Юнг карл густав читать онлайн
Ключи к пониманию
Психологические типы
Наиболее популярная (точнее, популяризованная) идея Карла Юнга – это типология личности. Она основана прежде всего на различии экстравертов – людей, ориентированных вовне, – и интровертов – тех, кто живет больше внутренней жизнью. К этому он добавляет и классификацию на основе особенностей нескольких психологических функций: мышления, чувства, ощущения и интуиции. Типологию Юнга легко превратить в увлекательную интеллектуальную игру, чем и занимается в наши дни дисциплина, именующая себя «соционика».
Структура бессознательного
В понимании бессознательного Юнг многое взял у Фрейда, но многое и изменил
Самое важное: наряду с бессознательным, которое формируется в индивидуальном опыте, Юнг обнаружил еще коллективное бессознательное, элементы которого общие у разных людей. Анализ его структур (архетипов) составляет основу учения Юнга
Наследие архетипов
Он описывает архетипы мужского и женского начала, теневой стороны личности, целостности, архетипы дома, мудрого старца, социальной маски-персоны – каждой существенной категории жизни человека соответствует свой архетип. Они влияют на процессы познания и действия, наподобие инстинктов у животных. Архетип – это своеобразная форма упаковки человеческого опыта, которая наследуется каждым из нас, но в ходе жизни заполняется уникальным индивидуальным опытом, который у каждого свой.
Джеймс А. Холл «Юнгианская интерпретация сновидений»Различные психотерапевтические школы по-разному подходят к пониманию и толкованию сновидений, но все они сходятся в одном: сны помогают понять наши бессознательные желания, фантазии, чувства.
Путь к индивидуации
Первым из психологов Карл Юнг заговорил о самореализации личности, но предпочитал другой (собственный) термин – «индивидуация». Он имел в виду становление целостной и неповторимой индивидуальности человека благодаря процессам сознания. В социальной жизни, считал он, господствует бессознательное взаимодействие в коллективных шаблонах и формах поведения.
Быть верным своему (внутреннему) закону
Процесс взросления для Юнга – это время становления личности
Поэтому так важно реализовать свое предназначение, быть верным собственному (внутреннему) закону. На этом пути нас неминуемо ждет одиночество, ведь мы не сможем двигаться вперед, если не станем прислушиваться к себе, а будем лишь следовать советам других людей
Развитие личности, пишет Юнг, – это счастье, но заплатить за него высокую цену готовы далеко не все.
Об этом
- Карл Густав Юнг. «Психологические типы». Ювента, 1995.
- Карл Густав Юнг. «Воспоминания, сновидения, размышления». Air Land, 1994.
- Герхард Вер. «Карл Густав Юнг». Урал LTD, 1998.
Появление аналитической психологии.
Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности и неосознанными импульсивными желаниями, обусловленными животной природой человека, которая неизменно подавляется социальными и этическими установками.
И эта идея только на первый взгляд может показаться странной, ведь в своих рассуждениях Зигмунд Фрейд исходил из вполне рационального осмысления фактов и причин невротического поведения своих пациентов и научной гипотезы о противоречии между естественными животными порывами человека и требованиями социума.
В учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.
Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.
В общем и целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо телесных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.
Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом Юнгом вовсе не отрицалось явление сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.
Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы в равной мере определяются не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.
Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг по сути весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.
Но при этом, вне всякого сомнения, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.
Книга №8. О сущности сновидений
Эта книга состоит из шести интересных очерков. В этих очерках мы глубоко осознаем, что понимаем под «глубокой психологией». Эта концепция представляет собой истинный краеугольный камень теории Юнга. Важно помнить, что для этого швейцарского психиатра все психические явления на самом деле являются формами энергии. В первом эссе под названием «Об энергии души» он предлагает интересное введение, чтобы лучше понять некоторые аспекты нашей личности, такие как интроверсия и экстраверсия. Позже, в «Общих соображениях по психологии снов» и «Сущности снов», он углубляется в изучение человеческого и социального поведения и снов таким образом, который помогает как новичкам, так и экспертам лучше понять эти репрезентативные концепции
В первом эссе под названием «Об энергии души» он предлагает интересное введение, чтобы лучше понять некоторые аспекты нашей личности, такие как интроверсия и экстраверсия. Позже, в «Общих соображениях по психологии снов» и «Сущности снов», он углубляется в изучение человеческого и социального поведения и снов таким образом, который помогает как новичкам, так и экспертам лучше понять эти репрезентативные концепции.
