Критика плюс-минус-плюс
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.
Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.
Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
Мнение клиентов
На клиентском уровне дело, как всегда, сводится к индивидуальным вариантам и предпочтениям. То, что для одного клиента становится неоспоримым плюсом, для другого является минусом. И в этом нет ничего удивительного. Я попросил поделиться своими впечатлениями несколько человек, которые имеют опыт клиентской работы в «дистантных» форматах. Вот что из этого получилось.
3 минуса онлайн-работы по версии клиентов
- 1. Обычно консультация проходит дома. А консультация у психолога – это нечто необычное, из ряда вон выходящее, событие или очень страшное, или долгожданное. Оно не вяжется с домом, где ты находишься каждый день.
- 2. Мешает то, что нет дороги. Дорога туда помогает настроиться, а обратно – уложить внутри себя новый опыт. А так сессия заканчивается, и через две минуты ты уже смотришь в глаза домашних. К тому же напрягает возможность того, что домашние могут помешать, тяжело сосредоточиться на разговоре.
- 3. Клиент не видит терапевта всего. Его ног, его пальцев рук, его плеч. Только обрубленная голова с хорошо контролируемым голосом. Еще и часто плохого качества картинка. В результате очень сложно понять реакцию и поверить ей, теряется большая часть невербальных сообщений. Клиент смотрит на экран, искусственную поверхность, фальшивку, он может вынуть разъем – и все исчезнет! В результате может создаваться ощущение, что такой формой организации встречи клиента отвергают.
3 плюса онлайн-работы по версии клиентов
1. Такая работа наименее стрессовая. Потому что никто на тебя не смотрит, ты не думаешь о том, как ты выглядишь. В результате получается эффект католической «исповедальни» и есть возможность максимально сконцентрироваться на себе самом. Для тех, кто склонен к самоанализу, такая форма работы оказывается более предпочтительной, чем очные встречи.
2. Привлекает также максимальный уровень анонимности. Мало того, что вас никто не видит, кроме того, вы можете работать под любым ником или со специально созданного аккаунта.
3. В письменных формах очень привлекает возможность взять паузу на осмысление, ответить не сразу, возможность перечитать написанное. Удобно то, что экономится время на дорогу, и то, что работать можно в максимально удобное для вас время
Особенно важно это для людей с подвижным графиком работы и для тех, кто часто бывает в командировках.
Недостатки когнитивной психологии
- Слишком кропотливый процесс разработки моделей, так как они должны максимально соответствовать реальным психическим процессам. При незначительной ошибке можно получить сильно искаженные данные.
- Данные опытов и экспериментов, лежащих в основе когнитивной психологии, могут отличаться от данных, которые могли бы быть получены в более естественных условиях. В результате, получаются лабораторные данные, не всегда объективно отражающие реальную картину.
- Модели обучения, созданные в рамках отрасли, не позволяют сделать его стандартизированным. В результате, для процесса необходимо задействовать слишком большое количество ресурсов: времени, учителей, финансов и пр.
- Проблемное обучение, разработанное когнитивистами, предполагает безоценочное образование, поэтому результат может быть непредсказуемым: трудно оценить реальные результаты.
- Когнитивному психотерапевту достаточно трудно работать, так как необходимо построить беседу таким образом, чтобы клиент сам понял, в чем он ошибается. И что он может сделать для разрешения ситуации. Кроме того, метод когнитивной психотерапии считается достаточно поверхностным, так как не определяет причины и не раскрывает динамику развития сложившейся ситуации.
Как себе помочь?
Пора снять ошейник со своей взмыленной шеи и пытаться жить, принимая себя такими, какие мы есть. Да, с целым ворохом недостатков! Да, с глупыми шутками не по адресу! Да, с мешками под глазами и лишним весом! Можно ходить на работу без макияжа и ловить недоуменные взгляды друзей! Разрешается увлекаться комиксами в 50 лет! Замечательно провести весь день на диване, ничего не сделав «полезного»! Вести себя глупо в 30 лет– это нормально! Вы не должны отвечать и реагировать на все реплики собеседника! Не обязательно быть хорошим для всех людей, они все равно найдут к чему придраться! Можно потратить на себя круглую сумму и не чувствовать себя эгоистом! Можно дорожить собой больше, чем женой/мужем! Любоваться собой – не признак нарциссизма!
