Популярные необычные методики развития памяти
Память ребенка и умение читать
Память – одно из уникальнейших свойств нашего мозга, позволяющее не только ориентироваться в пространстве и добывать ресурсы, но и передавать знания из поколения в поколение. Формироваться она начинает еще в младенческом возрасте, помогая малышу осваивать мир. В первую очередь она возникает как отпечаток сенсорной информации, именно поэтому события, связанные с сильными эмоциями, запоминаются лучше.
Постепенно происходит освоение других видов памяти и, в том числе, словесно-логической. Во многом формирование памяти зависит от ее развития в детском возрасте. Если родители периодически занимаются с ребенком, выполняют с ним различные упражнения, то и возможности к запоминанию у него будут выше. Такому дитя легче будет учиться в школе, а в дальнейшем оперировать большими объемами информации, что необходимо в любой престижной профессии.
Для большинства из нас он связан с уроками чтения, на которых учителя проверяли способности прочитать текст вслух на время, однако, при этом не учитывалось восприятие представленной информации. В то же время реальные методы развития памяти и скорочтения связаны между собой напрямую, поскольку предполагают умение не только прочитать текст, но и запомнить его.
Несмотря на то, что основные процессы закладываются в детстве и во взрослом возрасте можно освоить методики скорочтения.
Упражнения для скорочтения
Многие интересуются, как можно в реальности освоить навык быстрого чтения. Существуют специальные упражнения, позволяющие научиться воспринимать тексты со значительной скоростью, но внятно. При этом вся информация будет понята. Зная факторы, мешающие реализации данного намерения, мы имеем возможность их устранить. А также тренировке подлежат правила данной методологии. Высокие показатели появятся при упорных занятиях. Рассмотрим ряд эффективных упражнений.
Применяем указку — форсируем скорость
Для правильного скольжения взгляда только вперед берем палочку (как для суши) и продвигаем ее по тексту несколько быстрее собственного восприятия. Это же можно делать при помощи пальца. Форсируя таким способом скорость, нужно заставить свой взгляд следить лишь за строками, по которым движется указка. Так зрение не будет возвращаться к прочитанному. Когда регрессия устранится, палочка не понадобится.
Подавление артикуляции
Существуют различные мнения по поводу субвокализации. Кто-то из специалистов считает ее естественным процессом, помогающим снять нагрузку при чтении нового. Но это фактор, весьма замедляющий процесс. Реально подавить работу языка, гортани и губ (скрытую артикуляцию), если мы не озвучиваем текст, возможно способом отвлечения внимания. Помогает выстукивание ритма по столу одновременно с чтением, обратный счет от 10 до 0, напевание мотива, включение музыки.
«Зеленая точка» тренирует периферическое зрение
Для расширения восприятия относительно страницы в ее центре следует нарисовать зеленую точку. 10 минут сосредотачиваем на ней взор, а также представляем эту метку перед сном. Две недели тренировок по концентрации помогут начать захватывать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от этого центра. Охватываем максимальное количество слов взглядом, не прочитывая. Эти занятия дополняют таблицы Шульте, улучшающие периферическое зрение.
Другие упражнения
Тренировки скорочтения весьма разнообразны. К примеру, рекомендуется взять предмет и определить в нем характерные 3 детали. Закрывая глаза, воображаем его, а открыв, сравниваем с реальностью. Затем выделяем 3 другие отличительные черты и повторяем тренировку. Проделывая это до 5 раз, переходим к подобному упражнению с текстом. Используют самые необычные способы чтения страницы или абзаца: в перевернутом виде, «задом наперед». Вернувшись к обычному восприятию текста, почувствуем, что он воспринимается проще, чем ранее. По ходу проверяем точность запоминания, даем формулировки прочитанного.
Способ «Тик-так» позволяет схватывать сроку с начала и конца, не сосредотачиваясь на каждом слове. Смысл при этом достаточно хорошо воспринимается, но с увеличенной скоростью. Другая техника тренировки взгляда — прочитывание по диагонали. В первое время восприниматься будет только несколько слов, но впоследствии усвоенный объем увеличится
Важно уметь выделять ключевые понятия, а посторонние — отфильтровывать. Диагональное чтение производится от левого угла страницы сверху
Овладев техникой, чтец лишь окидывает страницу взглядом для понимания сути.
