Клиническая психология
История клинической психологии в России
Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М. Бехтеревым в г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.
Предмет клинической психологии
Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:
- Психические проявления различных расстройств.
- Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
- Влияние различных расстройств на психику.
- Нарушения развития психики.
- Разработка принципов и методов исследования в клинике.
- Психотерапия, проведение и разработка методов.
- Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.
Преподаватели:
кандидат медицинских наук. психиатр, сомнолог, когнитивноповеденческий психотерапевт.
Григорьева Александрина Андреевна
кандидат психологических наук, клинический психолог, логотерапевт, руководитель клиники нейропсихологической коррекции и реабилитации «Нейроцентр», эксперт в области психологии суицидального поведения, нейропсихологической диагностики и коррекции.
практикующий психолог-консультант, организационный психолог.
Сус Олег Михайлович
психиатр, психотерапевт, автор характерологической концепции в психотерапии, научный консультант сериала «Без свидетелей», автор и ведущий научно-популярных программ на ТВ.
Харисова Руфина Рейфатовна
клинический психолог, психоаналитически ориентированный психотерапевт, эксперт в области патопсихологической диагностики,
Поневежская Татьяна Юрьевна
Старший преподаватель МСПИ, эксперт УЦ «Логопед Мастер» и «Радость моя», практикующий детский нейропсихолог, соавтор пособий по коррекции дизорфографии и дискалькулии.
Малюкова Наталья Георгиевна
Нейропсихолог, медицинский психолог высшей категории, кандидат психологических наук, заведующая отделением медицинской психологии ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы, старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Росздрава, доцент кафедры клинической психологии факультета психолого-социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Абросимов Илья Николаевич
Старший преподаватель кафедры клинической психологии, кандидат психологических наук, Окончил факультет клинической психологии МГМСУ в 2011 году. Прошел обучение в аспирантуре по специальности «Медицинская психология» на кафедре клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова в 2011-2014 г.г. В 2015 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Медицинская психология» на тему «Внутренняя картина болезни и совладающее поведение у взрослых пациентов с муковисцидозом».
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
- Наблюдение
- Беседа
- Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
- Биографический метод
- Изучение продуктов творчества
- Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
- Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
[править] Обучение
Институт внесен в реестр Министерства Образования РФ 20.07.2005 г. Имеет государственные образовательные лицензии и государственную аккредитацию:
- Высшее профессиональное образование № 001402 от 06.06.2011 г.
- Дополнительное профессиональное образование № 027157 от 22.06.2010 г.
- Свидетельство о государственной аккредитации ДПО № 010576 от 11.11.2010 г.
Психология
Для психологов предлагается после дипломная очная, очно-заочная и вечерняя переподготовка по специальности «Клиническая психология» 030401 для работы в системе здравоохранения и частной практики.
Особое внимание уделяется переподготовке и повышению квалификации специалистов, участвующих в оказании помощи при ЧС, проводящих реабилитацию и профилактику спец.контингента, работающего в экстремальных ситуациях. Все студенты проходят обязательную личную терапию у преподавателей Института (практических психологов, психотерапевтов и психиатров)
Все студенты проходят обязательную личную терапию у преподавателей Института (практических психологов, психотерапевтов и психиатров).
По окончании обучения выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Клиническая психология» 030302 по 18-ти углубленным специализациям по различным направлениям психотерапии и психологической коррекции.
Психотерапия
Институт психотерапии и клинической психологии проводит обучение психотерапии в Москве и в регионах РФ. На циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации по психотерапии слушатели образовательных программ освоят современные методики психотерапии, наиболее популярные и успешно применяемые на практике, а также научитесь использовать различные виды психотерапии в своей работе. Программы переподготовки по психотерапии составлены на основании гос стандартов с акцентом на отработку практических навыков ( 70 процентов обучения – практика, 30 – теория ).
Диплом о профессиональной переподготовке по психотерапии выдается после прохождения очной и заочной частей обучения, сдачи реферата и дневников по практике
Виды специализации при переподготовке по клинической психологии
- Общая переподготовка по клинической (медицинской) психологии
- Арт-терапия
- Психологическая коррекция и психотерапия зависимого поведения и созависимостей
- и эриксоновская психотерапия
- Детская и подростковая психологическая коррекция и психотерапия
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия и Нейро-лингвистическое программирование
- Психологическая коррекция и психотерапия кризисных состояний и постстрессовых расстройств
- Психологическая коррекция и психотерапия кризисных состояний, последствий психологической травмы и насилия с включением в программу Метода Мюррей
- Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия
- Психосинтез
- Психотерапия психосоматических расстройств
- Семейный психолог
- Символдрама в клинической практике
- Системная семейная психотерапияи консультирование
- Телесно ориентированная психотерапия
- Трансперсональная психология и психотерапия
- Психологическая реабилитация больных острым церебральным инсультом
Высшее образование
На факультете психологии Института студенты обучаются по программам подготовки дипломированных Бакалавров-психологов и Клинических психологов, преподавателей. Учебные планы составлены на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 030300 «Психология» в соответствии с Приказом Минобранауки РФ № 759 от 21 декабря 2009 года, 030401 «Клиническая психология» в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ N 2057 от 24 декабря 2010 г., вступивший в силу с 24.03.2011г. и в соответствии с нормативными документами Министерства Образования и науки РФ. При успешном выполнении учебного плана студенты сдают один комплексный государственный экзамен (по общей психологии и по специализации), а также защищают дипломную работу в Государственной аттестационной комиссии. На факультет принимаются лица с полным средним, средним специальным и высшим образованием.