1.Необходимо учиться отслеживать моменты, когда вы начинаете себя критиковать.
2.Как только вы заметили, что снова хотите себя отругать, попробуйте сделать краткий анализ:
- за что именно сейчас вы себя корите?
- какие слова для этого используете?
- что запустило вашего внутреннего критика? (какие люди, ситуация, слова, поступки?)
3.Действительно ли ваш внутренний критик прав и ему есть за что вас ругать?
4.Если он прав, на чем основана его правота? Какими вы руководствуетесь аргументами, соглашаясь с ним?
5.Если есть возможность, спросите мнение друзей и близких. Действительно ли есть за что вас бранить, или это ваш привычный способ насильственного диалога с собой?
6.Пробуйте дать себе больше свободы и не следить за каждым своим движением и словом. Не будьте столь суровы с собой!
Фото: Syda Productions / Фотобанк Лори
Психологическое консультирование
О центре — Виды помощи — Психологическое консультирование
Психологическое консультирование — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на выявление причин возникновения конкретных проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия.
Цели и задачи психологического консультирования
Основное предназначение такого консультирования — оказание помощи здоровому человеку в решении задач и проблем, стоящих перед ним. Главными задачами в психологическом консультировании являются:
- эмоциональная поддержка пациента;
- расширение сознания и повышения психологической компетентности;
- содействие человеку в решении его личностных проблем;
- изменение отношения человека к проблеме;
- изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе;
- успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений;
- повышение стрессоустойчивости;
- развитие реалистичной оценки окружающей действительности;
- помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.
Психологическое консультирование – это относительно простая форма психологической помощи по сравнению с психотерапией, более поверхностная и менее длительная работа.
Этапы психологического консультирования
В ходе сеанса психологического консультирование консультант внимательно выслушивает клиента, задавая уточняющие вопросы, способствует более четкому и конкретному пониманию клиентом границ проблемы, ее причин. В ходе сеанса консультант также информирует клиента о механизмах психологической защиты, подсознательных мотивах и т.д.
В своей работе консультант руководствуется тем, что клиент сам знает истоки своих затруднений и проблем. Надо лишь помочь человеку эти знания найти, осознать, сформулировать, принять и на основе этих знаний найти пути решения данной проблемы или проблем.
В процессе общения выясняется, когда проблема появилась, что её породило, и как можно ее решить. Осуществляется поиск ресурсов, имеющихся в распоряжении клиента для решения данной проблемной ситуации. Выбираются наиболее вероятные варианты, определяется так называемый «веер решений».
Затем обсуждается, как эти решения могут выглядеть в жизни, что можно сделать уже в ближайшее время (иногда, буквально завтра), и через действие достигаются реальные изменения. При наличии сомнений у клиента в правильности выбранного решения консультант может предложить провести «экологическую проверку» данного варианта.
Как правило, консультация заканчивается после обсуждения домашнего задания, или шагов на ближайшее время и назначается следующая встреча для обсуждения результатов внедрения в жизнь выбранных вариантов решения проблемы.
Плюсы и минусы психологического консультирования
Плюсом психологического консультирования является то, что практически на первой же встрече клиент может получить (найти) ответ на мучающий его вопрос и выработать собственные варианты выхода из ситуации, используя те ресурсы, которые имеются у него в наличие в данный момент.
Минусы заключаются в том, что для решения глубоких личностных проблем, длительно существующих межличностных проблемах, проблемах воспитания детей и подростков психологическое консультирование может использоваться лишь в очень ограниченных случаях, а именно для решения очень локальных и конкретных проблем. Для более радикальных изменений все же предпочтительнее в данных случаях будет психотерапевтическая помощь.
