Исследовательская работа по психологии «изучение страхов, связанных с публичными выступлениями»

Жертва, ведомая страхом

Вектор в системно-векторной психологии Юрия Бурлана – это набор врожденных желаний и психических свойств человека, которые определяют его взгляд на мир, поведение, основные жизненные ценности и способ мышления. Всего векторов восемь. Их названия обусловлены ведущим сенсором – кожный, зрительный, звуковой, обонятельный и так далее.

Желания и свойства людей со зрительным вектором определяются особо чувствительным зрительным анализатором, который в их случае отвечает за исключительно тонкое зрительное восприятие окружающего мира, света, цвета, красоты, а также за эмоции.

В древности именно человек со зрительным вектором первым начал ощущать эмоцию. И это была эмоция страха за собственную жизнь.

Необычайно острое зрение определило видовую роль дневной охранницы стаи. Женщина с кожно-зрительной связкой векторов ходила с мужчинами на охоту и войну. Любуясь блеклыми и яркими красками саванны и игрой света, она первая замечала притаившегося хищника или врага и сильно пугалась, вскрикивала, выделяла феромоны страха и тем самым предупреждала стаю об опасности. Если она не успевала вовремя заметить опасность, она первой становилась жертвой хищника.

Жизнь первого представителя зрительного вектора среди мужчин также была наименее защищена. Он рождался слабым, неприспособленным к охоте и войне. Зрительный вектор задавал ему повышенную эмоциональную чувствительность, не создающую предпосылок для реализации мужской видовой роли. Он не мог убивать, лишать жизни любое существо: от комарика и до мамонта, не говоря уже о человеке.

Поэтому такой мальчик чаще всего определялся главным советником вождя в качестве жертвы. Его съедали, чтобы уменьшить неприязнь между нашими предками в голодные времена. Зачем лишний рот, не приносящий никакой пользы? Акт ритуального каннибализма давал мощный выход накопившейся неприязни, снимал напряжение в стае и тем самым сохранял ее целостность.

Итак, ранние представители зрительного вектора испытывали эмоцию страха за собственную жизнь и часто выступали в роли жертвы. Однако сегодня постоянное нахождение зрительника в нижней части своей эмоциональной амплитуды – в страхах – вследствие недостаточного развития зрительного вектора в детстве или из-за стресса провоцирует его на архетипичное поведение, неадекватное современному уровню развития общества.

Исследовательская работа по психологии «изучение страхов, связанных с публичными выступлениями»

Так, кожно-зрительная женщина, раскачивающая свои эмоции от острого ощущения страха, часто становится жертвой маньяка, прогуливаясь ночью в безлюдных кварталах или парках города. Страх, как и любая другая эмоция, имеет свой неосознаваемый запах, который притягивает своего палача.

Виктимологический комплекс, который основывается на состоянии страха в зрительном векторе и мазохизме в кожном векторе – это и есть комплекс жертвы, которая всегда притянет к себе садиста, насильника, мучителя или убийцу.

Сегодня у мужчин с кожно-зрительной связкой векторов в состоянии жертвы тоже есть свои стереотипы поведения. Например, известны случаи, когда они сами предлагали себя на съедение каннибалу или брали чужую вину на себя, стремясь к осуждению за то, чего на самом деле не совершали.

Страх феромонов у людей

Доказательства хемосенсорных сигналов тревоги у людей появлялись медленно: хотя химические структуры тревожных феромонов пока не идентифицированы, есть доказательства их присутствия. Андростадиенон, например, стероидный, эндогенный одорант, является кандидатом в тревожные вещества. Он обнаружен в поте, подмышечных волосах и плазме. Родственный андростенону феромон участвует в распространении доминирования, агрессии или конкуренции. Влияние половых гормонов на восприятие андростенона у людей вызвало высокий уровень тестостерона, как реакцию на применённое вещество у мужчин, и увеличение выработки эстрадиола, отвечающего за неприятие феромона у женщин.

