Психологическая энциклопедия когнитивные карты (cognitive maps)

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология — раздел психологической науки, изучающий те процессы, посредством которых мы получаем, обрабатываем, храним и используем знания об окружающем мире. Одно из знаковых достижений этого психологического направления – обнаружение взаимосвязи между мыслительным процессом и нейрофизиологической активностью. По сути, когнитивная психология – это научное исследование мыслящего разума, обращенное к вопросам:

  • Как человек выделяет, отбирает сведения об окружающем мире.
  • Как выстраивает в сознании целостный образ того или иного объекта.
  • Как перерабатывает информацию в знания, формирует понятия, создает ассоциации.
  • Как запоминает, в каком виде хранит полученные данные.
  • Как думает, рассуждает, какими словами выражает свои мысли.
  • Как обобщает, выстраивает категории, принимает решения.
  • Как анализирует связи и отношения между объектами действительности.

Название этого раздела происходит от английского «Cognitive Psychology» и буквально переводится «Психология познавательных процессов». Различают две группы процессов. Первая – поставляет нам сведения из окружающего мира (сенсорные качества). Вторая – перерабатывает, организует, архивирует информацию (мозг и сознание).

В центре когнитивного подхода находятся исследования структуры и организации памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, мышления. То есть полностью охватывается весь спектр психических процессов и сфер поведения. Исследовать все задачи одними знаниями по психологии сложно. Поэтому психология познавательных процессов является частью большой исследовательской области, где задействованы еще пять дисциплин: философия, антропология, лингвистика, нейронаука, компьютерные науки.

История

Кардинальная смена подхода к человеческому сознанию произошла в 30-е годы XX века. До этого психология была условно разделена между двумя течениями: бихевиоризмом, сконцентрированном на поведении, и психоанализом, занимающимся бессознательным. В 1948 году американский необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивная карта». Это некий целостный образ, который формируется на основании предыдущего опыта и влияет на дальнейшее поведение человека.

У когнитивной научной (контр)революции есть официальная дата рождения – 11 сентября 1956 года. Это дата симпозиума, на котором ученые представили первую модель искусственного интеллекта. Благодаря этому революционному прорыву когнитивная психология сошла со страниц научных книг и стала междисциплинарным направлением, применимым в реальной жизни. На ее развитие повлияли три фактора:

  • Во время Второй мировой войны необходимо было обучать военных использовать сложную технику, решать проблему нарушенной концентрации.
  • При разработке искусственного интеллекта (ИИ) нужно было заставить его вести себя осмысленно.
  • Необходимо было начать лингвистические исследования и разработать новый способ анализа структуры языка.

Решить эти проблемы с помощью формулировок бихевиоризма или позитивизма оказалось невозможно. Зато знаковую роль в становлении новой психологической науки сыграла гештальтпсихология. Принципы системности и целостности образа распространили на все уровни познания: от восприятия и мышление до мотивации и общения.

Когнитивный подход в психологии основывается на компьютерной метафоре познания. То есть познавательный феномен человеческого восприятия и мышления сравнивается с компьютером, у которого есть устройство ввода-вывода, кратковременная и долговременная память, центральный процессор, способный обработать ограниченное количество информации. Из предложенной модели вытекает теория о том, что психика обрабатывает информацию поэтапно. То есть информация из внешнего мира становится знанием после сложной цепочки преобразований.

История

Формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах.

Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также.

Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счёт компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лигвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д.Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон (англ.)русск. смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

С момента возможности проведения прямого исследования мозга такими средствами как МРТ с одной стороны когнитивные модели получили возможность усовершенствования, с другой стороны стал вопрос должен ли искусственный интеллект ведущий себя как человек быть устроен как человек.

Представители

Направление получило название благодаря Д. Брунеру. Он активно писал научные труды о когнитивизме в психологии, проводил эксперименты и даже создал специальный центр. За свою жизнь он немало изучал память, мышление, речь, все это позволило внести ему значительный вклад.

