Я всегда веду себя как клоун
Не спешите убегать
Ольга Коршунова, школьный психолог-консультант, кандидат психологических наук.
Порой, если навязанная коллективом роль угнетает ребенка, родители принимают решение перевести его в более сильную школу. Они надеются, что новые одноклассники, ориентированные на учебу, будут доброжелательно относится к «тормозу» или застенчивому «ботану».
Но насколько оправданны эти надежды?
Рассмотрим все «за» и «против» перехода в другую школу.
«За»:
- сильный, опытный учитель;
- эффективная учебная программа.
«Против»:
- перевод из школы в школу в начальных классах — это серьезный стресс для детской психики, особенно для застенчивого и робкого ребенка;
- для обучения по углубленной программе ребенок должен иметь 1-ю группу здоровья и несомненную психологическую устойчивость, иначе одолеть повышенные нагрузки ему будет просто не под силу.
Ошибки детства: как мы невольно воспитываем «грустного клоуна»
Я во многом согласна с мнением коллег, что привычка прятать под маской весельчака целый комплекс болезненных переживаний, таких как грусть, чувство вины, неудовлетворенность собой – родом из детства.
Шутки и развлечения – это распространенная реакция родителей на негативные эмоции ребенка. Ими нейтрализуют любой детский каприз или истерику. Вспомните, как скорчив ребенку рожицу или развеселив его другим образом, он мгновенно успокаивается и начинает смеяться. Злоупотребляя этим способом, родители формируют в детской психике определенные установки. Шутки и веселье подсознательно воспринимаются как способ загасить эмоциональные переживания. Позже эта привычка находит свое развитие уже во взрослой жизни. Шутовство становится средством снять напряжение от печали, беспокойства, тревоги.
Родителям следует избегать еще одной распространенной ошибки раннего воспитания
Не нужно винить ребенка за слезы, постоянно акцентировать внимание на том, что плакать и выражать свои эмоции – это плохо и недостойно его возраста. У малыша может сформироваться ложная система ценностей, в которой радость и позитив – это однозначно хорошо, а обиды, грусть и другие переживания – это неприемлемо
Во взрослой жизни для таких людей демонстративная радость становится маской, под которой они скрывают личностные проблемы и свою уязвимость перед внешним миром.
Разорвать порочный круг
Под любой маской человек скрывает свое уязвимое «Я», личные страхи и переживания. Маска шутника – не исключение. Чтобы переломить ситуацию в первую очередь следует разобраться в самом себе
Важно понять, какие комплексы вы пытаетесь скрыть за нескончаемыми шутками, и от каких страхов защищаетесь с помощью смеха. Чтобы распутать этот сложный клубок эмоциональных переживаний, нередко приходится прибегать к помощи профессионального психолога.
Если вы устали играть роль дежурного клоуна и хотите чтобы окружающие воспринимали вас иначе, следует больше рассказывать о себе, своих интересах и увлечениях
Конечно, вы не будете привлекать внимание столь широкого круга людей, но рядом останутся единомышленники, которым вы будете интересны как личность. Учитесь располагать к себе людей не только юмором, но и вниманием, сопереживанием, умением быть хорошим собеседником
Со временем вы увидите, что окружающие могут ценить вас и без маски клоуна.
ПОРТРЕТ
Ребенок-«талисман» с детства привык чувствовать ответственность за психологическое состояние окружающих. Он стремится радовать людей, смеяться, улыбаться. И если сперва речь идет только о его семье, то по мере взросления и выхода ребенка в «большой мир» этот механизм начинает распространяться на все социальные контакты. В классе ребенок может стать «затейником». Улыбка стала для него способом выживания в трудных обстоятельствах.
Если «герой семьи» привлекает к себе внимание позитивным способом, «козел отпущения» – негативным, «потерянный ребенок» – своей незаметностью, то «талисман» – юмором. Дети ведут себя так, как научены дома
В подобной нездоровой семье пара пытается замолчать проблемы, их избежать. Они не хотят признавать, например, измены мужа, алкоголизм жены, и ребенок тоже привыкает делать вид, что «все хорошо». Поэтому с детства он приучается отрицать проблемы, не замечать очевидное, защищаться от реальности улыбкой
Дети ведут себя так, как научены дома. В подобной нездоровой семье пара пытается замолчать проблемы, их избежать. Они не хотят признавать, например, измены мужа, алкоголизм жены, и ребенок тоже привыкает делать вид, что «все хорошо». Поэтому с детства он приучается отрицать проблемы, не замечать очевидное, защищаться от реальности улыбкой.