Немецкое исследование, проведённое в 2006 году, показало, что, когда вызванный тревожностью и индуцированный физическими упражнениями пот от десяти добровольцев был объединён и предлагался семи участникам исследования, пятеро оказались способны офакторно отличать тренировочный пот от воздуха в помещении, а трое из них смогли также распознать индуцированный упражнениями пот от вызванного беспокойством

Рефлекс акустического испуга, ответ на звук, когда пота тревоги было больше, измерен электромиографанализом орбитальной мышцы, которая отвечает за компонент глазного зрачка. Это впервые показало, что христиане рискуют модулировать рефлекс испуга у людей без эмоционального посредничества; страх хемосигмалов направил «защитное поведение» получателя перед сознательным вниманием испытуемых на уровне рефлекса акустического испуга

Исследовательская работа по психологии «изучение страхов, связанных с публичными выступлениями»

По аналогии с социальной буферизацией крыс и медоносных пчёл в ответ на хемосенсы, у людей обнаружена индукция эмпатии «пахнущей тревожностью» другого представителя. Исследование, проведённое в 2013 году, показало, что человеческие ответы на опасения хемосигнализаций могут быть гендерными. Исследователи собрали тревожный и вызванный тренировкой пот, объединили и представили 16 неродственным людям, которым была выполнена функциональная МРТ мозга. В то время как стресс-индуцированный мужской пот привёл к сравнительно одинаковой эмоциональной реакции у представителей обоих полов, вызванный страхом женский пот вызывал заметно более сильное возбуждение, у дам. Поскольку в обонянии не было обнаружено существенных различий, реакция на сигналы, вызванные страхами, вероятно, основана на обработке значения, то есть на эмоциональном уровне, а не на силе хемосенсорных сигналов от каждого пола.

Волонтёрам предложили задачу избегания подхода, когда, видя сердитое или счастливое лицо на экране компьютера, они отталкивают или притягивают джойстик. Участники, пахнущие андростадиеном, замаскированным ароматом гвоздичного масла, реагировали быстрее, особенно на сердитые лица, чем те, кто пахли только гвоздикой, что было интерпретировано как активация системы страха, связанная с андердадиентоном. Потенциальным механизмом действия является то, что этот феромон изменяет «эмоциональную обработку лица». Известно, что он влияет на активность веретеновидной извилины, которая имеет значение для распознавания лица.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них — страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.

Страх воды, плавания. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ — игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей

К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт

Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее — максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию — без помощи специалиста не обойтись.

Большинство боязней излечивается за несколько сеансов без госпитализации. Применение медикаментозных препаратов (транквилизаторов и антидепрессантов) требуется только в запущенных либо сложных случаях. Однако ними не стоит увлекаться, поскольку развивается привыкание, а эффективность от лечения кратковременна.

Античность: «Страх — душевная боль от ожидания зла»

«Эмоция» по-древнегречески — πάθος, «пафос» в русской транскрипции. На Западе это слово передается как «патос», поэтому «пафос» и «патология» — однокоренные слова. Такова классическая терминология IV века, лексикон Платона и Аристотеля.

Единой точки зрения на феномен страха у античных философов не было, но все они противопоставляли эмоции (страсти, чувства) разуму. В трактате «Никомахова этика» Аристотель решил реформировать общепринятую бинарную систему различения добра и зла, хорошего и плохого, и заменить ее троичной. Обычно мужество противопоставляется трусости, щедрость — жадности и т. д. Аристотель же говорил, что избыток мужества тоже становится пороком, безрассудством и дерзостью. Добродетель — нечто среднее, некий баланс между двумя полюсами. Страх Аристотель определяет как душевную боль от ожидания зла, но также замечает, что страх бывает и позитивным — например, следует бояться позора.

В «Поэтике» Аристотель излагает теорию трагического катарсиса, которая была в том числе ответом Платону, считавшему, что поэзия развращает молодежь.

У Эпикура противоположное мнение: он считает, что страдания коренятся именно в страхе, а люди больше всего боятся двух вещей — смерти и загробного воздаяния. Но смерть не страшна, потому что она «не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем».

Гены страх и психологические процессы

Ученые генетики и психологи выявили, существование не только связи между страхом и психологическими процессами, но и генами. Они обнаружили наличие связи, между мутациями некоторых генов, которые могут ослаблять естественную защиту перед пугающими стимулами. Из-за этого нервная система чувствует чересчур интенсивные перегрузки, приводящие к эмоциональным сбоям и сильным переживаниям, которые выражаются в фобиях. Тина Лонсдорф практикующий психолог заметила, что чересчур тревожные люди, которые страдают от фобий и навязчивых страхов, имею реакцию намного сильнее и быстрее на стресс-стимулы, а осадок, полученный из-за столкновения с объектом страха, сохраняется у них на достаточно долгое время.

