Копинг-стратегии: что нужно знать о работе со стрессом
Классификация стратегий
Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:
- проблемно-ориентированный;
- эмоционально-ориентированный.
В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.
Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.
Проблемно-ориентированные копинг-стратегии
В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:
- Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
- Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
- Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
- Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
- Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
- Обращение к помощи окружающих и близких людей.
- Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
- Избегание проблемы, бегство от трудностей.
Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.
Базисная стратегия и ресурсы
Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:
- разрешение проблем;
- избегание;
- поиск поддержки.
Базисные ресурсы копинга это:
- Я-концепция;
- эмпатия;
- аффилиация;
- локус контроля;
- когнитивные ресурсы.
Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.
Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.
Совладающее поведение
Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.
Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.
Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе
Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм
Ресурсный подход
Как сказано выше, у каждого человека есть набор определенных ресурсов, помогающих контролировать ситуацию, чувства, эмоции. С их помощью можно сохранить психическое и физическое здоровье даже в самых тяжелых, можно сказать, критических ситуациях.
Эти ресурсы бывают внутренними и внешними. К первым относят врожденные способности, а также навыки и умения, которые были приобретены по мере взросления. Внешние — инструменты для борьбы со стрессом из окружающей среды, моральная и эмоциональная поддержка близких людей.
У каждого психолога свое мнение о ресурсах. С, Селингман считал, что для борьбы со стрессом самым важным является оптимизм. А, Бандура делал ставки на самоэффективность. Для других же важнейшим показателем считается жизнестойкость. Как бы там ни было, все эти качества влияют на формирование копинг-стратегий так же сильно, как меняющиеся обстоятельства.
Если в детстве не хватало материальных и социальных ресурсов, набор стратегий в будущем будет небольшим. Сузить их спектр человек может даже сознательно. Наглядный пример: нежелание взаимодействовать с окружающими людьми. Из-за этого не только уменьшается круг общения, но и становится меньше ресурсов среды.
4 Ресурсный подход к копингу
Ресурсные теории в оценке копинг-механизмов предполагают существование у каждой личности определенных внутренних ключевых ресурсов, регулирующих в индивидуальном порядке процесс распределения общего фонда всех ресурсов. Это подтверждают факты адаптации и сохранения здоровья людей в различных, подчас очень тяжелых, жизненных ситуациях.
Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:
- доступность для него инструментальной помощи среды;
- доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.
Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:
- врожденные способности;
- приобретенные навыки и умения.
Разные исследователи называют ключевыми разные ресурсы. По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, — это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим в формировании копинг-стилей конструкт «жизнестойкость». При всей разнице мнений копинг-стили формируются постепенно в течение жизни человека под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов.
С детства обедненная ресурсами среда, как материальными, так и социальными, не позволяет развить способности и приобрести навыки, и с большой долей вероятности сузит спектр предпочитаемых копинг-стратегий. Применяемые личностью копинг-стратегии также влияют на владение и управление ресурсами. Примером может служить сознательное нежелание человека эффективно взаимодействовать с социальным окружением, вследствие чего у него значительно сужается круг общения и, соответственно, обедняются ресурсы среды.
Основная функция копинг-механизмов — компенсаторная, позволяющая совладать со стрессом с минимальными потерями для личности.
Копинг-стратегии, направленные на непосредственное решение проблем, в большинстве своем признаны более эффективными, чем стратегии, предназначенные только для совладания индивидуума с его отношением к проблеме. Кроме того, исследования подтверждают более высокую эффективность комплексного использования нескольких видов продуктивного или относительно продуктивного копинга, в сравнении с выбором только одного из способов совладания.
Понятие стресса
Чтобы понять, как работают копинг стратегии, нужно разобраться в том, что им предшествует. В жизни человек сталкивается с множеством стрессоров, но не все они наносят вред его психофизическому состоянию. Различают два типа стресса:
- эустресс – положительный стресс, вызванный счастливыми событиями и радостью;
- дистресс – отрицательный стресс, вызванный потерей, переживаниями, эмоциональным или физическим истощением.
В современном обществе принято избегать стресса или игнорировать его проявления, но такие действия обязательно приведут к ухудшению психофизического состояния индивида. Наслаивание проблем вызывает хронический стресс, который влияет на работу внутренних органов и систем.
Стресс
В то время, когда человек испытывает влияние дистресса, его организм старается как можно быстрее от него избавиться. Именно так в психологии появился термин копинг стратегий. Методики совладания со стрессором описаны в работах многих психологов.
