Реферат по психологии «психология конфликта»

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

  • Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью;
  • Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует;
  • Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья;
  • Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно;
  • Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Реферат по психологии "психология конфликта"

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Причины конфликтов психология

В истории изучения конфликта как психологического феномена условно выделяют два этапа. Первый берет свое начало с двадцатого столетия и продолжается до пятидесятых годов прошлого века, а второй – с конца пятидесятых годов прошлого столетия и длится по сей день. Второй этап – это психология современных конфликтов, основанная на утверждении, что любые деяния индивидов социальные, поскольку характеризуются тесной взаимосвязью с социальной средой.

Конфликты, факторы их провоцирующие, формы проявления и средства их урегулирования доступны пониманию исключительно на основе глубокого осмысления естества социума и отдельной личности, закономерностей общественного взаимодействия и взаимоотношений индивидов.

В начале прошлого века в отдельный предмет исследования конфликт не выделялся. Столкновение рассматривалось тогда в качестве составной части более глобальных концепций (психоаналитическая теория или социометрия). В те времена психологов интересовали исключительно последствия конфликтов или ряд причин, провоцирующих их возникновение. Непосредственно конфликт как ключевое звено исследования их не интересовал.

В конце пятидесятых годов появляются первые изыскания, в которых главным предметом исследования становится проблема конфликта в психологии.

В начале двадцатого столетия среди ключевых направлений психологических исследований конфликтного процесса можно выделить следующие:

— психоаналитическую теорию (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни);

— этологическое (Н.Тинберген, К.Лоренц);

— концепцию групповой динамики (К.Левин);

— поведенческое (А.Бандура);

— социометрическое (Д. Морено).

Психоаналитическое направление, прежде всего, связано с Фрейдом, создавшим концептуальную теорию человеческой конфликтности

Фрейд обратил внимание на необходимость поиска факторов, вызывающих межличностные конфликты, в области бессознательного

К. Хорни попыталась внести в природу конфликтов социальный контекст. Основной причиной конфронтаций, наблюдающихся между субъектом и окружением, она считала дефицит доброжелательного отношения со стороны родни, и в первый черед, родителей. Фромм полагал, что конфликты зарождаются вследствие невозможности воплотить в социуме личностные потребности и устремления.

К. Лоренц считается родоначальником этологического подхода к объяснению причин возникновения противостояний. Он считал главной причиной противоборства агрессивность толпы и отдельного индивида. По его мнению, механизмы зарождения агрессии у животных и у человеческих особей однотипны, ведь агрессия является неизменным состоянием живого организма.

К. Левин в ходе исследования проблем групповой динамики, разработал теорию динамической поведенческой системы, в которой возрастает напряжение при нарушении баланса между средой и индивидом. Такое напряжение выражается в виде конфронтации. Так, например, источником противостояния может являться неблагоприятный стиль управления начальника.

Последователи поведенческого подхода искали причины столкновений не только исключительно во врожденных человеческих качествах, но и в социальном окружении индивидов, которое трансформирует эти качества.

Основатель теории социометрии Дж. Морено полагал, что межличностные конфликты обусловлены состоянием эмоциональных взаимоотношений между субъектами, их симпатиями и неприязнями в отношении друг друга.

Психология современных конфликтов основывается на исследованиях, проведенных во второй половине прошлого столетия, по следующим направлениям:

— теоретико-игровом (М. Дойч);

— концепции организационных систем (Р. Блейк);

— теории и практики процесса введения переговоров (Р. Фишер).

М. Дойч считал базисом конфликта несовместимость устремлений участников межличностных взаимоотношений.

В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века начинает формироваться отдельное направление по исследованию переговорного процесса в качестве составной части конфликтного взаимодействия.

Б. Хасан в своем труде «Конструктивная психология конфликта» по новому рассмотрел переговоры как способ выхода из конфронтации. Он считал, что любой эффективный переговорный процесс является продуктом совместной исследовательской работы всех его участников. В своем пособии «Конструктивная психология конфликта» он представил основные понятия конструктивного подхода к конфликтам, предложил способы анализа ситуаций конфронтаций. Кроме того, он изложил различные подходы к процессу переговоров, к пониманию способов организации и ведения переговоров в качестве основного пути взаимодействия оппонентов для результативного разрешения конфронтаций.

