Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
Виды интеллекта
Разделение умственных возможностей на определённые виды противоречит знаменитому тесту, определяющему уровень IQ. В то время как теория дифференцированного интеллекта утверждает то, что каждый индивид в какой-то мере развивает все интеллектуальные вариации.
Американский психолог Гарднер выделяет следующие виды интеллекта:
-
Пространственный
. Человек легко ориентируется в пространстве, создавая маршруты и ходы в неизвестной местности, ситуации. Зачастую подобным видом владеют архитекторы, водители, проектировщики, шахматисты. -
Музыкальный
. Предрасположенность к чёткой дифференциации звуков, мелодий, тонов, ритма, которая свойственна музыкантам, певцам. -
Телесно-кинестетический
. Способность управлять телом, чётко балансируя. Танцоры, гимнасты, акробаты наделены этой разновидностью. -
Лингвистический
. Умение интуитивно осознавать правильное написание, произношение, значение и сочетаемость лексических единиц. Склонность к изучению иностранных языков. -
Логико-математический
. Предрасположенность к нахождению взаимосвязи между цифрами, датами, фактами, что свойственно учёным. -
Натуралистический
. Способность находить отличия между природными явлениями, различать дары флоры. -
Межличностный
. Человек социализируется в обществе, хорошо взаимодействует с людьми, улавливая их настроение. -
Внутриличностный
. Умение осознавать и чувствовать внутренние переживания и эмоции, понимать, как ими управлять.
Согласно данной классификации, каждый индивид имеет врождённую предрасположенность к определённым действиям. Эта склонность указывает на те типы интеллекта, к которым относится человек. Именно поэтому в одной личности не всегда может заключаться несколько способностей.
Фундамент
Интеллект — это совокупность всех наших знаний, навыков, умения их применять, остроумно шутить, быстро принимать решения. Кроме того, в понятие интеллекта входит способность управлять своими чувствами и считывать эмоции других — эмоциональный интеллект. Фундамент для создания интеллектуальной личности закладывается еще в детстве, однако его можно создать в любом возрасте. Наша способность овладевать новыми навыками, накапливать и применять знания обусловлена работой мозга.
Базовые функции мозга — внимание, память, мышление, восприятие — могут тренироваться в течение всей жизни. Это зависит от полезной нагрузки, которую мы им даем
В противном случае происходит деградация: ухудшается память, появляется рассеянность и замедляются мыслительные процессы. Подобно мышцам, мозг укрепляется при регулярных занятиях, а значит, первый шаг к интеллектуальному будущему — постоянные тренировки. Российские и зарубежные психологи уже несколько столетий исследуют механизмы развития мозга, в результате сегодня у нас есть множество проверенных методик.
Основы интеллекта по Доману
Многие современные родители знакомы с методикой раннего развития Глена Домана. Он разрабатывал её долгие годы, исследуя и наблюдая здоровых и больных детей.
Вот основные принципы методики:
- Мозг растёт и развивается при постоянной нагрузке
- Интенсивно развивая интеллект ребёнка с рождения до трёхлетнего возраста, можно добиться наилучших результатов
- Формированию мозга и двигательного интеллекта помогает физическое развитие
- Фаза активного роста длится до пяти лет. В это время обучение не требует дополнительной мотивации
Начинать надо с трёхмесячного возраста, показывая ребёнку карточки с изображениями различных предметов и называя их
Это развивает речь, внимание, логику, память
Будете вы придерживаться данного метода или нет, в любом случае занимайтесь с ребёнком, развивайте его творческие и интеллектуальные способности, учите рисовать, писать, придумывать и рассказывать сказки.
Ребёнку в любом возрасте интересно исследовать что-то новое, фантазировать и учиться. А когда всё получается, родители хвалят, то хочется узнать ещё больше.
Изучать скорочтение абсолютно не мучение
Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.
Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.
Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:
Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают
Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.
Эмоциональный интеллект
Многие ли из нас понимают себя и свои чувства? С возрастом мы загоняем внутрь себя, не даём им выплеснуться.