Самым известным в данной области стал Жан Пиаже. Он активно занимался экспериментами с детьми. В ходе них ему удалось выявить немало закономерностей в развитии мышления.

Например, Пиаже считал что первая стадия развития интеллекта длится до двух лет

Когнитивный психолог, У. Найссер, в своей книге рассказывал об особенностях познания. Дж. Келли дополнил его работу теорией личностных конструктов. Согласно ей, познавательная деятельность максимально направлена на предсказывание будущего.

Связь когнитивной психологии и нейробиологии

Модели когнитивной психологии не строятся напрямую на основании нейробиологических опытов как МРТ, так как МРТ показывает активации весьма крупных и многофункциональных областей мозга, которые не позволяют выявлять детали мыслительных процессов. Когнитивные психологи обычно изучают поведение человека более простыми и более однозначно трактуемыми опытами. Например, изучают чтение в основном по изучению саккад глазного яблока или по чтению обрывков текста. Этот метод изучения поднимает вопрос соответствия моделей когнитивной психологии и достижениям нейробиологии, то есть соответствуют ли модели когнитивистов реальному устройству человеческого мозга. Общий подход когнитивных психологов, что если модель хорошо объясняет поведение человека и согласуется с экспериментами, то данные нейробиологии имеют второстепенное и вспомогательное значение. Такой эмпирический подход когнитивных психологов вызывает возражения нейробиологов, которые апеллируют к тому, что когнитивисты по-сути создают модели искусственного интеллекта, которые демонстрируют поведение сходное с человеком, но внутри устроены иначе физиологии человека. С другой стороны, подход когнитивистов прямо направлен на удовлетворение критерия теста Тьюринга. Существенная часть когнитивистов положительно воспринимает новые данные нейробиологии и применяет их на стадии валидации своих моделей. В частности теория дуальных процессов обучения опирается и на данные МРТ.

Общее описание

Когнитивное направление в психологии изучает познавательную деятельность. В ней условно выделяют две группы процессов: сенсорная и мозг с сознанием. Первая отвечает за поступление информации извне, вторая – за переработку. Когнитивный подход в психологии исследует память, восприятие, мышление, воображение, ощущение.

Важно! В дисциплине принимают участие такие отрасли, как лингвистика, антропология, нейронауки и другие. Данное направление очень актуально в современном мире

Оно позволяет работать над улучшением искусственного интеллекта. Это применяется не только для создания роботов, но и разработки интерактивных протезов

Данное направление очень актуально в современном мире. Оно позволяет работать над улучшением искусственного интеллекта. Это применяется не только для создания роботов, но и разработки интерактивных протезов.

Когнитивная психология – это особое направление в науке. Ее последователи считают, что познание окружающего мира начинается с впечатления.

Психологическая энциклопедия когнитивные карты (cognitive maps)

Через чувственное восприятие происходит преобразование знаний

После накопления определенной информации происходит регулирование поведения, особенно социального. Все процессы находятся в постоянном движении, изучать их не так просто.

история

Идея когнитивной карты была впервые разработана Толмен . Толмен, один из ранних когнитивных психологов, выдвигая эту идею, делая эксперимент с участием крыс и лабиринты. В эксперименте Толмена, крыса была помещена в крестообразном лабиринте и позволила исследовать его. После этого первоначального исследования, крысу помещали в одной руке креста и еда была помещена на следующую руку непосредственно справа. Крысу приучены компоновщика и научились повернуть направо на перекрестке, чтобы добраться до пищи. При размещении на разных плечах крестообразного лабиринта однако, крыса все равно пошла в правильном направлении , чтобы получить пищу из исходной когнитивный карты он создал из лабиринта. Вместо того , чтобы принять решение, чтобы повернуть направо на перекрестке , независимо от того , что, крыса был в состоянии определить правильный путь к еде независимо от того , где в лабиринте он был помещен.

