Проблема культуры в психологии (стр. 1 из 3)

значение

Необходимость расширения культурных исследований

Согласно Ричард Шведер , там было повторен отказ тиражировать западные психологию лабораторных исследований в незападных условиях. Таким образом, главная цель культурной психологии, чтобы иметь многочисленные и разнообразные культуры способствуют основным психологическим теориям, чтобы исправить эти теории так , чтобы они стали более актуальными предсказаниями, описание и объяснение все человеческого поведения, а не только западных. Эта цель разделяется многими учеными , которые продвигают психологию коренного подхода. В попытке показать взаимосвязанные интересы культурной и местной психологии, культурный психолог Прадипом Chakkarath подчеркивает , что международную основную психологию, как это было экспортировано в большинстве регионов мира, так называемого Западом, только один из многих психологий коренных и поэтому не может иметь достаточно межкультурного опыта , чтобы утверждать, как это часто делает, что его теория имеет универсальную ценность.

Акроним WEIRD описывает группу населения, которые являются Западными, Образованным, Industrialized, богатый и демократическим. До сих пор WEIRD населения были значительно преобладают в психологических исследованиях. Результаты исследований психологии, использующие в основном Weird население часто маркируются как универсальные теории и неточно применены к другим культурам.

Последние исследования показывают , что культуры различаются во многих областях, таких как логическое мышление и социальные ценности. Доказательства того, что основные когнитивные и мотивационные процессы различаются по населению становится все труднее игнорировать. Например, многие исследования показали , что американцы, канадцы и западные европейцы полагаются на аналитических стратегиях рассуждения, которые отделяют объекты от их контекста , чтобы объяснить и предсказать поведение. Социальные психологи относятся к « фундаментальной ошибке атрибуции » или склонности объяснить поведение людей с точкой зрения внутренних, присущих черт личности , а не внешние, ситуационные соображений (например , приписывая экземпляр гневных поведения разъяренной личности). Вне Weird культур, однако, это явление менее заметное, так как многие не-WEIRD население склонно обращать больше внимания на контекст , в котором происходит поведение. Азиаты , как правило , разумеется , целостно, например, рассматривая поведение людей с точки зрения их положения; чей — то гнев может рассматриваться просто как результат раздражающего дня. Тем не менее , многие давние теории о том , как люди думают рассчитывать на известность аналитической мысли.

Изучая только Weird населения, психологи не учитывают значительное количество разнообразия мирового населения. Применяя выводы из Weird населения к другим группам населения может привести к просчет психологических теорий и может препятствовать способности психологов выделить основные культурные особенности.

Практические следствия

Вернемся к бытовому определению культурного человека. Образованность, воспитанность, уважение к старшим и младшим, соблюдение законов и моральных заповедей… Окурки мимо не бросай, матом не ругайся, почитай своих родителей, заботься о своих детях. Тысячи правил со множеством нюансов и оговорок, которым нужно соответствовать, чтобы слыть культурным.

Большинство людей, которые стремятся к этой цели — быть культурными — достигают ее за счет всестороннего самоконтроля. Фактически, они не становятся культурными изнутри, но они становятся «как культурные» в своем поведении (до тех пор, пока самоконтроль их не подводит).

Если же брать человека по-настоящему культурного, то он не нуждается в самоконтроле и следовании каким бы то ни было законам и заповедям. Он сам себе единственный закон. Однако это не превращает его в дикаря-людоеда или самовлюбленного антисоциального наглеца-эгоиста. Теперь его поведение безо всякого внутреннего контроля и насилия регулируется его собственным чувством красоты и равновесия.

Он тоже не бросит мусор мимо урны, но не потому, что это запрещено, и не для того, чтобы понравится окружающим, и даже не для того, чтобы понравиться самому себе, а просто потому, что это будет противно его вкусу и нарушит его внутреннюю гармонию. Его культурное поведение всегда будет в высшей степени эгоистичным — то есть, «для себя» — потому что в случае совершения поступка против своего вкуса, себе же будет хуже. Поэтому ему не нужен полицейский с дубинкой, чтобы держать себя в рамках приличий. Теперь он сам по себе, и его культура — это его свобода, а не моральная темница.

Справедливости ради, стоит сказать, что внутренняя культура и субъективный вкус к жизни могут однажды потребовать от человека поступить вопреки сложившимся в обществе традициям. При удачном стечении обстоятельств такой поступок превратит его в героя, при неудачном — в злодея. Такова уж цена настоящей внутренней культуры.

А теперь оглянитесь вокруг и посмотрите, что происходит. Мы действительно живем в мире, которому остро не хватает культуры. Особенно, это касается современной России.

