Значение слова &laquoконструктив»

Конструктивные отношения

Для конструктивных отношений принципиально важным является тот факт, что все участники обладают ощущением справедливости. Это означает что «давать» и «получать» находятся в равновесном состоянии. Сделанное должно быть компенсировано и соответственно: в материальном смысле, ответными услугами, положительными чувствами или благодарностью. Человек, здоровый душой, дающий в течение продолжительного времени больше, чем получает сам, в определенный момент почувствует себя использованным. Но и получивший слишком много чувствует себя плохо, у него начинается угрызения совести. Авансы стоит принимать лишь в том случае, если есть возможность возместить их в обозримом будущем. В конструктивном симбиозе я делаю что-то для другого, потому что его здоровье и благополучие и то, что он становится умнее и мудрее, принесут пользу и мне самому. Когда другому хорошо, мне хорошо тоже. Делая хорошее другому, я создаю комфортную жизненную среду для себя. Эта форма отношений основана на здоровой любви. Здоровая любовь предполагает, что каждый может с уверенностью сказать, любит он другого или нет. Эта любовь видит любимого таким, какой он есть. Она рада ему, его свойствам, его развитию. Она не ждет особых ответных усилий и счастлива тем, сколько любви получает в ответ. Здоровая любовь сопровождается здоровой сексуальностью и не нуждается в угрозах или скрытых манипуляциях с целью получения секса, она не наносит сексуальному партнеру ни физического, ни морального вреда. При здоровой форме сексуальности, физические, эмоциональные и духовные процессыпротикают одновременно и не противоречат друг другу.

В конструктивных здоровых отношениях должно быть место здоровой злости.

Она не осуждает человека целиком, она выражает возмущение определенным действиям или позицией человека. Здоровая злость сфокусирована на конкретных вещах и не обобщает. Она имеет своей целью совершенно конкретные изменения. В здоровых отношениях злость уважают как возможность выражения того, что в отношениях не так. Так злость может использоваться для того, чтобы работать над улучшением отношений. Злость, которая помогает определить здоровые границы, соединяет людей на новом уровне, на котором развитие отношений продолжиться.

То же относится к чувствам скорби и боли, которые так же находят определенное выражение в конструктивных симбиозах. Показать свою скорбь, например в случае тяжелой утраты, плакать при расставании или смерти — это совершенно здоровая реакция. В здоровых отношениях партнеры уважают границы стыда друг друга. Никто не будет срамить другого за его переживания или ошибки, или недостатки. При этом трудные и даже интимные темы обсуждаются вподобающем формате. В таких отношениях не существует никаких принципиальных табу или запретных тем. Каждый может видеть другого таким, какой он есть, со всем его положительным или отрицательным жизненным опытом, со всеми сильными сторонами и слабостями. Родители, например, не скрывают от детей своего негативного жизненного опыта и таким образом не навязывают им ложных представлений о себе. Они не преукрашивают действительность и не навязывают своим детям идеальное представление о мире. Детям позволено увидеть мир таким, какой он есть, со всеми его прекрасными и ужасными сторонами. Партнер не старается оградить другого партнера от любых возможных конфликтов и проблем,для того, чтобы не прийти к застою в развитии и ужасному пробуждению.

В конструктивных отношениях так же присутствует готовность к их прекращению, если настало время закончить отношения, ставшие слишком ограничивающими, слишком тесными и зависимыми. Например: ребенок покидает родительский дом, когда он достаточно хорошо научился заботиться о себе сам или пара расходится, если у партнеров больше нет совместного будущего.

Основные принципы взаимодействия

Строя конструктивные рабочие отношения, участники должны учитывать идею конгруэнтности. Интерактивность в таком подходе требует активности всех участников, заинтересованную позицию и согласованность действий для достижения поставленной перед ними общей цели. Участники должны координировать свои возможности, средства, дабы достичь максимального взаимопонимания.

