Корнелиус Вандербилт, американский корабельный и железнодорожный магнат голландского происхождения
Межконтинентальные перевозки
Когда в 1849 началась «Золотая лихорадка» в Калифорнии, Вандербильт переключился с регионального пароходства на межконтинентальные перевозки. Многие мигранты, направлявшиеся в Калифорнию, и почти всё золото, направленное на восточное побережье США, отправлялось пароходом в Панаму, где следовало преодолеть перевал.
(Позже была основана Панамская железная дорога для создания более комфортных условий). Вандербильт предложил идею создания канала через Никарагуа, так как эта страна была ближе к США.
Вандербильт предложил идею создания канала, проходящего через Никарагуа и реку Сан-Хуан. Но ему не удалось привлечь достаточно средств для строительства канала, и он проложил пароходный маршрут в Никарагуа и основал компанию по перевозке пассажиров. Маршрут пролегал на пароходе по озеру и реке железнодорожным путём, длинной 12 миль между портом Сан-Хуан-дель-Сур в Тихом океане и Вирджин-бэй на озере Никарагуа.
В 1852 разногласия с Джозефом Уайтом, партнером Вандербильта по бизнесу, привели к конфликту, в результате которого Вандербильт заставил руководство компании выкупить его корабли по огромной цене. В начале 1853 он вместе с семьёй отправился в тур по Европе на яхте «Северная звезда». Пока он отсутствовал, Уайт сговорился с Чарльзом Морганом, бывшим союзником Вандербильта, с целью заморозить выплату денег от компании.
Когда Вандербильт возвратился, в ответ он проложил пароходную линию в Калифорнию и стал снижать цены, пока Морган и Уайт не выкупили её. После он решил заняться перевозками через Атлантику, конкурируя с «Collins Line», которую возглавлял Эдвард Коллинс. В конце концов, стараниями Вандербильта, Коллинс обанкротился. В 50-х годах он также получил контроль над многими судоходствами и «Allaire Iron Works», главным производителем судовых паровых двигателей в Нью-Йорке.
В ноябре 1855-го Вандербильт решил вернуть утраченный контроль над основанной им компанией в Никарагуа. В том же году авантюрист Уильям Уокер захватил власть в Никарагуа. Эдмунд Рандольф, близкий друг Уокера, принудил Корнелиуса Гаррисона — агента компании Вандербильта в Сан-Франциско — выступить против своего хозяина. Рандольф убедил Уокера объявить существование компании незаконным и передать ему все активы компании и права на перевозки. Позже Рандольф продал их Гаррисону. Гаррисон вовлек в операцию Чарльза Моргана в Нью-Йорке. Все эти действия были неизвестны ни широкой публике, ни Вандербильту, как раз вставшему у руководства компанией. После известия об этом он попытался убедить правительства США и Великобритании помочь ему вернуть компании её права и собственность, но получил отказ.
Тогда он пошёл на переговоры с правительствами Коста-Рики и других стран, которые объявили Уокеру войну. Вандербильт отправил человека в Коста-Рику, организовавшего рейд, целью которого было захватить пароходы, стоявшие на реке Сан-Хуан, отрезав Уокера от подкрепления со стороны США. Уокер был вынужден сдаться и был депортирован из страны офицером Военно-морского флота США. Но новое правительство Никарагуа отказало Вандербильту возобновить перевозки, так что он создал пароходную линию в Панаму, в итоге став монополистом в перевозке грузов и пассажиров из Калифорнии.
Личность и взгляды предпринимателя. Наследники империи и ее дальнейшая судьба
Выходец из простой семьи, Вандербильт нисколько не стеснялся своего происхождения и даже подчеркивал его: о манере бизнесмена вести себя в обществе уже было сказано. Дела предприниматель вел жестко, не оглядываясь ни на конкурентов, ни на законы.
При этом Вандербильт был довольно скупым человеком, не склонным тратиться просто так, и сильно ограничивал в деньгах даже свою семью. Он предпочитал старые костюмы и не носил с собой портсигар, чтобы ни с кем не делиться сигарами. В 1876 году, когда предприниматель заболел, врачи советовали ему пить шампанское для уменьшения боли в желудке, но тот отказался, потому что счел такое обезболивающее слишком .
Кроме манер Вандербильта, общество потешалось над его вкусами. В частности, вызывал смех его особняк на Статен-Айленде, который представлял собой безвкусно оформленный дворец с бронзовой статуей самого Вандербильта. Скульптор изобразил заказчика античным богом на троне.
