Теория диссонанса когнитивного
Примеры диссонанса из жизни
Явления когнитивного диссонанса преследуют нас еще с младенчества. Растет ребенок в семье, где есть курящая мама. Женщина не стесняется своей привычки и смолит на балконе. У мальчика сформировано знание о том, что курение это нормально, ведь так делает его мама, самая хорошая и умная!
Вступая в подростковый возраст, парень закуривает, но наталкивается на окрик матери: «Еще раз увижу – ремня получишь!». Налицо две противоречивые информации: «Курить нормально, так делает мама» и «Курить плохо, за это накажут».
Еще пример. Отец постоянно наказывает дочь за отсутствие порядка в комнате, разбросанные вещи, нежелание делать уборку. Вместе с тем, девочка видит, что папа чаще всего возлежит на диване и чистота в квартире его мало заботит.
В обоих случаях ребенок должен сопоставить эти два знания, сделать между ними выбор, иначе диссонанс не снимется. Если взрослому человеку легче сориентироваться в проблеме, либо по- крайней мере не зацикливаться на ней, то у ребенка, подростка, когниция может затянуться на длительное время и послужить причиной психологической травмы.
Во взрослом мире также причин для развития когнитивного диссонанса не мало. К примеру, девушка встречается с двумя мужчинами, оба сделали ей предложение руки и сердца. Замуж женщине хочется, она готова к построению семьи и рождению детей. Однако встает не простой выбор между претендентами.
Первый молодой человек, с которым у нее давняя связь еще со школы. Между ними существует страсть, взаимопонимание, сексуальная гармония. Однако у парня среднее профессиональное образование, нет своего жилья, низкооплачиваемая работа.
Второй мужчина на 10 лет старше, разведен, отношения ровные и спокойные, секс «без огонька». В то же время он занимает высокую должность в госкорпорации, имеет дом на море, квартиру в Москве и иные менее значимые атрибуты материального достатка.
Девушке приходится выбирать: либо жить с любовью, но без денег и перспективой ссор на бытовой почве, либо, спать с нелюбимым, раздражаясь его повседневным действиям, но не зная материальных забот и с перспективой когда-нибудь полюбить.
Согласитесь, и тот и другой вариант имеет и хорошие и плохие стороны, выбор не легкий. Кого бы девушка не предпочла, она может сожалеть о второй альтернативе. Сознательно упускаем тот момент, что, по-настоящему, эта женщина, наверняка не любит никого, это тема для другой статьи.
Такой же нелегкий выбор стоит у человека, когда речь идет о поступлении на интересную, «по душе» работу, за которую платят мало, и, высокооплачиваемую должность, которая не принесет морального удовлетворения. Необходимо тщательно проанализировать свои чувства и последствия выбора.
Если заниматься любимым делом, то реально ли в будущем повысить доход, а в данном моменте хватит ли средств достойно содержать семью? Или не говорить о достойности, а лишь о приемлемости (иметь самое необходимое).
Если поступить на «денежное» место, не возникнет ли отвращения к самому себе, насколько оправдана такая сделка с совестью? Принесет ли материальный достаток счастье и радость? Вдруг нереализованность в профессии приведет к такому депрессивному состоянию, что и деньги не помогут?
Выбор всегда за человеком
Очень важно при этом вычленить свои базовые потребности и принципы и следовать им, с тем, чтобы ситуация диссонанса была закрыта
Когнитивный диссонанс на примерах из жизни
Если рассмотреть примеры из жизни, то гораздо легче осмыслить когнитивный диссонанс. Если применить художественный образ, это якорь, тянущий ко дну. К примеру, человек на протяжении всей жизни был уверен, что популярное блюдо из устриц абсолютно несъедобное. Но однажды ему предоставляется возможность в одной из стран попробовать его, и он убеждается, что оно намного вкуснее, чем он ожидал.
Классический пример в психологии – поступившие в университет медалист и троечник. Преподаватели ждут от первого студента высокого уровня знаний и соответствующих результатов, а ко второму относятся в лучшем случае снисходительно. Однако может случиться так, что отличник ответит на вопрос весьма посредственно, а троечник, напротив, даст грамотный ответ. В этом случае у преподавателей возникает дисгармония из-за того, что убеждения оказались несоответствующими реальной ситуации.