Еще один важный принцип, на основании которого создаются конструктивные отношения, – честность, что некоторые также называют открытой игрой. Этот подход дает возможность регулировать значимость отношений между участниками группы

Впервые идея была рассмотрена в работах Кубертена, который упоминал, что стремление к победе не должно быть оправданием любым поступкам, важно благородное поведение, и дух борьбы главенствует над важностью собственно победы

Мышление стратега

Значение слова &laquoконструктив»

Вы когда-нибудь задумывались, чем отличается мышление миллионера или успешного предпринимателя от мышления обычного человека. Почему одним удается в жизни все, а другие не могут добиться повышения даже с учетом блестящего образования и опыта работы? Все всегда начинается с мысли. И умение думать является определяющим в любой области.

Как мыслят эти низкорослые невзрачные мужчины, рядом с которыми идет королева красоты? Как дурнушкам удается заполучить в мужья настоящих Аполлонов? Как мальчик из детского дома становится миллионером? В чем секрет успеха? Когда нет предпосылок, когда никто не помогает, как им удается достигать целей? Разберем детально мышление стратега.

Увидеть цель, рассмотреть ее всесторонне.
Осознать степень важности для себя.
Оценить свои реальные возможности, учитывая полное отсутствие везения и помощи от других людей. Ибо стратеги знают, что рассчитывать в этой жизни можно только на собственные силы.
Просчитать варианты развития событий.
Важное правило успешных людей: у тебя всегда должен быть запасной вариант

План «Б». Если не получится сразу, задействуют этот запасной вариант. Также стоит разработать план «В» — и так хотя бы до середины алфавита. Часто своих целей люди добиваются не с первой попытки и не со второй. Иногда требуется тысячный вариант, чтобы пройти весь путь до конца.
Далее идет обещание себе, что ты не сдашься. Теперь, когда варианты просчитаны, можно не расстраиваться из-за неудач. Стратег это предвидел и приготовил план «Б». Отсутствует компонент разочарования. Эмоции могут сбивать с пути. Они хороши в определенных ситуациях, но не здесь.
Стратег умеет заставить эмоции служить себе. Варианта всего два: полностью исключить их, используя разум, а не чувства, или задействовать. Можно повесить на холодильник фотографию самой нелюбимой толстой родственницы — и это заставит вас придерживаться диеты. Можно каждый день вспоминать свое тяжелое детство в бедности и идти на работу, карабкаться по карьерной лестнице. Человек считает себя разумным существом. Но когда его эмоции управляют им, он выглядит не лучше котенка, в ярости гоняющегося за своим хвостом. Уничтожить или подчинить: успешные люди только так поступают со своими чувствами.
Далее включается мышление стратега, продумываются детали.
Наступает этап реализации. Стратег на этом этапе продолжает руководствоваться собственным планом. Анализирует его. При необходимости вносит корректировки.

На первый взгляд это кажется простой задачей. Но в реальности такая дисциплинированность подвластна не каждому. Хорошо, если в окружении есть человек, способный научить этому на своем примере. Если нет — всегда можно брать в пример героев фильмов и сериалов. Конструктивно мыслил Шерлок Холмс. Он — образец беспристрастности. Также примером может служить образ Шелдона Купера из популярного сериала «Теория большого взрыва». Его мышление на грани фантастики.

Как конструктивное мышление влияет на здоровье

Есть несколько изменений, которые произойдут с вами, если вы научитесь конструктивному мышлению. О них говорили все, кто проходил подобные тренинги или овладевал искусством самостоятельно.

