Измененное состояние сознания

Примечания

  1.  — из первоисточника 11-10-2012.
  2. ↑ См. Hobson J. A. States of consciousness: Normal and abnormal variation // The Cambridge handbook of consciousness / Eds. P. D. Zelazo, M. Moscovitch, E. Thompson. — New York: Cambridge University Press, 2007. Pp. 435—444.
  3. А. П. Забияко. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 272. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  4. Tart C. States of consciousness and state-specific sciences // Science. — Vol. 176, 1972. Pp. 1203—1210.
  5. Бахтияров О. Г. Активное сознание. — М.:Постум, 2010. — 272с.:ил.—(Серия «Психотехнология и психонетика»). — c. 42.
  6. Джеймс У. Воля к вере / Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.
  7. Мясищев В. Н. проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.
  8. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading. — N.Y., 1969.
  9. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading. — N.Y., 1969. — P. 9.
  10. Бургиньон Э. Изменённые состояния сознания. В кн.: Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. — М., 2001. — С. 410.
  11. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 25.
  12. Martindale K. Cognition and consciousness. — Homewood: Dorsey Press, 1981
  13. Dittrich A. Studies on altered states of consciousness in normals. — N.Y., 1981
  14. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 26.
  15. Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения изменённых состояний сознания (ИСС) // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — Вып. 1. М.: Смысл, 2002.
  16. Гордеева О. В. Изменённые состояния сознания и культура: основные проблемы и направления исследования в современной психологии / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  17. Петровский В. А. «Идея» Гегеля, «оператор сознания» Лефевра и самопричинность «Я» // Рефлексивное управление: Тезисы международного симпозиума 17-19 октября 2000 г.
  18. Бургиньон Э. В. Изменённые состояния сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  19. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Изменённые состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 70-78.
  20. Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения изменённых состояний сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  21. Мордвинцева Л. П. Изменённые состояния сознания: современные исследования. Научно-аналитический обзор. — М., 1995. — С. 27-28.
  22. А.Г. Сафронов. Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности. — Харьков: Ритм Плюс, 2008. — С. 51—77. — ISBN 978-966-2079-18-0.
  23. Dittrich A. Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // Pharmacopsychiatry, 1998, vol. 31, Suppl. 2, № 7. — P. 84.

Функции ИСС

Арнольд Людвиг, в отношении отдельного человека, испытывающего ИСС, выделил, по критерию их полезности для человека и общества, в котором он живёт, 2 основных группы функций ИСС:

адаптивные функции ИСС:

  • психотерапевтическая — ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;
  • получение нового опыта и новых знаний — пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;
  • социальные функции — ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.

дезадаптивные функции ИСС — эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).

Как изменять состояние сознания?

Один из наиболее часто практикуемых методов — транс. Но не стоит думать, что это откуда-то из области сверхъестественного. Легкий транс вы испытываете почти ежедневно, например, когда зачинались увлекательной книгой; с головой погрузились в захватывающий фильм; овеяны любимой музыкой; «на автопилоте» совершаете действия, о которых не задумываетесь (идете по знакомому маршруту, ведете машину по пустому шоссе); занимаетесь творчеством, танцами, спортом; испытываете эйфорию от поездок, наслаждения шедеврами и пр.

Все эти ситуации объединяет одно: сознание концентрируется на одном образе или мысли и отключается от действительности. А вот глубокий транс уже достигается с помощью медитации или гипноза.

Признаки

В момент проживания состояния изменённого сознания, в дальнейшем ИСС, человек испытывает нарушения:

в ощущении времени и хронологии событий

Он просто теряет ориентацию в пространстве, когда минута может показаться часом, а час пролетит как секунда. К примеру, многие люди, которые стали участниками какой-либо катастрофы, находясь в шоке, не могут даже примерно указать, сколько времени провели на месте происшествия. Или в процессе родов женщина теряет счёт часам, проведённых в схватках и потугах.

в мышлении

Ведущим становится архаическое мышление, которое было свойственно нашим предкам. Оно лишено конкретики, возможности адекватно воспринимать реальность, порой путая с собственными образами и идеями.

в способности контролировать себя и своё поведение

Появляется страх перед бессилием и беспомощностью. Человек ощущает, что больше не подвластен собственной воле, он слаб и уязвим. Некоторые же испытывают противоположные ощущения от утраты контроля.

в образе тела

Может давать о себе знать деперсонализация, то есть утрата собственного «я», личность будто сливается с пространством, находясь в едином процессе. Иногда происходит разделение души и тела, или кажется, что, допустим, руки или ноги увеличились в размерах, отделились и прочее.