Кроме того страх можно объяснить генетической памятью, родовыми представлениями, коллективным бессознательным (я здесь между ними ставлю знак равенства). Коллективное бессознательное, по К.Юнгу, — это результат всего опыта, накопленного в ходе всей человеческой истории, выделения человечеством универсальных составляющих архитипических образов. Оно является результатом жизни рода, присуще всем людям, и служит основанием, для индивидуальной психики, и передается по наследству. Архитипы постоянно сопровождают человека, и являются источниками для религии, мифологии и искусства. В них происходит шлифовка темных и жутких а также положительных образов, они превращаются в символы. Основное назначение символической картины мира, которая скрыта в нашем подсознании, — содействовать наибольшей адаптации человека к окружающей среде и обществу. Но человек конечно должен иметь мотивацию к такому поведению. В противоположном случае любое зашифрованное знание оказывается для него абсолютно бесполезным. Наше подсознание имеет в наличии такой алгоритм.

Основные психологические характеристики, влияют на скорость возникновения реакции на страх, силу проявление его в организме, время, через которое он пройдет. А также, на то, как будет воспринимать страх человек. Страх зависит от темперамента человека акцентуации нейротизма. Акцентуация чрезмерно выраженные особенности характера, находящиеся на грани с нормой. Темперамент индивидуальные психологические особенности человека.
Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности, т. е. быстроты реакции, ее темпа, ритм, а также интенсивность. Поэтому люди с заторможенным темпераментом и эмоции чувствуют не во всей силе проявлений, а у темпераментных людей эмоции бьют через край. А, акцентуация, часто может подсказать, в каком возрасте и почему могут возникать у человека определенные страхи.

Мощнейшим эмоциональным переживанием, является страх смерти. Его первопричина – устремление к самоосуществлению, самореализации личности. Это означает, что человек все время пытается ощущать свое существование как можно более эмоционально ярко, стремиться быть инициативным, активным и свободным. Только такая насыщенная впечатлениями жизнь может дать человеку чувство своей реальности и полноты жизни. С инстинктом «быть» понятно– коллективное бессознательное хочет воплотиться в человеке.

Menu

  • главная
  • о сайте
  • общие понятия
  • психология страха
  • виды страха
  • биологические страхи
  • публичные страхи и коммуникация
  • внушенные обществом
  • лечение и преодоление
  • рейтинги страхов
  • страхи разное
  • социофобия
  • о сайте
  • акцентуация в примерах

menu>
menu>

Как побороть страх?

Тренируйтесь обычному общению: в очереди, на улице, в транспорте. Используйте для этого нейтральные темы. Смысл кроется в том, чтобы сначала одолеть маленькие страхи, а потом перейти к более существенным. Практикуйтесь постоянно.

Как побороть страх другими методами? Повысьте свою самооценку. Существует некоторая закономерность: чем вы лучшего о себе мнения, тем меньше фобий у вас присутствует. Личная самооценка защищает от боязней и совсем не имеет значения ее объективность. Поэтому люди с завышенной самооценкой способны сделать больше, чем люди с объективной самооценкой. Пребывая в любви, люди преодолевают очень сильный страх во имя своих желаний. Любая позитивная эмоция помогает в преодолении боязней, а все негативные только препятствуют.

Психология личности: «Страх — это стоп-сигнал: уноси ноги, пока не поздно»

В отличие от Древней Греции, где все было разложено по полочкам, сейчас у нас скорее иррациональное восприятие страха. Страх — это подавление разума, сильная эмоция, связанная с механизмами, выработанными во время эволюции. Это стоп-сигнал: уноси ноги, пока не поздно. Конечно, с таким биологическим наследием трудно справиться с помощью какого-то здравого рассуждения — хотя бы потому, что сам механизм страха создан, чтобы это рассуждение отключать, когда не до него.

Есть исторический анекдот из книги австрийского психиатра Виктора Франкла на тему преодоления страха. В германских окопах Первой мировой войны офицер-пруссак подшучивает над своим старым другом, военным врачом-евреем: он так трясется от страха, что это вроде как лишнее доказательство превосходства арийской расы. На что его друг отвечает: «Посмотрел бы я, где бы ты уже был сейчас, если бы боялся так, как боюсь я». С одной стороны, есть эмоция, а с другой — то, как мы к ней относимся, как мы с ней справляемся и что мы можем делать, несмотря на нее.