Очень мало чего делается в нашей жизни со вкусом — не доросли мы до этого. В лучшем случае нас окружают красивые вещи, созданные именитыми дизайнерами, но чаще всего это лишь обертка, под которой скрывается нечто пошлое и неприглядное. Весь стиль жизни среднего россиянина — это полнейшая безвкусица, которой при этом никто даже не замечает, потому что вкуса нет ни у кого.

В лучшем случае, люди довольствуются разумной практичностью — простые вещи, простые решения, как в армии — ничего лишнего и никакой эстетки. Красота и эмоциональное восприятие отданы на откуп гламурным девочкам и геям, а нормальным разумным людям это ни к чему. Такой вот гордый отказ от культуры.

Столкновение между адептами техники Apple и всеми прочими происходит как раз на этом фронте. Apple выходит далеко за рамки пресловутой практичности и продает эстетику. Именно поэтому потребитель так эмоционально привязывается к их продукту, который изначально на то и рассчитан, чтобы вызывать эмоции у покупателя, радовать его вкус, затрагивать тонкие струны его души. И слава Богу, что они сейчас буквально за волосы тащат весь мир за собой.

Джобс с его надкушенным яблоком — один из культурных лидеров современности. Но посмотрите, какой протест и даже неприязнь вызывает продукция Apple. Сейчас, когда они стали самой дорогой и самой успешной корпорацией, это уже не так заметно. Потихоньку они уже стали законодателем мод, и остальные начинают равняться на их вкус. Но еще несколько лет назад над приверженцами яблочного вкуса лишь снисходительно посмеивались.

С точки зрения прагматика, нет никакого смысла покупать технику вдвое дороже при том, что она не обладает какими-то особенно выдающимися техническими характеристиками. Эстетика не приемлет прагматизма, прагматизм не приемлет эстетики.

Такие же столкновения происходят во всех остальных сферах нашей жизни. Везде у нас либо гламур с дешевым безвкусным содержанием, либо армейская утилитарность безо всяких признаков эстетического чувства. Мало кто делает свою работу по-настоящему с душой и уж тем более мало людей, проживающих свою жизнь со вкусом. Зато очень много вокруг стильных и модных…

Как жить дальше? Из логики повествования следуют две рекомендации: расширяйте кругозор, накапливайте любой возможный опыт и воспитывайте потихоньку свой собственный вкус.

Отложите в сторону свой непотопляемый прагматизм и научитесь поступать в соответствии со своими настоящими предпочтениями, пусть даже они покажутся вашему рассудку глупыми и не логичными. Вкус, культура и душевное равновесие обретаются в сфере иррационального…

ЛЕЧИТЬ ИЛИ УЧИТЬ?

Свои претензии к современной психологической
практике высказала и И.В. Дубровина. На ее взгляд,
под развитием ребенка часто подразумевается его
коррекция, точнее — лечение

Такая ориентация
психологов, работающих в системе образования,
часто приводит к тому, что «мы забегаем на другую
территорию», выполняя функцию неврологов или
дефектологов.
Чтобы избежать этого, считает Ирина
Владимировна, психологу важно выделить такие
характеристики ребенка, как его норма и
индивидуальность. Ведь в каждом человеке есть
общее и особенное, индивидуальное, присущее
только ему

Может быть, мы подчас понимаем
индивидуальность как отступление от нормы?
Рассматривая взаимоотношения культуры и
психологии, Ирина Владимировна поддержала
предыдущего оратора, отметив, что «нам никуда не
деться от общей культуры, поскольку психология,
как и другие сферы человеческой деятельности
(искусство, наука, техника), обогащают ее». Точнее,
каждая из этих сфер имеет гуманитарную
составляющую, которая и подпитывает культуру.
При этом между общей культурой и конкретными
науками сложились достаточно сложные отношения.
Не является исключением и современная
психология, которая, по меткому выражению
выступающей, несмотря на все потуги «не может
оплодотворить общество своими замечательными
идеями».
«Может быть, это происходит из-за низкого
профессионализма психологов? Ведь мы передаем
только техники и технологию, оставляя за кадром
гуманистическое содержание. Оно общей культуре
почему-то не передается», — сожалеет Ирина
Владимировна. Для того чтобы решить эту задачу,
надо разобраться с тем, какие отношения
складываются у психологии и общей культуры. Что
современная психология может дать людям в плане
общечеловеческих ценностей?
И.В. Дубровина уверена, что знания по психологии
не станут элементом общей культуры, если они
находятся вне рамок общечеловеческих ценностей.
Человек должен иметь ценностно-смысловое,
нравственное начало. А если у него не
сформирована собственная система ценностей, то
любое воздействие будет связано с принуждением.
Если у ребенка не сформирована, например,
ценностная ориентация на занятия спортом, то его
можно заставить бегать на лыжах. Но вряд ли он
получит удовольствие от этого занятия.
Наша система образования, с сожалением
констатирует Дубровина, выпускает людей
переученных (имеющих набор знаний по различным
предметам), но недоразвитых в личностном плане, у
которых нет любви, совести, милосердия. И главная
задача психологии — формирование и передача
этих ценностей.