Связанный термин

Когнитивный карта представляет собой пространственное представление внешнего мира, которая хранится в памяти, пока фактическое проявление (обычно, рисунок) этого воспринимаемых знаний не генерируются, ментальная карта. Когнитивная отображение является неявной, психическое отображение явная часть одного и того же процесса. В большинстве случаев, когнитивная карта существует независимо от ментальной карты, статья охватывает только когнитивных карт будет оставаться ограниченным теоретическим соображениям.

В некоторых применениях, ментальная карта относится к практике, проводимой городскими теоретиками, имея городские житель нарисовать карту, из памяти, их города или места, где они живут. Это позволяет теоретику, чтобы получить ощущение, какие части города или жилищ являются более существенными или воображаемыми. Это, в свою очередь, предоставляет себя в решающие идеи о том, как хорошо городском планировании проводились.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Психологическая энциклопедия когнитивные карты (cognitive maps)

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Как проходят консультации

Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.

Психологическая энциклопедия когнитивные карты (cognitive maps)

Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности

Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.

Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.

Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.

Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.

Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.

Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением.

В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.

Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

  • Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
  • Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
  • Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
  • Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
  • Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
  • Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
  • Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
  • Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.

КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.

Неврологическая основа

Когнитивная отображение , как полагают , в значительной степени является функцией гиппокампа. Гиппокамп связан с остальной частью мозга таким образом , что она идеально подходит для интеграции и пространственной и непространственной информации. Соединения из postrhinal коры и медиальной энторинальной коры обеспечивают пространственную информацию в гиппокампе. Соединения из околоносовой коры и боковой энторинальной коры обеспечивают непространственную информацию. Интеграция этой информации в гиппокампе делает гиппокамп практическим места для когнитивного картирования, которая обязательно включает в себя объединение информации о местоположении объекта и других его особенностях.

О’Киф и Надел были первые очертить отношения между гиппокампе и когнитивного картирования. Многие дополнительные исследования показали дополнительные доказательства того, что поддерживает этот вывод. В частности, пирамидальные клетки ( место клетки , граничные клетки и ячейки сетки ) были вовлечены в нейронную основу для когнитивных карт в пределах гиппокампа системы.

Многочисленные исследования по О’Кифам вовлекли участие места клеток. Отдельные место клетка в гиппокампе соответствует разным местам в среде с суммой всех клеток, способствующих одной карты всей среды. Прочность соединений между клетками представляет расстояния между ними в реальной среде. Одни и те же клетки могут быть использованы для построения нескольких сред, хотя отношения отдельных клеток друг к другу, могут отличаться на карту по карте основе. Возможное участие место клеток в когнитивное картирование было замечено в ряде видов млекопитающих, в том числе крыс и макак. Кроме того, в исследовании крыс по Маннсу и Эйхенбауму, пирамидальные клетки в гиппокампе были также вовлечены в обозначающей местонахождение объекта и идентификатор объекта, с указанием их участий в создании когнитивный карт. Тем не менее, был достигнут некоторый спор относительно того, является ли указывать на наличие когнитивной карты, а не другой, более простой способ определения свое окружение таких исследований видов млекопитающих.

В то время не находится в гиппокампе, ячейки сетки изнутри медиальной энторинального коры также были вовлечены в процесс интеграции пути , на самом деле играет роль пути интегратора в то время как место ячейки отображения вывода информации , полученной посредством интегрирования по траекториям. Результаты интегрирования по траекториям затем позже используется гиппокампа для создания когнитивной карты. Когнитивная карта , вероятно , существует в схеме с участием гораздо больше , чем просто гиппокамп, даже если она в первую очередь базируется там. Кроме медиальной энторинального коры мозга presubiculum и теменной коры головного мозга также участвуют в генерации когнитивных карт.

Параллельная теория карты

Там были некоторые доказательства тому , что когнитивный карта представлена в гиппокампе два отдельных карт. Первый подшипник карта, которая представляет собой среду через сигналы самодвижения и градиентные сигналы. Использование этих векторных -На репликами создает шероховатую 2D карту окружающей среды. Вторая карта будет скетч карты , которая работает от позиционных сигналов. Вторая карта объединяет конкретные объекты или ориентиры , и их относительное расположение , чтобы создать 2D карту окружающей среды. Когнитивная карта , таким образом , получается за счет интеграции этих двух отдельных карт.

