Конкретика в просьбах
Отрицание
Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).
Если при вытеснении человек как бы забывает тот или иной факт, то при отрицании он его отрицает, то есть не считает его истинным. Он как бы говорит себе: «Да, я знаю, что существует такое мнение, что … но я с ним категорически не согласен». Например: «Да, моя мама часто вспоминает, что я ходил под себя до шестнадцати лет, но это ложь, я не знаю, зачем она это говорит, и вообще изредка это может произойти с каждым».
Работа с клиентом, склонным к отрицанию, тоже не является простой. «На ровном месте» он может начать отрицать то, с чем соглашался еще десять минут назад. И отрицать он будет, будучи искренне уверен в своей правоте. Поэтому не следует в лоб оспаривать такие отрицания, но исподволь это делать можно и нужно.
Пять универсальных принципов кризисной психологии
Первый принцип: так как есть вероятность, что жертва кризиса начнет деструктивное лечение, нужно провести вмешательство как можно быстрее.
Второй принцип: необходимо предоставить жертвам инструменты, необходимые для приведения себя в порядок и нормальное состояние, в дополнение к возможному независимому функционированию.
Третий принцип: облегчить понимание события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства о пережитом опыте.
Четвертый принцип: консультант должен помогать жертве в решении проблем в контексте ситуации и вызванных чувств. Это необходимо для возвращения уверенности в своих силах.
Пятый принцип: снабдить жертву работающими методами, которые она сможет применять самостоятельно в дальнейшем. Это поможет человеку самостоятельно справиться с пережитым в дальнейшем.
Вытеснение
Из сознания может вытесниться свершившийся факт. Например, человек случайно выругался неприлично в присутствии людей, в чьем обществе это недопустимо (начальник, например, или невеста); но потом этот факт совершенно был вытеснен из сознания, чтобы не травмировать. Может вытесниться из сознания и цель, задача, если они связаны с чем-то весьма неприятным. Человек напрочь забывает о том, что предстояло обязательно сделать, а потом сильно удивляется этому. Также могут вытесняться тревожные ожидания (например, представление о том, что близкий человек может заболеть тяжелой болезнью и умереть).
Вытеснение чаще происходит у людей эмоциональных, с демонстративно-истероидными чертами характера.
Вытеснению подвержены лишь факты не очень значительные, не искажающие кардинально картину мира. Здоровому человеку почти невозможно забыть о смерти близкого человека или о таком своем поступке, как увольнение с работы. Тем не менее когда действие вытеснения для уменьшения неприятных переживаний оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Таковы две наиболее широко известные комбинации: вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.
Психологу-консультанту не стоит навязчиво стремиться к поиску всех вытесненных мыслей, побуждений и чувств. В конце концов, чем больше человек живет, тем больше у него за спиной оказывается неприятных вещей, про которые вспоминать не только не хочется, но и не имеет смысла тратить свое время
Однако если в процессе консультации возникает явный пробел или противоречие в картине и психолог видит, что наличие пробела не дает процессу консультации сдвинуться с мертвой точки, то стоит попробовать оживить воспоминания клиента с помощью осторожного расспрашивания.
Проекция
Проекция довольно распространена в повседневной жизни. Это проявляется хотя бы в том, что люди значительно критичнее к чужим недостаткам, нежели своим. При этом недостатки, присущие самому человеку, значительно чаще всплывают при осуждении другого человека. Если человек ленив, но честен, он чаще будет упрекать других людей в лени, чем в лживости.
Склонность винить других людей в собственных бедах – тоже проявление проекции. В данном случае проецируются не личностные особенности (лень, лживость, эгоизм и т.д.), а поступки, действия. Если человека лишили на работе премии, то не из-за того, что он плохо работал, а из-за того, что работал плохо кто-то другой.
Проекция, как и другие виды психологической защиты, помогают человеку преодолеть собственные неприятные переживания. Однако цена этому тоже довольно велика – с каждым разом человек начинает все более ошибочно интерпретировать реальность, его картина мира все более искажена, его разум теряет остроту, портится характер и отношения с другими людьми.
Этот механизм чаще срабатывает у незрелых и ранимых личностей.
В случаях патологии проекция может усиливаться бредом и галлюцинациями, когда совсем теряется способность отличать фантазии от реальности.