Что говорить о принятии и понимании чувств других людей, закономерностей общения! Нам часто не хватает эмоционального и социального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это осознание эмоций, понимание и управление ими, умение эффективно общаться с людьми, понимать и сопереживать.
Если вы подвержены импульсивным решениям, о которых впоследствии жалеете, то вам надо развивать эмоциональный интеллект.
Как это делать?
-
Отслеживайте свои эмоции,
реакции на происходящие с вами и вокруг вас события, пытайтесь понять своё отношение к этому. -
Учитесь чувствовать связь реакций тела с чувствами.
Научившись разбираться в языке тела, вы лучше будете понимать переживания и чувства других людей. -
Записывайте свои эмоции и последующие действия в дневник.
Не игнорируйте никаких чувств. Смотрите правде в глаза, как бы она ни была неприятна. Успокоившись и перечитав записи, вы сможете взглянуть на себя со стороны. Это помогает понять, правильно ли вы поступили. Если сорвались из-за ерунды, то в следующий раз постарайтесь вести себя сдержаннее. -
Понимая причины бессознательных реакций,
вы научитесь управлять ими. -
Учитесь видеть и слышать
— мелкие нюансы, такие как движения при разговоре, тон, каким сказано, могут много рассказать о человеке, чувствах которые он испытывает. Так можно научиться распознавать лукавит человек или же он честен с вами. - Будьте открыты, дружелюбны и честны в любых отношениях
Развитый эмоциональный интеллект помогает человеку быть менее подверженным стрессам, спокойно и эффективно общаться с любыми людьми.
Понимать их чувства и быть правдивым в своих эмоциях и реакциях, не пряча их под маской невозмутимости. Пользуйтесь любыми из приведённых методов — всеми вместе или каким-то отдельным.
Заботьтесь о здоровье своего ума
Выбирайте, как развить свой интеллект, и помните, что важно научиться , а смех называют активной медитацией, помогающей избежать стресса и расслабиться
Чтобы достичь желаемого результата, надо приложить немало усилий, ведь современный человек ленив. Преодолевайте лень и делайте свою жизнь ярче и счастливее.
Эрудиция и интеллект
Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?
Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.
Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области. После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом
В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект
После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.
Нужна ли нам эрудиция?
Вокруг ответа на этот вопрос не стихают сегодня споры и дискуссии.
Одна сторона участников уверена, что эрудиция – это что-то вроде чудаковатого хобби, которое условно можно назвать «Хочу все знать!». Попавшие в объятия этого увлечения стремятся постоянно расширять горизонты своего познания и, как истинные библиофаги, без разбору «пожирают» все книги, которые попадаются им под руку. Кто-то коллекционирует значки или марки, а эрудиты охотятся за новыми знаниями и бесконечно ищут новые пути, как повысить эрудицию.
Итак, ответ первой группы на вопрос, нужна ли эрудиция, скорее отрицательный. Они считают эрудитов всего лишь носителями избыточных знаний, а вовсе не умными людьми, способными генерировать новое, делать научные открытия и обеспечивать технологические прорывы.
Вторая группа отвечает своим оппонентам известной фразой «Если вам не нравится образование, тогда попробуйте невежество!
». И приводят массу примеров, когда невежество действительно обходится непомерно дорого:
- врач, не сумевший своевременно поставить нужный диагноз,
- учитель истории или литературы, чьи знания ограничены школьным учебником,
- юрист, слабо разбирающийся в законодательной базе,
- психолог, ставящий диагнозы «по телефону»…
За каждым таким случаем часто стоит не только недостаток профессионализма, но и низкий уровень общей образованности, приводящий к неспособности критически оценить ситуацию и подобрать адекватные ей инструменты анализа и коррекции.
Собственно, эрудиция в изначальном смысле этого слова и означала «за пределами невежества или грубости
» (ex-ruide)
. Иначе говоря, обладание такой широтой знаний, которое не допускает примитивных и наивных объяснений устройства мира. А значит, способствует развитию особого склада ума!
Методики и приемы саморегуляции
Как успокоиться и не нервничать, не прибегая к приему медикаментов? Нужно воспользоваться методами самостоятельной регуляции психического состояния.
Саморегуляция призвана быстро успокоить, устранить эмоциональное напряжение и нормализовать эмоциональный фон.