Основные положения

За время существования в направлении появилось много важных моментов. Первый постулат – это неразрывность поведения и сознания. Второе основное понятие когнитивной психологии – это диссонанс. Он возникает в  момент, когда  человек хочет достичь внутренней гармонии, но тут его посещают новый опыт и знания. Все это вступает в конфликт, и возникает диссонанс.

Всего исследователям удалось выявить несколько принципов:

  1. Интеллект – комплексная система;
  2. Психика – система когнитивных реакций;
  3. Бессознательное тоже участвует в процессе переработки информации.

В ходе развития направления появилось множество новых определений. Например, под познанием стали понимать процесс трансформации полученных сведений.

На сегодняшний момент когнитивная психология продолжает свое развитие. Ее основная цель – сбор важных данных об особенностях работы процесса получения и переработки информации.

Когнитивная психология — кратко и понятно о сложном

Психологическая энциклопедия когнитивные карты (cognitive maps)Познавательные процессы — это все, чем занимается когнитивная психология. Она пытается смоделировать человеческое мышление в процессе познания окружающего мира, изучить, как именно разум воспринимает поступающую информацию и каким образом все это хранится в памяти.

Когнитивную психологию и ее методы используют, чтобы найти ответы на следующие вопросы:

  • каким образом человеку удается выделять и обрабатывать информацию об окружающем мире;
  • как в сознании выстраивается образ единого объекта;
  • как информация перерабатывается в знания, формируются понятия и ассоциации;
  • в каком виде хранится информация;
  • как человек предпочитает думать и выражать свои мысли;
  • как происходит процесс обобщения;
  • из-за чего появляются и как анализируются связи между объектами;
  • как выстраиваются категории и принимаются решения.

Направление затрагивает практически весь диапазон психических процессов, начиная от восприятия и внимания, заканчивая обучением и распознаванием образов.

Из-за этого большое распространение получила новомодная метафора, согласно которой организация и работа мозга человека сравниваются с действиями компьютерного процессора. Все это стало возможным из-за научных трудов Ричарда Аткинса, Дональда Бробенда и Ноама Хомского.

Определенные попытки познания сознания предпринимались и в далекой Античности. Древнегреческие философы задавались вопросами о том, где хранится человеческая память. Ученые и врачи Древнего Египта считали, что воспоминания расположены в сердце. Этого мнения придерживался даже Аристотель, однако уже Платон считал, что они находятся в мозге.

Для развития когнитивной психологии немало сделали и более поздние философы. Они сформировали основные теории, на которых впоследствии стала основываться наука. В качестве примеров можно привести работы Рене Декарта, Иммануила Канта, Дэвида Юмо. Французским философом Р. Декартом была выдвинута теория о структуре психического аппарата. Д. Юм способствовал установлению законов ассоциации идей, классификации психических процессов. В свою очередь, И. Кант показал, что разум является психической структурой, а опыт — факт, который может заполнять его.

обзор

Когнитивные карты были изучены в различных областях, таких как психология, образование, археология, планирование, географии, картографии, архитектуры, ландшафтной архитектуры, градостроительства, управления и истории. Как следствие, эти ментальные модели часто называют, по- разному, как и когнитивный карты, ментальными карты , сценарии , схемы и систем отсчета .

Когнитивный карты служат строительство и накопление пространственных знаний, «разрешающее глаза ума » для визуализации изображений с целью снижения когнитивный нагрузки , повышения отзыва и обучения информации. Этот тип пространственного мышления также может быть использован в качестве метафоры для непространственных задач, где люди , выполняющие непространственные задачи , связанные с памятью и визуализации используют пространственное знание , чтобы помочь в обработке задания.

В нейронных коррелятах когнитивный карты были размышляли быть на место клеточной системы в гиппокампе и недавно обнаруженные клетки сетки в энторинальной коре .