Предложения со словосочетанием «инженерная психология»
Уровни функциональной активности
Нервная система человека и ее отдельные части могут иметь три уровни функциональной активности:Первый уровень — состояние относительного функционального покоя, характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности, но при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности, и готовые среагировать в нужный момент.Возбуждение — процесс повышенной активности в результате воздействия на организм каких-то факторов и раздражителей. По источнику они могут быть внешними или внутренними.Торможение — процесс торможения, процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной системы, ведущей к нарушению, угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность — торможение, что является своеобразным защитным организмом нервной системы, охраняющим её от разрушения в экстремальных ситуациях. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями, но и степенью значимости для данного человека.
Основные аспекты инженерно-психологического подхода
Основные аспекты инженерно–психологического подхода сводятся следующему:
В методологии — это системный принцип в сочетании с антропоцентрической, естественно-научной и технико-технологической парадигмами.
В теории – это совокупность следующих концепции:
- концепция деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, в том числе оператора
- концепция информационной и концептуальной (психической) моделей профессиональной деятельности
- концепция требований к человеку – профессионалу
- концепция обеспечения надежности человека
- трансформационная теория обучения
- концепция экстремальных условий и реабилитации профессионалов после перегрузок
- концепция проектирования деятельности
а также ряд других концепций
В методическом инструментарии – методы профессиографии (базирующиеся на системном использовании профессиограмм), профориентации, профотбора, тренажерной и тренинговой подготовки, анализа кривых обучаемости, алгоритмизации, проектирования и эргономической оценки деятельности, анализа и оптимизации психических состояний специалиста, являющихся следствием его профессиональной деятельности.
См. также
- Профессиограмма
- Эргономика
- Юзабилити
Особенности инженерной психологии, назначение и смысл науки
Объекты изучения инженерной психологии: человек, техника, взаимосвязь рабочего и оборудования. С ее помощью происходит разработка новых технологий, внедрение в повседневную жизнь, подбор, профессиональную и психологическую подготовку людей для взаимодействия со сложным оборудованием.
У психологов, изучающих психику операторов, двойственная задача. Исследователи параллельно работают с психикой людей, отвечающих за создание и обслуживание техники, и технической составляющей. Такая особенность требует специфических методов. Структура, включающая человека и технику, направлена на создание работоспособной последовательности действий. Поэтому ряд отдельных структур характеризуется закономерностями, ориентированными на объединение материальных и субъективных начал.
Направляющая закономерность относится к решению проблемы производительности. Повышение скорости обеспечивается модернизацией техники и увеличением накопленного опыта операторов. Объединение достижений человека и техники приводит к согласованию, повышает надежность и безопасность работы техники, ускоряет и облегчает подготовку работников. Совокупность наработок приводит к развитию эргономики — взаимовыгодного взаимодействия человека и предметов техники, как в условиях производства, так и в быту.
Еще одна закономерность определяет характер производственных отношений. Капиталистический подход приводит к отчуждению труда и дегуманизации личности, социалистический направлен на формирование отношения к труду как к части гармоничного развития. Таким образом, исследования особенностей технического прогресса ориентированы на поиск способа перехода к социалистической модели производства.
Цель и задачи, изучение практического трудового процесса
Достижением главной цели является обеспечение эффективной работы схемы — человек и техника. Для этого необходима теоретическая и практическая база, изучение на базе комплекса наук. Инженерная психология — наука, которая изучает технические характеристики труда и трудовую активность работника с целью улучшения.
Для улучшения технологической стороны рабочего процесса необходимо:
- минимизировать время выполнения отдельных трудовых операций;
- исключать ошибки в трудовом процессе;
- сократить риски, связанные с выполнением деятельности;
- сохранить работоспособность, сократить энергозатраты во время трудового процесса.
Для улучшения условий, стимулирующих нормальную рабочую деятельность, необходимо:
- рационально использовать пространство;
- соблюдать соответствие сложности техники и уровня подготовки;
- устранять вредные факторы среды;
- повышать надежность механизмов;
- улучшать эстетический вид устройств.