Американскому высшему обществу и представителям европейских аристократических семей поведение Вандербильта казалось бестактным, но тот не считался с их мнением и позволял
себе разного рода выходки — от матросских ругательств в обществе дам, до аренды целого театра в Лондоне, чтобы развлечься с друзьями и семьей. Манеры Вандербильта копировали такие же разбогатевшие бизнесмены, вышедшие из бедноты. При этом сам Корнелиус нуворишей не любил и все же стремился стать частью высшего общества.
У предпринимателя 13 детей (до взрослого возраста дожили только 11), которых он вовсе не баловал. Особенно доставалось сыновьям, которых Вандербильт не считал достойными продолжить его дело. Изначально он возлагал надежды на младшего из трех сыновей Джорджа, но тот умер в 25 лет.
Средний — Корнелиус — страдал от эпилепсии, был большим любителем выпить и развлечься, а также азартным игроком. Предприниматель несколько раз отправлял его в лечебницу для душевнобольных и не надеялся, что сын изменится.
Оставался еще старший сын Уильям, но его Корнелиус не привечал и решил избавиться от него специфичеким способом — отдал ему запущенную ферму на Статен-Айленде, просто чтобы тот мог прокормить семью. Уильям неожиданно для отца привел дела в порядок, значительно расширил свои владения и даже восстановил заброшенную железную дорогу на Статен-Айленде. Вандербильт-старший оценил способности сына и привлек его к семейному бизнесу, а позже сделал вице-президентом.
Уильям Вандербильт
По политическим взглядам Корнелиус Вандербильт был республиканцем — хотя это мало влияло на его действия, он не особенно поддерживал партию. Можно привести в пример общение Вандербильта с полководцем и президентом США Улиссом Грантом. Грант взял в долг у Корнелиуса $150 тысяч, оставив в залог право на недвижимость, свои медали и шпагу. Предприниматель такой залог принял и не стал предоставлять Гранту особенных условий, хотя тот был культовой личностью для жителей северных штатов и особенно для республиканцев.
При жизни Вандербильт сделал пожертвование в $1 млн на Центральный университет в городе Нашвилл, который теперь известен как университет Вандербильта. Иногда встречается информация, что деньги были вложены уже по завещанию, а также по нему около $50 тысяч получила церковь в Нью-Йорке.
Корнелиус Вандербильт умер в 1877 году, будучи богатейшим на тот момент человеком в мире. Состояние в $105 млн он распорядился разделить неравномерно: $95 млн и компанию получил старший сын Уильям, ставший единственной надеждой отца, а остальным детям в сумме досталось около $9 млн.
Иногда встречается информация, что остальные дети магната получили только по $100 тысяч. Они пытались отсудить у Уильяма полагающиеся им средства, пытаясь доказать, что, подписывая завещание, отец был не в себе. Тем не менее ни один суд не вынес решение в их пользу. Уильям, получивший бизнес отца, увеличил состояние до $200 млн.
Уильям пережил Вандербильта-старшего только на восемь лет. В отличие от отца, он поровну разделил деньги между восемью своими детьми. Наследники не обладали особыми амбициями и способностями: получив деньги, они жили на широкую ногу, строили дворцы и играли в карты.
Среди них были видные меценаты, яхтсмены и светские дамы, а вот предпринимателей, равных Корнелиусу и Уильяму, не было. Империя Вандербильта была потеряна.
Один из известных нам выходцев этого рода — Джеймс Вандербильт, написавший сценарий к новой дилогии «Человека-паука». Парадоксально, но со временем Вандербильты из нуворишей стали яркими представителями американского высшего общества. При этом сейчас никто из них не входит в число богатейших людей мира и все они уступают в славе своему великому предку.
Создание собственного пароходного бизнеса
В 1830 году Корнелиус создал в Нью-Йорке пароходную компанию. Его целью стало создать маршруты из Нью-Йорка в ближайшие регионы. Начал он с линии Пиксилл. У него сразу нашелся сильный конкурент в лице Дэниэла Дрю, и в итоге Корнелиус вынужденно выкупил бизнес конкурента. Их интересы еще не раз пересекутся, и борьба в разных отраслях станет одним из самых интересных предпринимательских противостояний того времени.
Встречается версия, что уже после первого поединка Дрю с Вандербильтом втайне заключили партнерство, а врагами выглядели лишь для общественности.