Один подход — вообще исключить страх. Это безбашенность, граничащая с безумием. Вторая модель поведения — действовать наперекор страху. Но одни люди легко справляются с эмоциями и руководствуется разумом, а кто-то не в состоянии с ними совладать. Однажды в интервью Григорий Померанц вспоминал, как в 1941 году его и других студентов-первокурсников из ИФЛИ отправили на фронт защищать Москву. Он рассказывал об этом ужасном чувстве, которое испытали молодые студенты: они одни в открытом поле, а сверху на них валятся десятки тонн раскаленного металла. Сплошной ужас, желание исчезнуть, зарыться, перестать существовать. Выстоять и преодолеть страх им помогла философия, которую они еще вчера проходили на университетской скамье. Благодаря ей они нашли точку опоры, не зависящую от внешней ситуации.

Уже упоминаемый мной Виктор Франкл разработал метод борьбы со страхами, который называется «парадоксальная интенция». Человеку нужно отнестись к ситуации с юмором и пожелать того, чего он больше всего боится. Общая стратегия борьбы со страхами только одна — идти им навстречу. В этом смысле сложнее бороться с тем, что мы не можем контролировать — например, других людей, наших близких. С тревогой невозможно справиться: это сигнал того, что в будущем есть неопределенность. В итоге меньше страха у того, кто что-то предпринимает, а не бездействует.

Исследовательская работа по психологии «изучение страхов, связанных с публичными выступлениями»

Отпечатки 3 и 13. Из серии «Капричос». Франсиско Гойя. 1799 год

Литература

  • Jeffrey A. Gray, Neil McNaughton. The Neuropsychology of Anxiety: An Enquiry into the Functions of the Septo-Hippocampal System.

  • Nan Ellin. Architecture of Fear.

  • Гэвин де Беккер. Дар страха. Как распознавать опасность и правильно на нее реагировать.

  • Жак Лакан. Семинары. Книга 10. Тревога.

  • Мартин Хайдеггер. Что такое метафизика?

  • Серен Кьеркегор. Страх и трепет.

  • Чарльз Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных.

В рубрике «Конспект» мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

А что же такое страх, зачем он вообще нужен?

Вы, наверное, знаете, а если не знаете, то догадываетесь, что страх – это вполне нормальное и естественное явление. Он позволяет избегать опасностей, это одна из составляющих нашего инстинкта самосохранения. И в этом его польза.

По сути это механизм, позволяющий нам удовлетворить самые базовые потребности: в выживании и безопасности. Потому что когда, например, на животное нападает хищник, оно моментально реагирует и убегает, спасая себе жизнь.

Причем ключевое слово тут моментально. Ему не нужно долго соображать:

  • А стоит ли бояться?
  • А может этот симпатичный тигренок ничего плохого не хочет?
  • А в чем высокий смысл появления этого хищного зверя передо мной?

Нет, увидел опасность – побежал, иначе скушают.

И это первая важная особенность страха: он, как и любая эмоция, запускается автоматически, рефлекторно, помимо вашей воли и сознания, позволяя не тратить много времени на обдумывание и решение.

По сути страх – это автоматическая реакция тела. Когда вы видите что-то, что кажется вам опасным, тело реагирует сразу же: повышается давление, учащается пульс и дыхание, напрягаются мышцы, включается состояние повышенной сосредоточенности и внимательности. Так действует нервная система. И только потом включаются мозги, и вы соображаете: а чего я испугался?

Какой замечательный механизм страха, – думаете вы. – А чего же тогда мы тут все сидим и мучаемся с ним?

Опыт.

Нарабатывается тренировками. Прогресс идет гораздо быстрее, если тренировки последовательны, и новый опыт накладывается поверх старого. Хорошие результаты достигаются и тогда, когда разные навыки пересекаются. Например, серфер может использовать свой опыт и знания в катании на виндсерфе: он имел дело с волнами, течениями, отлично плавает и, возможно, за свою серферскую практику, уже преодолел многие из базовых страхов, с которыми, так или иначе, приходиться справляться каждому новичку – виндсерферу.

Опыт позволяет человеку расслабиться и спокойно тренироваться. Многие райдеры относят свои успехи на его счет, называя «накатом» — то есть количеством проведенного на воде времени.       

Вместо страха господня — «научные» фобии

Религиозные учения на протяжении многих веков указывали людям, чего стоит и не стоит бояться, а богобоязненность считалась безусловной добродетелью верующего человека.