Разрешение внутриличностного конфликта

Согласно убеждениям А. Адлера, вырабатывание характера индивида происходит до пятилетнего возраста. На этом этапе кроха ощущает воздействие множества неблагоприятных факторов, порождающих возникновение комплекса неполноценности. В дальнейшей жизни этот комплекс обнаруживает существенное влияние на личность и внутриличностный конфликт.

Адлер описал не только механизмы, объясняющие зарождение и проявление внутриличностного конфликта, но и раскрыл способы преодоления таких внутренних противоречий (компенсация комплекса неполноценности). Он выделил два таких способа. Первый – заключается в вырабатывании социального чувства и интереса. Поскольку в конечном итоге развитое социальное чувство проявляется в профессиональной сфере, адекватных межличностных взаимоотношениях. Также у индивида может выработаться и «неразвитое» социальное чувство, имеющее разнообразные негативные формы внутриличностного конфликта: алкоголизм, преступность, наркомания. Второй – состоит в стимуляции собственного потенциала, достижении превосходства над окружением. Он может иметь следующие формы проявления: адекватная компенсация (совпадение содержания социальных интересов с превосходством), сверхкомпенсация (гипертрофированное развитие одной какой-то способности) и мнимая компенсация (болезнь, сложившиеся обстоятельства либо иные факторы, не зависящие от индивида, компенсируют комплекс неполноценности).

М. Дойча, основатель мотивационного подхода к межличностному конфликту, выделил пути преодоления внутриличностной конфронтации, отталкиваясь от специфики их «сфер реальности», к которым он относил:

  • объективную ситуацию конфронтации, которая является фундаментом противоречия;
  • конфликтное поведение, являющее собой способ взаимодействия субъектов конфликтного противостояния, возникающего при осознании конфликтной ситуации.

Способы преодоления внутренней конфронтации бывают открытыми и латентными.

Открытые пути предполагают:

  • принятие индивидом решения;
  • прекращение сомнений;
  • фиксация на решении возникшей проблемы.

Латентные формы внутриличностного конфликта включают:

  • симуляцию, мучение, истерию;
  • сублимацию (переход психической энергии в иные области функционирования);
  • компенсацию (восполнение утраченного посредством обретения иных целей и соответственно результатов);
  • уход от реальности (фантазирование, предание мечтам);
  • номадизм (смена профессиональной сферы, места жительства);
  • рационализацию (самооправдание при помощи логических умозаключений, целенаправленного отбора аргументов);
  • неврастению;
  • идеализацию (отрыв от реальности, абстрагирование);
  • регрессию (подавление желаний, обращение к примитивным поведенческим формам, избегание ответственности);
  • эйфорию (напускное веселье, радостное состояние);
  • дифференциацию (мысленное отделение размышлений от автора);
  • проекцию (желание освободиться от отрицательных качеств при помощи приписывания их другому).

Анализировать личность и внутриличностный конфликт, понимать психологические проблемы зарождения и преодоления конфликтов необходимо для дальнейшего успешного освоения коммуникативных навыков, грамотного разрешения ситуаций противостояния в межличностном взаимодействии и групповом общении.

Психология конфликта — механизм конфликта

Когда человек ведет себя правильно, коммуникация проходит гладко и доставляет радость, оставляет приятное впечатление  у обоих участников диалога.

А когда же возникает конфликт?

При перекрещивающихся трансакциях – возникает конфликт, дискомфорт, который идет до уничтожения партнера, тот, кто слабее уступает, но в итоге страдают обе стороны.

Пример.

Муж.  Милая, не скажешь  ли ты, где моя новая рубашка?  (Взрослый — Взрослый)

Жена. Да, что же это такое? Почему только я все помню? Ты ведь не маленький, пора знать, где твои вещи лежат!  (Родитель – Ребенок)

Пример.

Покупатель. Вы мне подскажете, сколько стоит килограмм конфет «Кара-кум»? (Взрослый — Взрослый)

Продавец.  Вы, что слепой?! Там же ценник есть!  (Родитель – Ребенок)

В приведенных примерах, стимул идет по линии Взрослый-Взрослый.  Ответная реакция происходит  по другому пути – Родитель – Ребенок. Как видно на схеме, это перекрещивающиеся трансакции.

Реферат по психологии "психология конфликта"

Что происходит дальше?

Пример. Продолжение беседы.