Помимо улучшения условий производства, для стимуляции операторов необходимо улучшать социальные условия, вырабатывать позитивную мотивацию к труду.
К задачам психологов, изучающих специфику труда, относятся теоретические и практические задачи. Теоретическая отрасль занимается изучением человека, психических свойств, психофизиологического состояния, особенности трудовой деятельности. Исследования направлены на выяснение особенностей психологических процессов работников, обработке информации при управлении техникой, изучение регуляторных функций. Практическая отрасль исследует взаимодействие человека с техникой. Ее предмет — согласование, приспособление оператора к агрегатам, грамотное распределение рабочих функций.
Предмет, цель и задачи инженерной психологии.
Инженерная психология — это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «человек-машина» (СЧМ).
Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека.
Человек это субъект труда, а машина это орудие труда.
Таким образом предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решая задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает культы (панели) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.
Таким образом конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологий.
Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью человека с другой.
Основные задачи инженерной психологии.
6 стр., 2853 слов
Психология труда Занятие 2
… И. Психология труда и инженерная психология) Не у всех людей одни и те же условия труда вызывают … одинаковые состояния. Отсюда возникает необходимость проектировать или совершенствовать условия труда … развития трудовой деятельности Основа изменения содержания труда человека и сопряженных с ним психологических феноменов …
1. Анализ функций человека в системе «Человек-машина», изучение структуры и классификация деятельности оператора.
2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которая включает: Прием информации, Переработку информации, Принятие решения, Осуществление управляющей деятельности.
3. Разработка принципов построения рабочих мест оператора.
4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.
5. Разработка принципов и методов проффесиональной подготовки операторов, которая включает: Проффесиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.
6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ.
В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений:
1. Методологическое, включающее в себя определение предмета и цели исследования, разработка методов и принципов исследования и установление места инженерной психологии в системе наук.
2. Психофизиологическое, включающее в себя характер оператора, анализ деятельности оператора и изучение состояний оператора.
3. Систематическое, разработка принципов построения элементов СЧМ, проектирование и оценка СЧМ, и оценка надежности и эффективности СЧМ.
4. Эксплуатационное, включает проффесиональную подготовку операторов, психологическое обеспечение научной организации труда и разработку методов повышения работоспособности операторов.
Характеристика процесса принятия решения
Частные задачи |
Методы их решений |
Соответствующие психические процессы |
Виды решений |
Обнаружение сигнала |
Информационный поиск по полю |
Перцепция | Решение о наличии или отсутствии сигнала |
Различение |
Информационный поиск по отдельным признакам |
Перцепция | Решение о различии или сходстве сигналов |
Опознание (идентификация) сигнала |
Сопоставление с эталоном |
Перцепция, долговременная и оперативная память | Решение о типе, виде сигнала |
Интерпретация, декодирование (идентификация) ситуации |
Сопоставление с концептуальной моделью | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о ситуации |
Выбор стратегии | Сопоставление с целью и алгоритмами управления | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о стратегии воздействия на систему (программа) |
Построение плана действий | Сопоставление с имеющимися возможностями | Долговременная и оперативная память, оперативное мышление | Решение о конкретных действиях (рабочий план) |
Список программ бакалавриата и специалитета (вариантов получения высшего образования в вузах), после окончания которых можно получить профессию «Инженерный психолог»
ПРОГРАММА
Средний проходной балл
-
Бюджет
-
Платно
-
Стоимость в год
Сортировать программы
по проходному баллу (бюджет)по проходному баллу (платно)по стоимости в годпо возрастаниюпо убыванию
-
3 вуза3 города37.03.01
Программа готовит специалистов психологов, способных применить разработи фундаментальной психологии к практике в смежных с психологией …
4 варианта программы
Проверить шансыот 53.3335 местСредний проходной балл бюджет в 2019 году
от 39.6765 местСредний проходной балл платно в 2019 году
35Бюджетных мест в 2019 году
65Платных мест в 2020 году
от 35 500Стоимость в год в 2020 году
4 варианта программы
Проверить шансы -
9 вузов6 городов37.03.01
Подготовка специалистов в области организационной психологии, по решению практических задач организаций и предприятий.
