Психологические качества человека

Диагностика личности

Психологические качества человека

Для правильного поределения социально-психологических качеств личности нужно разобраться с социально-психологической компетентностью. Последний термин следует понимать как оценку персоны психологическим явлениям, влиянию, освоению знаний и коммуникациям. Компетентность принято делить на:

  • перцептивную,
  • интерактивную,
  • коммуникативную.

Для диагностики социально-психологической компетентности в психологии применяют различные способы. Например, методика КОС-1 разработана для выявления у личности задатков организатора и умений налаживать деловые и личностные контакты, а в последующем использовать их для достижения целей.

Говорить о компетентности не стоит без раскрытия ее важной части, называемой психологической наблюдательностью. Последняя представляет собой способ получения знаний как через призму личного, так и общественного опыта

Такая наблюдательность станет незаменимой в профессиональной сфере жизни и даст возможность через познание обогатится определенной информации о предмете или объекте, который следует использовать в профессиональной деятельности.

«Психологическая наблюдательность станет необходимостью для практикующих психологов. Ведь именно с ее помощью можно будет применять в действии сложные методики диагностирования личности, составлять ее психологический портрет».

Психологическая наблюдательность включает в себя:

  • когнитивный элемент, который способен подобрать нужный для конкретной ситуации способ мышления,
  • эмпатийный – необходимый для подбора методов нахождения взаимопонимания между людьми,
  • перцептивный – отвечающий за внутреннюю организацию персоны,
  • рефлексивный элемент помогает понять значение своего «Я» и взаимодействия этого «Я» с другими.

Наравне с компетентностью, представляющей когнитивные характеристики личности, принято выделять эмоциональный спектр, который состоит из:

  1. простейших эмоций, которые обусловлены физиологически:
    • жаждой,
    • холодом,
    • чувством голода,
    • сонливостью,
    • усталостью и прочим;
  2. сиюминутных эмоций:
    • ужас,
    • ярость,
    • отчаяние;
  3. эмоций по ситуациям:
    • восторг,
    • нетерпение,
    • радость,
    • тревога,
    • обида,
    • тревога;
  4. психологического состояния:
    • приподнятого настроение,
    • подавленного настроение и т.д.

Важное место в эмоциональной сфере личности занимают так называемые «социальные» эмоции. Это серьёзные переживания, вызванные в своей основе общественным мнением или настроением той социальной группы, в которой пребывает личность

Делятся такие настроения на:

  • эмоциональные,
  • рациональные,
  • осознанные,
  • неосознанные.

Вместе с тем стоит отметить, что социальные чувства могут быть вызваны не только путем прямого общения в социуме, но и в связи с изоляцией. Лучшим способом иллюстрирует это одиночество, относящееся к критериям настроений.

В целом для определения настроений в обществе используют разнообразные методики. Самая распространенная — это методика методика «САН», которая позволяет с помощью отметки на противоположных характеристиках настроения выявить состояние личности.

Также можно использовать методику экспертного визуального определения, основанную на мнении о психологических качествах личности. В совокупности с внешними эмоциональными критериями возможно получить целостную картину эмоционального состояния персоны.

Основные черты характера

Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.

Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.

Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.

Негативные черты

Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:

  • эгоизм;
  • жадность;
  • мелочность;
  • завистливость;
  • злобность;
  • лживость;
  • самокритичность;
  • трусость;
  • лень;
  • упрямство.

Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».

Психологические качества человека

Как побороть негативные свойства характера

Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой. Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым

Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.

Положительные черты

Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:

  • Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
  • Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.

Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:

  • верность;
  • щедрость;
  • справедливость;
  • скромность;
  • доброжелательность;
  • надежность;
  • честность;
  • вежливость;
  • чувство ответственности;
  • решительность;
  • трудолюбие.

Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.

Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду

Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию

Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.

Виды волевых качеств

«Фундаментом» является сила воли – особое состояние, которое можно назвать своеобразной привычкой психики. Она не всегда бывает врожденной. В большинстве случаев людям приходится ее тренировать: реализуя свои желания и стремления.

Если давать более точное определение, то это умение индивида мобилизовать свой организм и психику так, чтобы воплотить конкретную цель. Если он не отступает от задачи, не перестает действовать на полпути к успеху и не опускает руки после первой же неудачи, то можно считать, что проблем с этой чертой характера у него нет.

К набору особенностей, характеризующих это понятие, приписываются:

  1. Самостоятельность. Это способность работать без помощи со стороны, а также умение критически прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения собственных убеждений и взглядов. Такая личность может сама организовать свою деятельность. Она не ждет подсказок, а также активно отстаивает собственное мнение.
  2. Инициативность – навык искать и находить нестандартные решения и способы их реализации.

Также сюда относят стойкость воли – навык удержания степени усилий. Другими словами, человек сохраняет силу в течение продолжительного времени. Ведь сосредоточиться на день может каждый, а вот упорно двигаться вперед долгие месяцы – проблема посложнее.