«Талисман» может производить впечатление веселого и легкого человека. Вот только эта легкость – искусственная. Он бежит от проблем, не хочет брать на себя ответственность, а когда его к этому побуждают, отшучивается.
Со стороны «талисман» может казаться счастливчиком и везунчиком. Только вот счастья и радости здесь нет. Это все фасад, а за ним – боль, которой много лет!
За шутовским фасадом – глубокие переживания. Психологический портрет раздвоен
Внешний контур – «клоун», привлекающий к себе внимание. Эта маска выручала в детстве, помогала разрядить грозовую атмосферу в нездоровой семье
Внутренний контур обозначен сильнейшей душевной болью! Эмоциональные раны, нанесенные в детстве, так и не зажили, и к ним лишь добавляются новые. Не секрет, что многие профессиональные клоуны и юмористы в реальной жизни – люди печальные, депрессивного склада, нередко они страдают алкоголизмом или другими зависимостями. И успешный сорокалетний актер, известный своим обаянием и чувством юмора, может в кабинете психолога расплакаться из-за того, что в детстве на его глазах папа ударил маму. Он не позволил себе плакать тогда, не позволял это делать 35 лет – и вот наконец-то эта подавленная боль всплыла.
«Талисман» нездоровой семьи смешит всех именно потому, что дома тяжело. За шутками проблема как будто исчезает. Сам ребенок платит за это отказом от своих истинных чувств. Под маской шута могут накапливаться гнев и ярость, но он продолжает смешить публику.
Похожие:
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Б. Н. Филлипса), особенности юмора (опросник «Отношение к юмору в семье», авторский вариант; опросник диагностики стилей юмора Р…. | Уровень и тип чувства юмораЦелью нашей разработки является выделение основных типов чувства юмора, которое может служить основой создания в дальнейшем стандартизированных… | ||
«Шестнадцать личностных факторов» опросник… | Диссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология…Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств | ||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий | Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места | ||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий) | Экспериментальная психологияУчебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,… | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы…«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Арнольд Минднлл гео-психология в шаманизме, физике и даосизмеНаша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела… | ||
Программа дисциплины Организационная психология для направления 37….Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37. 03. 01 «Психология»… | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена…Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному… | ||
Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу…Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология… | Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу…Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология… | ||
Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология…Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена…Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному… |
Инструкция, руководство по применению
Где еще можно встретить клоуна
С 2018 года Константин работает штатным клоуном в «Хорошколе» — первым в России школьным клоуном. «Хорошкола» — это частная школа с самой крупной сетью психологической поддержки детей в школе в России: в ней 23 психолога и… два клоуна: Костя и его жена Ольга. Задача клоуна в школе — быть между психологом, учителем и ребенком, быть другом детей, но взрослым. Благодаря этому клоуну могут рассказать то, что не расскажут психологу или учителю.
С женой Олей. Фото: Анна Данилова
— Я — переводчик со взрослого языка на детский и обратно, посредник, я могу свести ребенка с психологом, к которому он сам не подойдет и не скажет о своей проблеме, в результате психологи фиксируют проблему еще на стадии зачатия и работают с ней.
В школе Косте очень хорошо — не в последнюю очередь потому, что он там просто клоун, а не руководитель. Он работает и в детском саду школы, и когда надо, играет антигероя или героя в истории-квесте, помогает с игрой психологу, а нейропсихологу — в работе с мозгом.
Понятно, хоть и немного странно, видеть клоуна в детской больнице или в школе, но совсем удивительно встретить его в паллиативном отделении или в доме престарелых.
Взрослые пациенты реагируют на них по-разному. Бывает, что прогоняют, говорят: «Чего вы пришли?» И сложность работы со взрослыми состоит в том, что к ним надо приходить с чем-то конкретным.
