Конспект урока на тему «жесты» (обучение выразительным средствам устной речи)
Эмблема как признак лжи
Человек, говорящий неправду, может ошибиться не только в словах, но и в жестах. Именно эмблема часто выдает то, что лжец пытался скрыть. Как узнать, что символический жест был просто «оговоркой», а не намеренным действием?
Прежде всего эмблема выполнена не полностью, а частично. Но стоит помнить о том, что не каждый обманщик демонстрирует эмблематические оговорки. Однако, если вы заметили подобное у собеседника, то можно на 100% уверять, что он пытается обмануть.
Научиться языку жестов практически невозможно, поскольку в большинстве своем они выполняются на подсознательном уровне. И если быть начеку во время беседы, то вы не пропустите данные оговорки, являющиеся доказательством лжи. Жестикуляция человека разнообразна, но научившись разбираться в сигналах, которые посылает вам тело собеседника, вы сможете понять его мысли и намерения.
Жесты для понимания
Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо.
— Я думаю, — и показать на место, которым думаете.
— Он был вот такого роста, — и показать рукой, какого он был роста.
— Когда вы слышите, — и жест на ухо.
Никита Михалков: — Я думаю…
Уго Чавес: — Я наблюдаю за тобой…
Михаил Задорнов: — Вот такого вот роста…
Размышление – покачивание расслабленной ладонью в области виска.
Александр Филиппенко: — Думая об этом…
Последовательность – вращательные движения кистями.
Ксения Собчак: — Я делала несколько важных дел…
Оценка
Тут достаточно однозначно описать не получится – значение жеста будет зависеть от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего.
Как я и обещал, я буду описывать основные принципы. В этой группе находятся оценочные жесты. А у оценки будет несколько основных параметров, которые и передаются разными элементами жестов (а так же мимики, голоса и поз). Основные характеристики оценки:
Уровень важности. Невербально передаётся уровнем эмоционального возбуждения (уровнем адреналина).
Знак
Его довольно сложно передать жестами, так что обычно передаётся мимикой и голосом.
Уверенность — сомнение. Степень уверенности в том, о чём говоришь.
Уровень важности
Визуально – чем важнее, тем выше и шире
Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений.
Визуальные варианты.
Кинестетические.
Визуально-кинестетические.
Интенсивность переживания так же можно показать через метафору его «размера» — как если бы оценка была предметом.
Никита Михалков: — Совсем слабо.
Марк Захаров: — Немного.
Стив Баллмер: — Это сильное чувство!
Кинестетически важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто взвешивают чувство.
Рената Литвинова: — Это довольно весомо.
Уверенность – сомнение
Еще одна важная характеристики оценки – уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Визуально сильное сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Уверенность – четкими направленными движениями.
Фидель Кастро: — Мы однозначно не согласны.
Михаил Жванецкий: — Непонятная штука.
Искренность
К уверенности близка демонстрация искренности: — Я верю в то, что говорю. Само-собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.
Можно – ладонью или ладонями в области сердца.
Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: — От души говорю.
Ещё один вариант – расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно».
Алина Кабаева: — Я? Да никогда!
Согласие – не согласие
Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Для отрицания есть специальные жесты. Например, отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.
Плакат: — Скажи «нет» алкоголю.
Юлия Тимошенко: — Нет, стойте!
Классификация
Известный писатель, создатель многочисленных изданий о невербальном общении выделил пять групп жестов, в зависимости от назначения:
иллюстраторы, помогают усилить речь и облегчают процесс усваивания информации. Самый распространенный жест из этой категории – показать направление движения рукой;
регуляторы. Обычно применяются в начале и конце диалога, например, рукопожатие
Оно может передать большое количество сведений, если обратить внимание на его силу и длительность;
эмблемы используют для проявления физического или эмоционального состояния;
адапторы выступают в роли «сопровождающих» для эмоций индивидуума. Например, если человек взволнован или расстроен, он теребит мочку уха;
аффекторы
Используются для выражения наших эмоций и отношения к происходящим событиям.
Отдельное внимание хотелось бы заострить на символических жестах.
Невербальное общение что это такое в психологии
Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:
- взгляд;
- межличностное пространство;
- оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
- околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
- внеречевые (смех, речевой темп, паузы).
К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.
Такесика
Такесика изучает невербальные динамические способы общения – рукопожатие, поцелуй, похлопывание. Учеными доказано, что прикосновения являются биологически необходимой для человека формой стимуляции. Индивидуум использует разные виды прикосновений в зависимости от статуса, возраста, пола партнера.
- Рукопожатие – может быть равноправное, доминирующее (крепкое, с рукой, расположенной сверху), покорное (слабое, рука находится снизу).
- Похлопывание по плечу – такесический прием, который применяется при условии близких отношений собеседников, а также при их социальном равенстве.
- Поцелуй – используется при близком общении – родственников и знакомых (дружеский), влюбленных пар (интимный).
Неправильное применение данных такесических элементов может привести неадекватной реакции оппонента, к конфликтным ситуациям.