Человек становится более спокойным. Приходят в порядок его мысли. Он начинает планировать свой день.
Окружающие замечают изменение в походке, осанке и жестах таких людей. Но это происходит не сразу. Такие вещи психологи подмечают у своих пациентов, которые несколько недель упорно дрессировали свой образ мышления.
Отступают панические атаки, неврозы, частично проходит ВСД. Человек больше не поддается панике, не ищет у себя болезней, о которых услышал вчера из новостей.
Многим женщинам и мужчинам удаётся, наконец, сесть на диету и сбросить лишний вес. Люди начинают лучше контролировать себя.
Проходят некоторые соматические болезни и симптомы астении.
Улучшается сон, человек чувствует себя более бодрым

Особенно, если уделил внимание своему здоровью: включил в список ежедневных дел спорт, правильное питание.
Люди, панически боявшиеся врачей, избавляются от страхов и вовремя проходят профилактические обследования.

Таких результатов добиваются упорные, те, кто не бросает начатое. Если человеку удаётся контролировать мышление, ему поддаются и эмоции.

Мысль — промежуточное звено в вечной борьбе между разумом и чувствами. И когда побеждает разум, жизнь человека налаживается.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

  • неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
  • психические расстройства;
  • соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
  • разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Значение слова &laquoконструктив»

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Конструктив и деструктив

Нередко при попытке сформировать конструктивное сотрудничество участники рабочего процесса приходят к ровно противоположному. Это обусловлено нехваткой навыков и умений, так как в настоящее время большинство воспитателей, преподавателей не имеют качественной теоретической базы по формированию корректной группы и отношений внутри нее. Заметить деструктивное взаимодействие можно, когда отмечается, что один участник не готов принимать и признавать важные для другого цели, способы. Одновременно с этим отрицаются позиции. Это приводит к тому, что вместо решения проблемы и задачи лишь формируются дополнительные отрицательные связи между членами группы, что предсказуемым образом не дает эффективного итога.

Если рабочий процесс выстраивается с учетом принципов гуманизма, можно предотвратить перекос отношений в негативную сторону, в результате чего формируется система связанных между собой предпосылок и последствий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие. Для этого на первом месте – оценка личности как значимого, самостоятельного объекта, достойного уважения и внимания. Необходимо признавать право на уникальность всякой особи, включенной в социум. Понимая, что собеседник неповторим, можно учесть это в совместной работе. Одновременно с этим конструктивное взаимодействие предполагает ориентироваться на идеи толерантности, следовательно, все участники отношений должны быть терпимы к другим. Недопустимо предубеждение, которое может сказаться на правильности оценки событий, мнений, людей. Это напрямую влияет на характер взаимоотношений в группе.

Значение слова &laquoконструктив»

Как мыслить конструктивно

Значение слова &laquoконструктив»

Освоить технику конструктивного способа мышления можно, используя прием отречения от эмоций. Его суть в том, чтобы полностью избавить себя от эмоций на время. Только услышав неприятную новость, у большинства людей в голове моментально выстраивается цепочка из негативных мыслей, которые погружают в пучину темных чувств. Никакой продуктивности.

Первым шагом после получения любой информации должна быть ее всесторонняя обработка. Конечно, если информация касается вас и может как-то повлиять на существующую ситуацию. Нет необходимости включать логику и осмысливать анекдот, смешную историю или сплетню о коллеге.

Пример: мужчине сообщают, что его любимая супруга ужинала в кафе с незнакомым мужчиной.

Деструктивное мышление.

«Она точно мне изменяет. Я теперь рогоносец и друзья уже знают. Я опозорен. Я никогда ее не прощу. Она не признается и найдет отмазку. Я же так ее любил! Я тоже найду любовницу — это будет честно Видеть ее не хочу. Ухожу в загул».

Такое поведение и реакция точно привели бы к скандалу. А повторяющиеся ситуации такого типа приведут к разводу. И все из-за неумения мыслить конструктивно. Лишние эмоции, надуманные ситуации. А жена всего-навсего пошла показать новому коллеге кафе рядом с офисом. Они просто говорили о работе. Он мог быть глубоко женатым человеком или вообще мужчиной нетрадиционных взглядов на женщин.

Конструктивное мышление.