Психологические качества человека

Основные понятия

Это комплекс свойств, способствующих выполнению конкретных задач. Сюда входят такие характеристики, как целеустремленность, стратегичность, упорство, дисциплина. Они относительно устойчивы и не зависят от ситуации. С помощью такой совокупности индивидуум может сознательно регулировать свое поведение, взять власть над собой. Часто их рассматривают, как персональную особенность свободы от обстоятельств, страха или лености, которые так часто мешают достичь желаемого. В кратком виде я уже обозначила положительные стороны. Но есть и отрицательные свойства, указывающие на слабость: стеснительность и робость, отсутствие инициативы.

Что влияет на формирование личности

У отдельного индивида эти черты проявляются в разной степени и интенсивности, именно поэтому все люди отличаются друг от друга. Представьте, что внутри каждого из нас есть своя персональная мозаика: она есть у всех, но такой как у вас нет ни у кого.

Вы не найдете на планете двух совершенно одинаковых людей: каждый обладает своей некоторой особенностью, индивидуальностью. Это объясняет конфликты, противоречия и недопонимания между отдельными людьми.

Способности

В обиходе способности -это некие умения, которые позволяют человеку добиваться тех или иных результатов.

Психологические качества человека

Способности делятся на врожденные и приобретенные, имеют целую классификацию:

  1. простейшие способности – умение дышать, видеть, осязать, ходить. То есть сюда входят самые простые человеческие действия и работа органов чувств;
  2. сложные – это те, которым нужно учиться. Например, игра на пианино, рисование, вышивка. Приобретенные способности еще называют социально-обусловленными, так как человек с ними не рождается;
  3. общие – присутствуют у всех, но в разной степени. Например, у всех есть способности к обучению, но кто-то хватает новый материал на лету, другому на изучение того же требуется гораздо больше времени;
  4. специальные – есть не у всех и основаны на имеющихся у человека определенных задатков. Например, Моцарт написал свою первую симфонию в возрасте 8 лет, на что способен ни каждый ребенок. Именно такие люди часто становятся выдающимися личностями;
  5. теоретические – заключаются в умении ставить и решать теоретические задачи с помощью абстрактно-логического мышления. Если сказать проще – решать задачи в уме;
  6. практические – умение ставить перед собой практические задачи и решать их. Сюда входит разработка плана, разбивка его на крупные и мелкие действия, успешное их осуществление в жизни;
  7. коммуникативные – примером хороших способностей этого рода может служить человек, который умеет налаживать с другими эффективное взаимодействие: влиять на людей, решать конфликтные ситуации, добиваться желаемого, располагать к себе и находить общий язык;
  8. предметно-деятельностные – умение обращаться с предметами.

Темперамент

Темперамент объясняет то, как человек проживает различные психические состояния в связи с разными жизненными обстоятельствами. Два человека с разными темпераментами, столкнувшись с одной и той же ситуацией, скорее всего, среагируют по-разному.

Например, они оба потеряют ценную вещь. Один расстроится, немного попереживает, а на следующий день будет улыбаться как ни в чем не бывало. Второй расстроится так сильно, что впадет в депрессивное состояние, из которого его потом будут вытаскивать лучшие психологи города. Пример утрирован для более ясного понимания, что такое темперамент.

В психологии существует всего 4 типа темперамента, предложенных всеми известной исторической личностью – Гиппократом:

  1. – сюда относятся ранимые, тревожные люди, плохо воспринимающие критику, опускающие руки при малейшем препятствии. Они быстро устают, склонны впадать в уныние и депрессии (что это?).
  2. тип характеризует вспыльчивых, несдержанных, быстро раздражающихся людей. Их реакции импульсивны, но несмотря на это, они быстро успокаиваются и продолжают себя вести как ни в чем не бывало.
  3. Флегматический – это спокойный, уравновешенный человек, предпочитающий состояние бездействия и созерцания. Он медленно раздражается, но долго держит негативный запал. Чтобы вывести его из себя, нужно очень постараться, но потом берегитесь. Флегматик консервативен, сложно адаптируется к новым условиям, но при этом усидчив и имеет высокую работоспособность.
  4. – к этому типу принадлежат веселые, оптимистичные, легко адаптирующие люди. Это сильные личности: пример одного из них – вышеописанный человек, который потерял нечто ценное, но продолжает дальше радоваться жизни. По статистике сангвиник добивается больших успехов в обществе, так как видит перед собой меньше преград – он просто обходит их стороной.

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Развитие личностно профессиональных качеств

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств

Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности

Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их

Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором

Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Понятие способностей

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.

Психологические качества человека

Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности

Совершенствование

Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.

Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем

Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию

Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.

Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:

  1. Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
  2. Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
  3. От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
  4. Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.

Психологические качества человека

Формирование и значение личностных качеств

Принято делить все качества на положительные и отрицательные. Однако иногда показывать негативные стороны характера необходимо. Допустим, преданность руководству компании будет совсем не на руку подчиненному, если в отношении него начинается произвол. В таком случае, здоровая доля агрессивности может помочь отстоять собственное мнение, либо же прекратить неудовлетворительные рабочие отношения.Психологические качества человека

Если взглянуть на тему статьи с психологической точки зрения, то качества личности определяют свойства индивида, темперамент, взаимодействие с окружающей средой и самим собой, а также являются показателем его знаний и умений.