28 вариантов программы
Проверить шансыот 57.6730 местСредний проходной балл бюджет в 2019 году
от 33942 местаСредний проходной балл платно в 2019 году
30Бюджетных мест в 2019 году
942Платных места в 2020 году
от 36 000Стоимость в год в 2020 году
28 вариантов программы
Проверить шансы -
РАНХиГСМосква37.05.02
Специалисты по решению комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности организаций и их подразделений.
1 вариант программы
Проверить шансыот 7810 местСредний проходной балл бюджет в 2019 году
от 52.3340 местСредний проходной балл платно в 2019 году
10Бюджетных мест в 2020 году
40Платных мест в 2020 году
от 298 000Стоимость в год в 2020 году
1 вариант программы
Проверить шансы -
СГТУСаратов37.03.01
Подготовка психологов как для деятельности в производственном секторе, так и других сфер.
2 варианта программы
Проверить шансыот -0 местСредний проходной балл бюджет в 2019 году
от 50.3350 местСредний проходной балл платно в 2019 году
Бюджетных мест в 2020 году
50Платных мест в 2020 году
от 51 570Стоимость в год в 2020 году
2 варианта программы
Проверить шансы -
ЧелГУЧелябинск37.03.01
Подготовка специалистов способных к деятельности в качестве психолога организации, специалиста по персоналу, корпоративной культуре.
1 вариант программы
Проверить шансыот -0 местСредний проходной балл бюджет в 2019 году
от 50.677 местСредний проходной балл платно в 2019 году
Бюджетных мест в 2019 году
7Платных мест в 2019 году
от 138 900Стоимость в год в 2019 году
1 вариант программы
Проверить шансы
Получить высшее образование и профессию «Инженерный психолог»
Выберите свою из предложенных программ обучения. Эти программы являются базой для получения профессии «Инженерный психолог», связанной с психологией. Если вы хотите узнать какие предметы нужно сдавать на Инженерного психолога после 11 класса, отфильтруйте список программ по экзаменам ЕГЭ и выберите подходящую программу обучения
Основные направления инженерной психологии[3]
- Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.
- Инженерно-психологическое проектирование
- Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.
- Анализ психологической структуры деятельности операторов.
- Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.
- Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.
- Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».
- Анализ процессов переработки информации человеком, её хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.
- Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.
- Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.
- Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.
- Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-технических и человеко-информационных) систем.
В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому, а далее — к системному.
Научно – технический прогресс привел к распространению условий, повлекших за собой создание инженерной психологи, на все виды человеческой деятельности, требующей профессионализма. К таким условиям относятся:
- резкое увеличение темпов социальной жизни, значительный рост информационных потоков и связанной с этим неопределенностью
- рост гражданских и военных энергетических мощностей, управляемых профессионалом: слишком дорогой стала цена ошибок исполнителей и некомпетентных руководителей:
- значимо возросло количество и разнообразие экстремальных ситуаций, увеличилась нервно–психическая напряженность субъектов труда
- технические устройства, средства обработки и отображения информации — стали повсеместно опосредствовать деятельность людей, даже в традиционно гуманитарных сферах занятий.
Таким образом, в настоящее время в любой работе субъект труда, профессионал, — оказывается подобен человеку-оператору в человеко-технических системах, изучаемых в инженерной психологии. В связи с этим в новой технической и информационной реальности возникла необходимость (и возможность) распространения инженерно–психологического подхода и методов, наработанных в инженерной психологии, на любые виды сложной профессиональной деятельности.
В результате произошедших изменений в технической и информационной реальности, в новых условиях актуальным стал инженерно-психологический подход к изучению профессиональной деятельности и профессионализма.
Оптимальные условия различения и опознания знаков.