Мультимедийное пособие. Развить Скорочтение.
Скорочтение – это быстрое восприятие графической информации с высоким коэффициентом усвоения содержания, достигающее 700-800 слов в минуту, тогда как обычная скорость не превышает 300 слов. Данный курс построен по принципу «Теория — практика». Используются различные методы развития навыков скорочтения. Темы разбиты на две части. В одной представлены приемы запоминания и примеры выполнения упражнения. В другой предлагаются задания, направленные на то, что бы развить навыки скорочтения.
Этот курс поможет вам: развить скорочтение; расширить поле зрения при чтении; увеличить коэффициент понимания прочитанного; освоить чтение без регрессии.
Системные требования:
Windows 9x/2000/XP/Vista/7
Разработчик: MultiSoft
Язык интерфейса: русский
Лекарство: не требуется Размер файла: 10.36 Mb
Если Вы всерьез решили взяться за свою память, советую также ознакомиться с содержанием следующих статей: Правила и Способы Развития памяти, Рецензия на книгу «Память не изменяет»,
Самосовершенствуйтесь и путь к успеху не будет для Вас долгим!
Как развивать зрительную фотографическую память
Чтобы развивать зрительную память ребенка, ее нужно тренировать,
выполняя специальные упражнения, к примеру, такие:
Упражнение «Фотограф» Дети с удовольствием играют в эту
игру, тем более, что играть в нее можно практически везде. Можно слова писать на
песке, на асфальте мелом, даже на запотевшем окне автобуса. Конечно, в идеале, мы
пишем слова на бумаге или доске, но в некоторых случаях можно использовать и подручные
материалы.
На основе этого упражнения строится игровое упражнение «Ромб».
В процессе выполнения этого упражнения, ребенок увеличивает угол
зрения, развивает зрительную память и внимание. Все эти качества очень нужны
для успешного обучения и хорошей техники чтения
Получается, что выполняя одно упражнение,
мы убиваем стразу несколько зайцев: развиваем память, внимание, увеличиваем угол
зрения, а значит, и технику чтения.
Конечно, если вы сделаете это упражнение один раз, толку немного
будет. Как и всякая тренировка, оно должно выполняться регулярно и понемногу. Выберите
время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и занимайтесь. Времени надо
совсем немного, минут 10-15, для первоклашек, а для старших детей и того меньше.
Тренажеры для развития скорочтения
Тренируйтесь прямо сейчас на этой странице, бесплатно и без регистрации.
Анаграммы
Этот тренажер можно использовать как для чтения маленьких слов на скорость без подбора анаграммы, так и для развития мышление с выбором нужной анаграммы.Если ребенок еще не умеет находить нужную анаграмму, то после прочтения слова можно нажимать на любую клавишу не обращая внимания на правильность ответа и читать следующее слово. После шести попыток просто начинайте заново. Это поможет ребенку научиться читать короткие слова.
Если ребенок уже читает слова быстро, то можно научить его находить нужную анаграмму
Поиск нужной анаграммы развивает внимание, память и мышление. Для поиска нужной анаграммы ребенку нужно сравнить все буквы показанного слова с буквами первой анаграммы, потом второй и так далее, пока все буквы не совпадут
В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.
Лайфхак: сначала исключайте анаграммы в которых есть буквы, которых нет в показанном слове. Например, в слове Лиса нет букв Ж, Д, Ъ, Ы, которые легко могут встретиться в анаграммах, например, может попасться анаграмма «лисъ» или «ижса».
Таблицы Шульте
Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.
Поиск цифр и букв
Попробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел.
Анаграммы
Начните с анаграмм, они помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова
В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.
