20 когнитивных искажений и как они влияют на нашу жизнь
Когнитивный диссонанс это. Что такое когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс — это состояние мысленного или психологического дискомфорта, вызванное столкновением конфликтующих идей, поступков, убеждений, эмоций или чувств. Возникает, когда человек получает неожиданную информацию, отличную от его прошлого опыта . Или когда становится свидетелем непредсказуемых действий, необъяснимых событий. В основе механизма когнитивного диссонанса лежит простая, но частая ситуация: наличие двух взаимоисключающих желаний.
Диссонанс является противоположностью баланса, к которому стремится наш мозг. Согласно теории баланса люди предпочитают гармонию и последовательность в своих знаниях о мире. Психике тяжело находиться в состоянии тревожного несоответствия. Поэтому, чтобы уменьшить психологический дискомфорт от внутреннего конфликта, человек меняет свое мнение, придумывает оправдание изменению, а впоследствии изменяет и поведение. Так он сохраняет свое душевное равновесие.
Парадокс состоит в том, что чем больше человек отстаивает свое поведение, тем более охотно меняет свои убеждения при смене обстоятельств . Например, в минуты опасности, после катастроф атеисты становятся истовыми верующими. Поговорка «в окопах атеистов нет» как раз об этом. Что еще? Непримиримые мачо-женоненавистники после женитьбы становятся заботливыми мужьями, а патриоты после эмиграции в другую страну активно перестают любить бывших соседей.
Как наш мозг уменьшает дискомфорт при когнитивном диссонансе
Допустим, вы курите и получаете информацию о вреде курения. Существует 4 способа сохранить душевное равновесие.
Изменить поведение: «Я бросаю курить, чтобы сохранить здоровье свое и своих близких».
Обосновать свою привычку, добавить новые факты: «Я буду выкуривать меньше сигарет или заменю их менее вредными».
Изменить самооценку или важность принятия решения: «Если я брошу курить, поправлюсь (стану обозленным). От этого мне и моим родным будет еще хуже».
Игнорировать данные, которые противоречат убеждениям: «Я знаю курильщиков, доживших до 90 лет
Так что сигареты не такие уж вредные».
Перечисленные механизмы помогают не только избежать внутреннего напряжения, но и уйти от межличностных осложнений. Так, например, мы жалуемся незнакомым людям на супругов, тем самым снимает внутреннее напряжение. Поступив плохо, ищем союзников. Придумываем оправдания измены супругов, не замечаем некрасивые поступки детей. Или наоборот – преуменьшаем карьерные достижения конкурентов, объясняя их банальным везением, лицемерием, блатом.
Теория когнитивного диссонанса и ее доказательства
Определение когнитивного диссонанса – одно из базовых понятий в психологии. Автором теории и множества экспериментов стал американский психолог Леон Фестингер (1919-1989). Он сформулировал определение и две основные гипотезы:
- Гипотеза 1: испытанный человеком в определенной ситуации мысленный дискомфорт будет мотивировать его в дальнейшем избегать подобных ситуаций.
- Гипотеза 2: испытывающий психологический дискомфорт человек любыми способами будет стремиться к уменьшению мысленного дискомфорта.
По мнению автора теории причинами когнитивного диссонанса могут быть логически несовместимые вещи, культурные обычаи, противостояние мнения одного человека общественному мнению и болезненный прошлый опыт. То есть пословица «обжегся на молоке, дует на воду» как раз описывает нежелание человека повторить негативный или болезненный прошлый опыт.
Теорию Леона Фестингера подтверждают эксперименты и исследования активности мозга, проведенные на томографе. Во время эксперимента испытуемому создавали условия для простейшего когнитивного диссонанса (показывали листок красного цвета и называли другой цвет) и сканировали активность мозга на томографе. Результаты томографии показали, что при внутреннем конфликте активизируется цингулярная кора головного мозга, отвечающая за контроль определенной деятельности, выявление ошибок, мониторинг конфликтов, переключение внимания. Потом условия эксперимента усложнялись, испытуемому давались все более противоречивые задания. Исследования показали: чем меньше оправданий для своего действия находит испытуемый, тем большее напряжение испытывает, тем больше возбуждается эта область мозга.
История
Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.
Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.
Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.
Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лигвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д.Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон (англ.)русск. смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.
С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос должен ли искусственный интеллект ведущий себя как человек быть устроен как человек.
Возникновение
Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения. Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос, существует ли мир, когнитивная наука отвечает: «Неизвестно, но существуют наши представления об этом мире». С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.
Литература
Сайт: ИПУ РАН, Сектор-51 «Когнитивный анализ и моделирование
ситуаций»: https://www.ipu.ru/labs/lab51/projects.htm.
Кулинич А.А. Субъектно-ориентированная система концептуального моделирования
«Канва». Материалы 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и
управление развитием ситуаций». Москва, октябрь, 2001 г.
Аноприенко А.Я. От вычислений к пониманию: когнитивное компьютерное
моделирование и опыт его практического применения на примере решения проблемы
Фестского диска // Научные труды Донецкого государственного технического
университета. Выпуск 6. Серия «Информатика, кибернетика и вычислительная
техника» (ИКВТ-99). — Донецк: ДонГТУ. — 1999. — С. 36-47
Аноприенко А.Я Когнитивные мегакарты: опыт реконструкции культурообразующих
моделей и образов мира // Научные труды ДонНТУ. Выпуск 39 — Донецк: ДонГТУ.