Одним из первых авторов теории о страхе как основном источнике религии считается древнегреческий философ Демокрит. Он предположил, что люди испугались грома и придумали что боги — источники этого феномена.

С началом Эпохи Просвещения западная культура стала критиковать религию, которой противопоставлялись рационализм и свободомыслие. Французский философ-просветитель Дени Дидро писал: «Религия мешает людям видеть, потому что под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть». Передовые мыслители всё больше надежд возлагали на науку, способную заменить слепую веру знанием и избавить людей от оков иррациональных страхов.

В XX веке британский философ Бертран Рассел говорил, что страх, и в особенности страх неизвестного, лежит в основе любой религии. А Альберт Эйнштейн писал, что «путь к настоящей религии лежит не через страх жизни и смерти, и слепую веру, а через стремление к рациональному знанию».

Наука действительно разрешила многие наши проблемы: увеличила продолжительность жизни людей, обезопасила нас от эпидемий, уносивших миллионы жизней наших предков, снизила детскую смертность.

Она холодно констатирует факты: мы — уязвимый биологический вид, которому угрожает буквально всё вокруг, от мала до велика, от гигантских астероидов из космоса, способных уничтожить нашу планету, до микроскопических бактерий, супервирусов, которые могут убить людей изнутри.

Сама по себе наука нацелена на процветание человека. Но в руках медиа и политиков она стала ещё одним эффективным средством запугивания людей. Если раньше для легитимизации страшных предсказаний достаточно было сказать: «Так написано в священном писании», — то теперь, чтобы оправдать любые угрозы и страхи, достаточно утверждать, что «научные исследования показывают». Люди будут обезоружены.

В какой момент страх перестает служить нам на пользу с начинает мешать?

То есть превращается в фобию – иррациональный страх перед конкретными предметами и явлениями.

А дело в том, что вторая особенность страха – это то, что это реакция на любую опасность, на все, что вы посчитаете опасным, даже если оно таковым не является.

Представьте себе две коробки, на одной из них написано Опасно, на другой – Безопасно.
Любую, абсолютно любую вещь, и любое, абсолютно любое явление и событие можно положить либо в первую коробку, либо во вторую.
И именно это мы и делаем с окружающим нас миром – раскладываем его по коробочкам.

От чего зависит в какую коробку что попадет?Обычно от первого контакта с новым для вас объектом. И обычно в детстве.
Если контакт сложился хорошо и позитивно – иди в коробочку Безопасно. Если же объект, например, злющий котяра, замурчал и закусался – не хочу с тобой дружить, иди в коробочку Опасно.

И печалька еще в том, что это знакомство может происходить заочно, без непосредственного контакта.
Например, ребенок первый раз в жизни увидел кошака. Еще ничего о нем не знает, а родители уже говорят: айяйяй, не трожь, блохастый, опасно. И все, пошел в коробочку Опасно.

Естественно, что вещи могут переходить из коробки в коробку, например, из безопасной в опасную. Когда объект показывает себя с другой стороны, а иногда и чисто случайно.

Природа страха ↑

Во главе любого страха стоит главенствующий страх – страх смерти. Даже если мы на уровне сознания этого не признаём, подсознательно он управляет всеми нашими страхами и фобиями. Природа страха человека корнями уходит в страх смерти.

Даже если взглянуть на проблему поверхностно, то легко можно проследить цепочку, ведущую любой наш страх к страху смерти:

    • Например, страх высоты – что это, как не страх смерти? Если я оступлюсь, находясь на вершине горы, я упаду вниз и умру.
    • Страшно переходить дорогу: собьёт пьяный водитель, и я умру.
  • Страх летать самолётами, кататься на мотоциклах, подниматься в лифте на седьмой этаж…Всё это может сломаться, отказать, и я умру!
  • Страх темноты: я не могу видеть, что происходит. Вдруг темнота таит в себе смертельную опасность: грабители, хулиганы, стая бешеных собак? Если они нападут на меня, я умру.

И так можно создавать подобные цепочки до бесконечности. Но все они ведут к последнему ужасающему звену: к страху смерти.

Страх смерти нужно научиться преодолевать. Смерть – это то, над чем мы не властны. Вспомним хорошую молитву на этот случай:

«Господи, прошу, дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мужество не переживать там, где от меня ничего не зависит. И пошли мне мудрость отличать одно от другого»

Умные люди не так подвержены страху смерти: зачем бояться неизбежного? Из нашей культуры давно вынесена за скобки культура смерти. Сейчас вместо культуры сплошные культы: культ неувядающей молодости и красоты, культ удовольствий.