Парадокс эквивалентности
Сегодня даже сторонники «классики» применяют «комбинированные варианты» – когда, к примеру, основная работа ведется в «очном» режиме, а если клиент уезжает или по каким-то причинам не может лично присутствовать, переходят в онлайн. При этом клиент может присылать письменные самоотчеты о своем самочувствии и «догнавших» его инсайтах.
Похоже, что открытый несколько десятилетий назад «парадокс эквивалентности» психотерапевтической помощи, суть которого сводится к тому, что различные виды психотерапии приводят примерно к одним и тем же результатам, на наших глазах расширяется на различные информационные «каналы» взаимодействия клиента и терапевта. Решающее значение, как всегда, будет иметь то, насколько конкретный вид помощи подходит конкретному клиенту и конкретному специалисту.
- Пора к психотерапевту? Памятка для самопроверки
- Психолог или друг? Часть 1. Шесть правил и три кита дружбы
- Психолог или друг? Часть 2. Может ли дружеская поддержка заменить психологическую помощь
- А поговорить? Плюсы и минусы интернет-консультаций
«Скажите, как нам сесть?»
Еще какие-нибудь сто лет назад родоначальники психотерапии на полном серьезе обсуждали, каким образом должны располагаться в кабинете психотерапевт и клиент, и находили разные варианты «рассадки», а иногда и «разлежки». Напомним, что ортодоксальные психоаналитики до сих пор укладывают клиента на знаменитую «кушетку», а сами садятся у ее изголовья так, чтобы клиент их не видел.
Молчу уже про терапевтическое катание на лошади или плавание с дельфинами. Так что и без интернета разнообразие вариантов взаимодействия зашкаливает. И под все это подводится серьезная теоретическая база понимания того, как должно осуществляться взаимодействие, как должны вести себя клиент и терапевт и кем терапевт должен быть для клиента.
Зомбирование или психологическая помощь
Считать НЛП как мощным средством зомбирования людей, подчинения чужой воле – это глупо. НЛП не несет серьезную опасность. Наоборот, НЛП – неплохая школа саморазвития.
Иногда способы воздействия на людей используют во вред (например циганки легко выманивают деньги и драгоценности). Но чаще – с пользой. Молитвы, настрои Сытина – это все НЛП. А как помогли бы преподавателю знания о том, что всех людей можно разделить на 3 категории: визуалисты, аудиалисты, кинестетики. В соответствии с этими знаниями можно определенным образом организовывать обучение.
Самой основной задачей любого НЛП-мастера является умение научить своих подопечных менять свое поведение в угоду своим потребностям. То есть научить людей не зависеть от других, а создавать свои ситуации, в которых человек выходил бы победителем, причем не локальным, а глобальным. Ведь сменить шаблонный тип мышления крайне сложно. В основном все упирается в консерватизм и страх разбивать привычные стереотипы.
Если вы хотите научиться НЛП быстрее, то проще всего учиться этому у детей. Именно они, находясь в поре расцвета и формирования сознания, наиболее гибко реагируют на поведение окружающих. А чтобы стало проще понять, что именно делает ребенок для изменения шаблонов поведения окружающих, можно прочесть книгу про Карлсона. Ловкий манипулятор – и довольно милый при этом герой книги. Он просто мастер создавать всевозможные ситуации, когда он выигрывает априори, и при этом не портит отношения с окружающими. НЛП – это власть над собой и людьми. И легче всего получить эту власть без нажима и самым кратчайшим путем.
Получается, НЛП, действительно, очень полезная техника. Но найти действительно хороших учителей НЛП – не легко. Выходит, что рассказы про зомбирование при помощи техник НЛП – это выдумки? Вот что я отвечу: обмануть можно лишь того, кто позволяет себя обманывать)
Преимущества когнитивной психологии
- Простота восприятия. Когнитивисты создают модели мышления, чтения, запоминания, которые достаточно легко понять. Благодаря этому существует возможность наглядно увидеть, как работает тот или иной процесс, а также поэкспериментировать в различных ситуациях.