Таблицы Горбова-Шульте
Таблицы Шульте-Горбова — усложненные таблицы Шульте, которые еще называются красно-черными таблицами Щульте
Они не менее эффективны обычных таблиц Шульте, поэтому очень важно поработать еще с таблицами Горбова-Шульте. Вам требуется находить сначала минимальное черное число, потом максимальное красное, потом снова минимальное черное, после этого снова максимальное красное и так далее
Тренажер сам подскажет, что нужно найти:
Метод Цицерона или римской комнаты
Специалисты зачастую применяют способ под названием «Римская комната», который использовал Цицерон. Он заключается в разучивании чего-либо в домашней обстановке. При воспроизведении человек вспоминает помещение с его элементами, а вместе с тем всплывают факты и события. Простой способ привязки информационных понятий к предметам комнаты состоит из ряда этапов.
- Создание матрицы, включающей основные образы. Для этого можно взять любое помещение: квартиру, офис, магазин, а также часть города. Важна последовательность прохождения через сознание тех предметов, к которым привязываются элементы информации.
- Закрепляем маршрут, чтобы исключить хаос из процесса, сделать запоминание логичным, имеющим смысл.
- Привязка к хорошо известным образам информации, из которой можно сделать связное повествование.
- Применяем правила запоминания.
- Новые образы связываем со светлыми местами, делая их четкими.
- Превращаем большое в маленькое и наоборот.
- Придаем динамику, шевелим образ.
Рекомендации по развитию памяти с использованием метода Цицерона даются тренингами в первую очередь. Ведь это простое и эффективное средство, которого некоторым людям будет достаточно. Тренировку можно осуществить в любом месте.
Фоточтение
Предполагает чтение пристрелкой. Текст размеров от абзаца до страницы как бы фотографируется глазом, и вся информация сразу распознается и понимается мозгом, для развития такого навыка придется потрудиться.
Как быстро развить фоточтение?
Для развития фоточтения нужно научиться охватывать взглядом сначала короткие строки, потом длинные, потом сразу несколько строк, потом небольшой абзац, абзац побольше, несколько абзацев, пол страницы, страницу. Некоторые даже читают сразу весь разворот.
Быстро развить фоточтение вряд ли получится даже при частых тренировках по 15 минут несколько раз в день. Но это и не обязательно, так как большинству людей будет достаточно читать строками или абзацами. Чтение строками и абзацами уже дает очень мощное ускорение.
Но если вы хотите прокачаться по максимуму, и у вас есть стремление бить собственные рекорды и улучшаться, то процесс обучения будет не только полезным, но и очень интересным:)
Самые эффективные методики
- Бытовая. Эта методика предполагает некоторые перемены в образе жизни. Предлагается отказаться от списков покупок, от записных книжек – необходимо стараться запоминать и пытаться вспомнить всё, что необходимо. Перечень покупок, номера телефонов, Дни рождения друзей и прочее.
- Изучение иностранных языков. По мнению психологов, изучение языка одновременно развивает память, быстро и интенсивно. Некоторые специалисты даже рекомендуют учить одновременно 2 языка. Но об эффективности такого обучения они умалчивают.
- Книги и стихи. Читайте больше книг – в момент чтения мозг всегда концентрируется на деталях и запоминании. Не менее эффективно заучивание стихов и текстов песен. Идеально, если они будут на иностранном языке.
- Не сдавайтесь. Не спешите открывать телефонную книжку, если забыли номер телефона. Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы вспомнить его, а потом сверьтесь с точной информацией. Делайте так постоянно.
- Считайте. Решайте в уме максимально сложные арифметические задачи, на которые вы способны. Складывайте цифры на номерах автомобилей, которые вы встречаете в потоке (но только если вы не водитель). Считайте количество птиц в пролетающей стае. Чем больше вы будете считать, тем лучше для вашей памяти.
Основные советы для развития и улучшения памяти
Совет 1. Полноценное питание
Самое важное для развития и улучшения памяти должно быть полноценное, сбалансированное, правильное питание. В вашем питании должны быть обязательно следующие продукты: крупы, фрукты, кисло-молочные продукты, зелень, овощи, ягоды, орехи
В вашем питании должны быть обязательно следующие продукты: крупы, фрукты, кисло-молочные продукты, зелень, овощи, ягоды, орехи.
Забудьте навсегда про бутерброды и фастфуды готовьте себе еду сами из полезных и проверенных продуктов.
Совет 2. Полноценный отдых и сон
Займитесь своим распорядком дня пересмотрите часы бодрствования, работы, отдыха и сна, после трудовых будней, вам обязательно надо отдохнуть.