Часто диссонанс возникает у женщин, стремящихся к похудению. Они начинают сидеть на диетах, игнорировать употребление «вредного», но, если захочется съесть сладкое, то это будет противоречить их цели и представлению о правильном питании. Чтобы уменьшить психологический диссонанс или вообще преодолеть его, можно выбрать один из трех вариантов: не есть сладкое, сделать себе поблажку или отказаться от диеты.
Когнитивный диссонанс не всегда является негативом в жизни, иногда он дает мощный толчок к дальнейшему развитию человека
Психологи отмечают, что когнитивный диссонанс – не всегда негативный фактор. Наоборот, зачастую, благодаря ему, личность начинает совершенствоваться. Избежать противоречивых явлений в обычной жизни практически нереально, но возможно восстановить гармонию.
Последствия когнитивного диссонанса. Описание феномена
Прежде всего, хотелось бы прояснить смысл термина «когнитивный». В нашем случае речь идет о психических процессах человека, обеспечивающих нам рациональное познание. То есть когнитивными компонентами разума является:
память,
внимание,
мышление,
восприятие,
понимание,
действия,
мысли.
Говоря утрированно, это знания, умения и навыки человека, обеспечивающие ему комфортную жизнь в социуме и с самим собой (но об этом позже). Таким образом, можно сказать, что в совокупности это наше умение жить.
Например, гражданин Петров ведет свой бюджет. Он знает, что в этом месяце у него были непредвиденные расходы, что слегка пошатнуло его, но вот друзья предлагают сходить развеяться. Петров считает свои средства и понимает, что поход отменяется, так как иначе он не сможет заплатить за квартиру. То есть воспользовавшись всеми когнитивными процессами, он принял разумное решение.
Диссонанс – рассогласованность. Тогда когнитивный диссонанс – рассогласованность психических процессов. Например, опыта и восприятия, мотивов и убеждений. Или, говоря еще проще, нарушение душевного баланса. Чаще всего встречается несоответствие «хочу/не хочу» и «должен».
В феномене когнитивного диссонанса можно выделить несколько опорных пунктов, упрощающих понимание этого явления:
- Несогласованность или противоречивость двух компонентов (мыслей, убеждений, решений и так далее).
- Противоречие может возникнуть только между звеньями одной цепи, то есть оба состояния имеют общий предмет (проблему). Например, «Я должен навестить своего родственника, но я не хочу этого делать, так как не могу простить ему старую обиду». Или душевные муки о том, что нужно было съездить, когда все уже сделано (дата пропущена). Предмет (проблема) – родственник. Противоречивые элементы – личные желания и социальные установки.
- При понимании возникшего противоречия личность начинает испытывать психический дискомфорт («Не знаю, что делать. Меня буквально разрывает на части от непонимания того, как правильнее будет поступить» — знакомо, неправда ли?).
- После осознания дисбаланса начинаются поиски решения. Решение – изменение одного из противоречащих компонентов.
- В оригинальной теории говорится о «подгонке» личностных установок и взглядов под уже совершенное действие. Однако современное понимание феномена душевного противоречия не исключает противоположного.
Когнитивный диссонанс: что это простыми словами?
Если говорить о когнитивном диссонансе простыми словами, то данное явление можно описать как конфликт, который возникает внутри человека. Каждый из нас на то или иное происходящее в нашей жизни событие накладывает определенный шаблон в виде ранее созданной модели поведения или установки. Мы делаем это на подсознательном уровне для того чтобы создать более удобные и комфортные условия для повседневного существования.
Какие эмоции вы испытаете, если увидите, что нищий мужчина в порванной одежде, которому вы несколько минут назад дали двадцать рублей, садится за руль роскошного внедорожника? Как вы будете себя чувствовать, если узнаете, что ваш тихий, дружелюбный, всегда уравновешенный знакомый ударил свою жену? У вас произойдет срыв или слом установленного ранее шаблона и вы, погрузившись в близкое к шоку или ступору состояние, начнете испытывать психологический дискомфорт (диссонанс).