Следующей целью Корнелиуса стал маршрут Нью-Йорк — Олбань, где вполне успешно работала Гудзонская речная ассоциация. Вандербильт действовал в своей манере: снизил цену до $1, затем до 10 центов, а позже вообще начал работать бесплатно. В отличие от конкурентов, он мог себе это позволить. Еще одним подходом Вандербильта стал популизм: он назвал созданный маршрут «Народной линией» по аналогии с лозунгами президента США Эндрю Джексона.
Гудзонская речная ассоциация не смогла ничего противопоставить конкуренту, и ей остались только решительные меры — единоразовая выплата в $100 тысяч и еще по $5 тысяч в год в течение 10 лет за то, чтобы Вандербильт ушел с этого рынка.
Корнелиус принял предложение и был вполне удовлетворен таким поворотом событий. Есть мнение, что это не единственный раз, когда предприниматель соглашался на отступные вместо того, чтобы добить уже поверженного противника. В дальнейшем Вандербильт подчинит себе весомую часть нью-йоркских линий.
Солидную прибыль Вандербильт тратил на расширение флота, который достиг ста судов. При этом он не экономил на пароходах и следил за тем, чтобы они были совершенными как в техническом плане, так и с точки зрения эстетики и удобства.
Вандербильт не намерен был останавливаться на пароходах — для большего контроля в Нью-Йорке ему нужны были недвижимость и железные дороги. Последними Вандербильт заинтересовался еще в начале 1830-х годов, и его интерес не остановила даже Хайстаунская катастрофа, в которой он получил серьезные ранения.
В 1840 году Вандербильт обратил внимание на Стонингтонскую железную дорогу, соединяющую Нью-Йорк и Бостон. Для ее владельцев это означало наступление тяжелых времен
При этом приобретать активы по себестоимости предпринимателю не хотелось, да и акционеры Стонингтона были против такого покупателя.
Вандербильт выбрал более долгий путь: заполучив конкурирующие железные дороги, он начал ценовую войну, сбросив стоимость рейса до минимума. В 1847 году Стонингтон все еще держалась, а вот на бирже запаниковали и обрушили акции компании.
Этого Вандербильт и ждал, а потому сориентировался быстрее остальных и заполучил Стонингтон под свой полный контроль. Нынешние исследователи за такой подход называют Корнелиуса мастером демпинга, а современники считали его хищником и боялись попасться ему на пути.
С недвижимостью Вандербильт тоже не мелочился и тратил большие деньги не только на покупку зданий, но и на застройку приобретенных земельных участков. Некоторые источники указывают на заявления магната о том, что он не собирается ждать строительства инфраструктуры от властей и предпочитает создать ее самостоятельно.
Несмотря на успехи в бизнесе и состояние, которое оценивается в несколько миллионов, Вандербильт так и не стал своим в высшем свете Нью-Йорка. Его приглашали на вечера, но произвести хорошее впечатление Вандербильту не удавалось: необразованный, привыкший к окружению моряков, он грубо ругался, постоянно курил сигары и не выбирал выражений в разговоре. К тому же среди представителей высшего общества хватало людей, чей бизнес Вандербильт раздавил, пока строил свою империю.
Бизнес на железных дорогах
После войны Вандербильт оказывается самым богатым человеком США. В тоже время — его главная надежда — сын Джордж — погибает и теперь сын Уильям становится во главе компании.
Раскручивается настоящая война с конкурентами. Вандербильт блокирует мост, связывающий порт Нью-Йорка с остальной страной. Это был опасный ход. Но так, грубой силой он сделает себя королём железных дорог.
Конкуренты понесли большие убытки, их акционеры начали сбрасывать акции. Вандербильт поручает сыну скупить всё, что можно. Интересно, что конкуренты считали его к этому времени очень старым и пытались прибрать к рукам внешне слабовольного Уильяма. В итоге за несколько дней он значительно увеличил свою империю.
Начинаются амбициозные проекты по связи страны железными дорогами, по строительству Гранд Централ Депо — крупнейшего здания Нью-Йорка — гигантский вокзал, сердце империи Вандербильта.
Корнелиус хорошо освоил возможность давить на акции и скупать чужие компании подешевле. Но на Уолл Стрит были и другие воротилы, которые противостояли Командору. Например дополнительной эмиссией акций, чтобы размыть долю Вандербильта. Так Корнелиуса «обманули» при скупке акций компании, владеющей путями из Нью-Йорка в Чикаго (самая перспективная ветка того времени), потери составили 7-9 миллионов долларов — это огромная сумма. Далее Голд и Фиск, провернувшие это дело публично унизили Вандербильта в прессе. похваставшись своей находкой.