Муж. Конечно, если бы дома был порядок, я бы смог сам найти свои вещи!  (Родитель – Ребенок)

Жена. Если бы ты мне хоть чуть-чуть помогал, я бы смогла справиться со всеми домашними делами!  (Родитель – Ребенок)

Муж. Не очень у нас и большое хозяйство. Шевелись побыстрее и все успеешь. Если бы твоя любимая мамочка приучила тебя в детстве к труду, ты бы все успевала. Ты же видишь, я тороплюсь? (Родитель – Ребенок)

Жена. А если бы твоя любимая мамочка, приучила тебя помогать и не подносила тебе все на «блюдечке с золотой каемочкой», ты бы нашел время  помочь мне. (Родитель – Ребенок)

Дальше, я думаю, всем ясно, что супруги перемоют косточки  всем родственникам, припомнят все обиды и недоразумения, которые имели место быть. Вполне возможно, что у одного из них появятся боли в сердце или подскочит давление, и он сдастся,  прекратит эти пререкания.

А потом они вместе начнут искать потерянную вещь. Потому что на работу идти надо. Наверно, лучше было бы делать это сразу.

Теперь рассмотрим схему конфликта. Начинает муж по линии Взрослый – Взрослый.

Но у жены, видимо, очень обидчивый Ребенок и сильный Родитель, или ее где-то «накрутили» и она «на взводе». Поэтому просьбу мужа она воспринимает, как посягательство на ее Ребенка. А кто же защитит ребенка? Конечно,  родитель.

Реферат по психологии "психология конфликта"

И ее Родитель со шпагой наперевес ринулся на защиту Ребенка, оттеснив на задний план Взрослого. И, конечно же, направление удара — Ребенок мужа.

То же самое происходит и с мужем. Жена уколола его Ребенка (а Ребенок, мы помним, – это наша энергия, эмоции, чувства, капризы). Энергия Ребенка забрасывается Родителю.

Он подзаряжается и отвечает колкостью жене, раня ее Ребенка. Соответственно Ребенок жены после укола отправляет очередную порцию энергии ее Родителю и конфликт продолжается.

То есть на энергетическом уровне, конфликт будет идти до тех пор, пока не истощится энергия чьего-то Ребенка.

Самое печальное то, что психологический конфликт идет до полного разгрома: более слабый уходит с поля брани. Но страдают обе стороны и дело. Потому что во время скандала не ищутся потерянные вещи, не

покупаются продукты, а идут бесполезные разборки.

Если же человек сдерживает себя, а внутри прокручивает возможные варианты: Он сказал – Я ответил, развиваются болезни, так как энергия потревоженного Ребенка не выпущенная наружу, обращается против нашего организма.

Посмотрим еще раз на схему.Реферат по психологии "психология конфликта"

Как видно, в данном случае в общение вступают все структурные части личности –

3 со стороны мужа +3 со стороны жены = 6 человек. Это настоящий базар!

Родитель жены схватился с Ребенком мужа.  Родитель мужа выясняет отношения с Ребенком жены.

А еле слышный голос Взрослых мужа и жены никто и не воспринимает, так как он утонул в криках Родителя и реве Ребенка.

Но ведь только Взрослый делает дела!

Конфликт же забирает ту энергию, которая должна быть направлена на продуктивную деятельность.  Нельзя одновременно конфликтовать и дело делать. Во время скандала страдает продуктивная деятельность. Ведь рубашку все равно нужно искать.

Конфликты нужны, но они должны быть деловые, идущие по линии Взрослый-Взрослый. При этом рассматриваются все точки зрения, задача анализируется с разных позиций, вырабатывается качественно новое решение или корректируется прежнее, в итоге люди становятся ближе и понятнее друг другу.

Реферат по психологии "психология конфликта"

О том, как правильно спорить, конфликтовать и выходить из конфликта, читайте  здесь и в следующей статье.

Друзья, посетите главную страницу сайта, почитайте свежие публикации и посмотрите ТОП комментаторов текущего месяца. Вливайтесь в их число: комментируйте, обсуждайте, не соглашайтесь, критикуйте. 

Классификация конфликтов

Признак классификации Виды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
  • Реалистические (предметные)
  • Ценностные конфликты, когда участники имеют несовместимые ценности
  • Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников
  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые
  • Социальные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт — это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Способы разрешения

Психологический конфликт имеет несколько способов разрешения.