«Супруга обязательно даст мне разумное объяснение этому случаю. Едва ли она будет прилюдно в кафе делить обед с любовником. Ситуация мне неприятна, поскольку я люблю жену, немного ее ревную. Но она ни разу не давала мне повод для сомнения. Мы поговорим и все выясним, до этого момента ситуация будет выглядеть для меня, как кот Шредингера. И сейчас у меня нет ни единого повода для беспокойства. Это мог быть ее дальний родственник или коллега. Она вернется домой и мы все спокойно обсудим. Нет смысла перебирать в голове возможные варианты».

Без паники: оценка ситуации. Да, ему неприятна новость. Но мужчина взял себя в руки, он не будет понапрасну жечь нервные клетки. Он не устроит скандал, накрутив себя. Он принял тот факт, что информации недостаточно для каких-либо выводов. Конструктивное мышление в действии.

Методы

Рассмотрим приемы, которые помогут научиться конструктивному мышлению.

Полный контроль за эмоциями.

Пусть вас расстроило, что начальник накричал с самого утра. Прочь жалость к себе и театральные отступления. Просто решаете важные задачи, заходите к нему в кабинет и разрешаете ситуацию до конца.

«Нет» страху.

Если почувствовали симптом какой-либо болезни, отключаете панику. Какие симптомы должны быть у больного? Они у вас есть или это все результат буйной фантазии? Если симптомы сохраняются некоторое время и им нет объяснений, просто проверьтесь. Без паники и написания завещания. Чувства почти всегда лишние. Потому что неконструктивны.

Планируйте своё время от и до.

Вы всегда должны знать, чем будете заниматься завтра и через месяц. Если планы меняются, подстраивайтесь, сохраняйте основу. Ее стоит составить заранее. Это выглядит так: многое может измениться, но даже если наступит конец света, вы все равно сделаете уборку дома и 50 приседаний. Это основа конструктивного мышления.

Общение: важный аспект для любой личности

Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия

Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий

Значение слова &laquoконструктив»

С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.

Как выглядит конструктивное мышление

Значение слова &laquoконструктив»

Конструктивное мышление — это, в некотором смысле, образ жизни. Оно просматривается на примере человеческих реакций относительно сложных ситуаций. Например, две горничные, закончив смену в отеле, застряли в лифте поздно вечером. Обе страдали клаустрофобией в легкой форме. Обе они спешили по своим делам. И для обеих ситуация была неприемлемой физически

Одна из них поддается панике, бьет по кнопкам, начинает причитать, кричит, стараясь привлечь внимание. Другая, тем временем, старается сохранять спокойствие

Она следит за своим дыханием. Она пытается вызвать лифтера кнопкой. Когда кнопка не сработала, женщина достала мобильный телефон, позвонила знакомому, что жил неподалеку, и спустя 15 минут их освободили.

В чем отличие между типами мышления этих женщин? Мысли первой были хаотичны и не конструктивны. Она жалела себя — ведь у неё клаустрофобия, и она спешила. Поддавшись эмоциям, она не позволила своему разуму поработать над ситуацией. А ведь у нее в сумочке тоже был мобильный телефон. Вторая женщина не позволила себе поддаться панике. Она взяла на себя решение проблемы, не запаниковала, когда кнопка лифта не сработала. Если бы у нее не было телефона, она бы всё равно нашла выход.

В любой ситуации конструктивное мышление начинаются там, где заканчиваются эмоции. Чувства мешают человеку адекватно воспринимать ситуацию. Подобный тип мышления больше свойственен мужчинам, нежели женщинам. Причина тому в разных гормональных наборах. Эстроген, которым насквозь пропитаны женщины, чувствительность в определенное время цикла — отдаляет их от конструктивности. Часто женщины поддаются порывам, действуют под влиянием эмоций. Такие поступки не имеют логического обоснования и, со временем, становятся предметом сожаления.