Когнитивный диссонанс по умолчанию вызывает у любого человека дискомфортные ощущения, поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из нас, погрузившись в данное состояние, стремится как можно быстрее выйти из него. Одна категория людей предпочитает использовать игнорирование, другая категория старается разрешить конфликтную ситуацию, третья категория просто не замечает происходящего вокруг, а четвертая категория старается всеми возможными способами избежать погружения в состояние когнитивного диссонанса.
Основная проблема, вызываемая состоянием когнитивного диссонанса, заключается в том, что испытывающий внутренний дискомфорт человек не занимается поиском истины, а пытается формально привести мотивы и знания к общему знаменателю. Именно поэтому многие люди, стремясь избавиться от внутренних противоречий, используют то первое пришедшее в голову оправдание, которое более или менее подходит в той или иной сложившейся ситуации.
Как выйти из состояния когнитивного диссонанса
Большой ущерб наносит диссонансное состояние нервной системе человека, так как, в зависимости от ситуации, проявляются разной силы гнев, раздражение, тревожность. Вследствие этого могут возникнуть фобии, депрессия и другие психические нарушения, особенно у людей, расположенных к самоанализу, низкой самооценке, зацикливанию на негативных переживаниях.
Заложенность когнитивного диссонанса на генетическом уровне не дает возможности полностью избавиться от него, если только отказаться от общения, «замуроваться от общества». Но это значит лишить себя интересных встреч, волнующих событий, любовных переживаний, всего, чем полна человеческая жизнь. Лучше уменьшить когнитивный диссонанс или даже выйти из него путем изменения собственного поведения, то есть при помощи социальной адаптации. Психологи дают советы, как правильно ее провести:
- Не принимать близко к сердцу информацию, которая касается внутренних противоречий. Стоит начать анализировать ситуацию «со стороны». Научиться быстро избавляться от состояния внутренних колебаний, чтобы самому от этого не страдать.
- Поменять жизненные установки, мешающие комфортно существовать, на нейтральные, то есть сделаться к ним безразличным. Для этого есть хороший психологический прием: выписать все установки, которые мешают жить, и расправиться с ними любым способом: сжечь, разорвать, зачеркнуть.
Безразличие и доля цинизма к некоторым событиям помогут справиться с когнитивным диссонансом
- Руководствоваться здравым смыслом, не всегда доверяя всему сказанному или увиденному. Почаще задавать самому себе вопросы: почему так случилось, кому это выгодно?
- Относиться к событиям с некоторым цинизмом, понимая, что часто в человеке нуждаются тогда, когда он приносит выгоду, или идеальный тип тоже может совершать неблаговидные поступки.
К сведению. Когда личность очищает свой мозг от старых установок, перестает верить всему сказанному и обучается критически мыслить, в жизни начинаются позитивные трансформации. Уходят преувеличенные эмоциональные реакции, развивается способность адекватно оценить происходящее. Главное – перестать бояться ошибок неправильного выбора.
В чем заключается суть теории когнитивного диссонанса?
Теорию когнитивного диссонанса можно по праву назвать мотивационной теорией. Когнитивный диссонанс как состояние существенно влияет на поведение личности. Набор определенных убеждений, ценностей, верований, идей и прочих когниций, который присущ каждому человеку, влияет не только на его действия и поступки, но и на жизненную позицию и внутреннюю философию.
Когниции бывают двух видов: те, которые определяют внутренний мир человека и его представления о самом себе и те, которые определяют отношения человека к внешнему миру и окружающей его реальности.
Некоторые специалисты утверждают, что когниции – это всего лишь набор неких фактов. Но теория когнитивного диссонанса доказывает, что данное утверждение не соответствует истине. Когниции – это те факторы мотивационного характера, которые определяют поведение индивида и в повседневной жизни, и в экстремальных или нестандартных жизненных ситуациях.
Теория когнитивного диссонанса состоит из двух элементов: интеллекта и аффекта. Интеллект – это совокупность определенных знаний и убеждений, а аффект – это реакция на раздражители и возбудители. В те моменты, когда личность начинает ощущать внутренние противоречия между этими элементами или перестает находить связь между ними, она погружается в состояние когнитивного диссонанса.
Данный процесс имеет определенную связь с приобретенным опытом или событиями из прошлого. Поступив определенным образом или совершив некое действие, человек может через некоторое время не только начать испытывать угрызения совести или раскаиваться в своем поступке, но и искать себе оправдание.
