Искусство конструктивной критики

Роль и общие принципы критики

Искусство конструктивной критикиКонструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых

Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых. Её роль заключается в указании на важные конкретные ошибки в результатах работы, недочёты в процессе, некорректность поведения или несоблюдение правил или условий

Однако важно понимать, что выражение несогласия с происходящим, недовольства или претензий, высказанные без конкретики и доказательств, не являются конструктивными и вряд ли улучшат работу коллектива

При формулировании критических замечаний в деловой коммуникации основная задача – поиск оптимальных и эффективных вербальных и невербальных средств, которые бы способствовали конструктивному диалогу, а значит – дальнейших условий для корректировки работы или её результатов.

Основными принципами позитивной критики выступают:

  • предметность: ошибки, недочёты, неверные высказывания, неверные умозаключения, некорректные поступки – основной предмет для рабочей конструктивной критики, особенности, характер, ценности личности ни в коем случае не могут быть подвергнуты критике,
  • уместность: критика возможна только в присутствии работника, совершившего ошибки, и в ситуации tete-a-tete, публичная критика оскорбительна и недопустима при деловой коммуникации,
  • нацеленность на результат: критика нужна только для того, чтобы улучшить работу и скорректировать недостаток,
  • конкретность, фактичность и доказательность: критике могут подвергаться только недостатки и промахи в работе, которые имеют основу и ясные доказательства.

Когда уместно критиковать?

Критиковать стоит в том случае, если ваше замечание направлено на то, чтобы помочь человеку, а не унизить и оскорбить его или просто указать на его недостатки. Принято считать, что если человек показывает свою работу или выкладывает её в интернет, он должен быть готов выслушать любое замечание и с благодарностью принять всё, что ему скажут. Это не так: даже если вы видите в работе другого человека недостатки, подумайте — являетесь ли вы целевой аудиторией проекта (в противном случае ваше замечание не имеет такого веса, как вам кажется), действительно ли эти недостатки имеют такое большое значение, или что-то просто не соответствует вашим предпочтениям и ожиданиям?

«Право критиковать появляется, когда продукт деятельности критикуемого напрямую связан с вами и вашей жизнью, — говорит врач-психотерапевт Екатерина Сигитова, автор знаменитого мануала «Как правильно критиковать». — Так бывает в семье и отношениях, при совместной работе, при преподавании. Также критиковать можно, если именно вам предстоит иметь дело с последствиями чужих „косяков“. Критика во всех остальных случаях — свободный выбор критикующего».

Что мы ошибочно принимаем за критику?

Высказывая критические замечания, мы, как правило, не стремимся к тому, чтобы наша критика была конструктивной. Нередко мы и вовсе не думаем о том, чтобы помочь другому — вместо этого мы говорим о своих мыслях, предпочтениях и вкусах или выплёскиваем на собеседника негативные эмоции. Конструктивная критика должна быть уместной и своевременной — непрошеные уничижительные замечания и язвительные комментарии не принесут вашему собеседнику никакой пользы.

«Мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует само слово „критика“ большинство россиян», — говорит Екатерина Сигитова.