Иначе они слышат от взрослых пациентов: «Что вам надо?», «Мне не нужно ничего!», «Уходите, я неверующий»…
Фото: Константин Седов / Facebook
— Мы с Олей, моей женой, ежеквартально ездим в дом престарелых в Дубне, — говорит Костя. — Там лежат мужики по 50-60 лет и 80-90-летние бабушки, инвалиды, никому не нужные после инсультов. У кого-то из них есть дети и внуки. У одной бабушки, например, трое детей, восемь внуков, шестнадцать правнуков, и она в доме престарелых. При этом она абсолютно сохранная, с ней все в порядке, кроме памперсов — но она сломала шейку бедра, и ее сдали в дом престарелых, чтобы не возиться. Она хочет вылечиться и выйти, но ее уже никто не ждет: квартиру продали, и там живут другие люди… Вот такие истории меня убивают.
ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
|
Однажды я понял, что умею смешить
Сегодня мы не каннибалы в прямом смысле, но в переносном готовы оговорить, унизить, уничтожить любого, кто вызовет нашу неприязнь. Издавна на роль жертвы были определены люди со зрительным вектором. Не все, но те, чьё состояние колеблется в рамках «страшно – не так страшно». Они как будто притягивают к себе всевозможные проблемы и несчастья: от постоянных болезней по причине слабого иммунитета до придирок коллег, родных или случайных знакомых и даже оговора.
Когда возникает ситуация, что подрастающий зрительный ребёнок, ещё не развившийся в состояние сопереживания другим, ощущает постоянную тревожность и угрозу от окружающего мира, он непроизвольно будет искать способ поведения, который снимет с него постоянный страх. И одним из таких механизмов становится ирония, юмор, способность вызвать у других смех.
Я никогда не был уверен, что мама любит меня. А я её очень любил. Она ругала меня, а я ластился и выпрашивал доброе слово, искал её любви. Однажды мне удалось её рассмешить. Невероятно: она смотрела на меня и не кривила презрительно губы, а улыбалась! Мне!.. Я был счастлив. И решил, что хочу видеть мамину улыбку вместо ругани и поучений. И это меня изменило.
Интересно, что привычка «юморить» снимает не только напряжение у других, но и у самого зрительника. Механизм смеха действует равно на всех: он даёт облегчение. Снижает давление культуры на нашу природную неприязнь. То есть нам уже легче совершать действия и выражать своё «фи» по отношению к окружающим, которое мы обычно не можем себе позволить. Ибо «фи» – это не принято. Это стыдно и некрасиво.
Расти, юморист, большой и маленький
Ребёнок снова и снова применяет этот трюк. Сознание, обнаружившее лазейку в этом недружелюбном мире, непроизвольно выхватывает внимательными зрительными глазками анекдоты, смешные сценки на улице. Потом эти истории рассказываются в компаниях. Высокий интеллект зрительного вектора и его способность расцвечивать и эмоционально окрашивать любое повествование превращают рассказ в театральное представление. Все хихикают, смеются.
Он уже не жертва, он уже – герой. Его теперь не унизят, не уничтожат и не причинят вреда. Ведь он тот, кто их веселит. Может, со временем его назовут душой компании. Ирония судьбы: призванный повышать уровень культуры через сопереживание и сострадание слабым, он смеётся над ними, потому что приучен защищать не их, но себя.
Я начал тренироваться: выучил несколько анекдотов, старательно запоминал шутки, рассказанные другими. Кривлялся и гримасничал. Сначала неуверенно, потом – всё успешней и успешней. Я стал душой компании, звездой вечеринок… Но по окончании праздника ощущал опустошённость. В моей душе не оставалось ни одной эмоции, одна тоска… «Эгей, чувак, ты чего такой смурной? Расскажи, что там был за анекдот?» Друзья, ещё вчера толпившиеся вокруг меня, переставали звонить, когда я был без сил. Им нужен был не я. Им нужен был только клоун, смешивший их. В такие моменты я впадал в отчаяние и страх, что меня никто не любит и что я никому не нужен.
Зрительник, в отличие от человека с оральным вектором, вызывает у других смех, прилагая усилия. Будучи поставлен в условия необходимости выживания, он обнаруживает, что есть то, что снимает направленную на него неприязнь. И даже создаёт аналог эмоциональной связи, объединяющий не на сопереживании и культуре, а на снятии неприязни.