Теория, созданная Леоном Фестингером, подтверждается проведенными на томографе экспериментами, исследованиями и тестами активности головного мозга. Во время проведения одного из экспериментов были созданы условия для того чтобы у участника исследования возник простейший когнитивный диссонанс. Испытуемому несколько раз показали листок бумаги красного цвета, но вслух назвали совсем другой цвет. В это же время активность его головного мозга сканировали на томографе.
Результаты эксперимента подтвердили тот факт, что при возникновении когнитивного диссонанса активизируется отвечающая за переключение внимания, выявление ошибок и несоответствий, мониторинг конфликтных ситуаций и контроль определенных видов деятельности цингулярная кора головного мозга.
Когда условия усложнили и участнику эксперимента начали давать более противоречивые и сложные задания, то ученым удалось доказать, что чем меньше доброволец находит оправданий своим действиям, тем больше возбуждается цингулярная кора его головного мозга и тем больше напряжения он начинает испытывать.
Теория когнитивного диссонанса и ее гипотезы
Леон Фестингер (психолог, США) впервые подвел под понятие теоретические основы, которые в дальнейшем были развиты его последователями. Он подметил, что люди нуждаются во внутренней согласованности как состоянии, позволяющем достичь психологического комфорта. В случаях, когда имеется разногласие между знанием и действием, человек старается его минимизировать или вовсе исключить. Противоречие нужно ведь себе пояснить, разобраться в нем.
Постулаты теории Фестингера можно обозначить в следующих умозаключениях:
- Между несколькими познавательными принципами может появиться антигармония (диссонанс).
- У индивида появляется желание этот факт устранить.
Как же можно исключить диссонанс? Вариантов развития событий несколько:
человек меняет свои поступки, поведение; работа проводится по коррекции имеющихся знаний, понятий; новая информация, вызвавшая диссонанс воспринимается очень осторожно, не допуская разрушительных реакций. Яркий пример, описываемый психологом: курящий человек
Рано или поздно у него возникает когнитивное противоречие: индивид курит, но прекрасно осознает, что это вредно, ведет к онкологии легких
Яркий пример, описываемый психологом: курящий человек. Рано или поздно у него возникает когнитивное противоречие: индивид курит, но прекрасно осознает, что это вредно, ведет к онкологии легких.
Что можно предпринять:
-
Пересмотреть поведение, проще говоря, избавиться от зависимости.
-
Избавиться от убеждений о смертельной опасности курения, убедить себя, что все разговоры о фатальных последствиях — ерунда.
-
Стараться не замечать, не получать новую информацию о вреде привычки.
Когнитивный диссонанс, как полагал Фестингер, является хорошим мотиватором для индивида, поскольку, стремясь к его нивелированию, человек меняет свое поведение.
Перемена вектора поступков может иметь два направления:
- Стараясь преодолеть диссонанс, мы делаем что-то, не совпадающее с нашими установками. И тогда нравственность снижается, уходит на низший уровень.
- Человек вынужден принимать так называемое трудное решение, выбирает альтернативу между двумя плохими вариантами. Причем в каждом есть что-то и позитивное. В итоге принимается вариант, который частично содержит плохое решение, а отвергнутый включает в себя частично хорошее. Своеобразная жертва.
На основе экспериментов было доказано, что принятый вариант действий в итоге расценивается человеком как единственно верный и значит «хороший». Это утверждал ученик Фестингера – Брем, после принятия варианта его субъективная привлекательность значительно повышается и уже расценивается как единственно верная.
К примеру, человек решил купить автомобиль. Он задумывается о том, чтобы приобрести джип или седан. Если выбор совершен в пользу последнего, то седан станет его предпочтением на ближайший период времени. Индивид всегда стремится к тому, чтобы «подтянуть» свое решение на высший уровень, а альтернативу, наоборот, «принизить».