Копинг
- Копинг
- (англ. «cope» — справиться, выдержать, совладать) — это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса.
- Копинг-стратегии
- это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации.
- это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.
Проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, повышенной сложностью, стрессогенностью, противоречивостью.
Виды стрессовых ситуации
-
Макрострессоры — критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.
-
Микрострессоры — повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия для восстановления адаптации, требующие небольшое количество времени (минуты).
-
Психотравмы — травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности, внезапным и непредсказуемым началом.
-
Хронические стрессоры – это перегрузки с длительной протяженностью во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.
Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.
Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:
1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит: стрессор — угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»
При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:
- Первый канал — освобождение эмоций.
- Второй — выработка стратегии совладения.
- Третий — социальный канал, он влияет меньше — не учитывается.
2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» — оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:
- эмоциональная стабильность;
- психологическая выносливость — это система убеждений;
- умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;
- используемый тип психологической защиты;
- состояние в момент стресса;
- предрасположенность к состояниям страха и гнева;
- социальная поддержка.
Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:
- Есть ли те люди, которые являются значимыми.
- Оценка социального положения этих людей.
- Насколько они влиятельны в социальной среде.
- Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.
- Частота контактов с этими людьми.
Социальная поддержка осуществляет эффект буфера, она смягчает удар.
Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки — решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.
Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс, 1992)
Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегиях используется во время планирования психотерапевтической интервенции.
При этом, диагностируемые механизмы защит свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы.
Диагностируемая копинг-реакция, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.
литература:
- Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007 — 1312 стр.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология — Питер, 2004 — 539 стр.
- Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Учебно-методическое пособие — Казань, 2003 — 98 стр.
- Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности — Изд-во Алтайского государственного университета, 2000 — 123 стр.
- Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии — Изд-во «Речь», 1998 — 784 стр.
- Лекции по клинической психологии — ГрГМУ, Беларусь, 2006.
Гендерные различия
Гендерные различия в стратегии выживания являются способами , в которых мужчины и женщины отличаются в управлении психологическим стрессом . Существует доказательство того, что мужчины часто развивается стресс из — за свою карьеру, в то время как женщины часто сталкиваются стресс из — за проблемы в межличностных отношениях. Ранние исследования показали , что «были гендерные различия в источниках стрессоров, но гендерные различия в решении были относительно малы после контроля источника стрессоров»; и более поздние работы так же показали «небольшие различия между женскими и стратегиями совладания мужчин при изучении людей в подобных ситуациях.»
В общем, такие различия, которые существуют показывают , что женщины , как правило, используют эмоции ориентированных преодоления трудностей и «как правило, и-Подружитесь » ответ на стресс, в то время как мужчины , как правило, используют проблему ориентированных преодоления трудностей и « дерись или беги ответ», возможно потому , что социальные стандарты поощряют мужчин , чтобы быть более индивидуалистической, в то время как женщины часто ожидается межличностные . Альтернативное объяснение вышеупомянутых различий связан с генетическими факторами. Степень , в которой генетические факторы и социальные условия влияния на поведение, является предметом продолжающихся дискуссий.
Виды копинг-стратегий
Классификация копинг-стратегий выглядит так:
- Адаптивные. Это активный поиск возможного решения проблемы, включающий в себя взаимодействие с другими людьми.
- Неадаптивные. Сбегание от трудностей. В психологии это попытки уйти от реальности, агрессия, покорность.
- Частично адаптивные. Человек избегает проблему, придумывая для этого какой-то предлог.
В зависимости от цели, стратегии также делятся на 3 вида:
- направлены на сохранение психического и эмоционального равновесия;
- меняют внутренний мир, отношение к ситуации;
- преобразовываются и человека, и проблему.
Стоит отметить, что оптимизм и позитивное мышление — это не копинг-стратегии. Это качества, присущие той или иной личности. Стратегии представляют собой комплекс мер, план действий на тот или иной случай. Вышеописанные качества помогают реализовывать эти планы на практике.
Существует еще несколько видов копинг-стратегий. По направленности они бывают:
определяющими степень важности случившегося для конкретного человека;
сконцентрированными на борьбе со стрессом;
сосредоточенными на сохранении нормального состояния психического и эмоционального здоровья.
По успешности:
- с применением конструктивных копинг-стратегий;
- с использованием деструктивных стратегий.
По стилю:
концентрация на проблеме (поведенческие);
сосредоточенность на избегании проблемы (когнитивные);
внимание направлено на эмоции (эмоциональные).