Мужчины тоже бывают лишены конструктивности, ведь встречаются весьма чувствительные, ранимые представители сильного пола. Также как встречаются и женщины, которые носят на плечах «золотую голову», способную решить любую проблему.

Развитие мышления

Значение слова &laquoконструктив»

Развивать правильный образ мышления помогут практические занятия. Что для этого нужно? Просто начните. С пониманием того, что получится не с первого раза и даже не с сотого. Вы будете долго практиковаться, прежде чем заметите, что эмоции давно не руководят вашей жизнью.

Начните с простых бытовых ситуаций. Не хочется мыть посуду. Проанализируйте ситуацию, подключите конструктивное мышление. Возможно, вы поймете, что целесообразнее мыть посуду сразу после приема пищи, не оставляя на потом под предлогом замачивания и занятости. Более того, мытье посуды — это время релаксации. Моете тарелку — думайте только о тарелке. Учитесь отключать мысли. После — похвалите себя за то, что помыли сразу.

Любую неприятную ситуацию можно и нужно использовать во благо. И поможет в этом конструктивное мышление.

Социальный диалог – это тоже искусство

Общение – это не просто навык, данный всякому от природы

Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее

Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха. Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.

Значение слова &laquoконструктив»

Личность, психика, особенно в детском возрасте, во многом формируются взаимоотношениями с самыми близкими людьми. В будущем это будет регламентировать отношения с иными участниками общества

Психологи обращают внимание: детям свойственны очень сильные эмоции, которые с возрастом ослабевают, становятся приглушенными, и поведенческие аспекты проявляются более ярко. Способы конструктивного взаимодействия предполагают корректировку эмоционального развития ребёнка таким образом, чтобы становление личности было максимально полноценным

В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь. На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия

Как понять, что у вас хаотичный тип мышления

Дочитав статью до этого места, каждый уже задумался: «А что со мной? Я-то обладаю конструктивным мышлением? Это так просто. Или нет?». Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте, как обычно вы говорите, решаете проблемы.

Поможет понять образ вашего мышления простенький тест:

  1. В разговоре отвлекаетесь ли вы на малозначительные детали и мелочи?
  2. Долго ли вы изъясняете свою мысль?
  3. Начинаете ли рассказ с мезозойской эры? (Имеется ввиду, начинаете ли вы его с самой сути или у вас, как в сказке: «Были-жили, не тужили»).
  4. Отвлекаетесь ли на посторонние мысли, меняя тему разговора?
  5. Никогда не анализируете чужие мысли по поводу вашей затеи? (Люди, закрытые от чужого мнения, ограничены. Не обязательно принимать чужую точку зрения, но если вам предлагают альтернативный вариант, который может оказаться продуктивным советом, умный человек обязательно прислушается).
  6. Не планируете свой день заранее?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из вопросов, вам стоит поработать над собой. Это означает, что ваш тип мышления близок к хаотичному. Более трех положительных ответов означают, что ваше мышление хаотично.

Одного без другого не существует

Общение, социальное взаимодействие – очень сложный процесс. Нельзя сформировать диалог между двумя людьми, подчинив его только принципам конструктивного взаимодействия и полностью обойдя другие аспекты. Основная задача обеих сторон – приложить усилия к тому, чтобы конструктивный как наиболее продуктивный метод доминировал, в этом случае результат будет выгодным для всех заинтересованных сторон.

Единство методик налаживания контакта вынуждает очень аккуратно относиться к активизации познавательной деятельности

Безусловно, наиболее важно это, когда речь идет о развитии младшего поколения. Воспитательный, обучающий процесс должен строиться на использовании конструктивных подходов как единственно верных

Это позволяет контролировать не только эмоциональность, но и познавательную активность. При правильном подходе конструктивные методики позволяют эффективно подготовить ребенка к тому, что в жизни могут быть неудачи. Одновременно с этим конструктивный подход позволяет закрепить механизмы регулировки поведения, учитывающие как осмысленность поступков, так и личностные аспекты участников ситуации.