Условия различения и опознания | Знак | ||
Простой | Средний | Сложный | |
Угловой размер, угл. Мин | 15 — 18 | 21 — 26 | 35 — 40 |
Величина контраста, % | 75 | 85 | 90 |
Критическая частота мельканий при яркости 50 кд/м2, Гц | 16,5 | 19,5 | 22 |
Время безошибочного восприятия (по показателям латентного периода речевого ответа), сек | 3,25 | 4,53 | 5,78 |
Время безошибочного опознания (по показателям латентного периода речевого ответа), сек | 1,79 | 1,52 | 1,52 |
Различение и опознание знаков зависит также от величины информационного поля и изобразительной специфика знака, кода. Наиболее употребительным является буквенно-цифровой код. При небольшой длине алфавита этот код позволяет передавать неограниченное количество информации. Большими возможностями обладают также условно-пиктографические и геометрические знаки, однако последние имеют более удлиненный алфавит. Прием различной сигнальной информации требует специфической деятельности и различной затраты времени (см. таблицу).
Рекомендации по оформлению печатного материала.
Параметры шрифта | Книги и брошюры | Надписи, спецификации, знаки, технические паспорта, надписи на приборах, технические инструкции |
Стиль шрифтаВ обычных случаях рекомендуется, как правило, прямой шрифт. Курсив может использоваться специально для выделения отдельных мест, но его следует применять умеренно | Bookman Old Style Garamond, Cheltenham Antique, Scotch Roman (Стили, указанные в соседнем столбце, могут также использоваться для выделения заголовков, описания рисунков, в таблицах и т. д.) |
Примечание. Допустимо применение узких, средних и полужирных вариантов указанных выше шрифтов. Избегайте жирных и сверхжирных вариантов |
Вид шрифта | Сочетание прописных и строчных букв | На приборах и этикетках только прописные. Для других целей применяйте сочетание прописных и строчных букв в зависимости от длины текста |
Размер шрифта | Кегль (высота шрифта) 10 пунктов предпочтительнее, допустимы кегли от 9 до 12 пунктов (1 пункт = 0,376 мм) | Зависит от расстояния до наблюдателя |
Формат (длина строки) | Наиболее предпочтительна длина строки 19 цицеро, однако допустимы также размеры от 14 до 28 цицеро (1 цицеро = 12 пунктов = 1⁄2 квадрата = 4.51 мм) | Для инструкций см. графу «Книги и брошюры». Для других случаев поступайте сообразно размерам и композиции |
Расстояние между строками | При кегле 10 пунктов расстояние между строками должно быть не менее 2 пунктов | Минимум 3 пункта |
Контрастность | Темный шрифт на светлом фоне; обычно используется черный шрифт на белой бумаге с большим коэффициентом отражения, но не глянцевой. Плотность бумаги должна быть достаточна, чтобы исключить пропечатывание шрифта с обратной стороны листа | Для инструкций см. раздел «Книги и брошюры». Для других случаев см. специальные указания в соответствующих разделах |
Различение и опознание знака в значительной мере зависит от относительной четкости сочетаний цветов.
Этапы деятельности оператора.
Этапы | Содержание этапа | Выполнение действия | Влияющие факторы |
Прием информации | Формирование перцептивного (чувственного) образа. | Обнаружение — выделяется объект из фона;Различение — раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, либо выделение деталей;Опознание — выделение и классификация существенных признаков объекта. | Сложность воспринимаемого сигнала, вид и число индикаторов, организация информационного поля, размеры изображений, их физические и технические характеристики. |
Оценка и переработка информации | Формирование оперативного образа. | Сопоставление заданных и текущих параметров (режимов) системы «человек — машина»;Анализ и обобщение информации. | Способы кодирования, степень сложности информационной модели, объем отображения, динамика смены информации. |
Принятие решения | Формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации. | Поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации;Построение текущих образов с рядом оперативных концептуальных моделей;Сопоставление текущих образов с рядом эталонов и оценка сходства между ними;Коррекция моделей;Выбор эталонной гипотезы или ее построение;Принятие принципа и программы действий. | Тип решаемой задачи, число и сложность проверяемых логических условий, сложность алгоритма и число возможных вариантов решения. |
Реализация принятого решения | Использование выходных «каналов» человека: двигательного (моторного) или речевого. | Перекодирование принятого решения в машинный код;Поиск нужного органа управления;Движение руки к органу управления и манипуляция с ним. | Число и тип органов управления, их характеристики (размер, форма и т. п.), совместимость двигательных операций, компоновка рабочего места, характеристика окружающей среды и др. |
Центральный, творческий этап деятельности оператора — принятие решений.