В среднем хороший здоровый сон должен составлять не меньше восьми часов в сутки тогда, вы можете полностью отдохнуть и восстановить свои силы и подготовиться к следующему рабочему дню.
Совет 3. Займитесь спортом
Хорошо, если вы занимаетесь каким-нибудь видом спорта. Спортивные тренировки дают прилив сил и хорошее настроение.
Если вы еще не определились с видом спорта, подумайте и выберите что-то подходящее для вас и для вашего ритма жизни.
Занимайтесь спортом не только в закрытых помещениях, но и на свежем воздухе, занятия на свежем воздухе насыщают ваш мозг кислородом, от этого улучшается память и работоспособность всего организма.
Совет 4. Откажитесь от вредных привычек
На ухудшение памяти очень сильно влияют вредные привычки, откажитесь от алкоголя и сигарет, через некоторое время вы сами удивитесь, как у вас улучшилась память.
Совет 5. Больше бывайте на свежем воздухе
Вы наверно и сами заметили, когда сидите в душном и не проветренном помещении, у вас начинает болеть голова, появляются головокружения и даже обмороки, это все из-за недостатка кислорода.
Постоянно проветривайте помещение, в котором вы спите или работаете, ведь кислород просто необходим для работоспособности организма и мозга.
Вечером и в выходные дни больше времени проводите на природе, лучше за городом, устройте прогулку для всей семьи и организуйте активные игры.
Позитивный заряд бодрости поможет вам восстановить силы и придаст много положительной энергии.
Уильям Уокер Аткинсон: исследователь ментальной науки
Уильям Аткинсон исследовал эзотерические учения, практиковал ментальную науку и совершенствовал её. Труды содержат эффективные упражнения, потому востребованы до сих пор.
- Книга «Наука самосовершенствования и влияния на других» состоит из двух частей. Содержание первой части направлено на личностное совершенствование посредством развития памяти, приведены способы её тренировки. Вторую часть Уильям Аткинсон посвятил работе над собственным мышлением и мысленному воздействию на других людей. Автор уверен, что способность влиять на окружающих заложена в каждом, использовать её можно развив до нужного уровня и зная законы Вселенной. В книге Аткинсон описал принципы защиты от негативного влияния окружающих.
- В работе «Чтение мыслей на практике» Уильям Аткинсон описывает искусство чтения мыслей, отчётливо разграничивает настоящее искусство и трюки эстрадного жанра, приводит практические методики освоения навыка. Практическое применение приёмов позволит понять устройство человеческого сознания и производить впечатление на окружающих ежедневно.
Рекомендации, которые привёл Уильям Аткинсон, основываются на личном опыте и проверены на практике.
Быстрое чтение всего текста
Быстрое чтение — это когда читается весь текст на большой скорости, с полным пониманием и запоминанием нужной информации.
Таким способом можно читать любые тексты, начинать от технических и научных текстов, и заканчивать художественными произведениями. Правда, стоит отметить, что художественные тексты читать сложнее, потому что они читаются для души. Это значит, что надо успеть погрузиться в текст и насладиться им, если конечно в этом есть такая необходимость.
Также не всегда удобно читать прекрасные романтические произведения на пределе своих возможностей, когда хочется просто отдохнуть вечером после рабочего дня. Но если не терпится узнать, что впереди и эмоции захватывают и уносят вместе с книгой, то человек сам того не замечая начинает ускоряться и читать комфортно, так быстро, как только умеет.
Предупреждаю, что при быстром чтении с хорошим погружением в текст можно так увлечься, что окружающий мир перестанет существовать и померкнет среди ярких образов и картин читаемой книги, которые со временем развития навыка тоже будут улучшаться и чтение книги будет подобно красивому фильму, который снят персонально для Вас Вашим мозгом.
Так незаметно пролетают прекрасные минуты страниц и часы книг…
У меня был опыт чтения и тех и других текстов и художественные всегда читались медленнее, а если не поддерживать навык скорочтения и читать только художественные произведения, то этот навык со временем может упасть до разговорной речи.