в чувствах

Испытывают такие чувства, которые невозможно выразить, обозначить какими-то словами. Они настолько субъективные и уникальные, что не имеют названия.

в восприятии

Появляются галлюцинации, иногда наблюдается синестезия, то есть изменения в сенсорных ощущениях, когда человек не только видит какой-то цвет, но и слышит его, чувствует на вкус. Также происходят настолько мощные перемены в обработке информации, что кажется, будто познал смысл бытия или заново родился на свет.

Зачем ищут измененные состояния сознания

Наш мир необратимо меняется. Это происходит гораздо быстрее, чем меняемся мы. Все, к чему раньше нужно было долго идти, теперь доступно в один клик мышкой и в любом количестве. И это тотальное изобилие лишает нас дефицита, обесценивает наши желания, создает инфляцию счастья.

Когда-то покупка фирменных джинсов из-под полы была событием вселенского масштаба. Когда наши родители рассказывают нам об этом, мы смеемся. А наши дети просто не понимают.

Человеческая психика эволюционирует и растет. Мы победили голод пищевыми технологиями. Мы создали конвейер — так вещи и предметы утратили свою уникальность.

Но человек развивается, только если реализует свои желания. Желание — это и есть эволюция. Мы полетели в космос, почти расшифровали ДНК, создали искусственные системы жизнеобеспечения и не зависим больше от природы.

Чем больше мы покоряем материальный мир, тем больше растет наша жажда, то желание, которое не может быть удовлетворено ничем материальным. Мы все сильнее ощущаем, что там, за покровом физического мира, есть что-то еще, что он, этот мир, есть только поверхность, кожура, что там внутри есть суть, тот самый пресловутый смысл мироздания.

Этот смысл оправдал бы все — нелепость, глупость и конечность нашего физического существования. Ведь «милосердие в том, что вместо крематориев у вас телевизоры и супермаркеты. А истина в том, что функция у них одна» .

Примечания

  1.  — из первоисточника 11-10-2012.
  2. ↑ См. Hobson J. A. States of consciousness: Normal and abnormal variation // The Cambridge handbook of consciousness / Eds. P. D. Zelazo, M. Moscovitch, E. Thompson. — New York: Cambridge University Press, 2007. Pp. 435—444.
  3. А. П. Забияко. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 272. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  4. Tart C. States of consciousness and state-specific sciences // Science. — Vol. 176, 1972. Pp. 1203—1210.
  5. Бахтияров О. Г. Активное сознание. — М.:Постум, 2010. — 272с.:ил.—(Серия «Психотехнология и психонетика»). — c. 42.
  6. Джеймс У. Воля к вере / Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.
  7. Мясищев В. Н. проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.
  8. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading. — N.Y., 1969.
  9. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading. — N.Y., 1969. — P. 9.
  10. Бургиньон Э. Изменённые состояния сознания. В кн.: Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. — М., 2001. — С. 410.
  11. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 25.
  12. Martindale K. Cognition and consciousness. — Homewood: Dorsey Press, 1981
  13. Dittrich A. Studies on altered states of consciousness in normals. — N.Y., 1981
  14. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 26.
  15. Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения изменённых состояний сознания (ИСС) // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — Вып. 1. М.: Смысл, 2002.
  16. Гордеева О. В. Изменённые состояния сознания и культура: основные проблемы и направления исследования в современной психологии / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  17. Петровский В. А. «Идея» Гегеля, «оператор сознания» Лефевра и самопричинность «Я» // Рефлексивное управление: Тезисы международного симпозиума 17-19 октября 2000 г.
  18. Бургиньон Э. В. Изменённые состояния сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  19. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Изменённые состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 70-78.
  20. Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения измененных состояний сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  21. Мордвинцева Л. П. Изменённые состояния сознания: современные исследования. Научно-аналитический обзор. — М., 1995. — С. 27-28.
  22. А.Г. Сафронов. Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности. — Харьков: Ритм Плюс, 2008. — С. 51-77. — ISBN 978-966-2079-18-0.
  23. Dittrich A. Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // Pharmacopsychiatry, 1998, vol. 31, Suppl. 2, № 7. — P. 84.

Критерии возникновения ИСС

Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся:

  1. Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.
  2. Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающие переход к новым формам категоризации.
  3. Изменения процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога.
  4. Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.
  5. Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).