Как успокоиться, не зная специальных техник саморегуляции? Организм и сознание обычно сами подсказывают как это нужно сделать.
Естественные приемы саморегуляции:
- улыбка, смех;
- переключение внимания на приятный объект;
- поддержка близкого человека;
- физическая разминка;
- наблюдение за природой;
- свежий воздух, солнечный свет;
- чистая вода (умыться, принять душ, выпить воду);
- прослушивание музыки;
- пение, крик;
- чтение;
- рисование и другие.
Методики, формирующие умение управлять психологическим состоянием:
- Правильное дыхание. Нужно сделать медленный и глубокий вдох, задержать дыхание и медленно, полностью выдохнуть, представляя как напряжение уходит.
- Аутотренинг. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение. Человек осмысленно повторяет позитивные фразы много раз, пока не поверит в то, что говорит. Например: «Я сохраняю спокойствие, я спокоен».
- Релаксация. Специальные релаксационные упражнения, массаж, йога. Расслабляя мышцы, можно уравновесить психику. Эффект достигается через чередование напряжения и расслабления мышц.
- Визуализация. Методика предполагает воссоздание в воображении приятного воспоминания или картины, вызывающей позитивные эмоции. Такое состояние называется ресурсным. Окунувшись в него, человек ощущает позитивные чувства.
Как развить интеллектуальные способности у взрослых
Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.
Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.
Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.
Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.
Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.
Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.
На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:
-
Сенсомоторная (0-2 года)
. Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием. -
Дооперациональная (2-7 лет)
. Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку. -
Конкретные операции (7-11 лет)
. Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению. -
Формальные операции (12 лет и далее)
. Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.
Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.
Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.
Развитие памяти и интеллекта
Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.
Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.
Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.
Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:
- займитесь спортом;
- храните вещи в одном и том же месте;
- будьте наблюдательны;
- учите стихи;
- рассказывайте сказки;
- соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.
Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».
Суть понятия
Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.
Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.
Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.
Все они могут быть классифицированы по трем показателям:
- содержание (мыслительная работа человека);
- операции (способ переработки информации);
- результат.
Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого
Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже
Питание
Правильное питание обеспечивает человека крепким здоровьем, хорошим настроением и ясным разумом. Как увеличить интеллект с его помощью: употреблять полезные продукты, включать в рацион медицинские добавки и народные средства. Это необходимо, чтобы мозг начал развиваться, если человек уже ведет здоровый образ жизни, занимается собой и тренирует ум.
Рацион
Правильно составленный рацион крайне важен для людей, стремящихся к развитию мозга
Особое внимание рекомендуется обратить на следующие продукты:
- Грецкие орехи – положительное влияние на мозг оказывает лецитин, который повышает скорость интеллектуальной деятельности и укрепляет память;
- Рыба – йод и омега-3 отвечают за скорость притока энергии к мозгу, регуляцию уровня холестерина, нормализацию работы сосудов;
- Тыквенные семечки – они влияют на быстроту обработки воспринимаемой мозгом информации, а также запоминание;
- Шпинат – лютеин замедляет процессы старения, что способствует повышению обучаемости.
Достаточно включить в рацион любой из перечисленных продуктов, чтобы почувствовать их влияние уже через неделю
При этом важно исключить из меню всю вредную пищу, которая могла бы оказать негативное воздействие на организм
Медицинские добавки
Специальные препараты, которые представлены в виде добавок к пище, оказывают серьезное воздействие на качество мозговой активности. В поиске ответа на вопрос о том, как улучшить свой интеллект, нужно задуматься о приобретении следующих средств:
- Пирацетам (Ноотропил, Луцетам). Укрепляет память, увеличивает качество мозговой деятельности.
- Кислоты омега-3. Предотвращают старение мозга, помогают увеличивать концентрацию.
- Креатин. Улучшает память, повышает стрессоустойчивость.
- L-тирозин. Обеспечивает мозг кислородом, повышает настроение и внимательность.
Наиболее популярные препараты: Brain Booster, Amino, Готу кола, Актив Лецитин. Их прием окажет положительный эффект только при комбинировании с упражнениями и правильным образом жизни.
