Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования

Как можно использовать музыку в повседневной жизни?

Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования

Часто мы выбираем правильную музыку интуитивно для наших целей: бодрая, веселая с утра; House, Drum&Bass для скорости тренеровок, для бега; ненавязчивая инструментальная для сосредоточения, медитативная и расслабляющая помогает расслабиться после стрессового, напряжного дня.

Если мы несбалансированы и слушаем однообразную музыку (одного жанра), мы становимся ее рабами:

  • Агрессивная породить злобу в вашем подсознании;
  • Депрессивные фазы не улучшаются с меланхолической классикой или песнями про любовь, наоборот, вы впадаете в депрессию и апатию еще глубже;
  • Слушая постоянно клубные треки, рискуете стать истощенным за длительным выбросом энергии;
  • В тяжелые будни рекомендуется засыпать под R&B, Trap, Relax композиции для вечернего успокоения.

Музыка и способности

В университете Сент-Эндрюсс группой ученых проводились исследования, давшие интересные результаты. Оказалось, что дети, занимающиеся музыкой в течение 3 лет, заметно опережают своих менее музыкальных сверстников:

  • по качеству и скорости восприятия информации на слух;
  • по объему словарного запаса;
  • по способности к логическому мышления;
  • по моторике.

Не зря родители хотят, чтобы ребенок ходил в музыкальную школу. Это действительно полезно для развития детей.

Музыкальные произведения с определенным ритмом способны значительно увеличивать эффективность тренировок спортсменов. Если, занимаясь фитнесом, слушать музыку определенного ритма, можно увеличить выносливость организма. В офисах и производственных помещениях фоновая музыка помогает повысить производительность труда. А в больницах прослушивание специально подобранных произведений применяется в реабилитации больных, для лечения депрессии и психических болезней.

И именно музыкальная психология помогает правильно использовать музыку для решения этих задач.

Немного истории

Древнейшими учениями в области музыкальной психологии можно, пожалуй, считать труды ученых из Древней Греции – Аристотеля, который писал о мимесисе, и Пифагора с его рассуждениями об эвритмии. Эти мыслители были склонны полагать, что музыка имеет существенное влияние на душу человека, благодаря чему оказывает влияние на все общество целиком. Платон и вовсе утверждал, что могущество каждого государства напрямую зависит от того, какую в нем предпочитают музыку.

https://youtube.com/watch?v=YIbyxEpDPLc

Чтобы понять, что представляет собой предмет рассматриваемой нами науки, нужно вспомнить сначала об общепсихологических терминах, таких как речь, слух, восприятие, чувства, способности. Кстати, еще Пифагор в древние времена говорил, что музыка на людей влияет по-разному. По его мнению, существуют мелодии, помогающие против:

  • Тоски.
  • Раздражительности.
  • Переживаний и прочих духовных недугов.

Отдельного внимания заслуживает древнекитайская музыка. Она была символом и основой цивилизации, вся молодежь должна была изучать ее в обязательном порядке. А вот древние индусы музыку широко использовали как способ лечения самых разнообразных заболеваний.

В Средневековье музыкальная психология разрабатывалась в трудах Фараби, Джами, Ибн Сины и др. Но первым ученым, который подошел к рассматриваемой нами науке, используя сугубо научный подход, был Герман Гельмгольц.

Рекомендуем: Одаренность — это

В более поздний период самыми главными учениями в области психологии музыки стали считать труды Б.М. Теплова и Е.В. Назайкинского, которые занимались изучением музыкальных способностей. Еще позднее в этой сфере появились имена таких ученых, как С.М. Майкапар, Н.А. Гарбузов, З.А. Ринкявичус и пр.

Если вспомнить жизнь великих музыкантов – Шопена, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Листа, – то их жизненные примеры говорят о том, какими удивительными способностями обладает человек, умеющий сочинять и исполнять музыку. Ответить на вопрос, что это – влияние личностных свойств, особенное воздействие музыки на человеческую душевную натуру или талант исполнителя, – главная задача такого направления в науке, как музыкальная психология.