Тонко чувствующий чужие эмоции, способный ощущать огромный спектр своих и чужих чувств, он умело дирижирует смехом. И, наблюдая возможный конфликт, старается заранее его нивелировать, чтобы случайно не оказаться жертвой. Грустная борьба за своё выживание под маской вечного шута – вот судьба того, кто не знает других способов быть счастливым.
КАК ПОМОЧЬ
«Талисману», как всякому ребенку, необходимо чувствовать к себе внимание и любовь самых значимых близких – родителей. Ему необходимо обрести надежный, безопасный дом
Требуется научить его открыто и свободно выражать свои чувства, не участвовать более в поддержании «секрета семьи», найти друга, которому можно доверять.
Уделяйте ему как можно больше внимания, постарайтесь узнать его, общаясь один на один. Помогайте ребенку открыться вам. Хотя внешне такие дети производят впечатление счастливчиков, они очень нуждаются в заботе о себе. Если они вам доверяют, они сбросят маску и обнажат свои истинные чувства.
Используйте рассказы как средство, которое позволит ребенку понять, что испытывать такие чувства, как гнев, печаль, негодование, ярость, – нормально. Расскажите ему о другом «мальчике», который всегда смеется, но при этом сильно страдает.
Поиграйте с куклой-клоуном, объясняя, что может чувствовать клоун (например, грусть), когда он смешит окружающих. Затем позвольте ребенку использовать куклу для выражения своих чувств. Вовлекайте его в другую творческую деятельность – музыку, рисование, лепку и другое.
Не упускайте случая подчеркнуть уместное выражение ребенком своих чувств. Указывайте, что мы смеемся над нелепыми вещами, но мы становимся печальными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо
Если ребенок смеется, когда кому-то плохо, обратите на это его внимание. Ни в коем случае при этом не раздражайтесь: «Когда Вася упал и ушиб ногу, ему было больно – это не забавно».
Старшим детям можно предложить вести дневник с ежедневными или еженедельными записями, дав слово, что никто, кроме вас, его не прочтет
Объясните ребенку, что он может говорить с вами обо всем, что его волнует, и в любое время – устно или через дневник.
САМОПОМОЩЬ
Если ваша роль была «талисман семьи», то напишите несколько предложений об этом.
1. Как я вел себя
2. Как это повлияло на мои чувства
3. Другие последствия этой роли
Прочитайте, что получилось. Хотите ли вы и далее оставаться «талисманом»? Измениться – в вашей власти, ведь «никогда не поздно иметь счастливое детство»!
Беседовала Ирина Соловьева
Мы видим в ребенке партнера по радости
– В одном из интервью вы сказали: «Страшен теперь не выговор от начальства, страшно недоработать». Как вы понимаете, что доработали?
– Доработать – это так грамотно распределить свои силы по всему отделению в больнице, чтобы последние палаты не были халтурой и технической работой. Чтобы хватило сил на всех
Это важно
– Какие типажи родителей вам встречаются и как складываются отношения с врачами?
– Врачи разные. Бывают суровые, есть те, кто обожает детей, но без эмоций, некоторые готовы обнимать, целовать и на руках носить. Мы пытаемся с каждым общаться как с равным партнером. Так же и родители: разговорчивые, неразговорчивые, с юмором, надменно грубые, но на самом деле добрые, закрытые, плачущие – они все разные. Стараемся к каждому найти подход, чтобы никого не ранить и не напугать.
Все, что вызывает у ребенка улыбку или усмешку через родителя, тоже замечательно. Когда улыбается мама, улыбается и ребенок. Они же единое целое, особенно в первые годы жизни.
– Больничным клоунам приходится наблюдать за болезнью ребенка и вместе с этим шутить?
– Мы видим ребенка, но не его болезнь. Мы видим партнера по игре, партнера по радости. Про болезнь, например, что это онкология, мы догадываемся, потому что работаем в онкологических клиниках, в иммунологических и ортопедических отделениях. Но мы не врачи, мы не ставим диагнозы, не прогнозируем и не боремся с болезнью.
Мы со скукой боремся, с равнодушием, ленью, пассивностью. Даже не боремся, а взаимодействуем, чтобы как-то расшевелить это добровольно, мягко и ненавязчиво. Мы создаем настроение. И нам полегче. Конечно, иногда видим родительские слезы, но я не встречал горюющих детей. В больнице все равно остается детство.