Народные средства
Становиться умным можно с помощью народных средств, подразумевающих применение полезных трав. Повышают мозговую активность следующие растения:
- Корень женьшеня;
- Брахми;
- Гинко билоба;
- Шалфей.
Их используют в виде отваров или настоек. Основное воздействие всех трав заключается в укреплении памяти и усилении мозговой активности.
Перед применением лекарственных препаратов или народных средств рекомендуется проконсультироваться с врачом, чтобы исключить возможные риски, связанные с побочными эффектами или противопоказаниями.
Увлечения
Правильные увлечения – залог успеха. Но можно ли ими повысить интеллект? Если выбрать полезные хобби, то мозг будет постепенно развиваться, делая человека умнее. Поэтому стоит выбросить из своей жизни бесполезные увлечения, заменив их более подходящими.
Чтение книг
Повысить собственный интеллект в домашних условиях удастся с помощью литературы. Люди, которые регулярно читают книги, обладают хорошей эрудицией, большим словарным запасом и развитым мозгом. Это лучший способ избежать развития болезни Альцгеймера в пожилом возрасте. Достаточно читать по 30 минут в день, чтобы достичь результата. Для повышения эффективности рекомендуется делать чтение максимально разнообразным, при этом в списке обязательно должны присутствовать классические романы, а также книги по саморазвитию.
Читать можно не только книги, но и:
- Журналы (желательно научно-популярные);
- Газеты.
Когда чтение войдет в привычку, став повседневным занятием, стоит попробовать различные методики, направленные на развитие навыка. Для этого можно постараться увеличить скорость пробежки глазами по тексту, выделять важную информацию, самостоятельно отвечать на вопросы после прочтения.
Игра на музыкальном инструменте
Музыка очень полезна для мозга и психики человека. Если значительность ее влияния на разум при прослушивании находится под большим вопросом и до сих пор не была доказана, то самостоятельная игра на музыкальных инструментах приносит гарантированную пользу. Это было доказано Шелленбергом в 2004 году, когда он провел соответствующие тесты, которые доказали повышение интеллекта у тех, кто занимается музыкой. Рекомендуется отдавать предпочтение классическим инструментам: скрипке, пианино.
Писательство
Регулярно писать новые короткие рассказы – неплохой метод развития мозга. Когда уровень мастерства будет повышен до высокого уровня, можно попробовать написать полноценную книгу. Для тренировок отлично подойдут специфичные короткие идеи, из которых получится развить рассказ. Главное, избегать банальностей.
Зарядка для ума
Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.
Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.
Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.
А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:
Настольные игры
Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет развить интуицию, задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.
Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.
Головоломки
Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.
Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей
Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия
Изоискусство
Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.
Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.
Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.
Иностранные языки
Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения
Здесь важно не количество, а качество
Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».
Чтение
Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?
Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.
Разрыв шаблона
Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.
Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого
Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.
В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект
В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития
Блок первый. Природа интеллекта и креативности
- Определение вашего креативного потенциала. Как мы определяем креативное мышление личности. Как оценить креативное мышление. Профиль креативного потенциала.
- Природа интеллекта и креативности. Триархическая теория интеллекта человека. Компоненты интеллекта. Опыт и интеллект. Способность воспринимать новое. Способность автоматизировать обработку информации. Контекстуальное определение интеллекта. Адаптация. Выбор среды.
- Совершенствование способности определять сущность проблемы. Совершенствование способности выбирать последовательность шагов. Совершенствование способности выбирать порядок компонентов. Совершенствование способности распределения ресурсов. Совершенствуем контроль за ходом решения.
- Исполнительные компоненты. Кодирование. Логическое умозаключение и ошибки в умозаключениях. Ошибки в умозаключениях. Отображение. Аналогии. Завершение последовательностей. Классификации. Упражнения к каждой теме.
Что такое IQ
В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.
Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.
Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.
Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.
Андреа Кушевски сделала следующие выводы:
- интеллект поддается тренировке;
- чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
- развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.
Определение
Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах»
Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:
- языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
- музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
- логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
- пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
- телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
- персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
- внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
- межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.
Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.