О роли жестов в жизни
Анализируя жестикуляцию как средство выражения, ученые пришли к следующим выводам:
-
используя один жест, можно передать такое количество данных, которое невозможно донести через одно слово. Для этого индивидууму потребовалось бы использовать большое количество слов;
-
на подготовку фразы или предложения у нас уходит гораздо больше времени, чем на «организацию» жеста;
-
жестикуляция не прерывает речь собеседника, поскольку это «молчаливое» выражение мнения. С ее помощью вы можете дать обратную связь своему визави, при этом, не прерывая его монолог;
-
с помощью символических движений можно внести ясность в запутанную ситуацию и избежать двойной интерпретации выражения;
-
жестикуляцию применяют, когда общение с помощью слов невозможно. Она дает возможность проявить переживание или опыт, который нельзя выразить словами;
-
жесты легче запомнить, человек их легче воспринимает. Благодаря им обеспечивается прямая связь с собеседником.
Просодика и экстралингвистика
Просодика и экстралингвистика анализируют индивидуума с точки зрения таких невербальных элементов, как:
- Интонация – позволяющая определить мысли, чувства, переживания, настроение собеседника;
- Громкость – характеризует волевые устремления, эмоциональное состояние человека (истеричность, уравновешенность и пр.);
- Тембр – выдает характер индивидуума. Высокий тембр – признак самоуверенности либо волнения, низкий – расслабленности и мягкости, грудной – повышенной эмоциональности.
- Пуаза – позволяет придать словам дополнительную значимость и вес. Собеседник с помощью паузы может взять время для размышления, передать свои эмоции (обиду, удивление, несогласие).
- Вздох – не имеет словесного содержания, но может красноречиво выражать безысходность, трагичность, печаль.
- Смех – способен разрядить обстановку и воодушевить (веселый, комичный). Либо наоборот – расстроить, понизить самооценку (язвительный, циничный, злорадный).
- Плач – выражает переизбыток чувств собеседника.
- Кашель – интерпретируется как желание человека символически что-то «отрыгнуть» либо недоумение, несогласие с чем-либо.
Жестовые системы
Иногда жестовые системы очень сложны, они образуют своеобразный язык знаков. Он представляет собой комплекс нескольких движений, его используют глухонемые люди для общения друг с другом.
Человек впервые начинает использовать эмблемы, находясь в младенческом возрасте. Единственным способом общения с внешним миром для маленького человека являются кожные покровы. С помощью прикосновений он передает различные эмоции и подает сигналы. Например, открытая рука ребенка, расположенная на теле матери, означает просьбу о помощи и отражает страх, который испытывает малыш. По мере взросления и развития человек обретает множество жестов, которые активно им используется в процессе общения с другими людьми.
Интерпретация
Некоторые жесты имеют общепринятое значение во всех странах. Например, популярный символ, пришедший из Америки, «ОК». Он означает, «все отлично», и выполняется с помощью указательного и большого пальца, которые складываются в форме буквы «О». Но не везде он расшифровывается именно так. Во Франции этот жест обозначает «ноль», в Японии «переводится» как деньги.
Многие эмблемы имеют еще более узкую интерпретацию в рамках той или иной цивилизации. Для обозначения того или иного действия в одной стране может использовать конкретный символ, в другой же культуре его не существует. Например, если в Саудовской Аравии вас чмокнут в темечко, значит, человек извиняется перед вами. Во многих аравийских странах провести ногтем большого пальца по зубам означает материальные затруднения.
Во-вторых, национальная особенность жестикуляции выражается в том, что одно и то же действие обозначается разными символами. Американцы для определения самоубийства приставляют к виску два пальца. Для описания аналогичных обстоятельств в Папуа и Новой Гвинее проводят ребром руки по горлу, в Японии – делают кулаком энергичное движение.
Часто из-за разной интерпретации жестов случаются забавные ситуации. Например, русский человек, гостивший в гостях у японца, хотел сказать хозяину дома, что он наелся и провел рукой по горлу («сыт по горло»). В Японии этот символ трактуется, как «вы уволены». Хозяин решил, что русский гость принес ему плохую весть
Поэтому, находясь в чужой культуре, стоит с осторожностью использовать символы, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Жесты-эмблемы
Их часто называют символическими, человек применяет их осознанно, чтобы передать значение, которое узнаваемо в конкретном социальном кругу. Они используются независимо от речи, при этом являются эффективным способом коммуникации.
Такие символы разделяют на несколько категорий:
-
внешние, используются, чтобы контролировать собеседника;
-
жесты комментирования. Применяются, чтобы выразить свое отношение к действиям и словам своего визави;
-
жестикуляция, выполняющая репрезентативную роль.
Жесты-эмблемы часто используют вместо слов. Их можно применять в том случае, когда есть проблема с вербальной коммуникацией (например, в шумном месте). Часто жестикуляция дает возможность донести сведения до человека в несколько раз быстрее, чем с помощью слов.
Немного теории
Жесты – слова
Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть.
Они такие, «договорные» — договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» — молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.
Оксана Фёдорова: — Это вот так меня достало.
Кинестетические и визуальные жесты
Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические. Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет: — Эта машина выглядит отлично.
Плакаты с кинестетическим и визуальным жестом.
Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа
А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.
Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее
А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.
Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.
При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.
Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.
Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» — о кинестетических. Это просто удобство описания.
Я, ты, информация
Жестами можно показать не только оценку – важно, интересно, плохо, — но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации
Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.
— Я важен.
— Вы важны.
— Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.
Я, ты, информация.
Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.
Иллюстраторы и манипуляторы
Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.
Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.
Анжелина Джоли: — Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать.
Мила Йовович: — Я волнуюсь.
Другое дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.
Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.
Семён Фарада: — Надо подумать.
Леонид Парфёнов: — Ну и вопрос!