Чтение про себя
Чтение вслух, понятно, вариант не для скорочтения, но, даже читая беззвучно, человек по привычке двигать губами, проговаривая текст – это тоже ошибка. Читая вслух или беззвучно, сопровождая движением губ, Вы не сможете достичь желаемых результатов, потому что не будете успевать проговаривать, а значит, будет сокращаться скорость чтения.
Получается чтение должно быть одними глазами, чтобы ничего не мешало глазам перебегать быстро по тексту. Читая одними глазами, мы работаем со скоростью мысли.
Существует еще внутреннее проговаривание, это когда проговариваете текст внутренним голосом, но ведь понимаете, что он также ограничивает вашу скорость чтения?
Упражнения для развития навыка скорочтения
Скорочтение состоит из ряда занятий и упражнений, направленных на различные сферы, от расширения угла зрения до улучшения памяти, способность концентрировать внимание на одном предмете, в данном случае – чтении книги
Метод зеленой точки
Набюдение за точкой происходит аутогенно. Для этого упражнения нужен особый настрой
Оно развивает внимание, силу воли. Упражнение происходит таким образом:
- На листе бумаги, в центре, рисуется небольшая точка зеленого цвета.
- Нужно сесть удобно на стул, держа ровно спину.
- Нужно смотреть строго на точку и сосредоточиться только на ней.
- Расстояние от глаз до листа бумаги не должно быть больше 30 см.
Во время занятия нельзя думать о посторонних вещах, а полностью сосредоточиться только на точке. Проводится это упражнение в течении 3 месяцев по 10 минут каждый день.
Тренируем тарабарщину
Упражнение заключается в тарабарском чтении, то есть наоборот – справа налево
Так развивается образное мышление, внимание. На начальных фазах, хорошо подойдут палиндромы, (нажал кабан на баклажан), после этого можно переходить на обычный текст
Читаем вверх ногами
Книга читается в перевернутом виде. Это упражнение повышает скорость чтения. Вначале нужно прочитать один или несколько абзацев в таком виде, постепенно читается вся страница текста.
После того как прочитали страницу наоборот, следует перевернуть в нормальный вид и прочитать заново.
Метод тик так
При чтении взгляд падает на начало строки и ее конец, остальное содержимое строки додумывается самим читающим, а после сравнивается с исходников.
Читаем по диагонали
Читающий должен взглядом идти по диагонали текста. Двигать глаза в разные стороны строго запрещается. Глаз будет видеть только некоторые слова, но постепенно объём увиденного будет расширяться. Это метод помогает выделять из текста основные фразы и смысловое значение и пропускать ненужную информацию. Читать следует с левого верзнего угла и переходит в правый нижний.
Со временем, можно поняться смысл написанного, просто окинув текст глазами. Нужно отмечать сдвиги и успехи в учебе. Для наглядности, над рабочем столом школьника можно повесить календарь или таблицу, в которой будут отмечена такие «знаменательные даты». Это повышает мотивацию, давая стимул для дальнейших занятий.
Не совершайте эти ошибки
Начиная учить ребенка скорочтению, родители совершают некоторые ошибки. Впоследствии, логопеды и детские психологи, тратят много времени на их исправление. Специалисты разработали некоторые самые распространённые ошибки, которых можно избежать.
Дети сталкиваются с:
- Артикуляция при чтении «про себя». Происходит шевеление губ, языка. Это встречается у 80% взрослых, они проговаривают читаемую информацию, глаза при этом подолгу остаются на одном месте. Артикуляция сильно снижает скорость чтения. Техника скорочтения позволяет «сканировать текст».
- Многие люди полагаются на слух, когда зрение позволяет читать материал в десятки раз быстрее.
- Недостаточное поле зрения.
- Во время чтения, человек самопроизвольно совершает движения головой, шеей. Все это также снижает скорость чтения.
Практически все методики призваны устранить эти явления либо существенно сократить их проявления.
Называют малышу букву, а не звук
Малыш должен понять конкретный звук и представить его как букву. Чтобы «познакомиться» со звуком, родителю нужно многократно проговорит его. Можно использовать стишки, скороговорки, песенки, в которых встречается этот звук. Соответственно, показать букву, которая означает этот звук.