— 2002 — С. 206-221
Шемакин Ю. И. Начала компьютерной лингвистики : Учеб . пособие . М
.: Издательство МГОУ , А /О «Росвузнаука «, 1992.
Геловани В.А., Башлыков А.А., Бритков В.Б., Вязилов Е.Д. Интеллектуальные
системы поддержки принятия решений в нештатных ситуациях с использованием
информации о состоянии природной среды: Едиториал УРСС. – 2001.
Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения:
Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138с.
ЗенкинА.А, .ЗенкинА.А., Когнитивная Реальность:Порождение Творческих
Решений В Науке, Образовании, Управлении. //Труды Международной конференции
«Пользовательский интерфейс в современных компьютерных системах».
— Орел, Россия, 1999
Chernoff H.: «Using faces to represent points in K-dimensional
space graphically», J. ASA, 1973, № 68.
При написании реферата (июнь 2006) магистерская
работа еще не завершена. Окончательное завершение — январь 2007г. Полный
текст работы и все материалы по теме могут быть получены у автора или
его руководителя после указанной даты.
Литература
- Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
- Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
- Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
- Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
- Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Пер. с англ. А. Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Сост. Грязнов А. Ф. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361—375.
- Churchland, P. S. (1986) Neurophilosophy: Towards a Unified Theory of Mind Brain, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
- Fodor, Jerry (1998). Concepts: Where Cognitive Science Went Wrong. New York: Oxford University Press
- Jackendoff, R. (1987) Consciousness and the Computational Mind, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
- Pinker, S. (1997). How the Mind Works. presented at the New York, New York: W. W. Norton & Company
- Varela, F., Thompson, E. and E. Rosch (1991) The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience, Cambridge, MA: MIT Press
Когнитивизм в психологии это. Когнитивная психология
Слово «когнитивный» происходит от латинского слова cognitio — знание. Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку он находится в мире информации, которую необходимо понимать, оценивать, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие,
2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, поскольку мысли и чувства, которые испытывает человек, тоже разные.
Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы на этом заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени совершает субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.
Американский психолог Альберт Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано, прежде всего, иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу замещаются новыми, более эффективными формами, т.е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.
Другой американский ученый Аарон Бек указывал на то, что «то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу — мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске — мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху — мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться в силу собственной несостоятельности.
Когнитивные нарушения и расстройства
Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.
В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.
Когнитивные расстройства возможны по такой причине:
- травма;
- инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
- инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
- онкологические образования;
- диабет;
- инсульт;
- психические заболевания (шизофрения);
- старение.
В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.
Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.
Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.
Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.
Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.
При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы
При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов
Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.
Когнитивная психология плюсы и минусы. Сущность когнитивной психологии
Когнитивная психология – это психология познания, она изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы – от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения
Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы – от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.
К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.
Когнитивная психология рассматривает человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями.
Методом анализа психики как когнитивной системы в когнитивной психологии стал микроструктурный анализ познавательных процессов.
Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ – компьютерная метафора . Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль.
Серьезное достоинство когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.
В когнитивной психологии предполагается, что информация перерабатывается поэтапно , причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме
Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.)
При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Поэтому результаты исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции.
Вместо заключения
Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.
Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д
Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.
Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:
- «Когнитивная психология: история и современность», хрестоматия;
- «Когнитивная психология», Р. Солсо;
- «Когнитивная психология», Д. Ушаков;
- «Когнитивная психология», А. Д. Роберт;
- «Когнитивная эволюция и творчество», И. Меркулов;
- «Маленькая книжка о большой памяти», А. Лурия;
- «Миметика глупости», Крупенин А. Л., Крохина И. М.;
- «Ваша память», А. Бэддели;
- «Невидимая горилла», Д. Саймонс, К. Шарби;
- «Познание и реальность», У. Найссер.
И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!
4 Выводы
В ходе данной работы были изучены цели и задачи когнитивной
компьютерной графики и моделирования. Рассмотрена их классификация.
Были изучены пакеты и инструментальные средства, реализующие идеи когнитивных
наук.
Установлено, что когнитивное моделирование и графика являются на сегодняшний
день перспективными, быстро развивающимися направлениями компьютерных
наук, охватывающими достаточно широкий класс прикладных задач.
Наиболее перспективным на сегодняшний день направлением когнитивного компьютерного
моделирования на нашем рынке является создание ситуационных центров и
экспертных систем, позволяющих принимать решение в трудно формализуемых
задачах и обладающих доступным для обычного пользователя интерфейсом.
Так как такие системы все больше начинают пользоваться спросом в бизнес
среде.
Существующие западные версии таких систем стоят достаточно дорого, реализуются
на дорогостоящем оборудовании и трудно доступны для понимания обычного
пользователя.
Это с одной стороны открывает еще одну незаполненную нишу на рынке труда,
так как наблюдается дефицит специалистов в области обслуживания и настройки
таких систем. А с другой стороны дает возможность конкурировать отечественным
разработчикам, за счет более низкой себестоимости.
Ниже представлен апплет моделирующий лица Чернова для разных состояний
пациента. Размеру глаз соответствует температура пациента, кривизне улыбки —
верхнее давление (грустная улыбка — высокое давление) и наличию/отсутствию боли в горле
соответствует наличие/отсутствие ушей пиктографика.
Апплет появится ниже в браузере, поддерживающем Java.