Для быстрого и эффективного принятия управленческого решения необходима оптимальная организация получаемой оператором исходной информации — оптимальные условия различения и опознания знаков (см. таблицу).
Относительная четкость сочетаний цветов при отраженном свете.
Оценка четкости | Цветовая комбинация |
Очень хорошо | Черные буквы на белом фоне; |
Хорошо | Черные на желтом, темно-синие на белом, зеленые на белом; |
Удовлетворительно | Красные на белом, красные на желтом; |
Плохо | Зеленые на красном, красные на зеленом, оранжевые на черном, оранжевые на белом. |
Рис. 60. Если последние цифры не имеют сущестепного значения (т. е. содержащаяся в их показаниях точность не соблюдается), то их следует заменять постоянными нулями. Иной подход рекомендуется для впереди стоящих цифр, которые не требуются оператору к работе; в этом случае соответствующее пространство должно быть пустым.
Отношение высоты цифр к их ширине для барабанных счетчиков должно быть 1 : 1, а не 3 : 2, как рекомендуется для других контрольно-измерительных приборов. Это объясняется искажениями формы цифр, вызываемыми изогнутой поверхностью барабана.
Счетчики всегда должны быть ориентированы гак, чтобы их показания читались слева направо. Промежутки между цифрами не должны превышать половику высоты цифры.
Если требуется больше четырех цифр, то следует учитывать, что многозначные числа легче читаются и запоминаются, если они разбиты на группы, разделенные несколько большими промежутками, точками или запятыми.
В окне счетчика одновременно должно появляться не более одной цифры.
Ввиду небольшого угла зрения, под которым видны цифры в счетчиках барабанного типа, они должны располагаться перпендикулярно к линии наблюдения.
Контраст между цифрой и окружающим фоном следует всегда делать максимальным. Черные цифры на белом фоне при нормальных условиях освещения обеспечивают наиболее четкую видимость. Белые цифры на черном фоне целесообразны, когда требуется поддерживать условия темповой адаптации глаз наблюдателя.
Цифровые приборы также должны соответствовать инженерно-психологическим требованиям.
Расположение органов управления: наиболее часто используемые органы управления следует располагать на высоте между локтем и плечом.
Наиболее легко отыскивается орган управления, расположенный впереди немного ниже плеча (рис. 61); максимальные усилия могут быть приложены к рычагам, захватываемым стоящим оператором на уровне плеча, а сидящим — на уровне локтя (рис. 62).
Рис. 61
Рис. 62
Предпочтительнее расположение органов управления на некотором расстоянии сбоку от центральной оси оператора.
При фиксированном положении оператора (например, пилота, прикрепленного к сидению заплечными ремнями) органы управления должны располагаться на расстоянии не более 700 мм от плеча оператора (рис. 63).
Рис. 63
Примером неудачного расположения клавишей является кнопочный переключатель скоростей на современных американских автомобилях:
ОБЫЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
Ошибки:
- Нет логической связи с последовательным нарастанием скорости;
- Нет опоры на привычную связь направлений;
- Нет логической связи с последовательностью операций.
РАЗМЕЩЕНИЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Примененные принципы:
- Кнопка, соответствующая начальной операции, помешена вверху слева, так как это обычно первое место, которое видит оператор при осмотре панели;
- Большую часть времени автомобиль, как правило, идет на средней скорости (1), поэтому ее клавиша помешена в привычной для человека последовательности «слева-направо», второй после старта;
- Задний ход — следующее наиболее часто употребляемое переключение, поэтому эта клавиша по тому же принципу «слева-направо» расположена правее средней скорости;
- Возрастанию скорости от самой низкой до самой высокой соответствует привычное расположение органов управления снизу вверх;
- 2-я и 3-я скорости следуют в привычном для человека порядке сверху вниз.
Шкалы, циферблаты и стрелочные индикаторы приборов должны соответствовать эргономическим требованиям.