Клиента, склонного к проекциям, довольно сложно консультировать. Во-первых, из-за того, что его картина мира, понимание других людей, дефектно. Он по своему понимает поведение людей, их замыслы, их способы действовать, и это понимание в основном окрашено в черные тона. Новые знания, полученные от психолога, такой клиент может использовать не для коррекции картины мира, а наоборот для расширения своего негативистского мировоззрения. Во-вторых, из-за этого негативистского мировоззрения может быть подозрительная установка по отношению к психологу. Если что-то в процессе консультации пойдет не так, виноватым окажется именно консультант – с точки зрения клиента.
Реактивное формирование
Как правило, замысловатость реактивного формирования и выдает его «с потрохами». Даже по внешним признакам поведение-антитеза отличается от обычного искреннего поведения: опека слишком преувеличена, общение слишком вежливое и слащавое, человек сразу и безоговорочно соглашается со всем.
Для такого клиента бывает полезным увидеть себя со стороны: глазами других людей (например близких) или в видеозаписи. Ему можно устроить небольшой индивидуальный поведенческий тренинг или же записать в соответствующую группу. Параллельно следует работать с исходной проблемой, с тем, что человек так в себе не любит или чего боится.
Рационализация
Рационализация, как и проекция, весьма распространена. Дело в том, что наше поведение определяется множеством факторов: инстинктов, мировоззрением, ценностями, стратегическими и логическими задачами, логикой ситуации, просто настроением или состоянием здоровья, привычками и другим. Стоит нам объяснить свои поступки в двух-трех словах, как мы тем самым уже рационализируем.
Объяснение происходит обычно в самых приемлемых, удобных для себя мотивах. Если человеку задать вопрос: «Почему ты только сейчас почистил зубы?», то можно получить один-два десятка разных ответов, от простого «Я забыл раньше почистить» до резонерских «Мне нравится чистить зубы перед выходом из дома, чтобы сохранять свежесть дыхания» или «Я не мог раньше тебя почистить, ты же пример для меня». И все эти фразы будут ложными, а по другому говоря – во всех них будет доля истины.
Мы не можем существовать, не объясняя своего поведения – себе или окружающим. Поэтому рационализация, пожалуй, является самым естественным механизмом психологической защиты. Рационализация помогает нам не только почувствовать логику своего поведения, немного приблизиться к его пониманию, но и позволяет сохранить самоуважение, сделаться лучше в глазах других. Одно дело, когда человек говорит: «Я хожу на работу, потому что труд облагораживает». И другое дело, если он же скажет: «Я хожу на работу, потому что мне нужны деньги, а еще на работе можно посплетничать и потрепать кому-нибудь нервы». Не следует путать, конечно, рационализацию как бессознательный механизм и сознательную ложь, обман и притворство.
Во время консультации не следует, очевидно, слишком заострять внимание на рационализациях – в силу их естественного изобилия. Однако некоторые рационализации могут представлять собой серьезные препятствия на пути решения проблемы, с которыми пришел клиент
С такими рационализациями следует работать, старательно выясняя вместе с клиентом причинно-следственные связи, объясняя, что у каждого действия обычно много причин, не одна.
Коротко о значении криминальной психологии
Итак, что же можно сказать (помимо того, о чем мы уже говорили) в общем и целом о значении криминальной психологии? Для чего необходимо так тщательно и скрупулезно изучать особенности личности преступника, преступных групп и прочие смежные вопросы?
В первую очередь нужно отметить, что данные требования предписаны законодательством. На них основан принцип индивидуализации наказания, играющего в обществе огромную роль. Этот принцип – важнейший признак цивилизованного и гуманного отношения к человеческой личности.
Криминальная психология позволяет выносить правильные и адекватные заключения о мотивах преступлений, выступающих их субъективной стороной. И это уже можно смело назвать основой профессиональной квалификации совершенных противоправных действий.
С другой стороны, знание о мотивах преступников способствуют разработке мер по адекватному и эффективному воспитательному воздействию на отдельных людей в условиях исправительного режима. Такая информация помогает четко устанавливать, что конкретно необходимо подвергать ресоциализации через изменение ценностей, установок, норм и ценностей человека.
Информационная база, предоставляемая криминальной психологией, существенно упрощает и облегчает процесс предварительного следствия – досудебного расследования преступлений, а также проведение предупредительных работ, необходимых для заблаговременного пресечения совершения противоправных действий.