Также интересно отметить, что этот том заканчивается эссе под названием «Психологические основы спиритизма». Здесь автор с обычной ясностью объясняет объективные соображения юнгианской психологии по этому вопросу, которые, несомненно, интересно знать.
Книга №6. Конфликты детской души
Некоторые из наших читателей могут быть удивлены, увидев термин «душа» в книге о психологии. Важно помнить, что в работе Карла Юнга эта идея, эта концепция присутствует всегда. Эта идея дает нам ключ к целостному подходу Юнга к людям. Он считал, что детство и юность являются наиболее важными этапами жизни человека, поэтому мы должны уделять им гораздо больше внимания. Таким образом, возможные конфликты, недостатки и предрассудки, которые ребенок испытывает в своей семьи, а также личность родителей, несомненно, определяют благополучие или потенциальные психологические проблемы ребенка в дальнейшей жизни
Эта идея дает нам ключ к целостному подходу Юнга к людям. Он считал, что детство и юность являются наиболее важными этапами жизни человека, поэтому мы должны уделять им гораздо больше внимания. Таким образом, возможные конфликты, недостатки и предрассудки, которые ребенок испытывает в своей семьи, а также личность родителей, несомненно, определяют благополучие или потенциальные психологические проблемы ребенка в дальнейшей жизни.
Любопытно, что дочь Зигмунда Фрейда посвятила свою жизнь этой цели. Она оказывала психологическую помощь детям с детской травмой. Сам Фрейд никогда не обращал много внимания на эту область и не развил ее полностью в своей работе.
Книга №9. Писания о духовности и трансцендентности
Карл Густав Юнг не верил в Бога, он верил в духовность и то, как каждый из ее аспектов определяет и отслеживает сущность нашей культуры и, как следствие, самого человечества.
Это личная и страстная книга, идеальное чтение на выходных, если вы хотите лучше понять обширное видение аналитической психологии, которое Карл Густав Юнг поддержал и оставил как прекрасное наследие. Есть одна вещь, которую он всегда имел в виду, это то, что, чтобы понять чьи-то корни, мы не можем забывать о духовном плане. Согласно Юнгу, мы должны рассмотреть все явления и традиции, которые составляют корень психической жизни.
Итак, мы должны понимать, что книги Карла Юнга, в частности, «Писания о духовности и трансцендентности», являются отражением его непредубежденности. Он был восприимчив и чувствителен ко всему, что он наблюдал, и пытался смотреть за пределы обычного, чтобы найти смысл в реальности человеческой души.
Эта книга представляет собой антологию, путешествие по антропологии, религии, искусству и духовности, которая окажет влияние на каждого читателя.
Юнг и Фрейд
Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа – З. Фрейда и К. Юнга – широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй – учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:
Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает – признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом – образ души, верхние этажи – события и впечатления повседневной жизни, подвал – бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого
Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо
Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.
Детство и юность
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.
Карл Юнг в детстве
В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.
Дом, где вырос Карл Юнг
Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».
Карл Юнг в молодости
В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.
Карл Юнг в 1910 году
Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.
Карл Юнг
Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.
Структура личности по Юнгу.
Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но это только на первый взгляд.
По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — центральная часть сознания которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).
Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение.
Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из прошлого, которые, ко всему прочему, находились в оппозиции к эго, то есть не могли по каким то причинам быть приняты им, и поэтому, оказавшиеся запертыми в подсознании в виде образов этих ситуаций.
По сути, Юнг утверждал существование чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности.
Комплексы подавляются волевыми сознательными усилиями эго, однако без проблем продолжают свое существование вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми при которых они возникли.
Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение.
По мнению Юнга информация, находящаяся в сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.
Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов.
Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно.
Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах.
Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.
Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы также встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.
Работа в психиатрической клинике
Выбор был сделан, К. Юнг решает работать в психиатрической клинике Бургхельцли ассистентом профессора психиатрии Ойгена Блойлера. Близкие и однокурсники были удивлены его решением: запереть себя в психиатрической клинике, заниматься лечением тяжело больных и, возможно, опасных людей — это ли достойный путь для подающего надежды юноши? Но клиника Бургхельцли была необычным медицинским учреждением, для лечения пациентов использовали гипноз, а не обычные для того времени жесткие способы излечения психически больных людей. Там работали настоящие светила медицины: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам.