Идея совместной работы

Когда речь идет об образовательном процессе, необходимость конструктивного взаимодействия возникает не только между учителем и учеником, но и внутри коллектива преподавателей. При этом идея заключается в согласовании преследуемых разными специалистами целей, а также способов, средств. Необходимо понимать, что действительно конструктивный подход предполагает учет задач, значимых для каждой участвующей в процессе личности. Это помогает не только развивать каждого участника процесса, но и совершенствовать группу как социальную единицу, организм, работающий системно.

Значение слова &laquoконструктив»

Конструктивное взаимодействие при детальном рассмотрении выглядит довольно противоречивой задачей. Это обусловлено тем, что крайне сложно согласовать цели разных социальных элементов, участников одной группы. Кроме того, редко можно наблюдать, что внутри группы применяются действительно оптимальные способы, средства, а стороны, вступающие в контакт, занимают действительно продуктивные позиции. Все это напрямую сказывается на результате. Продуктивность рабочего процесса падает, группа, отдельные личности, ее формирующие, не могут развиваться на весь доступный потенциал.

Образование и взаимодействие

В настоящее время образовательный процесс во всем мире (и в нашей стране тоже) претерпевает изменения, контролируемые принципами гуманизма. На основании этого сильно меняются отношения, допустимые между преподавателями, учениками. Обе стороны в равной степени должны участвовать в процессе общения, в этом суть конструктивного взаимодействия. Нельзя применять методики влияния на одну из сторон, которые бы разрушали личность, воздействовали на поведение, сознание.

Гуманистический подход обязывает принимать и взрослых, и детей такими, какие они есть. Пример конструктивного взаимодействия – совместное обучение, в ходе которого уникальное восприятие каждой из сторон сохраняется в полной мере. В то же время нужно контролировать, чтобы развитие личности продвигалось в положительном направлении. Старшие не имеют права оценивать личность, это доступно лишь применительно к конкретным действиям

Важно учитывать интересы обеих сторон взаимодействия, в том числе анализировать перспективы. Общение, построенное с учетом этих аспектов, на все будущее молодого поколения заложит основы корректного социального взаимодействия

Где взять конструктивные мысли

Для начала разберемся в том, что дает человеку такой тип мышления.

  1. Возможность уравновесить эмоциональный маятник и не поддаваться негативу. Человек будет чувствовать себя спокойным и защищенным. За конструктивным мышлением — как за каменной стеной.
  2. Это помогает находить выход из самых сложных ситуаций.
  3. Подобное мышление часто меняет жизнь человека. Он приобретает подобный навык, осознает, что есть что-то, что его в жизни не устраивает, и начинает работать в этом направлении. Логика больше не позволит уклоняться от перемен, находить причины для бездействия. Так начинаются позитивные перемены: с мысли. С правильной мысли.

Любой, даже самый эмоциональный и инертный человек, способен научиться мыслить конструктивно. Попытайтесь вспомнить человека из вашего окружения, который обладает этой способностью. Представьте сложную ситуацию и подумайте, как бы он поступил. Постарайтесь поставить себя на его место и перенять образ мышления. Эмоции прочь, только холодный рассудок.

Тренироваться можно как на вымышленных ситуациях, так и на реальных. Немного работы над мышлением, и навык войдет в привычку.

Конструктивному мышлению свойственны:

  • Беспристрастность.
  • Логика.
  • Последовательность.
  • Вдумчивость.
  • Всесторонняя оценка ситуации.
  • Построение плана.
  • Оценка перспектив.
  • Прогнозирование развития событий.
  • Отсутствие эмоций.

Главный компонент такого мышления — холодный разум. Эмоции не позволяют человеку рассмотреть ситуацию со всех сторон, увидеть перспективы и оценить все возможные варианты, выбрав лучший.