Складывают слоги из отдельных букв
Некоторые методики не содержат изучение букв. Они начинают процесс со слов, как в методике Домана. Методика по Зайцеву предполагает изучение складов по специальным кубикам. Прежде чем начать учить чтению, малыш должен хорошо знать все буквы и только потом приступать к их сложению в слоги и слова.
Долго читают тексты
Родители читают один текст по многу раз, так пропадает к нему интерес. Нужно использовать разные книги или разные отрывки для чтения, чтобы этого не происходило.
Программы для развития памяти и внимания
В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.
MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать. Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду. «Лунтик
Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса
VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти. Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.
Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.
https://youtube.com/watch?v=lCXX8GROxj8
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Как тренировать кратковременную память
Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:
- «Техника Фибоначчи» — представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
- Мнемоническое упражнение «20» — попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
- Упражнение «Абзац» — возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.
Как развить память и внимание
Память и внимание тесно связаны между собой. Знаете почему? Все очень просто
В начале жизни человек очень любознателен и проявляет интерес ко многим вещам. Становясь старше, у человека становится хуже память, запоминаемость ниже, однако и интерес к окружающим нас вещам теряется.
Вот она связь. Действительно, относясь к чему-либо с интересом, Мы можем запомнить всю информацию, потому что это интересно нам. Пытаться запоминать то, что нам не кажется нужным и интересным – все тщетные попытки. Потому чтобы начинать запоминать что-то, начинайте относиться к вещам и событием с интересом.
Как развить мышление
Мышление – умение человека познавать окружающий мир. Мыслить может каждый человек, однако у каждого свой уровень и тип мышления.
Развитию мощных мыслительных способностей очень помогает:
- Чтение научной и художественной литературы
- Написание собственных произведений (рассказы, сказки, стихи…)
- Творческое и интересное хобби: рисование, конструирование или проектирование чего-либо, вышивание, вязание и многое другое
- Посещение развивающих мероприятий, тренингов, курсов
- Чтение книг по философии и устройству мира
И что самое главное — задавать вопрос ПОЧЕМУ? Правильно поставленный вопрос может быть не только половиной ответа, но и путем к познанию. «Почему это именно так?» размышление над такими вопросами как раз приводит к развитию мышления.
Как развить феноменальную память
Предполагаем, если Вы заинтересованы этой темой, то хотели бы запоминать сходу важную информацию. Такой навык заметно облегчил бы жизнь. В нашей статье вы сможете почерпнуть упражнения и советы по достижению данной цели. Однако феноменальная память имеет и минусы. Образы сохранившиеся ранее могут помешать усвоению другой информации. Поэтому может потребоваться времени больше для ответа на элементарный вопрос.
- Проявляйте интерес к получаемой информации.
- Не торопитесь при попытке вспомнить что-либо, сконцентрируйтесь.
- Держите мысли в порядке. Раскладывайте все «по полочкам».
- Следите за своим здоровьем и делайте зарядку по утрам.
- Начните и продолжайте тренировки памяти. Каждый день делайте упражнения для поддержания мозга в тонусе.
Как только подпишитесь — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Память и скорочтение
Память, чтение и скорость чтения очень тесно связаны между собой. Ведь чтение действительно заставляет мозг развиваться, расширяет кругозор, повышает работоспособность мозга на многих сферах деятельности.
Чем быстрее человек читает, при высоком проценте запоминаемости, тем лучше работает его память, внимание
Действительно, на большой скорости важно не упустить основные моменты и некоторые детали, именно поэтому при увеличении скорости чтения также развивается память и внимание
Как развивать скорочтение? Запишитесь на наш курс Скорочтение за 30 дней:
Курс содержит большое количество упражнений для тренировки мозга, ведь при быстрой скорости чтения нужно еще успевать понимать, запоминать и порой даже обдумывать информацию!
Упражнения для развития памяти
Упражнение 1. Прочитай наоборот
Возьмите любое слово и прочитайте его наоборот.
Например: баран, волк, груша, грабли, мамонт, машина, домик, электростанция, электрооборудование и так далее. В следующий раз придумайте новые слова сначала легкие, затем сложные.
Теперь надо придумать слова и прочитать их наоборот устно начните с простых слов.