Когнитивный диссонанс, как преодолеть. Способы избавления от внутреннего дискомфорта
Сперва рассмотрим еще один пример. Допустим, человек – курильщик со стажем. Все вокруг говорят ему о вреде данной привычки: доктора, близкие, коллеги на работе, пресса. Рано или поздно, он может испытать когнитивный диссонанс, поскольку не понимает, чем опасно курение, и почему все так активно выступают против. Преодолеть напряжение можно:
- Изменив свое поведение – избавиться от вредной привычки;
- Переубедить себя, поменять отношение. Внушить себе, что никакой опасности от курения нет, а все окружающие лишь преувеличивают и не обладают достоверными знаниями
- Никак не реагировать, игнорировать поступающие сведения
Последние две стратегии едва ли принесут эффективные результаты. Поскольку ситуация с диссонансом может повториться и усугубиться.
Итак, методы преодоления внутреннего конфликта можно описать так:
Автор теории когнитивного диссонанса
Считается, что автором теории когнитивного диссонанса является американский психолог Леон Фестингер. Он объяснил сущность, причины и закономерности этого явления на основе принципа равновесия. Главное его рассуждение заключается в следующем: индивид стремится всеми силами к согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Возникающее противоречие между знанием и действием он пытается привести в равновесие. В своем исследовании автор заменил термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку именно такая терминология раскрывает основные положения его теории:
- Диссонанс может возникать между когнитивными (познавательными) элементами.
- Наличие диссонанса вызывает стремление уменьшить или препятствовать его росту.
- Желание уменьшить диссонансные явления приводит к трем вариантам: изменению поведения, изменению знаний, избирательному отношению к новой информации.
В качестве примера – классическая ситуация с курильщиком, который знает, что курение вредно. В результате возникает дисгармония, из которой можно выйти, если: поменять стиль поведения, бросив привычку курить; изменить мышление, убедив себя, что вся опасность преувеличена; игнорировать информацию о вреде курения. Теория Фестингера не только дает толкование и разъяснение понятий, но и раскрывает пути выхода из данного состояния.
Уменьшить влияние диссонанса можно путем изменения поведения, знаний и избирательного подхода к информации
Когнитивный диссонанс. Что такое когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс — это состояние мысленного или психологического дискомфорта, вызванное столкновением конфликтующих идей, поступков, убеждений, эмоций или чувств. Возникает, когда человек получает неожиданную информацию, отличную от его прошлого опыта . Или когда становится свидетелем непредсказуемых действий, необъяснимых событий. В основе механизма когнитивного диссонанса лежит простая, но частая ситуация: наличие двух взаимоисключающих желаний.
Диссонанс является противоположностью баланса, к которому стремится наш мозг. Согласно теории баланса люди предпочитают гармонию и последовательность в своих знаниях о мире. Психике тяжело находиться в состоянии тревожного несоответствия. Поэтому, чтобы уменьшить психологический дискомфорт от внутреннего конфликта, человек меняет свое мнение, придумывает оправдание изменению, а впоследствии изменяет и поведение. Так он сохраняет свое душевное равновесие.
Парадокс состоит в том, что чем больше человек отстаивает свое поведение, тем более охотно меняет свои убеждения при смене обстоятельств . Например, в минуты опасности, после катастроф атеисты становятся истовыми верующими. Поговорка «в окопах атеистов нет» как раз об этом. Что еще? Непримиримые мачо-женоненавистники после женитьбы становятся заботливыми мужьями, а патриоты после эмиграции в другую страну активно перестают любить бывших соседей.
Как наш мозг уменьшает дискомфорт при когнитивном диссонансе
Допустим, вы курите и получаете информацию о вреде курения. Существует 4 способа сохранить душевное равновесие.
Изменить поведение: «Я бросаю курить, чтобы сохранить здоровье свое и своих близких».
Обосновать свою привычку, добавить новые факты: «Я буду выкуривать меньше сигарет или заменю их менее вредными».
Изменить самооценку или важность принятия решения: «Если я брошу курить, поправлюсь (стану обозленным). От этого мне и моим родным будет еще хуже».
Игнорировать данные, которые противоречат убеждениям: «Я знаю курильщиков, доживших до 90 лет
Так что сигареты не такие уж вредные».
Перечисленные механизмы помогают не только избежать внутреннего напряжения, но и уйти от межличностных осложнений. Так, например, мы жалуемся незнакомым людям на супругов, тем самым снимает внутреннее напряжение. Поступив плохо, ищем союзников. Придумываем оправдания измены супругов, не замечаем некрасивые поступки детей. Или наоборот – преуменьшаем карьерные достижения конкурентов, объясняя их банальным везением, лицемерием, блатом.