Это стало уроком и Корнелиус посмотрел на своё дело в ином ракурсе: не нужно увеличивать империю новыми дорогами: их и так много, но есть большой простор в возможностях перевозить новые грузы.
Нефть и керосин. Корнелиус теперь ищет контактов с поставщиками нефти и керосина, чтобы подмять под себя рынок данных перевозок. Одним из первых кто стал работать с Вандербильтом — стал молодой Джон Рокфеллер и его компаньон — Генри Флаглер.
В Нью-Йорке состоялась встреча самого богатого человека страны — Вандербильта с Джоном Рокфеллером (по пути на эту встречу Рокфеллер опаздывает на поезд в Кливленде, поезд, который сорвался с путей и упал с моста, пассажиры погибли).
27 летнему Рокфеллеру, который балансировал на грани банкротства, встреча с Вандербильтом стала спасением, а Корнелиусу это дало полную загрузку его дорог.
Вандербильта, Рокфеллера, Карнеги, Моргана и Форда — называют строителями Америки, людьми, которые поднимали нацию после отцов — основателей. Это люди, которые вели нацию, не будучи политиками.
Автор поста: Коллективный разум
Биография
Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на родовой ферме на Статен-Айленде. Он был четвертым ребёнком в семье Корнелиуса и Фебы Вандербильт (урождённой Хенд). Предки отца происходили из местечка Де Бильт в Утрехте, Нидерланды. Отец будущего миллионера был бедным фермером, также зарабатывал как лодочник в Нью-Йоркском порту. Корнелиус Вандербильт-младший уже в 11 лет оставил школу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка. За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Мать понимала, что сыну просто нужно собственное судно, и потому сделала сыну деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров, после чего получит от неё взаймы 100 долларов на покупку судна. Так в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием «Быстроходная». Он перевозил пассажиров со Статен-Айленда на Манхэттен, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов. Вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов.
Во время англо-американской войны 1812 года он, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, перевозил по морю припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах. 19 декабря 1813 года он женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон (1795—1868), дочери его тёти Элизабет Джонсон. Они переехали в пансионат на Брод-стрит на Манхэттене. У них с женой родилось 13 детей, один из которых умер во младенчестве. Вдобавок к своему предприятию по перевозке Вандербильт купил шхуну «Шарлотта», принадлежавшую ранее его сводному брату, и занялся торговлей продуктами питания и другими товарами. Когда Вандербильту исполнилось 22 года, он был владельцем уже нескольких судов и ему удалось скопить 9000 долларов.[источник не указан 2397 дней]
В 1818 году Корнелиус Вандербильт, назначив управляющего для своей транспортной линии, становится управляющим пароходной линией у Томмаса Гиббонса, плантатора из Джорджии. В то время Гиббонс сражался с монополией на пароходные перевозки в водах Нью-Йорка, выданной Нью-Йоркским муниципалитетом влиятельному предпринимателю Роберту Ливингстону и создателю одного из первых пароходов Роберту Фултону. Хотя оба они к тому времени были мертвы, монополия принадлежала потомкам Ливингстона, которые предоставили лицензию на перевозки между Нью-Йорком и Нью-Джерси бывшему сенатору и губернатору Аарону Огдену. Гиббонс преследовал также и личные мотивы, желая разорить Огдена. Для того, чтобы осуществить свой замысел, он срезал цены и подал иск в Верховный суд США, надеясь опрокинуть монополию.
Работая на Гиббонса, Вандербильт научился управлять большим и сложным бизнесом. Он переехал в Нью-Брансуик в штате Нью-Джерси — пароходную станцию на линии Гиббонса, между Нью-Йорком и Филадельфией, где его жена, София, держала очень прибыльную гостиницу. Вандербильт также быстро учился юриспруденции, представляя Гиббонса на встречах с юристами. Он нанял Дэниэла Уэбстера, известного в то время юриста, для защиты своего собственного иска против монополии Ливингстонов, которое рассматривалось сразу после дела Гиббонса. Его дело так и не было рассмотрено, так как по делу Гиббонса суд вынес решение, что власти определенного штата не имеют права препятствовать торговле между штатами (в данном случае выдавать монопольные права). Это судебное решение сыграло важную роль в становлении законодательства в США.