Особенности обучения – практическая направленность образовательного процесса и ориентация студентов на актуальные проблемы общества; применение инновационных педагогических технологий в организации учебных занятий – лекции, тренинги, мастер-классы; широкий спектр программ дополнительного образования.
Международные программы психотерапии
- Процессуально ориентированная психология (Руководитель программы — Райни Хаузер)
- Метод Мерилин Мюррей (Руководитель программы — Мэрилин Мюррей)
- Современный гипноз Стивена Линна
- Гипноз в терапии депрессий Майкла Япко
- Гипноз в краткосрочной терапии Джеффри Зейга
Программа «Клиническая психология» заинтересует Вас, если:
- Вы профессионально занимаетесь психотерапией и Вам нужно законное подтверждение для этого вида деятельности;
- Вы – педагог инклюзивного образования и понимаете, что обучение без основ клинической психологии малоэффективно;
- В Вашей семье есть особые дети или взрослые, и Вам нужны знания для их воспитания и реабилитации;
- Вы – психолог и выбрали своим направлением деятельности работу в учреждениях здравоохранения;
- Вам необходимы знания клинической психологии для любого другого вида профессиональной деятельности.
- Программа доступна для абитуриентов с любым высшим образованием.
Услуги и объявления7
50 минут. |
Консультация профессионального психолога (взрослым и детям) Скидка 500Р |
|
60 мин |
Женский психолог Елена Вайс Подать заявку |
Услуга |
Услуги клинического психолога Ольги Митиной Подать заявку |
|
Услуга |
Программа «Реабилитация и восстановление» Подать заявку |
Услуга |
Индивидуальная работа с психологом, гештальт-терапевтом, семейным психотерапевтом, клинический психологом Скидка 1500Р |
Услуга |
Онлайн-консультация психолога. Помощь в сложных жизненных ситуациях Скидка 100Р |
Услуга |
Консультация психолога Юлии Александровны Устиновой Скидка 300Р |
|
Расписание тренингов и семинаров11
28 марта |
Курс «Любовная созависимость». Я иду дальше 10 встреч по 1,5 часа Москва |
|
27 апреля |
Ретрит на Бали «Психосоматика материнства» 10 дней Бали |
|
2 октября |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
14 ноября |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
26 декабря |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
6 февраля |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
20 марта |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
8 мая |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
19 июня |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
31 августа |
Курс «Большая и малая психиатрия. С медицинского на русский» 2 дня Москва |
|
Разделы клинической психологии
В клинической психологии выделяются следующие разделы:
- Патопсихология;
- Нейропсихология;
- Психосоматика;
- Психология аномального развития;
- Психотерапия
Патопсихология и клиническая психопатология
Основная статья: Патопсихология
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.
В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.
Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.
Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Нейропсихология
Основная статья: Нейропсихология
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.
Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.
Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.
Психосоматика
Основная статья: Психосоматика
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.
Психологическая коррекция и психотерапия
Основная статья: Психологическая коррекция
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).
[править] Ссылки
Разделы | Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психология |
---|---|
Прикладная | Инженерная психология • Клиническая психология • Музыкальная психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология денег • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительства • Психографика |
Направления (школы) | Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психология • Трансакционный анализ • Киберакмеология |
Выдающиеся психологи | Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн |
Психотерапия[править]
- Основная статья: Психотерапия
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.
Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.
Клиническая психология и психиатрия[править]
Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.
Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.
Программа:
- Психофизиология и анатомия ЦНС.
- Клиническая психология
- Психиатрия и психофармакология
- Патопсихология
- Теории личности в клинической психологии
- Личностные расстройства и их диагностика
- Методы в клинической психологии (практикум)
- Нейропсихология (включая детскую нейропсихологию)
- Практикум по нейропсихологической диагностике (На базе Центра Ох уж эти детки)
- Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (на базе НПД)
- Практикум по детской патопсихологии
- Нарушения психического развития в детском возрасте
- Коррекционно-развивающая деятельность в клинической психологии
- Психосоматика
- Клиническая психология зависимостей
- Судебно-психологическая экспертиза
- Клиническая психология в геронтологии
- Психологическое консультирование
- Психотерапия: теория и практика
- Практикум по психологическому консультированию и психотерапии (На базе психологического центра «Экзистенция)
- Супервизионная практика
- Итоговая аттестация – междисциплинарный экзамен.