– Вы сказали «партнер по радости». Больничного клоуна так и называют?
– Это фраза из французского кодекса больничных клоунов. Мы его перевели и адаптировали. Не брать деньги и благодарности, не обсуждать процесс лечения, не навредить, не спорить с врачом, не навязываться родителям и ребенку – его краткое содержание.
ВЗРОСЛОСТЬ
И во взрослости «талисман» продолжает избегать ссор, пытается всех веселить, шуткой снять напряжение, развлечь. Нередко профессионально он и вправду идет в индустрию развлечений, где есть возможность поднимать настроение у окружающих, либо выбирает так называемую «помогающую» профессию (врач, психолог, социальный работник).
Это человек с хорошим чувством юмора, большим запасом шуток и острот, в любой компании он, не растерявшись, расскажет анекдот или смешную историю. Таких людей любят приглашать в гости, они часто оказываются в центре внимания, знают, как развлечь окружающих, снять неловкую паузу, замять назревающий скандал. Но и в 40 лет он останется шутом, которого окружающие люди по большому счету всерьез воспринимать не будут.
«Талисман» слишком много энергии отдает показной стороне своего поведения: он гиперактивен, импульсивен, но очень одинок и не умеет быть самим собой. В зрелые годы у него могут трудно складываться доверительные взаимоотношения. Он может казаться слишком независимым, а на самом деле он просто не умеет сближаться с людьми. При этом отказаться от роли «талисмана» трудно, в подсознании навыки таких способов «выживания» уже закреплены. Коль скоро однажды что-то помогло, мозг программирует это поведение и на будущее – помогло раз, поможет и другой, и третий.
Большинство людей опасаются огня, потому что однажды обожглись. Дети же из нездоровых семей могут подставить себя «огню» (то есть тому, что причиняет боль) только потому, что «знакомы» с огнем с детства. Неизвестность страшит их больше, чем знакомые неприятности.
Эксцентричность, как отражение проблем с самооценкой
Дежурные шутники зачастую испытывают сложности с самооценкой. За игрой на публику скрывается неуверенность в себе, которая компенсируется жаждой признания желанием быть в центре внимания. Такие люди, обычно, глубоко убеждены, что без игры на публику они будут неинтересны.
Какой бы всесторонней и занимательной личностью не был человек, окружающим он становится интересен только как профессиональный шутник. Все ждут от него именно такого поведения, и со временем перестают воспринимать всерьез. Осознание этого факта наносит еще больший удар по самооценке.
Вам также может быть интересно:Низкая самооценка – пути преодоления
Смерть – это горечь утраты, но и радость обновления
– Константин, а к вере вы как пришли?
– Наверное, было два момента. После похорон друга я начал задумываться о смерти и бессмертии, о душе. Потом стал работать волонтером фонда при РДКБ, а в клоунскую одежду переодевался в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
И фонд, и храм находятся прямо в здании больницы, в большом зале. Их основал еще отец Александр Мень. А тогда настоятелем храма был отец Георгий Чистяков. Я с ним познакомился, ходил на службы, причащался. Вот такой получился двойной приход к вере.
– Наверное, как многие родители и врачи, вы искали ответ на вопрос, почему болеют дети?
– Ну да… Потому что все болеют. Кто-то тяжелее, кто-то меньше. Главное – чтобы мы, не опуская руки, до конца лечения делали все возможное, чтобы ребенку было легче, чтобы его спасти. Тогда это хорошая история, чем бы она ни закончилась.
– А что вы думаете о смерти?
– Я думаю, смерть – это данность, которую никто не может изменить. И в этом, конечно, есть горечь утраты. И радость, что жизнь идет, обновляется и что-то изменится сегодня, завтра, через 20 лет. На семинарах по смерти мы говорим: «Вот представьте, никто не умирает. Буквально через пять лет начнется перенаселение. Ни воды, ни еды, ни воздуха не хватит. Начнется ад». Законы природы работают на сохранение вида, и в этом ее мудрость.
– Всегда было такое отношение?