- В основе лежит опыт и эксперимент, на основе которых и создаются модели психических процессов. Это даёт некую уверенность в том, что предоставленные когнитивистами данные – достаточно верные и точные, в отличие от отраслей, в которых выводы делаются на основе, например, простого наблюдения.
- Отечественная периодизация возрастов выглядит очень убедительно, включает в себя описание социальной ситуации развития, ведущей деятельности и качественных новообразований на каждом возрастном этапе.
- Модели обучения, построенные на основе когнитивной психологии, предполагают активную позицию обучающихся в процессе получения информации. Благодаря решению когнитивных проблем, как практических, так и теоретических, ученики всесторонне развиваются и максимально быстро и прочно усваивают материал.
- Когнитивисты отстаивают право ребенка на индивидаульное обучение или обучение в малых группах, скомплектованных по способности к усвоению материала. В результате качество обучение повышается за счет того, что учебная программа усваивается с удобной для ребенка скоростью и темпом.
- Знания, умения и навыки, которые получают обучающиеся в процессе учебы в рамках когнитивной психологии, возможно применять не только в конкретных данных, но и в новых для детей ситуациях.
- Проблемное обучение, основанное на когнитивной психологии, способствует формированию высокого уровня учебной мотивации за счет того, что получение знаний, умений и навыков становится для ребенка самоцелью.
- Когнитивная психотерапия, основанная на когнитивной психологии, является наименее травматичной, так как не предполагает задевания глубоких чувств и прошлых событий.
За что мы себя ругаем?
Излюбленными темами для самокритики могут выступать внешность (пожалуй, самая больная тема у девушек), манера разговаривать (знакомиться, вступать в диалог, поддерживать общение), негативная оценка своей работы, своих умений, поступков и т.д.
Мы настолько привыкли упрекать себя, что нам даже не приходит в голову задуматься над словами, которыми мы себя изводим. А, может быть, мы не правы и не за что себя бранить и корить?
Обращенные к себе слова чаще всего являются голосами кого-либо из родителей, которые пытались сделать из нас Человека с помощью критики и понукания. Это могут быть и голоса наших учителей, которые с удовольствием указывали нам на ошибки. Так они старались причинить как можно больше добра, чтобы мы смогли выбиться в люди.
Многочисленные взрослые «Нельзя! Так себя не ведут! Посмотри на себя! Молчи, пока тебя не спросят!» закрепляются как своеобразный защитный механизм, «помогающий» усвоить правила поведения в семье и обществе. Вырастая, мы по привычке, шаблонно применяем этот устаревший защитный механизм, но теперь уже себе во вред.
Во взрослой жизни нас редко кто критикуют, да это было бы и излишним, ведь внутри нас целые залежи недовольства собой. Чем больше нас упрекали в детстве, тем чаще самокритика выливается в фанатичный перфекционизм с настолько высокими планками, что многие даже не пытаются их достичь и просто опускают руки. Или самокритика превращает нас в пугливых, избегающих трудностей, всем недовольных людей, которые лезут из кожи вон ради чьей-либо похвалы в свой адрес или комплимента («А я вот тоже так умею! Я справлюсь с этим за две минуты! Посмотри, какая у меня шикарная машина!»).
Слова, обращенные внутрь себя, уже не призваны помочь нам стать лучше, а только загоняют на трибуну самосуда:
– Как можно полюбить такое ничтожество?
– Почему я такая бестолковая?
– Зачем я это сказал?
– Я бесчувственный истукан!
– Я должна быть более…
– Мне надо было…
– У меня одни недостатки!
– Остолоп, болван и тряпка!