Психология музыкальных предпочтений

  • Рок и металл. Есть мнение, что люди, которые любят слушать металл, исключительно меланхолики и склонные к одиночеству люди. Но исследования показали, что это чаще всего не так. Те, что предпочитают эти жанры, являются преимущественно очень творческими и утонченными людьми. Они чаше всего обладают заниженной самооценкой, и очень усердны в работе.
  • Классика. Любителей классической музыки можно назвать интровертами с высокой самооценкой. Чаще всего любители классической музыки обладают  высокими доходом и культурным уровнем. Хотя стоит сказать, что многие из тех, кто называет себя любителями классики, по сути, не разбираются в ней.
  • Поп-музыка. Обычно это лёгкие на подъем, коммуникабельные, но часто абсолютно нетворческие люди. У них обычно высокая самооценка.
  • Джаз, соул и блюз. Обычно этими стилями увлечены те, у кого твердое мнение на многие вещи. Они чаще всего очень творческие, у них нестандартное мышление. Они очень общительны, легки на подъем. Что интересно, у них обычно наибольший уровень айктю.
  • Электронная музыка. Большинство людей к этой музыке относятся нейтрально. Но истинные любители по натуре чаще всего флегматики.
  • Рэп. Эти люди умеют грамотно вести переговоры, уверенны, у них высокая самооценка, но отмечается среди них высокий процент наиболее малообразованных людей.

Методы музыкальной терапии в медицине и терапевтии.

Расслабляющая музыка снижает концентрацию кортизола (гормона стресса) и увеличивает образование болеутоляющих эндорфинов. Пациент меньше боится хирургического вмешательства, а потребность в анестетиках снижается на 50% во время операции. Музыка также успешно используется в реабилитации после инсульта или черепно-головные травмы. С марширующей музыкой или другими активирующими элементами пациент мотивирован и мобилизуется. Упражнения по координации легче. В терапии тиннитуса используется музыка, созданная специально для индивидуального тона в ухе.

Музыкотерапия — идеальная среда, чтобы вернуться в контакт с пролитой травмой. У пациентов с комой она ускоряет регенерацию. Пациенты с деменцией возвращаются к своим старым воспоминаниям через песни с ранних дней, давая им духовную поддержку.

Влияние музыки на человека

Начать стоит с того, что на человеческий организм влияет любой звук вообще, вне зависимости от его музыкальности и гармоничности. Просто потому, что живые клетки реагируют на акустические колебания. Имеет значение каждый из параметров звука:

  • частота;
  • длительность звучания;
  • тембр и обертоны;
  • громкость звука и высота тона.

Большое значение имеет и музыкальный ритм.

Хорошо известно, что низкие тона вызывают у человека тревогу и беспокойство, а инфразвук, не воспринимаемый человеческим ухом, способен вызвать панику и необъяснимый ужас.

Исследования выявили, что прослушивание музыкальных произведений различных стилей вызывает определенные физиологические реакции организма: изменение сердечного ритма, уровня артериального давления, глубины и частоты дыхания.

Изменения настроения измерить нельзя, но можно зафиксировать мнение людей о влиянии той или иной музыки на их самочувствие и эмоции. И на основании полученной информации можно делать определенные выводы о состоянии психики человека. В частности, в университете Heriot-Watt было проведено исследование, в котором приняли участие более 35 тысяч человек из разных стран.

Результаты показали:

  • Любители джазовой музыки часто себя переоценивают, но в целом обладают творческой натурой и очень дружелюбны.
  • Поклонники блюзовых композиций при всей своей общительности несколько высокомерны, хотя и вежливы. И тоже обладают творческими способностями.
  • Любители классики чаще всего интроверты, высоко ценящие собственное личное пространство и собственное достоинство.
  • Те, кому нравится рэп, отличаются повышенной общительностью и эгоизмом.
  • Оперу любят интеллектуально развитые, открытые всему новому и вежливые люди.
  • Ценители кантри дружелюбны, трудолюбивы и добродушны.
  • Поклонники ритмичной и незатейливой поп-музыки в большинстве относятся к экстравертам, причем часто они склонны пренебрегать хорошими манерами.
  • Любовь к регги часто сочетается с ленью и завышенной самооценкой.
  • А вот фанатам тяжелого рока, хардкора и heavy metal, при довольно высоком творческом потенциале, свойственна заниженная самооценка. Они нередко вспыльчивы и склонны проявлять агрессию.

Музыкальная психология: Каково влияние музыки на тело?

Музыка записывается в мозг не только через уши, но и через рецепторы давления на коже. Вибрации звука приводят в движение воду в теле, так что все резонирует. В конце концов, доля воды составляет 75% у новорожденных, 65% у взрослых и у 50% у пожилых людей.

