Как развивать навыки общения у ребенка

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
Выражать дружелюбие

Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
Всегда слушать

Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В.В.

    «Праздник числа» — М.: Знание, 1994.

  1. Волина В.В.

     «Учимся играя» — М.: Новая школа, 1994.

  1. Кольцова М.М.

     «Ребенок учится говорить» — М.: Советская Россия, 1979.

  1. Ладыженская Т.А.

    «Речь, речь, речь» — М.: Педагогика, 1990.

  1. Лисина М.И.

    «Общение, личность и психика ребенка» — М.: Издательство

    «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

  1. «Мир детства: Младший школьник» — М.: Педагогика, 1981.
  2. Петровский А.В.

     «Возрастная и педагогическая психология» — М.: Просвещение, 1973.

  1. Сухомлинский В.А.

    «Потребность человека в человеке» — М.: Советская Россия, 1981.

  1. Щуркова Н.Е.

    «Научить быть человеком» — М.: Знание, 1979.

Журналы:

«Начальная школа»

2000, №№  2, 10

2001, № 11

2002, №№ 6, 1, 12

2003, №№ 4, 7, 10

2004, № 3

«Дошкольное воспитание»

2003, № 10

«Классный руководитель»

2003, № 6

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения). https://www.youtube.com/embed/0n79Ucxp97M

Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

Модели воспитания ребенка в семье

Как развивать навыки общения у ребенкаСемья — это первый коллектив, в котором оказывается маленький человек.

И не удивительно, что она накладывает отпечаток на характер общения ребенка.

Правильное поведение родителей в семье помогает малышу быстрее вливаться в коллектив и легче находить контакт с другими ребятами и взрослыми.

К ним относят:

  1. «Гордость семьи» — в этом случае ребенок растет избалованным, капризным и эгоистичным.
  2. «Мамин или папин любимчик» — такой малыш привыкает во всем соперничать с другими, добиваться внимания.
  3. «Послушная умница» — этим детям настолько внушают правила приличий, что зачастую пренебрегают их личными интересами. В результате, вырвавшиеся из-под опеки, дети могут совершать действительно асоциальные поступки.
  4. «Бедная золушка» растет с мнением о себе, как о гадком утенке, который должен прислуживать остальным. У таких деток огромный комплекс неполноценности, чувство зависти, зависимость.
  5. «Хрустальная ваза» — дети, которых оберегают от малейшего дуновения ветерка. Они растут несамостоятельными и безынициативными.
  6. «Ходячая проблема» — это чрезвычайно активные детки, которые доставляют проблемы родителям. Чаще всего это связано с тем, что никто не занимается их воспитанием.
  7. «Виновник всех бед» — на такого ребенка взрослые выгружают свое плохое настроение, обвиняя его во всех несчастьях. В этих условиях малыш растет запуганным и одиноким.

Развитие коммуникативных навыков у взрослых

Взрослым сложнее – им приходится ломать привычное восприятие мира. Упражнения, которые предлагают для них специалисты, на первый взгляд кажутся простыми, но на самом деле потребуют максимальной внутренней мобилизации. Судите сами, легко ли будет состоявшемуся в жизни человеку выполнить следующие задания:

  • приходя на работу с утра, предлагать коллегам дискуссионную тему для беседы;
  • каждый день генерировать позитивные мысли, транслировать их окружающим;
  • задаться целью выслушать какого-нибудь человека, ни разу его не перебив;
  • составить список из нескольких утверждений великих, с которыми вы категорически не согласны, но попробуйте найти в них здравое зерно;
  • прогуляться по социальным сетям. Среди множества информации найти неоднозначные суждения и вслух проговорить свою точку зрения на выбранную проблему, а лучше записать себя на диктофон и послушать, и так до тех пор, пока вам не начнет нравиться, что и как вы говорите;
  • выработать привычку всегда со всеми здороваться будь то кондуктор в общественном транспорте, вахтер или продавщица в супермаркете.

