Роджерс, карл
Полнофункциональный человек
Роджерс утверждал, что все люди могут достичь своих целей и желаний в жизни. Когда они это сделали, произошла самореализация. Людей, способных к самореализации, которые не составляют всех людей, называют «полностью функциональными людьми»..
Это означает, что человек имеет контакт с «здесь и сейчас», своими субъективными переживаниями и своими чувствами, и это находится в постоянном росте и изменении.
Роджерс рассматривал полностью функционального человека как идеал, которого многие люди не могут достичь. Неверно думать об этом так, как будто это конец пути жизни; это процесс перемен.
Роджерс выделил пять характеристик полностью функционального человека:
1- Открытие опыта
Эти люди принимают как положительные, так и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции не отрицаются, а исследуются (вместо того, чтобы прибегать к механизмам защиты эго). Если человек не может открыть свои чувства, он не может открыть себя для актуализации себя.
2- экзистенциальная жизнь
Это состоит в том, чтобы быть в контакте с различными переживаниями, происходящими в жизни, избегая предрассудков и предубеждений. Оно включает в себя способность жить и в полной мере ценить настоящее, не всегда заглядывая в прошлое или будущее, поскольку первый ушел, а последний даже не существует.
Это не означает, что мы не должны учиться на том, что случилось с нами в прошлом, или что мы не должны планировать вещи на будущее. Просто мы должны признать, что настоящее — это то, что мы имеем.
3- Доверься нашему телу
Вы должны обращать внимание и доверять чувствам, инстинктам и внутренним реакциям. Мы должны доверять себе и делать то, что считаем правильным, и это возникает естественным образом
Роджерс относится к уверенности, которую мы должны иметь в себе самом, необходимой для того, чтобы быть в контакте с самореализацией.
4- Творчество
Креативное мышление и риск — характеристики жизни людей. Это включает в себя возможность настраиваться и меняться в поисках новых впечатлений.
Полнофункциональный человек, находясь в контакте с актуальным обновлением, чувствует естественный импульс внести свой вклад в обновление тех, кто его окружает.
Это может быть сделано с помощью творчества в искусстве и науке, с помощью родительской любви или, просто, делая лучшую работу из возможных.
5- Экспериментальная свобода
Полностью функциональные люди довольны своей жизнью, поскольку они испытывают их с истинным чувством свободы.
Роджерс утверждает, что человек, который работает, полностью признает свободную волю в своих действиях и принимает на себя ответственность за предоставляемые возможности.
Для Роджерса полнофункциональные люди хорошо приспособлены, хорошо сбалансированы и интересны для понимания. Часто эти люди получают большие вещи в обществе.
Критика теории Роджерса
Теории Карла Роджерса подверглись большой критике, как положительной, так и отрицательной. Для начала, в связи с его личностно-ориентированной терапией, его концепция человеческой природы подвергается критике как стремление к добру и здоровью..
Точно так же, как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных. Целостный взгляд на гуманизм допускает множество вариаций, но не определяет переменные, достаточно постоянные для точного исследования.
Психологи также утверждают, что такой крайний акцент на субъективном опыте личности может исключить влияние общества на развитие личности..
Некоторые критики утверждают, что полностью функциональный человек, о котором говорит Роджерс, является продуктом западной культуры. В других культурах, таких как восточные, достижение целей группами ценится гораздо больше, чем достижение одного человека.
Несмотря на критику, которую он получил, теория личности Карла Роджерса и его терапевтическая методология продолжают завоевывать последователей и стали одной из самых влиятельных тенденций в истории психологии..
Студенто-ориентированное образование
Карл Роджерс реализовал свой опыт, связанный с терапией со взрослыми в образовательном процессе, разработав концепцию обучения, ориентированного на ученика. Роджерс разработал следующие пять гипотез относительно этого типа образования:
Это результат его теории личности, которая утверждает, что каждый существует в постоянно меняющемся мире, в котором он или она является центром. Каждый человек реагирует и отвечает на основании своего восприятия и опыта.