Но что если мы не просто произносим, думаем, слышим внутри себя упреки и брань, но в прямом смысле бьем себя ими?! Что если подобная критика и обвинения воздействуют на нас подобно ударам хлыста или кулака? Мы методично, раз за разом бьем по лицу свое Я, наносим раны внутреннему Себе. Есть вы – сильный, жесткий, злой и есть другая ваша часть, слабая и бесконечно терроризируемая вами. Вы хотите во что бы то ни стало поднять этого слабака с колен, чтобы он наконец пришел в себя и стал бы тем, каким вы хотите его видеть. А вы хотите быть лучше, смелее, умнее, интереснее, красивее. Вы больше не намерены краснеть за слабого Себя! Вы выколачиваете в другом вашем Я все, что вы не можете себе позволить и принять: возможно, это мягкость, доброта, временами трусость, местами хвастовство…
Немного о когнитивной психологии
Основоположниками этой отрасли была группа ученых, изначально занимающаяся информационными теориями в рамках электронной инженерии. В их числе – Дж.Миллер, Г.Саймон, Д.Грин и другие.
Когнитивисты занимаются метакогнитивными процессами, к которым относится память, мышление, язык, восприятие и другие. Целью отрасли является моделирование процессов взаимодействия психических процессов в простейшем виде. Большинство представителей науки. Занимающихся когнитивной психологией, рассматривает головной мозг человека как обусловленный биологический компьютер, который можно запрограммировать или расшифровать. При этом, они не имеют какую-либо обобщенную модель, рассматривают лишь частные функции мозга, например – только запоминание или только чтение. В отличие от ученых. Работающих с искусственным интеллектом, когнитивисты пытаются не просто создать алгоритм, но и максимально приблизить его к настоящей деятельности мозга у живых людей.
Среди отечественных ученых, занимающихся когнитивной психологией, можно выделить Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский. У них была своя линия развития когнитивной психологии, которую они рассматривали как науку о психике, закономерностях ее развития и проявлений. Эти ученые ввели такие понятия, как зона ближайшего развития, проблемное обучение, разработали наиболее полную возрастную периодизацию психического развития, в которой подробно отражены все особенности психики на каждом возрастном этапе.
Б.Г. Ананьев
«Телефонщики»
Первые успешные попытки оказывать психологическую помощь дистанционно связаны с появлением «телефонов доверия». Днем рождения телефонной психологической помощи считают 2 ноября 1954 года, когда англиканский священник Чад Вара, узнав, что в Лондоне происходит по три самоубийства в день, оставил своим прихожанам телефон с разрешением звонить ему в любое время суток. Уже через несколько недель ему пришлось подключать к дежурству волонтеров, чтобы удовлетворить всех желающих излить душу.
В большинстве «телефонов доверия» действует правило «консультант никогда первым не кладет трубку».
Телефоны доверия довольно быстро приобрели всемирную популярность, включая территорию СССР. Стоит напомнить, что автором первого (1994 год) в Восточной Европе руководства по теории и практике телефонного консультирования был известный одесский психолог Александр Моховиков.
Вредные упреки
Самокритика – это всегда насилие внутри личности. Вы избиваете себя, а потом пытаетесь выжить с переломанными ребрами, заштопанным сердцем, перекрытым горлом и горящим от пощечин лицом. Как насчет того, чтобы дать себе немного свободы и снять ошейник упреков, которым мы любим себя усмирять и подавлять? Может быть, мы излишне к себе жестоки?
В ответ на избиения наше истерзанное и истекающее кровью Я лишь ухмыльнется, обнажая осколки выбитых зубов и сплюнет кровь нам под ноги. Сравнивая себя с другими, ругая себя на чем свет стоит, низко и неадекватно оценивая свои действия, себя, свою внешность мы не только не помогаем себе, а больше калечим. Невозможно путем зверства и насилия «стать лучше». Так мы выращиваем только раба: ожесточенного, слабого, замкнутого, закрытого и никому не доверяющего.
Не удивительно, что мы часто не находим себе места в жизни, в новых компаниях. Нам некогда интересоваться другими людьми и новыми возможностями, ведь мы заняты слежкой за собой и подсчетов «минусов», мы только и успеваем отвешивать пинки и затрещины внутреннему себе: «Сядь прямо! Не мямли! Скажи что-нибудь умное! Что ты несешь?! Я выгляжу как…». Мы тревожны, мнительны и апатичны.