И самое главное – общайтесь. Звоните друзьям, интересуйтесь делами знакомых, спрашивайте мнение окружающих по поводу той или иной проблемы. Будьте неравнодушны к людям, и вы удивитесь, когда узнаете, в их глазах вы очень быстро станете обаятельным, открытым и дружелюбным человеком.

Внимание!

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

Особенности коммуникации

Под коммуникабельностью понимают способность установки контакта с другими людьми, поддержание любого разговора и эмоционального взаимодействия. Ее наличие является необходимостью для реализации человека, создания полноценной семьи и достижения успеха. Во многом качество коммуникации зависит от темперамента, из-за чего для многих даже попытки развить в себе общительность приносят массу трудностей.

Как развивать навыки общения у ребенка

Зачатки коммуникативных навыков появляются еще в момент, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет они развиваются от мимики и жестов окружающих, при этом не меньшее влияние оказывает общение между родителями. Если взрослые мало разговаривают с ребенком и не пытаются его обучить коммуникабельности, то высока вероятность появления застенчивости, сочетающейся с отсутствием разговорных навыков.

Общение может быть вербальным или невербальным. В первом случае подразумевается полноценный речевой контакт между людьми. Во втором – общение с помощью жестов, мимики или языка тела. Коммуникацию также делят на несколько навыков, из которых состоит любое общение. Всего их 5:

  1. Активное слушание.
  2. Невербальная коммуникация.
  3. Задавание вопросов.
  4. Прояснение.
  5. Осознанность.

Все они важны и высоко ценятся окружающими. При этом многие компании предпочитают нанимать на работу коммуникабельных людей, что связано с их личными качествами. Любой общительный человек умеет быстро налаживать контакт с деловыми партнерами, легко находит общий язык с клиентами, умеет убеждать и оказывать необходимое влияние

Чтобы определить, насколько кандидат на должность коммуникабелен, собеседованию уделяют особое внимание. Если он будет иметь все нужные навыки, то вероятность принятия на работу и продвижения по карьерной лестнице будет очень большой, а начальник будет характеризовать его исключительно с положительной стороны

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Как развивать навыки общения у ребенка

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
Спокойно реагировать на конфликты;
Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.. Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры

Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Игры для дошколят 5-6 лет

Как развивать навыки общения у ребенкаБольшую часть времени дошколята проводят в игре.

Коммуникативные игры учат взаимодействию, правилам общения, способам действовать в мире.

Их можно разделить на следующие типы:

Раскрепощающие

Они позволяют справиться с зажатостью.

  • «Море волнуется». Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
  • «Дракон»: игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».

Игры на вербальное взаимодействие

«Испорченный телефон», «Цепочка слов». Ведущий придумывает цепочки из слов (одно, два, три слова, постепенно увеличивая их количество), а тот, на кого он укажет, должен повторить все слова в правильном порядке.

Игры на невербальное взаимодействие

«Крокодил». Ведущий загадывает слово одному из участников, а тот должен показать его остальным при помощи мимики и жестов, не используя звуков и слов.

Игры на взаимодействие

«Сиамские близнецы». Дети разбиваются на пары, им связывают вместе по одной руке. Свободными руками они должны нарисовать определенный предмет.

Игры на различение эмоций

Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное»: Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох — шаг вперед, Выдох — шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Сюжетно-ролевые игры

Игроки учатся следовать правилам, договариваться.

Можно сделать вывод, что важно развивать навыки общения у дошкольников. Это задача как семьи, так и детского сада

Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками.

Упражнения

Развить в себе коммуникативные навыки получится также с помощью специальных упражнений

Большинство из них требует присутствие одного или нескольких собеседников, что очень важно при улучшении умения общаться. Выполнять их рекомендуется каждый день

Поначалу может показаться трудно, т.к. вырабатывать навыки коммуникации крайне тяжело. Особенно это касается взрослых людей, которые давно приняли свою необщительность.