Теория когнитивного диссонанса и ее доказательства
Определение когнитивного диссонанса – одно из базовых понятий в психологии. Автором теории и множества экспериментов стал американский психолог Леон Фестингер (1919-1989). Он сформулировал определение и две основные гипотезы:
- Гипотеза 1: испытанный человеком в определенной ситуации мысленный дискомфорт будет мотивировать его в дальнейшем избегать подобных ситуаций.
- Гипотеза 2: испытывающий психологический дискомфорт человек любыми способами будет стремиться к уменьшению мысленного дискомфорта.
По мнению автора теории причинами когнитивного диссонанса могут быть логически несовместимые вещи, культурные обычаи, противостояние мнения одного человека общественному мнению и болезненный прошлый опыт. То есть пословица «обжегся на молоке, дует на воду» как раз описывает нежелание человека повторить негативный или болезненный прошлый опыт.
Теорию Леона Фестингера подтверждают эксперименты и исследования активности мозга, проведенные на томографе. Во время эксперимента испытуемому создавали условия для простейшего когнитивного диссонанса (показывали листок красного цвета и называли другой цвет) и сканировали активность мозга на томографе. Результаты томографии показали, что при внутреннем конфликте активизируется цингулярная кора головного мозга, отвечающая за контроль определенной деятельности, выявление ошибок, мониторинг конфликтов, переключение внимания. Потом условия эксперимента усложнялись, испытуемому давались все более противоречивые задания. Исследования показали: чем меньше оправданий для своего действия находит испытуемый, тем большее напряжение испытывает, тем больше возбуждается эта область мозга.
Уловки сознания для борьбы с диссонансом
Удивительно, но мудро устроенный мозг сам придумал, как бороться с диссонансом: это и активные методы, и способы избегания, и методы снижения негатива. Под действием сознания для снижения психологического напряжения человек использует следующие приемы:
- отказывается от прошлых убеждений, что иногда лучше сделать, если они противоречат общим нормам;
- переубеждает себя, взяв на вооружение методику позитивного мышления, чтобы найти позитив в безнадежной ситуации;
- избегает нежелательных событий, получает опыт, чтобы не допустить их в дальнейшем;
- отсеивает дискомфортные факты.
Такие приемы, подсказанные сознанием, доступны каждому, стоит лишь прислушаться к своей интуиции.
Результаты эксперимента
В первоначальном эксперименте Фестингера и Карлсмита 11 из 71 ответа по разным причинам оказались недействительными. В остальных случаях оценки участников распределились следующим образом:
ВОПРОС
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (N = 20)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА, ПОЛУЧАВШАЯ ПО 1 ДОЛЛАРУ (N = 20)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА, ПОЛУЧАВШАЯ ПО 20 ДОЛЛАРОВ (N = 20)
Насколько интересными были задания (от -5 до +5)
-0,45
+1,35
-0,05
Как много нового они узнали (от 0 до 10)
3,08
2,80
3,15
Важность для науки (от 0 до 10)
5,60
6,45
5,18
Готов ли человек еще раз поучаствовать в подобном эксперименте
-0,62
1,20
-0,25
Фестингер и Карлсмит считали самым важным ответ на первый вопрос: по мнению исследователей, именно эти результаты указывали на когнитивный диссонанс. Поскольку контрольной группе денег не предлагали, их ответы точно выражали их отношение к эксперименту (с рейтингом -0,45). А существенную разницу между группами, получившими по одному и по двадцать долларов, ученые объяснили когнитивным диссонансом.
Участники эксперимента столкнулись с конфликтом двух когниций: «Я сказал другому человеку, что это было интересно» и «На самом деле мне было ужасно скучно». При этом если испытуемый получал один доллар, он рационализировал свои установки, убеждая себя в том, что выполняемые задания действительно были весьма увлекательными, поскольку только так он мог оправдать свой поступок.
А вот у членов группы, которой предложили по двадцать долларов, по мнению Фестингера и Карлсмита, было вполне убедительное денежное оправдание их действий. Следовательно, первая группа испытывала когнитивный диссонанс, так как у нее не было веского оправдания своего поступка.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.