– Мне кажется, что ничего не поменялось. Как я поставил себе маяки лет 12 назад, так они и остаются. Появились дети, переживаешь за их жизнь, здоровье, за свою, немножечко больше нервничаешь. Но то, что ты думаешь, не отдалит твой уход. Фрустрация иногда начинается, но она бессмысленна.
– У вас есть рецепт оптимизма?
– Оптимистом можно быть везде. Без оптимизма смысл существовать есть, а смысла жить нет.
А как этому научиться, я не знаю. Учиться своими желаниями. Делать то, что нравится. А если это дело еще и для кого-то, то есть социально значимо и полезно, это вообще круто. Мне повезло, я нашел такое предназначение, призвание.
– Когда вы это поняли?
– Ровно 12 лет назад. В 2005 году. Понял, что это гигантский обмен энергиями. И я результат вижу здесь и сейчас. Я очень нетерпеливый. Мне нужно, чтобы результат «Оп!» и был. А не чтобы семечко бросил, и только через полгода оно прорастет. Я засну! А результат за секунду я люблю. И дети эту возможность мне предоставляют.
Дети и психология общения
Всё то касается и взрослых, но дети страдают от схемы созависимых отношений «Первый-Второй-Окурок» гораздо сильнее. А всё потому что, если для взрослых общение не является жизненной необходимостью, то для детей на некоторых этапах их развития общение — самая главная ценность. Поэтому именно дети порой согласны вынести всё. Лишь бы заполучить общение.
***
Когда дети впервые отрываются от родителей, и пытаются адаптироваться в социуме, перед ними стоит главная задача — найти себе круг общения среди сверстников.
Задача найти себе друзей у маленького человека — самая насущная и первостепенная, примерно как у оперившегося птенца — стать на крыло, а у городской красавицы — достать себе норковую шубу «как у Маши».
Объяснять на этом этапе ребёнку, что ему не нужны «такие» друзья, а ему должно быть хорошо с мамой, папой, бабушкой и компьютером — нелепость.
Ребёнок ищет друзей? Есть спрос… Значит, будет и предложение.
Но каким будет это предложение?.. Как всегда бывает с теми, кому не терпится купить — самое несвежее…
К сожалению, среди вакантных мест в невидимой «газете бесплатных предложений» есть только места… окурков.
И страдающий от неуверенности в своей привлекательности для мира сверстников ребёнок вынужденно занимает эту скорбную нишу. Ведь теперь у него появились самые настоящие друзья, с которыми можно переписываться и перезваниваться, гулять во дворе, ходить по школе, настоящие друзья — целых… двое…
Ребенок может послать, а умирать в проеме двери может только клоун
Клоунов, которые регулярно ходят к тяжелобольным детям, часто спрашивают: «Ребята, вы что, железные?» Нет, они обычные, и секрет того, что они могут изо дня в день входить в палаты, где лежат дети с самыми тяжелыми диагнозами — в том, что для них это работа и возможность помочь, а не смотреть со стороны.
— Когда я пошел в супервизию и стал не клоуном, а наблюдателем — то есть приходил со своими клоунами и смотрел на то, как они работают, — вот тогда мне было очень тяжело, именно потому что там я был просто человек, который все это видел и сидел в стороне, ничего не делая. Стало тяжело, когда у меня появились свои дети, потому что все больные дети стали похожими на моих детей. Я работаю с психологом и прорабатываю эту проблему, потому что иначе невозможно вообще будет работать.
С детьми. Фото: Анна Данилова
Клоун приходит не к больному ребенку, не к пациенту — он приходит просто к ребенку и играет с ним, понимая его ограничения и возможности. С ним можно то, что нельзя с другими, и для ребенка, находящегося в сложном психологическом состоянии, в одних и тех же условиях, в тяжелых физических ощущениях, это становится отдушиной.
— Ребенок может послать меня, — говорит Костя, пожимает плечами и мгновенно начинает играть немного обескураженного клоуна: — «Ну ладно, я пошел, дорогу знаю, я там уже был». — Он, не вставая с места, идет к двери, и я каким-то непостижимым образом вижу, что он доходит до дверного проема и оборачивается: — «Можно я посижу у тебя? Нет? Хорошо, хорошо, подальше — так подальше».