Этим упражнением можно заниматься в любое свободное время оно не отвлекает от домашних дел.
Упражнение 2. Быстрый счет
Сосредоточьтесь на счете и быстро посчитайте от одного до сорока и затем от сорока до одного. Если вы запнулись то начните с самого начала.
Затем посчитайте от одного до пятидесяти и обратно и так далее.
Это упражнение не занимает много времени его можно выполнять везде дома, по пути на работу, в транспорте и так далее.
Упражнение 3. Быстро вспомнить и назвать
Вспомните и назовите быстро двадцать животных можно домашних и диких.
Чтобы не повториться, можно записать всех животных на бумаге.
Теперь назовите быстро двадцать птиц, чтобы не сбиться, сколько вы назвали птиц, вы можете тоже записывать их на бумаге, птицы не должны повторяться.
Упражнение 4. Вспомни слова из словаря
Придумайте к каждой гласной и согласной букве по двадцать слов.
Например:
Родина, Россия, рожь, родитель, ромашка, рояль, роза и так далее.
Упражнение 5. Придумай и назови
В это упражнение могут играть одновременно несколько человек, первый человек придумает слово, второй придумывает слово на последнюю букву первого слова, третий придумывает слово на последнюю букву второго слова и так далее.
Слова должны быть существительными.
Например:
Закат – титул – ложка – апельсин – нора – ананас — сыр и так далее.
Упражнение 6. Придумай ассоциацию
Вам надо выучить длинный номер телефона, чтобы его легко запомнить вы придумываете к каждой цифре ассоциацию.
Например: 21082
2 – лебедь
7 – туча
0 – озеро
8 – облако
2 – лебедь
Составим предложение, с помощью которого вам будет легко запомнить цифры.
Лебедь плавал в озере, туча закрыла облако над лебедем
Упражнение 7. Запомни рисунок
Возьмите для выполнения этого упражнения двадцать спичек или палочек, бросьте их на стол, посмотрите, у вас получился рисунок, запомните этот рисунок, отвернитесь и сделайте точно такой же.
Теперь повернитесь и проверьте правильно, вы разложили спички или нет.
Хорошо развивают память настольные игры, например, домино, шахматы, шашки. В эти игры можно поиграть дома с детьми.
Не забывайте разгадывать ребусы, кроссворды, загадки изучайте и читайте разную информацию.
Отдельно разработанные системы
Методики
Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:
- они не универсальны и часто развивают только какой-то один аспект (запоминание, хранение, воспроизведение) или определённый вид (зрительную, слуховую, смысловую, двигательную);
- в связи с этим нужно использовать сразу несколько, чтобы они взаимодополняли друг друга;
- они индивидуальны: кому-то подходят, а кому-то — нет.
Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.
Диаграмма связей
Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.
Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.
Пример интеллект-карты
Методика Бехтеревой
Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.
Японская методика
Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.
Цель — развитие интеллекта и памяти.
Методика скорочтения
Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.
Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.
Развивает логическую память.
Методика спецслужб
Подробно расписана в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб». Однако предлагаемые в ней способы не представляют собой ничего таинственного и входят в большинство программ по мнемотехнике: ассоциации, метод Айвазовского и другие.
Программы
В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:
- дошкольного возраста: программы А. Афанасьевой, О. Истратовой, Н. Самоукиной;
- в начальной школе: Е. Лапп и С. Хайрушевой;
- в среднем звене: Л. Черемошкиной.
Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.
Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:
- Развитие памяти у взрослых
- Развитие памяти у детей
Техники
Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.
Цель — увеличение объёма памяти.
Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.
Мнемоника активно использует такие методы, как:
- создание логически законченных предложений из первых букв той информации, которую нужно запомнить (самый яркий пример — присказка про фазана и охотника, чтобы не забыть последовательность цветов радуги);
- рифмы;
- созвучия;
- яркие ассоциации;
- методы Цицерона и Айвазовского;
- закономерности.
Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.
Есть и другие технологии, развития когнитивных способностей, которые опираются на чётко разработанную методическую систему. Это эйдетика (сочетание зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вкусовых, обонятельных образов) и «Джордано» (сложная методика, основанная на квазиголографической природе функционирования мозга).