Влияние музыки на умственные способности.

Самое известное исследование влияния музыки на концентрацию было опубликовано Фрэнсисом Раушером из Университета Висконсина. Их испытуемые могли сосредоточиться лучше всего через 10 минут прослушивания творений Моцарта. «Эффект Моцарта» с тех пор был распространен на других классических мастеров и рок-музыки. Самый важный момент — это не тот тип музыки, который им нравится. Интересно, что классика и рок работают на большую концентрацию. Но если вы хотите усилить подсознательные процессы, то Mozart & Co имеет приоритет.

То, что появилось в исследованиях в школах, — это возможное увеличение IQ с помощью музыкальных прослушиваний. Деградация клеток мозга у людей в возрасте должна замедляться под влиянием музыки.

Большим плюсом для умственной деятельности является периодическая музыкальная деятельность. Даже больше, чем пассивное прослушивание, новые взаимодействия образуются в мозге при обучении и игре на муз. инструменте. Интересный факт — музыканты имеют более выраженный мост, то есть связь между правым и левым полушариями, чем не-музыканты.

Виды и отрасли

Мы уже определились, что психология музыки – это отдельное научное направление, и она имеет, как любое другое учение, свои собственные области и течения. Это, например, музыкознание, восприятие, психотерапевтическое направление.

Наибольшего внимания заслуживает, пожалуй, психология музыкального творчества. Конечно же, это деятельность композиторов, в основе которой лежит их богатая фантазия, в конечном итоге рождающая самые разнообразные музыкальные произведения. Это тем более интересно, если учесть тот факт, что в музыке всего-навсего 7 нот. Но стоит вспомнить П.И. Чайковского, который говорил, что в момент, когда к нему приходит вдохновение, композитор становится поистине не совсем нормальным, одна его мысль начинает в буквальном смысле выгонять из головы другую.

Рекомендуем: Что такое педагогическая психология?

Психология музыкальной деятельности может рассматриваться также и в разрезе исполнительского мастерства. Исполнительская деятельность – это одна из главных основ музыки. Когда человек слышит красивое пение, в его душе рождаются чувства радости, добра и в буквальном смысле происходит духовное очищение.

Любого исполнителя музыки можно назвать связующим звеном между слушателем и композитором. Чем более мастерски исполнитель подходит к своему делу, тем более тонко мы, обычные слушатели, можем его понимать и чувствовать. А музыканты в свою очередь подстраиваются под наши запросы и пристрастия.

Отдельно стоит поговорить о психологии музыкального восприятия. Она является одним из основных видов деятельности в музыкальном искусстве, ведь без слушателей музыканты были бы вовсе никому не нужны, и музыка как искусство вообще перестала бы существовать.

Кстати, слушать и воспринимать музыку способен далеко не каждый человек, однако эту способность можно развить в процессе воспитания и образования. Многое будет зависеть и от музыкальных предпочтений. Согласитесь, одни люди любят классику, другие – попсу, а третьи – и вовсе рок-н-ролл. То, как может чувствовать музыку человек, зависит не только от его личностных характеристик, но и от мастерства исполнителя и композитора.

Рекомендуем: Задатки и способности человека

Музыкальная психология: принципы и влияние.

Музыкальная психология изучает универсальные и дифференциальные законы приема и производства музыки. Она преследует принципы создания влияния на эмоции, мотивацию, когнитивные процессы (усвоение информации, обучение, мышление, творчество), а также интерактивную связь между музыкой, обществом и культурой. Сегодня это рассматривается как часть системы, в которой живем, хотя исторически ее первоначальные импульсы исходили из психологии, философии и образования.

Международное музыкально-психологическое обучение и исследование является больше междисциплинарным, преподается в музыковедении, а реже в психологических университетских институтах. Многочисленные результаты на практике привели к созданию прикладной музыки с разбором и акцентированием на:

  • Музыке в жизни и в рабочем мире;
  • В рекламе;
  • Музыкальной психологии в педагогике;
  • Психологических основах музыкальной терапии (музыкотерапия).

В результате появились классификации, созданные из скрещивания некоторых дисциплин. Подробней о них ниже.

Акустика и психофизика.