Согласно исследованиям Арнольда Людвига, к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов или черт:

  1. Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).
  2. Изменение в субъективном ощущении течения времени.
  3. Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).
  4. Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность; 4) трудность в выражении эмоций (шизотимия).
  5. Изменение схемы тела (проприорецепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающая в себя явления деперсонализации и дереализации.
  6. Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временно обострения остроты восприятия, преимущественно визуального.
  7. Изменение системы значений и ценностей.
  8. Трудности в вербализации переживаний ИСС (ineffability).
  9. Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.).
  10. Снижение порога внушаемости, включающая невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.

Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторых из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить:

  • наркотические факторы — физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.
  • ненаркотические факторы:
  • культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
  • структура личности субъекта;
  • физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;

непосредственные:

  • настроение человека;
  • ожидания;
  • совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.

ситуативные:

  • социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
  • физические условия и их влияние;
  • формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
  • неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

  • ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения
  • ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
  • ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.

Дополнительно рассматривается гипотеза об ИСС как продукте нарушения динамики «образующих» сознания, в частности при условиях, вызывающих явные противоречия между чувственной тканью и содержанием предметного образа. Леонтьев, Алексей Николаевич приводил пример такого явного нарушения в экспериментах Стрэттона, Джорджа Малкольма, где испытуемые носили инвертоскоп, который искажал чувственную ткань образа, что сопровождалось утратой чувства реальности.

Типологии ИСС

Согласно разработкам Л. И. Спивака и Д. Л. Спивака, изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:

  1. искусственно вызываемые: индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками — галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы пейотль и Сан-Педро, можжевёловый дым, алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием);
  2. психотехнически обусловленные: религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;
  3. спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре, оргазме), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии).

Согласно О. В. Гордеевой, ИСС можно подразделить на «высшие» и «низшие», по аналогии с подразделением психических функций у Л. С. Выготского:

  • «высшие» — культурно-исторически обусловленные формы ИСС (культура может обуславливать, а порой и жёстко задавать определённый набор ИСС, их структуру, содержание, функции, специфические характеристики, способы вхождения в конкретное ИСС, признаки, по которым человек может идентифицировать данное состояние, способы саморегуляции этого состояния);
  • «низшие» — «натуральные» состояния, представляющие собой нецеленаправленные, случайные изменения состояния сознания, наступающие в результате дезорганизации «обычного» состояния сознания и характеризующиеся хаосом, отсутствием структуры психической жизни (в частности, установок, ожиданий и целей деятельности), что может быть связано с полным отсутствием опыта — как культурного, так и индивидуального.

Согласно феноменологической социологии Ж.-П. Валла, можно выделить следующие типы отношений человеческих сообществ к ИСС:

  • ИСС как нечто привычное и доступное для всех.
  • ИСС как опыт, переживаемый всеми, но лишь один раз в жизни.
  • ИСС как достояние специалистов, к которым сообщество обращается за советом и опыт которых использует.
  • ИСС выступают не только на индивидуальном, но и на социальном уровне, являясь передаточным звеном в распространении профетических учений (мессианство).
  • ИСС как нечто подозрительное и, возможно, злонамеренное.
  • ИСС — это плохо, это безумие.

«Высшие», культурно-исторически обусловленные формы ИСС могут способствовать как сохранению социальной системы и социальных структур, так и их изменению.

Зачем это необходимо делать?

Как уже говорилось, состояния имеют сильное влияние на нашу жизнь. Они буквально определяют её. И кстати, от них зависит наша память. Вы вспомните даже мельчайшие подробности какого-либо радостного события, когда вновь испытаете радость.

Если вы читали о таком направлении в психологии, как нейролингвистическое программирование, то знаете о технике якорения. Она представляет собой создание прочной условно-рефлекторной связи.

То есть, с помощью этой техники можно создать переживание, которое возникнет в качестве реакции на раздражитель. Например, «заякорив» партнёра на ощущение нежности с помощью прикосновения к плечу, он каждый раз будет её испытывать, стоит только вам повторить движения.

Точно также можно самостоятельно у себя заменить негативное переживание на позитивное. Согласитесь, когда в голове мысли только о том, как всё плохо и что другим больше повезло – вряд ли что-то хорошее будет случаться с таким человеком. А даже если и будет, он рискует его попросту не заметить.

Измененное состояние сознания

Вот почему так важно вносить корректировки в сознание, мышление и способы поведения. Чтобы они не только помогали, но и не создавали дополнительных препятствий на пути реализации потребностей и желаний

Только тогда возможно изменить отношение к жизни и её качество. Насытив непосредственно теми эмоциями и событиями, которых хочется.