В этой клинике Юнг пишет «Исследования словесных ассоциаций», метод использовали и до Юнга, но ему удалось добиться успешного применения его на практике, разработать на основе уже существующей методики свой тест. В 1903 году Карл Густав женится на наследнице состоятельного промышленника Эмме Раушенбах, она была когда-то его пациенткой. Несмотря на разницу в материальном положении, родственники Эммы поддержали решение молодых людей, Карл Юнг вызывал у них безусловную симпатию и уважение. В 1905 году молодой психотерапевт защищает докторскую диссертацию. В Бургхельцли Юнг начинает разрабатывать свои идеи о коллективном бессознательном, использует для лечения пациентов методы психоанализа.
Главный вклад Юнга в психологию
Понятие об интроверсии и экстраверсии
В первом случае внимание человека обращено внутрь себя, в другом – наружу, на внешний мир. Первый медленный, неспешный, тихий, зациклен на своём собственном мире, замкнут
Второй же активный, разговорчив, быстро коммуницирует с людьми и заводит знакомства. В каждом есть эти два понятия, но одно всегда властвует.
Он так же выделил основные психологические функции: ощущение, интуиция, мышление и чувство. На основе этих функций были составлены «типы» людей:
Мыслительный – логика и аргументы во главе стола, именно по ним человек этого типа о ценности вещей.
Эмоциональный – полностью эмпирический человек, смотрит на все через негативные и положительные эмоции.
Ощущающий – большое внимание уделяет к конкретным проявлениям внешней среды, источнику того или иного фактора.
Интуитивный – в основе этого типа лежит предчувствия, догадки. Все они берутся из бессознательного.. Первая пара – рациональные, вторая – иррациональная
Каждый наделен обеими парами, но в них есть только одна доминанта
Первая пара – рациональные, вторая – иррациональная. Каждый наделен обеими парами, но в них есть только одна доминанта.
Развитие личности
Фрейд придавал огромное значение детству человека, Юнг же смотрел на человека в течение всей жизни, в динамике, в развитии. Для него главным приоритетом человека была самореализация, полное раскрытие своих способностей индивидом, постижение самости.
Юнга по праву можно считать основателем, автором аналитической психологии, психотерапии и психоанализа.
Практическое применение концепции психотипов К. Юнга сегодня
Сегодня для психолога не представит никакой сложности определить основной тип личности. Основным вариантом использования этого труда Юнга является профориентация. Ведь, если человек замкнут и все медленно делает, например, продавцом в торговом зале с большой проходимостью, как и вообще продавцом ему лучше не работать. Так как эта профессия предполагает большое количество контактов в течение дня, причем не всегда комфортных, что способно в большой степени подрывать психологическое здоровье интроверта. Да и эффективность такой деятельности будет низкой. Если же, наоборот, человек относится к основному экстравертному типу, ему смело можно выбирать деятельность, связанную с большим количеством личных контактов, в том числе, в качестве лидера – управляющего или директора.
Так же эту теорию используют в семейной психологии. Причем, на этапе планирования семьи. Так как, если пара, допустим, состоит из типичного экстраверта или типичного интроверта, жизнь такого брака будет недолгой. Ведь если жена будет иметь желание сосредоточиться на муже, ограничивая им внерабочее общение, будучи максимально интровертивной личностью, а муж, напротив, являясь типичным экстравертом, будет иметь потребность в большом количестве гостей в их доме или стремление часто бывать в компании друзей, это может послужить причиной разлада, а возможно, и развода. Но, так как психотипы с максимально превалирующей какой-то одной типической установкой встречаются достаточно редко, есть возможность подобрать такого партнера, который, даже будучи экстравертом, сможет уделять достаточно внимания спутнице жизни и иметь не особенно выраженную потребность в частых дружеских контактах.
Литература:
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.
- Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. Минск, 2009.
- Лейбин В. Аналитическая психология и психотерапия. СПб, 2001.
- Хныкина А. Чем гениален Юнг? 5 основных открытий психиатра // Аргументы и факты -26/07/15.
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Важнейшие архетипы Юнга.
Считается, что число архетипов в общем должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, что означает неограниченно много. Однако, Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это маска, анима, анимус, тень и самость.
Маска (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
Маска это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас.
Тень. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень двоякой по сути.
С одной стороны она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например направить в творческое русло.
Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисно структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются и в личном бессознательном и непосредственно в сознании.
Роль Эго как раз и заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
С другой же стороны, это означает использование Персоны, именно как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.
Анима и Анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный с одной стороны с матерью, с другой несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также, представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.
Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.
Архетип Самость (Я, так как есть). Непроявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл индивидуацией.
Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.
Книга №4. Синхронность: акаузальный связующий принцип
Синхронность: принцип акаузального связывания — это маленькая жемчужина, которую Карл Густав Юнг написал вместе с Вольфгангом Паули, лауреатом Нобелевской премии по физике и одним из отцов квантовой механики. В этой книге мы можем углубиться в одну из самых интересных и известных юнгианских концепций. Разумеется, мы говорим о синхронности.
Юнг впервые рассказал об этой идее на собраниях Эраноса, проводимых каждый год в Асконе, Швейцария. Некоторые статьи, эссе или книги всегда выходили из этих собраний. Это было в пятидесятых годах, и швейцарский психиатр представил нечто столь же привлекательное для его коллег и остального академического слова: то, что мы понимаем как совпадение, на самом деле происходит не из-за простого случая, а из-за того, что он назвал синхронностью.
В книге также подробно рассматривается взаимосвязь между упомянутой концепцией и другой не менее важной идеей в его работе: интуиция
Наследие
Наследие Юнга сейчас используется специалистами по всему миру, а его последователи продолжают развитие его методологий. Его психология получила большой отклик в рядах философов, поэтов и религиозных деятелей, а учебные центры юнговской психологии свободно принимают студентов без медицинского образования.
Он разделил психологов всего мира на фрейдистов и юнгианцев. Тактика первых – уложить пациента на кушетку и выслушивать по 2-3 раза в неделю 50 минут, без возможности переноса приемов на другой день. В то время как вторые принимают раз в неделю и всегда готовы оговорить более удобное для приема время, ведут беседу в удобной для вас обстановке, применяют арт-терапию…
Концепция коллективного бессознательного также нашла отклик в представлениях современного оккультизма, хоть Юнг и отличается от них сложностью, высокой культурой и принципиально иным отношением.
Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
В своих мемуарах ученый, вспоминая годы работы в клинике, пишет, что большинство пациентов составляли женщины. Он подчеркивает их ум и восприимчивость, благодарит за то, что с их помощью ему удалось открыть новые пути в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с ними продолжалась долгие годы. Все вышесказанное относилось, прежде всего, к Сабине Шпильрейн. В юности она страдала приступами истерии, а Юнг был её лечащим врачом. История взаимоотношений между Сабиной и Карлом Густавом известна из-за явления так называемого «эротического переноса» — термина, используемого в психоанализе. Это явление увлечения пациента лечащим врачом возникает из-за глубокого личностного контакта врача и пациента в процессе психоанализа. Действительно, Сабина и Карл полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, её научный склад мышления. Шпильрейн помогала Юнгу в его исследованиях, вскоре Сабина была успешно излечена от истерии и покинула клинику. Строгие морализаторы осуждают Юнга за это увлечение, но интересно в этой истории совсем другое: не исключено, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии деструктивных явлений на психику человека были истоками теории З. Фрейда о «Танатосе» — извечном стремлении человечества к саморазрушению.
Сабина Шпильрейн была ученицей и Фрейда, и Юнга, членом Венского психоаналитического общества. Она работала над диссертацией по теме деструктивных явлений в психике человека. Выступала с докладом по этой теме на одном из заседаний Психоаналитического общества. В её дневнике есть запись, где Шпильрейн опасается, что её идеи будут использованы Фрейдом. Её статья «Деструкция как причина становления» действительно предвосхитила идеи Фрейда о «Танатосе» — подсознательном стремлении человека к смерти, разрушению. Не исключено, что Учитель вольно или невольно все-таки опирался на идеи и исследования своей ученицы. К сожалению, судьба Шпильрейн была довольно трагичной. Она была родом из России, после октябрьских событий 1917 года Сабина с мужем возвращается в родной Ростов-на-Дону. Шпильрейн сделала очень много для развития психоанализа в Советской России, но вскоре это направление в психиатрии было запрещено. Сабина с дочерьми погибает во время Второй мировой войны. К сожалению, талантливейший ученый-психоаналитик — Сабина Шпильрейн мало известна в истории науки.