Как развивать навыки общения у ребенка

Какие упражнения стоит использовать:

Визуализация. Суть упражнения будет заключаться в том, чтобы мысленно представить общение с другим человеком

Собеседником должен быть реальный знакомый, а не вымышленный герой, что важно учитывать. Во время представленного диалога нужно внимательно проследить за своими движениями, выделить особенности тембра и скорости речи в разные моменты, а также выявить для себя сильные и слабые стороны этого разговора.
Общение с зеркалом

Очень простая методика развития коммуникабельности с обаянием, которым пользуются многие успешные люди. После нескольких недель тренировок получится правильнее передавать свои эмоции и мысли, а также красиво разговаривать. Для выполнения упражнения нужно просто встать перед зеркалом и поочередно показывать различные эмоции, а также разговаривать с собой.
Выполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другими человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листочке и без разговоров о нем пытается объяснить второму участнику, чего именно он хочет. Рекомендуется выбирать желание так, чтобы от партнера потребовалось какое-либо активное действие для его выполнения.
Разговор песнями. Для тренировки понадобится разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения в том, что первая группа задает вопрос, являющийся строкой из песни, а вторая на него отвечает тоже частью любой музыкальной композиции. Делать это нужно поочередно, а на обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
Выход из круга. Один человек встает в центр круга, состоящего из других участников. Он должен оставаться там, а целью других людей станет выманивание его любыми средствами убеждения. При этом рекомендуется снимать все на видео, чтобы затем проанализировать поведение главного участника.
Разговор на чистоту. Выполнять упражнение можно внутри целой группы участников. Желательно, чтобы все они имели неразвитые коммуникативные способности. Суть метода заключается в написании своего портрета на листочке. Нужно указать свои плюсы и минусы, касающиеся общительности, а потом сделать такой же анализ других участников. Когда все портреты будут готовы, потребуется сравнить свой личный взгляд на себя со мнением всех других участников.
Завершение предложений. Занятия такого типа можно проводить регулярно, для этого потребуется лишь присутствие нескольких человек. Четыре человека должны встать рядом, а их целью будет создание рассказа. Каждое предложение начинает первый участник, обрывая после пары слов, а остальные трое поочередно добавляют к нему несколько словосочетаний, завершая его. В итоге должен получиться интересный рассказ, который рекомендуется совместно обсудить.

Существуют и другие упражнения, которые помогают повышать навыки общения. Их очень часто применяют в группах, которые созданы для того, чтобы незнакомые люди могли встретиться и в приятной атмосфере потренироваться, улучшив свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Способы совершенствования коммуникативных навыков

Как развить коммуникативные навыки? Самое первое, что надо сделать, начать больше общаться, буквально стремиться к общению, стараться выслушивать людей, наблюдать как они меняются в ходе разговора (мимика, жесты, поза). Полезным будет прочтение книг на эту тематику и выполнение заданий, которые даются авторами. Курсы и тренинги на тему эффективной коммуникации помогают отработать страх общения.

Как развивать навыки общения у ребенка

Тренинг коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков – это возможность в безопасной среде прокачать навыки коммуникации через игры, выполнение упражнений. Такие тренинги бывают разными, каждый может выбрать для своих целей. Это может быть тренинг для неуверенных в себе и стеснительных людей, мечтающих начать полноценно общаться, также существуют деловые тренинги для начинающих и уже статусных бизнесменов, где происходит обучение деловой коммуникации.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Как развить навыки общения? Как и любой другой навык, важно уделять время и внимание, практиковаться и результат не заставит себя ждать. Игра – эффективный практический инструмент не только для детей, но и для взрослых. Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение

Примеры игр на развитие коммуникации:

Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение. Примеры игр на развитие коммуникации:

  1. «Картина». Участники делятся на две группы, одна из групп уходит за дверь, другая, обсуждает какую картину они будут изображать – это должны быть известные картины знаменитых художников. Ведущий зовет участников второй группы и те должны угадать картину. Игра учит взаимодействию, коллективной смекалке, доверию и ориентированию на других.
  2. «Кораблекрушение». Тренировка командной сплоченности, умения конструктивно общаться. Моделируется ситуация кораблекрушения возле необитаемого острова. Задача участников распределить полномочия, кто за что будет ответственным. В ходе игры решаются совместные задачи:
  • освоение острова и организация хозяйства;
  • налаживание социальной жизни;
  • установление норм, правил совместного проживания.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные разговорные навыки лучше развивать и совершенствовать в для начала в небольшой группе, некоторые практики можно выполнять вдвоем. Упражнения на коммуникативные навыки:

«Сценка». Участвуют двое. Условия заключаются в том, что нужно выбрать тему для диалога, любую, например: колонизация Марса, капризный клиент или партнер

Перед тем, как начать диалог важно прописать конфликт (например, двое спорят про колонизацию Марса, один уверен, что это произойдет в ближайшем будущем, другой скептик и утверждает, что это нереально).
«Как дела?». Упражнение на коммуникативную гибкость и компетенцию, подходит для группы в 10 – 15 человек

Ведущий идет по кругу и задает участникам вопрос: «Как дела?». Задача каждого ответить на вопрос оригинально, необычно, нестандартно и ответ должен отличаться от всех предыдущих, сказанных другими участниками. Те, кто отвечает обычными предложениями – выбывают из круга, так продолжается, пока не останется один участник-победитель.
«Разговор через стекло». Отработка невербальных навыков коммуникации. Группа делится на пары. По очереди, каждый из пары пытается без слов что-то «сказать», например позвать в кинотеатр, сходить на выставку импрессионистов, позагорать или помочь что-то сделать.

Как развивать навыки общения у ребенка

О коммуникации

Что подразумевает это понятие? Само слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communicatio означает «передача, сообщение», а communicare — «передавать, сообщать, беседовать, делать общим».

Исходя из научной точки зрения термин «коммуникация» можно разъяснить, давая ему различные определения. Так, в философии под коммуникацией понимают общение. То есть информационный обмен, осуществляемый между живыми организмами. Данный процесс отличается многоплановостью и сложностью, подразумевая установление контактов между различными людьми, а также их развитие. Подобный тип общения называют еще и межгрупповым или межличностным. Конкретное его наименование будет зависеть от числа участников. Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему.

Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта.

Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо. Относят к таким умениям и синтонное общение (неконфликтное, доброжелательное и нейтральное).

Для чего необходимо развитие коммуникативных навыков

Как развивать навыки общения у ребенка

Каждому члену общества приходится так или иначе взаимодействовать с другими людьми. Многие родители отдают ребенка в различные кружки исходя из того расчета, что подобные занятия в будущем дадут свои плоды, облегчив ребенку вхождение во взрослую жизнь.

Однако развитие коммуникативных навыков у детей позволяет улучшить красноречие, что пригодится как в общении со сверстниками и преподавателями, так и, к примеру, во время собеседования на престижное вакантное место.

Человеку, обладающему коммуникативными способностями, будет значительно проще рассказать потенциальному работодателю обо всех своих талантах и профессиональных навыках.

Благодаря развитию подобных навыков в детском возрасте человек будет обладать следующими преимуществами, которые пригодятся ему как в личной жизни, так и в восхождении по карьерной лестнице:

  1. Окружающие люди с большим интересом прислушиваются к грамотной и «поставленной» речи без неуклюже подобранных слов, длинных пауз и слов-паразитов.
  2. Развитый коммуникативный навык значительно упрощает обмен информацией, передачу, получение знаний и социальное взаимодействие между членами коллектива.
  3. Неразговорчивый стеснительный ребенок испытывает ряд трудностей при общении со сверстниками и рискует стать изгоем в детском саду или школе. Подобное эмоциональное неблагополучие зачастую приводит к излишней замкнутости, которая препятствует нормальному контакту с противоположным полом, друзьями, коллегами и начальством.

Формирование коммуникативных навыков у детей должно начинаться с самых ранних лет и проходить под внимательным надзором родителей.

Подобные навыки позволяют успешно адаптироваться в любой команде и достичь наилучших результатов совместного труда.

Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой

В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

Заключение

Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.

Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.