Психология дифференцирует качества личности по разным критериям, а также выделяет характерные типологии в зависимости от совокупности этих показателей. Стремление разложить все «по полочкам» дает возможность «интерпретировать» человека буквально за пару часов общения. Такие умения ценятся в специалистах, которые занимаются подбором персонала, однако способность определять «кто есть кто» будет полезна и для простого обывателя, ведь такой навык необходим для самосознания. Критически оценивая собственные силы, легче работать над собой. А это значит, пытаться искоренить отрицательные черты, развивая положительные.

Как утверждают психологи, качества человека разделяются на врожденные и приобретенные. Лидерство, доброта, агрессивность, коммуникабельность – все это уже заложено в человеческом генотипе и проявляется задолго до школьного возраста

Родителям нужно вовремя акцентировать внимание на особенностях ребенка и грамотно корректировать их. А все потому, что приобретенные качества играют не меньшую роль в становлении личности

Они формируются в семье и в социуме.

Игнорирование врожденных качеств сына или дочери становится благоприятной почвой для будущих психологических проблем. Поэтому умение выявлять, поощрять и искоренять определенные свойства личности будет полезно людям, которые стремятся улучшить собственные качества и быть в гармонии с окружающим миром.

Подводя итоги, следует сказать, что приведенный выше список основных положительных качеств ограничен, так как в рамках одной статьи расширить его невозможно. Однако во всем должна быть золотая середина. Бывает, что чрезмерный альтруизм сказывается губительно, поскольку рано или поздно приводит к потребительскому отношению. Быть человечным, добрым и отзывчивым – хорошо, но умение четко следовать собственным убеждениям предопределяет скрупулезную работу над собой.

Бесспорно, что мнение специалистов в оценки качеств – это объективный фактор. Гораздо важнее самокритично относиться к себе и выявлять слабые и сильные стороны для их дальнейшей корректировки в зависимости от ситуации.

Что такое волевые качества личности

Волевые качества личности – это выработанные годами, опытом и регулярными вызовами самому себе психологические установки. Можно определенно сказать, что с силой воли не рождаются, ее следует развивать на протяжении всей жизни. Состоит воля из нескольких составляющих, которые, в свою очередь, являются сильными чертами характера, если их тренировать. Волевые качества личности осуществляются в три этапа, которые содержат отдельные элементы силы воли. Элементы существуют и самостоятельно, и, дополняя друг друга. Если развить все элементы воли, то индивид с таким крепким характером сможет преодолеть любые сложности на жизненном пути.

Волевые качества личности в психологии состоят из следующих элементов характера, которые входят в базовые волевые качества личности:

  1. Целеустремленность. Означает умение человека установить желаемый результат, к достижению которого придется приложить усилия;
  2. Инициативность. Умение индивида направить свои физические и моральные ресурсы на действия, которые вскоре помогут достичь желаемого;
  3. Самостоятельность. Свойство человека «фильтровать» советы и предложения посторонних лиц, иными словами, полезный навык никого не слушать, делать по-своему, следуя своим принципам;
  4. Выдержка. Другими словами сдержанность, т. е. сознательное ограждение от эмоций и чувств, которые выступают в роли сомнений;
  5. Решительность. Умение обдумать, обосновать и принять непоколебимое решение. Синоним решительности, хотя и более разрушительный, – импульсивность, т. е. торопливое, необдуманное принятие решения.
  6. Смелость. Индивид может принять решительные действия, несмотря на собственные страхи и риск;
  7. Энергичность. Умение человека направлять свои физические и моральные ресурсы на достижение цели;
  8. Настойчивость. Индивид умеет взвешивать свои силы так, чтобы их хватило на преодоление возникающих препятствий на пути к цели. Однако настойчивость имеет тонкую грань с обратной, неразумной чертой характера – упрямством, которое выражается в неразумной трате энергии в попытке добиться своего;
  9. Организованность. Человек умеет распоряжаться своим временем, распределять физические и материальные ресурсы во благо дела;
  10. Дисциплинированность. Индивид может и подчиняет собственное поведение в пользу общепринятых норм и порядка;
  11. Самоконтроль. Человек властен над своими эмоциями, контролирует свои чувства, способен «фильтровать» их, исходя из принимаемых решений.

Психологические качества человека

Волевой человек умеет взвесить все «за» и «против»

Волевые качества личности

Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.

Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.

Психологические качества человека

Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.

К волевым качествам личности относят следующие:

– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);

– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);

– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);

– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);

– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);

– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);

– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).

Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы. Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.

Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.

Личностное развитие происходит лишь в условиях преодоления преград. Зачастую, чем более выражены проявления волевых параметров человека, тем успешнее его профессиональная сфера, уровень жизни, социальные взаимоотношения и удовлетворенность собственным бытием в целом.

Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.

Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.