Гуманистическая психотерапия

Принципы и методы гуманистической психологии

Рассматривая это понятие более подробно, можно выделить следующие теоретические положения, которые легли в основу гуманистического подхода к психологии:

Человек – целостная система.
Рассматривать следует не только общие случаи, но и в первую очередь индивидуальные

Это положение напрямую отличалось от положений других психотерапевтических подходов ещё в 60-е годы, чем и привлек-ло внимание специалистов и исследователей.
Переживания человека ставятся на первое место, поэтому система оценивания, методов и принципов остается гибкой.
Жизнь нельзя рассматривать отдельно от общества, внутренних переживаний или инструментов самореализации. Это целостный процесс.
Самореализация должна оставаться одним из основных жизненных инструментов.

Так, к последнему напрямую взывал Маслоу, создав свою пирамиду иерархии потребностей. Все исследователи, работавшие в этой сфере, так или иначе касались проблемы самореализации личности, затрагивая также остальные гуманистические принципы. Человек выходил на первое место в любом случае, но и общество не оставалось в стороне. Эти понятия до сих пор идут неразрывно.

Гуманистическая психотерапия

Бихевиористский подход.

Корни данного направления уходят в бихевиористскую
психологию (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на
технику поведения и дисциплину ребенка.

Экспериментальное изучение появления
новых форм поведения «у живого кусочка мяса, способного давать небольшое число
простых реакций», позволило Дж.Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о
том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие
зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. стимулов,
поставляемых средой. Среда рассматривалась как непосредственное окружение
ребенка, обстановка, складывающаяся из непосредственных жизненных ситуаций,
которые в свою очередь состоят из набора различных стимулов и могут быть
разложены на цепочки раздражителей

Внимание, средовые воздействия определяют
содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая
организация окружения ребенка

Р.Сире использовал
психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и
принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он
рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в
диадическом взаимодействии, складывания различных форм зависимого поведения
(поиск позитивного и негативного влияния, стремления к постоянному
подтверждению, прикосновение, присутствие рядом т др.), а позже – в дошкольном
и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и
отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение,
которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.

Родители рассматриваются, с одной
стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и
«конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции
ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах: стимулы,
последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к
ребенку.

Центральная проблема концепций
социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, —
социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного
существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от
биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового
социального поведения – основная. Как происходит социализация, т.е. передача
форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций? Основной ответ
– это результат научения.

Радикальный представитель
бихевиоризма Б.Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное
(как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое
результатом, следующим за ним. Таким образом, по мнению Скиннера, свободы воли
личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем
социального окружения. Разработанный им метод последовательных приближений, или
формирования, основан на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на
желаемое (жетонная система вознаграждения).

Гуманистический подход.

Гуманистическая педагогика как своеобразное
направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х –
начале 60-х г.г. XXв. в США. Она выступила
педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания –
уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих
возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна
на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно
достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической
педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи
воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники
этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и
совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно
уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции
субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы
педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в
гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует
принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место,
проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и
открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм
учебно-воспитательной работы, от воспитательных и гибких до формализованных.

В бестселлере «Ребенок и уход за
ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности
ребенка. Его главная идея – признание своеобразия и уникальности личности
ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять
чуткость, учитывать желание и волю ребенка. При этом он подчеркивал роль
родительского авторитета. Важнейшим методом воспитания Спок назвал метод
терпения, который провозглашал возможность независимости в проявлениях ребенка.

По его мнению, подлинный гуманизм –
сочетание любви и ответственности.

Библиографический список

гуманистическая психология консультирование

1.Абрамова Г. С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2003 — 496 с.

2.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 336 с.

3.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. — М., 1996. — 416 с.

5.https://www.pcnp.ru/clients/gum.php

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическое направление в психологии с самой даты появления пыталось выйти за рамки уже существующих методик

Оно не имело цели преобразовать старые принципы в новые, вовсе наоборот: основное внимание уделялось открытию других, неизведанных сторон в природе человека

Таким образом, основными предметами психоанализа выступают внутренние ценности личности: самореализация, творческое начало, любовь и привязанность, свобода и поиск комфортных для себя практик, ответственность, границы развития и их принятие, принятие недостатков, ментальное благо-получие.

Гуманистическая психотерапия

Если рассматривать предмет изучения более подробно, можно ориентироваться на следующее:

  • вершина самореализации индивида, его здоровые и гармоничные отношения с окружающим миром, которые не привносят хаоса и вреда обеим составляющим, постоянное развитие;
  • осознание собственной значимости, «Я-концепция», здоровая самооценка;
  • поиск основных положений в жизни и своего места в нем, забота о собственных ощущениях, тенденция к пересмотру мировоззрения в зависимости от сложившейся ситуации. Человек понимает, что может ошибаться, здорово это воспринимает и пересматривает жизненные ориентиры, если это потребуется;
  • знакомство с этапами деградации индивида, понимание, как избежать их, работа над своими ошибками.

В реальности же сфера работы психолога в этой области может быть значительно выше, поскольку гуманистический подход предполагает внимание даже к самым незначительным, на первый взгляд, проблемам клиента. По-этому все случаи рассматриваются индивидуально, комплексно, и в любом случае задевают что-либо из вышеперечисленных предметов обсуждений

Гуманистическая психотерапия

Единого основателя гуманистической психологии назвать сложно, поскольку свой вклад в эту область привнесли многие люди, среди которых – А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Ш. Бюллер, С. Джурард и другие.