Отношения с другими отраслями психологии

Культурная психология часто путают с кросс-культурной психологии . Однако культурная психология отличается от кросс-культурной психологии в том , что кросс-культурные психологи обычно используют культуру как средство проверки универсальности психологических процессов , а не определение того, как местные культурные практики формируют психологические процессы. Таким образом , в то время как кросс-культурный психолог может спросить , есть ли Жан Пиаже универсальны стадии «s развития в различных культурах, культурный психолог был бы заинтересован в том , как социальная практика определенного набора культур формируют развитие познавательных процессов в различных пути.

Культурные исследования психологии сообщает несколько полей в пределах психологии, в том числе социальной психологии , культурно-исторической психологии , психологии развития и когнитивной психологии . Однако релятивист перспектива культурной психологии, с помощью которых культурные психологи сравнить мыслительные модели и модели поведения внутри и в разных культурах, как правило, сталкиваются с универсальными перспективами общих в большинстве областей в психологии, которые стремятся квалифицировать фундаментальные психологические истины, которые согласуются во всех человечество.

Значения и определение «культуры»

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать. что слово «культура» имеет три основных значения:

  • возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
  • образование, воспитание, развитие;
  • поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Такого взгляда, в частности, придерживается культуролог Э. Маркарян. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму. Поэтому Н. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т.д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.

Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко бывает весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности. Эти различия в конкретных социально-исторических условиях могут войти не только в противоречия, но и в конфликт, приняв при этом значительные масштабы. Как раз нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX в., когда материальная культура начала все больше доминировать над духовной.

Социология

ДАЙТЕ НАМ ТОЧКУ ОПОРЫ!

В последнее время все чаще стал
подниматься вопрос о нехватке методологии в
психологической работе. Если вернуться к идее
классиков марксизма о пресловутых базисе и
надстройке, то последняя расцвела в
отечественной психологии пышным цветом. Что
касается методологической и смыслообразующей
основы деятельности не только психолога в
образовании, но и всей практической психологии,
то ее-то как раз катастрофически не хватает.
И показатель этого, в первую очередь, отсутствие
психологической культуры в образовательном
процессе, несмотря на возрастающую с каждым
годом армию психологов.
Тональность разговору задала Е.Н. Волкова
(директор института психологии Нижегородского
государственного педагогического университета),
которая считает крайне важным, что сейчас «мы
заговорили на другом психологическом языке». Уже
само по себе введение в обиход таких терминов,
как «психологическая культура» и
«психологическая безопасность», — начало
пробуждения «рефлексивного сознания
психологического сообщества»

Психологическая
культура, говорит Елена Николаевна,
неоднозначный термин, поэтому важно прояснить,
является ли сама психология феноменом культуры
современного общества? А здесь-то и возникают
серьезные сомнения.
К сожалению, лейтмотивом психологии был и
остается миф о несовершенстве человеческого
существа. Большинство научных направлений
исходит из того, что человек ущербен,
неполноценен, и задача психолога видится в
спасении его

Разница лишь во взглядах на
ущербность и в способах борьбы с ней. Буквально
по пальцам можно пересчитать направления,
которые во главу угла ставили бы сильную сторону
человеческой личности, его возможности.
А если учесть, что, по официальным данным, 80%
детей, поступающих в массовую школу, имеют
задержку психического развития, то психологам
ничего не остается, как смотреть на всех детей
через призму их ущербности и заниматься
«доведением до нормы».
Резюмируя сказанное выше, Елена Николаевна
вынесла на обсуждение собравшихся несколько
тезисов. Во-первых, существует общая потребность
в грамотном и всестороннем анализе
психологической культуры в образовании.
Во-вторых, часто деятельность практиков не имеет
под собой научного обоснования. И что самое
печальное, отечественная психология не
ориентирована на сохранение предшествующего
опыта, наработок отечественных специалистов, а
скорее — на их отрицание и критику.
Практическая психология, по мнению Е.Н. Волковой,
должна быть направлена на усиление субъектной
характеристики человека, на развитие его
потенциала.