  1. Избегание столкновения или уход от него. В этой ситуации одна сторона не реагирует или делает вид, что ей безразличен возникший разлад.
  2. Смягчение разногласий. Один из конфликтующих соглашается с претензиями либо ищет себе оправдание.
  3. Договорённость. Обе стороны находят компромисс, с целью уладить создавшуюся ситуацию.
  4. Применение силы. В такой ситуации одну сторону конфликтующих принуждают к принятию условий, способствующих разрешению разногласий.
  5. Лучший способ решения конфликта в психологии, его предупредить. Для этого нужно учиться строить диалог, слушать оппонента, научиться проговаривать свои желания, не рассчитывая на то, что партнёр сам догадается, чего вы хотите.
  6. Не вступайте в ссору в возбуждённом состоянии. В состоянии аффекта можно причинить оппоненту непоправимую психологическую травму, а иногда и физическую, о которой в дальнейшем будете жалеть.
  7. Проанализируйте ситуацию, найдите причину столкновения, поведайте о своём открытии собеседнику. Сделайте это, сохраняя спокойствие.
  8. Совместно обсудите выход из сложившегося противостояния.

Чаще всего избежать противоборства мешает лишняя эмоциональность. Если цель – предупреждение столкновения интересов, придётся научиться контролировать свои внутренние порывы. Благодаря этим качествам, человек способен адекватно оценить ситуацию, в которую попал. А умение держать свои эмоции под контролем, помогает донести доводы до оппонента с максимальной эффективностью. Ещё одним хорошим качеством становится осознание права каждого индивидуума на самостоятельное решение некоторых ситуаций.

Сложнее ситуация состоит, когда речь идёт о внутриличностном разладе. Человек один на один сталкивается со своими проблемами, иногда не понимая их сути. Для успешного разрешения ситуации нужно найти первопричину внутренней конфронтации. Только потом можно искать пути её решения. Зачастую человеку приходится принять как должное своё состояние и тогда разлад сведётся к минимуму. Не всегда получается решить этот вопрос самостоятельно, так как докопаться до истины довольно сложно.

Какими бы ни были предпосылки противоборства, в которое вы оказались вовлечены, старайтесь вести себя достойно. Ведите разговор, не повышая голоса. Не позволяйте эмоциям перечеркнуть ваши отношения. Как говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Если столкновения не удаётся избежать, приложите максимум усилий, чтобы ситуация не задела ваших глубинных переживаний. Когда речь идёт о семейном разладе, не пытайтесь замалчивать разногласия, проговаривайте вслух, что именно вас беспокоит, учитесь находить компромисс и любой конфликт поможет выйти вашим отношениям на новый созидательный уровень.

Симптомы «внутреннего дисбаланса»

Первый признак — когда жизнь проходит в постоянной печали. Люди настолько привыкают к такому состоянию, что не замечают симптомы своей «болезни». Им кажется, что такими они были всегда.

Если ваш общий эмоциональный фон уже давно окрашен в серый цвет, вспомните, давно ли вы так живете? Покопайтесь в прошлом и попробуйте найти «отправную точку». Возможно, вас настигла неудача или вы испытали сильнейшее разочарование, после которого перестали радоваться жизни.

Хроническая усталость тоже может приводить к внутренним противоречиям — такова психология человека. Если он хочет что-то делать, но его стремление так и остается желанием — это признак психологического неблагополучия. То же самое касается и тех случаев, когда он не доводит дела до конца. Попробуйте разобраться, почему вы сдаетесь? Возможно, вам не хватает веры в себя или истинное желание противоречит ложному, поэтому вы замедляете ход?

Когда человек в силу каких-либо причин длительное время выполняет чужие поручения и прихоти, у него копится раздражение. Свою скрытую агрессию он направляет на окружающий мир. Психология человека такова, что ему легче считать людей глупыми и лицемерными, чем признать, что он сам надел чужую маску

Важно не забывать о том, что мир отражает ваше к нему отношение.

Управление конфликтами

Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята её точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

К структурным методам относят:

  • Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
  • Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
  • Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
  • Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

Конфликт самооценки

Ваш образ – это внутреннее представление у вас о себе, например, «Меня зовут Иван. Я терпеливый, любящий и сострадающий человек. Я дезорганизованный артист, который поддерживает права животных, и т. д.» Внутренний конфликт возникает тогда, когда мы сталкиваемся с доказательствами, которые противоречат нашим убеждениям о себе. Например, человек, который считает, что он честный, может солгать в своём резюме, чтобы получить работу своей мечты. Кто-то, кто за здоровое питание, не может отказаться от курения. Человек, который идентифицирует себя как эмпат, может испытывать постоянное негодование по отношению к другому человеку.