Центральное убеждение этой гипотезы заключается в том, что то, что делает ученик, важнее, чем то, что делает учитель
Таким образом, фон и опыт ученика имеют важное значение в том, как и что они изучают. Каждый студент обрабатывает то, что он изучает по-своему
Если содержание или представление нового обучения несовместимо с уже имеющейся информацией, учащийся изучит ее, если будет открыт для рассмотрения концепций, которые противоречат уже изученным..
Это жизненно важно для обучения. Таким образом, поощрение студентов к непредубежденности помогает вовлечь их в процесс обучения
По этим причинам также важно, чтобы новая информация была актуальной и связанной с существующим опытом..
Если студенты считают, что их заставляют изучать понятия, они могут чувствовать себя некомфортно.
Если в классе существует угроза, создается барьер для обучения
Таким образом, открытая и дружественная среда, в которой работает доверие, имеет важное значение в классе
Боязнь мести за несогласие с какой-либо концепцией должна быть устранена. Благоприятная среда в классе помогает смягчить страхи и побуждает учащихся изучать новые концепции и убеждения, которые отличаются от того, что они приносят в класс.
Кроме того, новая информация может создать угрозу для самооценки учащихся, но чем менее они чувствуют себя уязвимыми, тем больше вероятность, что они будут открыты для процесса обучения..
5- «Образовательная ситуация, которая наиболее эффективно способствует содержательному обучению, — это ситуация, когда а) угроза самому ученику сводится к минимуму и б) облегчается дифференцированное восприятие области» (Роджерс, 1951).
Биография Карла Роджерса
Карл Рэнсом Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке, штат Иллинойс, пригороде Чикаго. Его отец был инженером-строителем, а мать работала домохозяйкой..
Родившись четвертым из шести детей, с самого маленького начинают развивать необычный интеллект: уже разговаривали до прихода в детский сад.
Его исследования проводились в религиозной и традиционной среде мальчика-алтаря в приюте Джемпли. Спустя годы он переехал в Нью-Йорк, чтобы начать изучать сельское хозяйство — дисциплину, которую он быстро бросил изучать историю и теологию..
В те годы поездка в Пекин для участия в христианской конференции заставила его усомниться в своих религиозных убеждениях. Этот опыт помог ему поступить в программу клинической психологии в Колумбийском университете.
Он поступил в педагогический колледж того же университета, получив степень магистра в 1928 году, занимая должность директора Общества по предупреждению жестокого обращения с детьми в Рочестере. Через три года он получил докторскую степень.
Тем временем он женился в 1924 году на Хелен Эллиот, женщине, с которой у него были мальчик и девочка, по имени Дэвид и Натали соответственно.
Уже в 1939 году Роджерс опубликует свою первую книгу под названием Клиническое лечение проблемного ребенка, результат многочисленных исследований, основанных на теориях, таких как теории Отто Ранка и течениях, таких как экзистенциализм. Работа будет служить для получения кафедры клинической психологии в Университете штата Огайо.
Три года спустя он публикует еще одну книгу, Консультирование и Психотерапия, где основаны основанные на клиенте терапии — основанные на понимании и принятии терапевта — и что апостериори стало бы опорами гуманистической психологии.
В 1944 году он возвращался в свой родной город, где проводил различные терапии и исследования, с которыми писал Терапия, ориентированная на клиента в 51 год работал как своего рода дополнение и специализация своей предыдущей работы. За много лет до этого, в 47 лет, он достигнет одного из величайших достижений за всю свою жизнь: стать президентом Американской Психологической Ассоциации..
Роджерс никогда не переставал расти профессионально и продвигался вперед в разных занятиях. В 1956 году он стал президентом Американской академии психотерапевтов, а в 1957 году он получил кафедру психологии и психиатрии в Висконсинском университете, издавая Стать человеком.
В 1964 году он оставил преподавание, чтобы переехать в Западный институт поведенческих наук в Калифорнии. Три года спустя он опубликует результаты своего опыта в своем отделе психиатрии с книгой Терапевтическая связь и ее влияние: исследование шизофрении. Я бы также нашелЦентр Изучения Человека и Институт Мира, сосредоточенный на разрешении конфликтов.