  1. Музыкальная акустика: акустика, в которой рассматриваются механизмы генерации звука с помощью инструментов, эффекты воспроизведения и влияние звуковых пространств воспроизведения на звучание (акустика помещений, например, реверберация, как эффект отражения звука, обычно хорошо слышна в помещения санузла с отсутствием ковров, которые бы препятствовали распространению эхо-реверба);
  2. Музыкальная психоакустика: исследует субъективные процессы музыкального восприятия и обработки, посредством чего делается попытка понять абсолютный и сравнительный опыт музыкальных звуковых событий при помощи экспериментальной оценки звучания (например, измерение децибелов, спектральный анализ инструментальных звуков);
  3. Физиологическая акустика: касается функций и механизмов слуха в восприятии индивидуальных (единичных) и комбинированных (смешанных) звуков;
  4. Музыкальная психофизика: она основана на психических и физиологических реакциях организма при восприятии высоты тона, частоты и объемы звука.

Когнитивное музыковедение.

Изучает прием (музыкальное восприятие, признание) и производство (создание, воспроизведение) в перспективе обработки информации мозгом. Относится к моделям распознавательного языка, памяти и знаний и пытается создать формализованные декодирующие модели посредством их адаптации к музыкальному контенту, которые делают теоретическое понимание функционирования и генерации мелодических, гармонических и ритмических структур теоретически понятными.

В последнее время модели подключения (нейронные сети) и методы искусственного интеллекта нашли свой путь в познании музыкального моделирования. Они подвергаются возможности с помощью компьютерного моделирования применять формализованные модели обучения к системно-автономному или обучающему музыкальному обучению.

Физиология.

Исследования вегетативных реакций на музыку взяло свое начало в глубокой древности: Герофил (древнегреческий врач) в 296 году до нашей эры обнаружил связь между музыкальным восприятием и ритмом пульса.

Вегетативные изменения (пульс и частота сердечных сокращений, дыхания, степень перфузии, психо-гальваническая реакция кожи и т.д.) были изучены в связи с эмоциональным восприятием музыки. Углубленный анализ по вопросу связи с электроэнцефалограммой (ЭЭГ) — представил Харрер в 1975 году.

Пешешь пытался с помощью специально рассчитанных корреляционных отношений проанализировать корреляцию двух колебаний в шести частотных полосах ЭЭГ от 1,5 до 31,5 Гц синхронизации областей мозга при прослушивании и воображении музыки.

Социальная психология музыки и образование.

Соц. психология музыки: в основном это касается социальных и групповых явлений в музыкальных культурах, способность создавать группы людей, делящихся на так называемые субкультурные общества. Музыка, связанная с психологией развития, акцентируется на:

  • Образовании и индивидуальном развитии музыкальности человека;
  • Исследовании талантов и продвижении по службе;
  • Психологических аспектах музыкального образования;
  • Музыкальных влияниях на развитие личности.

Музыкальная психология: Каково влияние музыки на мозг?

Слух — одна из наших систем раннего предупреждения. Воспринятие звука посылает сигнал в аналитическую область головного мозга, которая оценивает, какой тип эмоциональной реакции активировать: страх, злость, отчаяние, веселость и т.д. (пример: кинофобы при лае собак, услышанный во дворе, в одно мгновение впадают в дикий нервоз). Вот почему мелодия может донести до нашей сущности нефильтрованное с самого начала и работать соответственно глубоко. Только во второй момент сознание начинает собирать звуки в голове, чтобы мы сознательно воспринимали их как безопасное звучание — это психология восприятия музыки.

Психология музыкальной одаренности

7 черт, которыми обладают некоторые одаренные дети:

  1. С раннего детства они обладают повышенным уровнем любопытства в отношении любых объектов, которые издают звуки. Он затихает при звуках музыки, прислушивается, на его лице появляется улыбка.
  2. В возрасте 2-3 лет они различают все мелодии, которые слышат. У некоторых детей есть особенность: они петь начинают быстрее, чем говорить, а ноты учат быстрее, чем буквы.
  3. Рано и свободно начинают читать ноты с листа.
  4. У них хорошая память на названия нот, аккордов, интервалов.
  5. Такие детки способны интенсивно заниматься музыкой.
  6. Они могут концентрироваться лишь на музыкальных занятиях, мало внимания обращая на другие.
  7. Обычно у них способности обнаруживаются еще в раннем детстве. До 7 лет.

Те образы, которые возникают в его голове – это то, как человек воспринимает мелодии Музыка по сути бессознательна. А у одаренных детей психология музыкального восприятия другая.