Поведение личности в конфликте

Поведение человека, оказавшегося в ситуации конфликта, будет обусловливаться тем, какие взаимоотношение у него с противником, насколько дорог ему предмет, около которого сложилась проблема, сколько внутренних ресурсов готов отдать для защиты своих интересов. Исходя из того, какими установками будет руководиться человек, можно выделить некоторые стратегии поведения личности в конфликте.

Стратегию соперничества принимает человек, зацикленный только на частной выгоде. Он будет до последнего спорить и навязывать свою точку зрения. Обе стороны, занявшие стратегию соперничества, смогут навечно остаться в неразрешенном конфликте. Результат для себя каждый из них видит лишь в собственной победе, не решаясь хоть на малые уступки. Они никогда не смогут обрести общие интересы или цели, для них проиграть – значит сдаться, показать, что ты слабее. Таким образом, будучи в длительном противостоянии конкурирующие стороны, тратят очень много ресурсов, и этим сможет воспользоваться тот, кто сильнее.

Поведение личности в конфликте, которая сильнее, нацелена на выдавливание из противника последних сил, пока тот не сдастся. Но, иногда бывает, что соперничество сторон, наоборот, приносит положительный результат. В таком случае противостояние содействует успеху и стимулирует воспитание конфликтующих сторон.

Когда две стороны направляют все свои силы на достижение такого исхода, который стал бы самым выгодным для обоих, и они оба знают, что такое решение является взаимовыгодным, это активная стратегия сотрудничества. Кажется, что такой вариант самый лучший в плане последствия, но сам процесс является очень непростым. Каждому из участников конфликта следует в таком случае забыть о собственном эгоизме и результате в свою пользу, а приложить усилия к рассмотрению всесторонних желаний.

Похожая на сотрудничество – стратегия компромисса. По этой стратегии обе стороны договариваются о взаимных уступках, предоставляя ущерб каждый своей выгоде. Они знают, что страдает их выигрыш, но бывают случаи, что только так достигается действенное решение, и есть вероятность остаться хоть с чем-то. Зачастую такой вариант решения проблем применяют, когда стороны конфликта пытаются сохранить хорошие отношения между собой и готовы даже пожертвовать каждый собственными первоначальными выгодами. Но когда проблема уже решена, после нее все равно остается горький осадок, который может навсегда оставить холодок в отношениях. Поскольку никто в споре не получил желаемого, понимая свой ущерб, первый обвиняет второго, в таком случае есть вероятность, что конфликт может снова возникнуть с новой силой.

Выделяют такое поведение личности в конфликте, которая практически бесконфликтно принимает противоположную к своей идею, сознательно снижая важность собственной, принимая требования оппонента и целиком признает его правоту, руководствуясь стратегией приспособления. Поначалу человек становится очень уступчивым, затем он постепенно начинает признавать правоту оппонента и уже через некоторое время полностью капитулирует перед ним

В ситуации приспособления на капитулирующую сторону оказать действие может авторитет личности оппонента, его способность манипулировать, переубеждать, а также дефицит ресурсов, или желание сохранить силы для дальнейшей стычки.

Соблюдая стратегию уклонения личность, попавшая в условия конфликта, пытается увильнуть от открытого противостояния. Подобное получается, если человека не специально вовлекли в конфликт. Его не интересует больше предмет спора или он давно изменил свое мнение, но не дает противнику это осознать, а также остерегается открытых активных действий.

Очень редко бывает, что используется только одна из тактик. Всегда происходит так, что задействуют сразу несколько стратегий поведения личности в конфликте, с преобладанием какой-то одной.

Конфликт имеет такую схему: первоначально происходит соперничество, наиболее активная фаза противостояния. Тогда соперники в открытую дискутируют, и каждый доказывает собственную правоту. После того как первая волна борьбы прошла, за ней следует еще намного энергичное противостояние, в котором уже напряженно чувствуется агрессия – это фаза конфронтации, вследствие которой происходит окончательное расторжение отношений между сторонами, теряются все личные доконфликтные связи.