В последние годы он жил в Сан-Диего (Калифорния), сочетая терапию с конференциями и общественными мероприятиями. Он применил свои теории в таких ситуациях, как политическое угнетение и национальные конфликты, что привело его к созданию приближенных семинаров, посвященных межкультурному общению, путем встречи с протестантами по всему миру..
Наконец он внезапно умер 4 февраля 1987 года в возрасте 85 лет..
Превосходство работы Карла Роджерса в жизни помогло ему иметь несколько продолжателей его исследований в области гуманистической психологии.
Вы также можете быть заинтересованы в теории личности Роджерса.
Роджерс Карл Рэнсом
1902-1987) — американский психолог, авт. получившей распространение во всем мире недирективной, клиент- или человекоцентрированной психотерапии. Один из основоположников и лидеров гуманистической психологии. Образование получил в Висконсинском ун-те (бакалавр, 1924), Теол. семинарии и Учительском колледже Колумбийского ун-та (магистр, 1928; докт. философии, 1931). Почетный докт. наук мн. ун-тов и колледжей. Президент Амер. ассоциации прикладной психологии (1944-1945), президент APA (1946-1947), затем Амер. академии психотерапевтов (1956-1958). Профессиональную деятельность начал в кач. сотр. Ин-та по уходу за детьми в Нью-Йорке (1927), затем получил место в Отделе изучения ребенка Общества по профилактике жестокого обращения с детьми (1928, г. Рочестер, шт. Нью-Йорк). В 1939 г. становится директором этого Отдела. На протяжении почти 60 лет сочетал психотерапевт. деятельность с препод. и исслед. работой, был проф. ряда ун-тов, в т. ч. в Висконсинском ун-те (1957-1963). В этот период интенсивно разрабатывал теорет. аспекты психотерапии и теории личности, а также методы консультационной и психотерапевт. работы. Стал одним из основателей Ассоциации гуманистической психологии (1963). В 1964 г. Амер. ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание «Гуманист года». С 1964 г. — сотр., а затем директор Зап. ин-та поведенческих наук (г. Ла-Хойя, шт. Калифорния), где в 1968 г. им был основан Центр изучения человека, и где он работал вплоть до своей кончины. В этот период науч. разработки Роджерса вышли за пределы психотерапии и оформились в т. наз. «человеко-центрированный подход», к-рый был реализован сначала в обл. возрастной и пед. психологии, а затем в обл. социальной и полит. психологии. Сформулировал общую теорию межличностных отношений и пришел к выводу, что терапевт. процесс является моделью межличностных отношений, к-рая характеризуется 3 постулатами: 1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; 2) убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного О.; понятие о 3 «необходимых и достаточных условиях» межличностного О., усиливающих личностное развитие и обеспечивающих конструктивные личностные изменения («безусловное позитивное принятие др. человека», «активное эмпатическое слушание», «конгруэнтное самовыражение в общении»); 3) представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных социально-личностных условиях, и о его столь же закономерных терапевт. результатах. Характерной особенностью данных постулатов или принципов является их специфический науч. статус. В системе идей Роджерса эти постулаты существуют одновр. и как сугубо теорет. положения, и как вполне конкретные науч. факты. Всегда и везде при соблюдении выявленных и тщательно проанализированных Роджерсом условий О. наблюдается особый межличностный (групповой) процесс, приводящий к опр. личностным изменениям участников О. На протяжении своей карьеры Роджерс прошел путь от индивидуального психотерапевт. взаимодействия с клиентом к работе с малыми группами, а затем — нациями. В последние годы жизни К. Роджерс много работал в «горячих точках» планеты — в Сев. Ирландии, Юж. Африке, Центр. Америке. Всего за неск. месяцев до своей кончины он посетил Советский Союз (1986). В 1987 г. его кандидатура была выдвинута на Нобелевскую премию мира. Имеет награды: «За выдающиеся научные достижения» (1956), «За выдающийся вклад» (1967), «Выдающемуся профессиональному психологу» (1972) и др. С сер. 1940-х гг. его признание в психол. и психотерапевт. кругах неуклонно возрастало, его труды (16 книг и более 200 науч. статей) получили широкую межд. известность, были переведены на мн. языки. Осн. труды: On Becoming a Person, 1961; A Way of Being, 1980; Freedom to Learn for the 80’s, 1983; и др.; в рус. пер.: Эмпатия // Психология эмоций. Тексты, 1984; К науке о личности // История зарубежной психологии: 30-60-е ХХ в. Тексты, 1986; Взгляд на психотерапию. Становление человека, 1994; Свобода учиться (в соавт. с Д. Фрейбергом), 2002; Искусство консультирования и терапии, 2002. А. Б. Орлов
Оцените определение:
—
Ключевые понятия
Значение личности (Personal power). Широко распространённое название личностно-центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля.
Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
Неконгруэнтность(Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.
Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий своё реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».
Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удаётся сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют всё больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.
Конгруэнтность(Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием
Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.
Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт
Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намёки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация — единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.
Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
«Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.
Развитие личности
Подобно тому, как Фрейд ссылался на душу, Роджерс определил самооценку как основу, на которой развивается личность..
У всех людей есть цель поиска соответствия (баланса) в трех областях их жизни. Этот баланс достигается с помощью самореализации. Этими тремя областями являются самооценка, самооценка или образ себя и идеальное Я.
«Я думаю, что хорошая жизнь не является фиксированным состоянием. С моей точки зрения, это не состояние добродетели или удовлетворения, нирваны или счастья. Это не условие, в котором человек корректируется или обновляется. Хорошая жизнь — это процесс, а не государство. Это адрес, а не пункт назначения. Адрес, который был выбран всем телом, в котором есть психологическая свобода двигаться в любом направлении «Роджерс, 1961
Самореализация невозможна, если эти три образа, особенно образ себя и идеальное я, не пересекаются.
Это называется неконгруэнтным видением самого себя, и в этом случае роль терапевта будет состоять в том, чтобы преобразовать это видение в более конгруэнтное, скорректировать восприятие человеком самооценки и самооценки, а также построить более реалистичное идеальное Я, чтобы его можно было легко достичь.
Процесс самореализации приведет к растущему совпадению между этими областями и будет способствовать удовлетворению человека его жизнью.
Согласно схемам Карла Роджерса, у каждой из трех областей есть определенные задачи. До тех пор, пока человек не достигнет самореализации, эти три области будут оставаться неуравновешенными относительно того, как они относятся к миру.
Роджерс подчеркнул тот факт, что для самореализации личность каждого человека уникальна; Есть очень мало личностей, сделанных с одинаковым рисунком. Роджерс также привел к терапевтической дискуссии идею целостного взгляда на людей.
Избранные работы Карл Роджерс
- Роджерс, Карл, и Carmichael, Леонард (1939). Клиническое лечение проблемного ребенка . Бостон; Нью — Йорк: Houghton Mifflin Company.
- Роджерс, Карл. (1942). Консультирование и Психотерапия: Новые концепции в практике . Бостон; Нью — Йорк: Houghton Mifflin Company.
- Роджерс, Карл. (1951). Клиент-центрированной терапии: ее текущая практика, последствия и теория . Лондон: констебль. ISBN 1-84119-840-4 .
- Роджерс, CR (1957). Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности. Журнал Консультации и Клинической Психологии , 21: 95-103.
- Роджерс, Карл. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений , как Развитый в клиентоцентрированной Framework. В ( под ред.) С. Koch, Психология: Исследование науки. Том 3: Рецептуры личности и социального контекста. Нью — Йорк: McGraw Hill.
- Роджерс, Карл. (1970). На группы встреч . Нью — Йорк: Harrow Книги, Харпер и Роу , ISBN 0-06-087045-1
- Роджерс, Карл. (1977). На личной власти: внутренняя сила и его революционное влияние .