Вот чем оперировали некоторые из них:

  • А. Маслоу взывал к теории иерархии потребностей, рассматривал механизмы самоидентификации, ответственности, мотивации, личностного раз-вития;
  • Г. Олпорт разрабатывал взаимосвязь между человеком и обществом, работал над межличностными отношениями в контексте принятия себя;
  • К. Роджерс разрабатывал основы теории самооценки, ориентировался именно на адекватную личностную самопрезентацию. Его можно назвать отцом «Я-концепции», которая широко применяется в психологии и сего-дня.

На первый взгляд кажется, что гуманистическая психология выглядит достаточно устарело и ею совершенно не пользуются, однако на самом деле множество методов современной терапии базируются именно на вышеописанных основах. Кроме того, этот подход позволил взглянуть на систему «человек – общество» по новому, уделив больше внимания понятию и принятию личности.

Гуманистическая психотерапия

Гуманистический Подход в психологии. Что это за Подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных. В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны

Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.

Гуманистическая психотерапия

В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Психоаналитический подход.

Еще в 20-х годах XXв. психоаналитики выдвинули принцип «воспитание
воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния
на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ
должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и
в области общей педагогики в качестве позитивной воспитательной системы. Для
Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в
школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу
глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические
побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, т.е.
осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие
объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач
воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает
принцип эгоистического удовольствия, подключения его к социокультурным
ценностям и нормам жизни.

Психоаналитический подход имеет ряд
позитивных моментов. Так, по мнению М.Кляйн, воспитание, основывающееся на
психоаналитическом знании, способствует снятию психологических перегрузок,
возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего
авторитета. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число
воспитательных мер, Кляйн считала, что именно рациональный анализ, проводимый,
начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных
потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.

Среди требований в рамках
психоаналитического подхода особо выделяются следующий: как можно меньше мешать
ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего
естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере.
Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное внимание, исходить в
воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка,
устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между
воспитателем и ребенком

Разработка месторождения

Эти предварительные встречи в конечном счете привели к другим событиям, которые завершились в описании гуманистической психологии как узнаваемая «третья сила» в психологии (первой силе: психоанализ, вторая сила: бихевиоризм). Значительные изменения включали формирование Ассоциации гуманистической психологии (МАИ) в 1961 году и запуск журнала гуманистической психологии (первоначально «феникс») в 1961 году.

В ноябре 1964 года ключевые фигур в движении собрались в Old Saybrook (CT) для первой пригласительной конференции по гуманистической психологии . Встреча была сотрудничество между Ассоциацией по гуманистической психологии (АНР), который спонсировал конференцию, Альгазен фонд, который обеспечил финансирование и Уэслианском университета , где проходила встреча. Помимо основополагающих фигур гуманистической психологии; Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Джеймс Bugental и Карл Роджерс, встреча привлекла несколько академических профилей из гуманистических дисциплин, в том числе: Гордон Олпорт , Джордж Келли, Кларк Мустакаса , Гарднер Мерфи , Генри Мюррей , Роберт Уайт, Шарлотта Бюлер , Флойд Мэтсон, Жак Barzun и Рене Дюбо . Роберт Кнапп был председателем и Генри Мюррей выступил с программной речью.

Среди намерений участников было сформулировать новую концепцию психологии , которая, по их мнению, учитывала более полное изображение человека , чем изображения , представленных современными тенденциями бихевиоризма и фрейдистской психологии . Согласно Aanstoos, Serlin и озеленению участники приняли вопрос с позитивистской тенденцией в основной психологии в то время

Конференция была описана как историческое событие , которое было важно для академического статуса гуманистической психологии и ее будущих устремлений

Впоследствии, дипломные программы в гуманистической психологии в высших учебных заведениях увеличилось количество и учащихся. В 1971 году , гуманистическая психология как область была признана Американской психологической ассоциации (APA) и получил свое собственное подразделение (Отдел 32) в АПУ. Отдел 32 издает свой собственный научный журнал под названием Гуманистическая психолог .

Главные теоретики считали, что подготовили почву для гуманистической психологии являются Отто Ранк , Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Ролло Мэй . Маслоу был под сильным влиянием Гольдштейн во время их лет вместе в университете Brandeis. Психоаналитические авторы также под влиянием гуманистической психологии. Маслоу сам лихо признал свою «задолженность по Фрейду» в пути к психологии бытия Другие психоаналитические влияния включают работу Вильгельма Райха , который обсуждался по существу , «хороший», здоровое ядро само и Character Analysis (1933), и Карл Густав Юнг «s мифологические и архетипический акцент. Другие примечательные вдохновения для, и лидеры движений включают Ассаджоли , Олпорт , Medard Босс , Мартин Бубер (близкий к Якобу Л. Морено ), Бьюдженталь , Виктор Франкл , Эрих Фромм , Гессманн , Амедео Джордж , Гольдштейн , Сидни Джорард , RD Laing , Кларк Моустакас , Льюис Мамфорд , Фриц Перлз , Энтони Sutich, Томас Сас , Кирк Дж Шнайдер и Кен Уилбер . Карл Роджерс был обучен в психоанализе перед развитием гуманистической психологии.