И, наконец, криминальная психология дает возможность в адекватной и полной форме объяснять мотивы преступников и доносить их до их же сознания, что зачастую помогает таким людям осознавать себя и свои сложности, а значит, и принимать ответственность за свои поступки и действия.
Таким образом, криминальная психология обладает огромным значением для общества, способствуя эффективному предупреждению и расследованию преступных деяний, а также объяснению психологических особенностей криминогенной личности и мотивов совершаемых преступлений.
Но, конечно, как мы и сказали, в рамках одной статьи рассмотреть такую сложную тему во всех деталях невозможно. Поэтому, если вам хочется изучить ее подробно, мы можем посоветовать почитать тематическую литературу.
Вот несколько книг российских авторов:
- А. Ф. Зелинский «Криминальная психология»
- Ф. С. Сафуанов «Психология криминальной агрессии»
- С. В. Познышев «Криминальная психология. Преступные типы»
- В. Ф Пирожков «Криминальная психология»
- В. В. Собольников «Основы криминальной психологии»
И несколько работ зарубежных авторов:
- Чезаре Ламброзо «Человек преступный»
- Габриэль Тард «Преступник и толпа»
- Роберт Д. Хаэр «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов»
- Курт Бартол «Психология криминального поведения»
- Филип Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев»
И в дополнение к этим книгам рекомендуем посмотреть запись лекции «Криминальная психология» заведующего кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ.
Интроекция
С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. У взрослого человека этот механизм может заметно актуализироваться во время траура, при потере близкого человека. Все положительные качества умершего как бы присваиваются оставшимся в живых.
Интроекция часто встречается при депрессии.
Как и в случае с проекцией, интроекция может сильно мешать процессу консультирования. Клиент говорит, говорит про себя, про свои качества, красочно описывая то, как эти качества проявляются в реальной жизни, но потом оказывается, что все это он придумал, это не его качества, а интроецированные. Как и в случае с проекцией, если человека попросить подробнее рассказать о том, как он понимает то или иное человеческое качество, то можно заметить как он сбивается: только что рассказывал о себе, но вдруг оказывается, что он имел в виду другого человека (равно и наоборот). Удобной (если так можно выразиться) чертой такого клиента является то, что он сравнительно легко может перенять образ рассуждения консультанта, что поможет ему подняться над проблемой, научиться рассуждать более здраво.
Регрессия
Регрессия может быть частичной, полной или символической. Частичная регрессия находит свое проявление лишь в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях и т.п. В таких ситуациях человек бессознательно возвращается в состояние, когда о нем заботились, когда он находился под полной опекой родителей, которые могли взять на себя любые его проблемы. При этом внешне поведение может выглядеть совершенно нелепо (взрослый человек, руководитель, начинает капризничать и плакать как ребенок).
В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
Специфика работы с регрессией заключается в том, что далеко не всегда психолог может заметить, что клиент склонен к этой форме психологической защиты. Ситуация психологического консультирования, хотя и заставляет иногда переживать неприятные эмоции, но сама по себе в большинстве случаев не выглядит угрожающей. И поэтому механизм регрессии не будет наглядно доступен. И из слов клиента может не быть ясным, что он иногда «впадает в детство» – просто потому, что он не будет про это рассказывать.
Компенсация
Иногда компенсация приводит к позитивным изменениям в жизни: слепой становится знаменитым музыкантом, ребенок из бедной семьи вырастает выдающимся спортсменом и т.п. В других случаях компенсация не очень адекватна, неприемлема или унижает чувства других людей: человек с низким ростом или проблемами в половой сфере стремится к власти и доминированию, инвалидность компенсируется грубостью и показной брутальностью и т.п.
Компенсация распространена, пожалуй, среди всех людей. И эта её распространенность способствует индивидуализации людей, углублению различий между ними. Ученик, имеющий слабые показатели по физкультуре, с большим азартом увлекается математикой или рисованием. Ученик, которому тяжело даются математика и русский, больше тянется к физкультуре. Что интересно, «непреодолимое препятствие» на самом деле может быть не таким уж и непреодолимым: слабый легко становится сильным, любой более-менее здоровый ребенок при должном прилежании может освоить школьную программу на 4 и 5. Однако даже и вымышленные препятствия могут запустить механизм компенсации.
В процессе психологической консультации с механизмом компенсации надо тоже работать весьма осторожно. Прежде, чем начать прямо обсуждать ее с клиентом, следует убедиться в необходимости избавления от компенсации.