«С гуся вода» приходит не сразу, и в первые три-четыре года агрессия все-таки царапает, и с этим надо работать. Клоуны представляют себе мусорное ведро и всю агрессию выбрасывают туда.
— Моему сыну три года, — говорит Костя, — и когда он говорит: «Я тебя не люблю, уйди, папа», что, я буду обижаться, что ли? Нет, конечно, потому что я понимаю, что это ребенок, он не контролирует свои эмоции — даже взрослый не контролирует под гормонами и химией, и не должен. Но у нас есть границы: мы не позволяем себя унижать матом и физическим насилием. Все остальное — можно. «Пошел вон!» — «Куда вон идти?» — «Туда! Все, уходи!» — «Все, ухожу, хорошо. Больше не буду шутить. Все, пошел».
С сыном. Фото: Анна Данилова
Иногда клоуна останавливают и возвращают обратно. Бывает, например, так: «Слушай, ты меня уже выгнал, дай хоть минуту посидеть, отдохнуть». — «Ладно, сиди, отдыхай». И дальше завязывается какая-то история: «Во что играешь? А, я тоже, я там всех поубивал». Клоун видит что-то, за что можно зацепиться, потому что клоуны — это профессиональные «цеплятели», и их задача — развить коммуникацию и контакт через что угодно. «А что за игрушка лежит, твоя или не твоя? О, давай поиграем» — и так далее. Надо найти то, что интересно ребенку. «Во что ты хочешь играть? Давай ты будешь в меня стрелять, а я умру?» Потом клоун стреляет в него, но у ребенка бронежилет и так далее. История заканчивается тем, что клоун умирает 15 тысяч раз в проходе двери — и ребенок хохочет. Кто еще будет умирать у него в дверях? Врач, медсестра, мама, психолог? Нет, только клоун.
Почему люди боятся клоунов
Поведение клоунов может выглядеть жутким
Социальный психолог Франсис Т. Макандрю, который давно занимается изучением боязни клоунов, в 2016 году опубликовал детали исследования, которое может помочь понять, почему все больше людей начинает бояться клоунов.
Со своими коллегами, он изучил 1 341 участников исследования в возрасте от 18 до 77 лет. Всех участников попросили заполнить опросник, связанный с характеристиками и поведением клоунов, которые им показались жуткими.
Результаты показали, что клоны мужчины считаются более жуткими, а их непредсказуемое поведение, например, странные взгляды, заставляет людей чувствовать себя некомфортно.
Такие вещи как большой рот или выпуклые глаза люди не считают жуткими, однако эти детали, дополняя общую картинку, делают поведение клоунов более жутким, особенно если клоуны используют вульгарные шутки (если дело касается корпоративов).
По словам психолога, испуг появляется, когда человек не знает, что его ждёт, и он не знает, стоит ли ему чего-то опасаться.
Например, было бы грубо и странно убежать посреди разговора с тем, кто вам кажется немного жутковатым, но на самом деле, безвредным. В то же время, не стоит игнорировать свою интуицию, и быть настороже, в случае, если собеседник всё-таки представляет собой угрозу. Амбивалентность заставляет нас замереть, молча стоять на месте, и чувствовать дискомфорт.
Вы их не знаете
Существует теория, одобренная канадским психологом Рами Надером, что чрезмерный макияж маскирует истинную личность человека, и это настораживает.
У них большие, искусственные, раскрашенные лица, которые не показывают, что, на самом деле, чувствует клоун. Кроме этого, все знают, что не бывает постоянно счастливых и улыбающихся людей, а у клоуна все время большое, счастливое и улыбающееся лицо. По сути, вы знаете, что клоун вас обманывает.
Действия клоунов также заставляют нас быть наготове, потому что никто не знает, собирается ли он прыгнуть на вас, кинуть в лицо пирог и лопнуть перед вами шарик. Они выглядят как человек, но немного искаженным, что вызывает чувство дискомфорта.
Клоун с его нарисованным выражением счастья ограничивает диапазон чувств, которые мы должны чувствовать, говорит нейробиолог Джордан Гейнс Льюис в своём блоге. Клоун настаивает на том, чтобы мы смеялись. Возможно, нам не хочется смеяться, и тогда ситуация становится, в лучшем случае, неловкой, а в худшем ужасающей.