, за которые исследователь может получить ответы на все интересующие его вопросы.
- Интервью по форме близко к простой беседе, в которой человек не боится, что его будут оценивать или осуждать, поэтому у него нет потребности обманывать или скрывать какие-либо факты.
- Личностное взаимодействие испытуемого и исследователя создаёт почву для доверительного общения, в результате чего специалист может получить наиболее подробную и правдивую информацию.
- В отличие от письменных опросов и анкетирования, при использовании метода интервью есть возможность отследить не только словесные, но и невербальные реакции испытуемого. Язык жестов и телодвижений зачастую даёт даже больше информации, чем вербальные проявления.
- В отличие от жестких стандартизированных методик, устный опрос чаще всего возможно немного видоизменять, задавая дополнительные вопросы или изменяя формулировки вопросов.
- При недостаточном понимании того, о чем говорит респондент, и что он хочет сказать, всегда можно задать ему уточняющие вопросы или попросить повторить сказанное.
- В отличие от письменных опросов, исследователю не приходится расшифровывать чужой почерк. В результате, времени на обработку диагностики уходит меньше.
Вывод
Метод интервью может быть полезным в том случае, если исследователю необходимо узнать взгляды или отношение человека к чему-либо. Для этого специалист должен разработать методику проведения опроса, быть доброжелательным в ходе беседы и стараться получить максимум информации.
Если же необходимо выявление каких-либо личностных черт и качеств, то эта методика может быть только косвенным инструментом для работы: этот способ практически не позволяет изучить глубинные вопросы, так как не предполагает подробных расспросов. Также методика не подойдет в том случае, когда необходимо узнать мнение сразу большого количества людей: в этом случае лучше использовать письменные анкеты.