По тому, как человек контролирует ситуацию:
- составление плана действий;
- асоциальные поступки;
- косвенные действия;
- активные действия.
По типу ситуации:
- самоконтроль;
- проявление агрессии при попытке изменить ситуацию;
- использование помощи со стороны;
- избегание ситуации или уход от реальности;
- взгляд с другой стороны;
- составление плана по решению проблемы.
По открытости:
- решение проблемы мысленно;
- исправление ситуации с помощью активных действий.
3 самые большие группы копинг-стратегий (адаптивные, неадаптивные и комбинированные) делятся на подвиды в зависимости от стиля.
Адаптивные:
- Поведенческие: активные действия человека по устранению проблемы. Он действует либо сам, либо с помощью окружающих.
- Когнитивные: происходит анализ сложившейся ситуации. При этом индивид сохраняет на должном уровне свою самооценку, развивает самообладание, становится увереннее в себе.
- Эмоциональные: протест, оптимистический взгляд на происходящее вокруг.
Неадаптивные:
- Поведенческие: попытка уйти от реальности, уединение, избегание трудностей в мыслях, отказ от решения проблемы.
- Когнитивные: отсутствие веры в свои способности, растерянность, смирение, недооценка серьезности проблемы.
- Эмоциональные: внушение чувства вины себе или окружающим, подавление чувств и эмоций, безнадежность, покорность обстоятельствам.
Относительно адаптивные:
- Поведенческие: попытки хотя бы временно отстраниться от проблемы с помощью увлечений, прогулок, алкоголя и т.д.
- Когнитивные: сравнение случившегося с ситуациями, которые произошли у других людей. Сознательное превращение проблемы в то, с чем будет легче справиться. Например, можно посчитать ее испытание, преодоление которого поможет измениться в лучшую сторону.
- Эмоциональные: желание возложить ответственность за решение проблемы на другого человека, устранение эмоционального напряжения.
То, какие копинг-стратегии человек использует для борьбы со стрессом, легко выяснить, зная тип его личности.
Копинг стратегии у подростков
Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют
С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом
Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.
Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.
Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.
Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.
Копинг стратегии подростков до конца не изученные.
В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения
Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность
Откуда появился термин
Доктор Ричард Лазарус
Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.
Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.
Что такое копинг-стратегии и как они работают
Американский психолог Ричард Лазариус создал целую теорию о стратегиях совладания со стрессом — так называемых копинг-стратегиях.
Понятие «копинг» (от англ. «to соре» — справиться, выдержать) переводится в русскоязычной психологии как «совладающее поведение» (от старорусского «лад», «сладить», т.е. «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства»). Обычно под копинг-стратегиями понимают сознательные и целенаправленные усилия личности по разрешению конфликтов и борьбе с их эмоциональным фоном — тревогой и напряжением.
Выделяют два основных стиля поведения в стрессовой ситуации.
1. Проблемно-ориентированный. Основная цель — рациональный анализ проблемы, создание и выполнение плана разрешения трудной ситуации, обращение за помощью, поиск дополнительной информации и т.п.
2. Субъективно-ориентированный. Его черты — эмоциональное реагирование на ситуацию, попытки не думать о проблеме, вовлечение других в свои переживания, использование алкоголя, наркотиков и т.д. Как правило, характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего.
На первый взгляд, при преодолении стресса эффективна только борьба с источником проблемы. Однако бывает, что силы не равны — у нас не хватает ресурсов для кардинального изменения ситуации. Тогда попытки адекватно поработать с источником неприятностей могут не дать результата. И вместо «бей» («действуй») может пойти реакция «замри» или «беги». То есть мы можем действовать не напрямую, не на источник проблемы, а косвенно — изменить ее когнитивное восприятие (то есть ее формулировку) и собственное эмоциональное состояние.
Самая известная и популярная эмоционально адаптивная (т.е. эффективная в борьбе со стрессом) копинг-стратегия такого рода — «не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Ну и рассказы о сидении на берегу в ожидании проплывающих мимо трупов врагов — из этой же серии.
Но если серьезно, то эмоционально-когнитивный копинг тоже способен дать положительные результаты.
Так, в когнитивной сфере конструктивными реакциями считаются:
- Активная переработка проблем
- Приспособление (в виде поиска новых ресурсов и вариантов изменения ситуации)
- Обретение равновесия
Менее эффективными, но все же относительно адаптативными считаются:
- Сохранение самообладания (в том числе, и благодаря осознанию собственной ценности как личности)
- Придание смысла (например, религиозного или философского)
- Проблемный анализ с поиском информации и т.д.