- Роджерс, Карл. (ой, @ 1978). Личное сообщение от Карла Роджерса. В: NJ Раскин. (2004). Вклады клиентов терапии и личностно-ориентированный подход . (стр. V-VI). Herefordshire, Соединенное Королевство: PCCS Книги, Росс-на-Уай. ISBN 1-898059-57-8
- Роджерс, Карл. (1980). Путь Бытия . Boston: Houghton Mifflin.
- Роджерс, Карл. и Стивенс, Б. (1967). Человек к человеку: проблема человеческого бытия . Lafayette, CA: Real Люди Press.
- Роджерс, Карл, Лион, Гарольд С., и Tausch Рейнхард (2013) О стать эффективным педагогом-Человек-ориентированное обучение, психология, философия и Диалоги с Карлом Р. Роджерса и Гарольд Лионе . Лондон: Routledge, ISBN 978-0-415-81698-4
- Роджерс, CR, Раскин, Нью — Джерси, и др. (1949). Согласованное исследование в области психотерапии. Журнал Консалтинг психологии , 13, 149-200. Цитируется в: Нью — Джерси Раскин, первые 50 лет , а следующий 10. личностно-центрированного Review , 5 (4), ноябрь 1990, 364-372.
Пять ключей к пониманию:
У каждого есть потенциал
«Все люди обладают способностью строить свою жизнь так, чтобы она давала им личное удовлетворение и при этом была конструктивной в социальном плане». Людям свойственно развиваться в позитивном направлении. Это не значит, что будет именно так, но каждый рождается с таким потенциалом. В детстве Роджерс много наблюдал за жизнью природы, в частности за развитием бабочек. Возможно, благодаря размышлениям об их трансформации и родилась его гипотеза о человеческом потенциале, подкрепленная позднее психотерапевтической практикой и научными исследованиями.
Слушать, чтобы слышать
«Неважно, глубоко или поверхностно то, о чем говорит человек, – я слушаю его с тем вниманием, старанием, на какое только способен». Мы много общаемся, но не слушаем и не слышим друг друга. А ведь ощущение своей ценности, значимости возникает в ответ на внимание к нам другого человека
Когда нас слышат, снимаются барьеры – культурные, религиозные, расовые; происходит «встреча человека с человеком»
А ведь ощущение своей ценности, значимости возникает в ответ на внимание к нам другого человека. Когда нас слышат, снимаются барьеры – культурные, религиозные, расовые; происходит «встреча человека с человеком».
Понимать другого человека
«Мое главное открытие я сформулировал бы так: я осознал огромную ценность того, что позволяю себе понимать другого человека». Первая реакция на людей – это стремление их оценить. Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого. Но именно такое отношение помогает другому принять себя и свои чувства, меняет нас самих, приоткрывая то, что прежде ускользало. Это верно и в психотерапевтических отношениях: решающими становятся не специальные психологические техники, а позитивное принятие, безоценочное сопереживание и подлинное самовыражение терапевта и его клиента.
Открытость – непременное условие отношений
«Из моего опыта общения с другими я заключил, что в долгосрочных отношениях нет смысла притворяться тем, кем я не являюсь». Нет смысла делать вид, что любишь, если настроен враждебно, казаться спокойным, если раздражен и критичен. Отношения становятся подлинными, полными жизни и смысла, когда мы прислушиваемся к себе, открыты себе и, следовательно, партнеру. Качество человеческих отношений зависит от нашей способности видеть, кто мы такие, принимать себя, не скрываясь за маской – от себя и других.
Помогать другим двигаться к лучшему
Создать атмосферу, в которой можно открыто выражать себя, свои чувства, то есть благоприятную для развития человека, – задача не только для психологов. Ей должны служить все, владеющие социальными профессиями, ей должны способствовать личные, семейные, профессиональные – одним словом, любые человеческие отношения. Каждый из нас может помочь совершенствованию другого человека в соответствии с его собственными намерениями и целями.
Книги и статьи Карла Роджерса:
- «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (Прогресс, Универс, 1994);
- «Консультирование и психотерапия» (Эксмо, 2000);
- «Свобода учиться» (Смысл, 2002);
- «Клиент-центрированный подход в психотерапии» (Вопросы психологии, 2001, №2).