Неадаптивные формы в когнитивной сфере — отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирование сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей.
Фото со страницы MEGOGO в Facebook
В эмоциональной сфере в качестве адаптивных форм называют:
- Протест
- Возмущение
- Оптимизм
- Самоконтроль и достигаемое при его помощи равновесие
Легко заметить, что все эти формы копинга пусть напрямую и не влияют на среду, но помогают сохранить и приумножить свои собственные ресурсы — душевное спокойствие, здравый ум, хладнокровный взгляд на проблему. А там, глядишь, ситуация может сама измениться или накопленной информации и решимости хватит для того, чтобы перейти к фазе активных действий, направленных на ее трансформацию.
Также условно адаптивными могут считаться эмоциональная разгрузка и отреагирование чувств. Под последним обычно понимают выражение накопившегося эмоционального груза в каком-то удобном месте и форме. В беседе с друзьями и близкими, во время занятий спортом, искусством, в кабинете психолога… То есть в ситуациях, где наша эмоциональность уместна и поддерживается.
Но подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения — однозначно неадаптивные стратегии.
Когнитивный и эмоционально-ориентированный копинг особенно уместен, если источник стресса не совсем понятен или тревожащих ситуаций сразу несколько — например, и на работе, и дома. Тогда достижение эмоционального равновесия и поиск новых взглядов на ситуацию, становится предварительным и необходимым этапом преобразования проблемы.
Общая характеристика стресса
Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.
Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.
Селье выделял два вида стресса:
- Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
- Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект
Состоит стресс из трёх фаз:
- Фаза тревоги
- Фаза сопротивляемости
- Фаза истощения
Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.
Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.
Стресс и копинг-стратегии
Стресс – это эмоциональное, физическое и психическое напряжение организма. Оно связано с трудными или тяжелыми ситуациями, с которыми человек не может справиться. Так как стресс подавляет человека и приводит его к депрессии, наше сознание создало так называемые «копинг-стратегии» и защитные механизмы.
Копинг-стратегии отличаются от защитных механизмов тем, что они осознано используется человеком для борьбы с трудными ситуациями, в то время как защитные механизмы неосознанно скрывают (деформируют) тяжелую ситуацию, не решая ее. С целью совладания с стрессом был создан тест СОРЕ, адаптированный в дальнейшем Рассказовой, Гордеевой и Осиным. Данный тест состоит из 15 копинг-стратегий, которые мы сейчас и рассмотрим подробнее.
Позитивное формулирование проблемы и личностный рост
Находясь в стрессовой ситуации, человек рассматривает ее как позитивную, ищет способ для саморазвития и дальнейшего эмоционального подъема.
Мысленный уход от проблемы
В большей степени развит у творческих личностей: уход от проблемы в фантазирование, отвлечение себя с помощью игр, рисования, пения и т.д.
Концентрация на эмоциях и их активное выражение
Человек, который использует фокусирование на негативных эмоциях, неприятных выражениях сказанных в его адрес начинает замыкаться в себе. Эта копинг-стратегия не помогает в борьбе со стрессом, а, наоборот, все больше усугубляет ситуацию.
Поиск социальной поддержки инструментального характера
Стрессовая ситуация приводит к тому, что человек просит совета и помощи у близких людях, пытается из всех предложенных вариантов составить свой.
Активное совладание
Перенапряжение от стресса подбадривают человека, он становится более агрессивным и напористым, способным решить проблемы прямым путем.
Отрицание
Неумение справиться со стрессом приводит к тому, что человек не доверяет увиденному. Он отвергает то, что произошло или же произойдет в реальности.
Обращение к религии
Трудная ситуация, приводящая к стрессу, активизирует человека, и он пытается найти ответ в религии; обращается за помощью к богу.
Поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам
Желание найти эмоциональную, моральную поддержку и понимание не только у близких людей, но и у незнакомых. Например, при разговоре в очереди.
Использование «успокоительных»
Приводит к тому, что человек использует алкоголь, наркотические и лекарственные средства, чтобы улучшить самочувствие и уйти от проблемы.
Планирование
Развитие своих навыков для того, чтобы в дальнейшем не попасть в такую же стрессовую ситуацию, разработка стратегии для дальнейших действий.
Подавление конкурирующей деятельностью
Игнорирование стрессовой ситуации, способов ее решения, отвлечение другими видами деятельности, отсутствие мотивации.
Совладание
Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.
Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.
Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются осознанно, активно и в зависимости от конкретной ситуации.