«Бери от жизни всё, что можно!». Упор, естественно, делается на блага материальные, а не на духовные. Культ молодости – это тоже дань страху смерти.

Современные люди стараются отдалить старость целым арсеналом средств, вплоть до пластической хирургии. Потому что старость – это предвестник смерти. А смерть – это конец всего!

С наступлением жизни мы не умираем, а просто переходим на качественно-новый уровень. Страх, конечно, присутствует, но это не страх конца, а страх неизвестности.

Всё же «оттуда» ещё не возвращались, поэтому мы не можем точно знать, что ждёт нас за чертой. Но жила убеждённость, что за последней чертой всё равно что-то ждёт, что на этом жизнь не заканчивается.Исследовательская работа по психологии «изучение страхов, связанных с публичными выступлениями»

Культура тела – это хорошо. Но даже самое тренированное тело может легко разрушить болезнь, или несчастный случай. А вот тренированный дух сломить никакой напастью. И в болезни, и в смерти человек сильный духом (духовный человек) легко перенесёт все испытания. У него нет страха смерти.

Причины

Люди получают определённые страхи в результате обучения. Это известно в психологии как «обусловливание» начиная с эксперимента Джона Б. Уотсона «Маленький Альберт» в 1920 году, который был вдохновлён наблюдением за ребёнком с фобией перед собаками. В этом исследовании 11-месячный мальчик был обучен бояться белой крысы в ​​лаборатории. Страх стал обобщаться на другие светлые, пушистые объекты, такие как кролик, собака и даже шарик из хлопка.

Страх можно почувствовать, испытывая или наблюдая страшную травматическую ситуацию. Например, если ребёнок попадает в колодец и пытается выбраться, у него может развиться боязнь высоты (акрофобия), замкнутых пространств (клаустрофобия) или воды (аквафобия). Существуют разработки, в которых исследуются области мозга, имеющие отношение к страху. Рассматривая их (например, миндалевидное тело), специалисты пришли к выводу, что человек учится бояться, независимо от того, испытал ли он сам травму или наблюдал за страхом других.

В исследовании, выполненном Андреасом Олссоном, Кэтрин I и Элизабет А. Фелпс, амигдалы были затронуты одновременно, когда испытуемые наблюдали, как кто-то ещё подвергался аверсивному событию. Впоследствии помещённые в провокационную ситуацию, и предполагая, что такое же лечение ожидает их самих, они испытали тревогу. Это говорит о том, что боязнь может развиваться в обоих условиях, а не только из личной истории.

Исследовательская работа по психологии «изучение страхов, связанных с публичными выступлениями»

Страх зависит от культурного и исторического контекста. Например, в начале XX века многие американцы опасались полиомиелита, болезни, которая может привести к параличу. Существуют последовательные межкультурные различия в том, как люди реагируют на это чувство и как выражают его и другие эмоции. Хотя большое количество фобий уже изучены, способность бояться является частью человеческой природы. Многие исследования обнаружили, что некоторые страхи, например, животных или высоты, гораздо более распространены. Другие — боязнь цветов или облаков — встречаются значительно реже. Их легче вызвать в лаборатории. Это явление известно как подготовленность. Поскольку те из древних людей, которые сильнее боялись опасных ситуаций, чаще выживали и воспроизводили потомство, предполагается, что готовность — генетический эффект, являющийся результатом естественного отбора.

С точки зрения эволюционной психологии, различные страхи могут быть адаптациями, которые были полезны в нашем давнем прошлом. Возможно, они развивались в разные периоды времени. Некоторые опасения, такие как страх перед высотой, могут быть общими для всех млекопитающих и развиться в течение мезозоя. Другие страхи, например, перед змеями, могут быть общими для всех обезьян и развиться в период кайнозоя. Третьи, такие как боязнь мышей и насекомых, характерны только для людей и развились во время палеолита, когда животные становятся главными разносчиками инфекционных заболеваний и уничтожают сельскохозяйственные культуры и продукты питания.

Страх силён только тогда, когда наблюдаемый риск и серьёзность являются высокими, в противном случае он невелик.

Причины страха

В повседневной жизни, а также при чрезвычайных ситуациях человек сталкивается с сильной эмоцией — страх. Отрицательная эмоция у человека представляет длительный или кратковременный эмоциональный процесс, развивающийся из-за мнимой или действительной опасности. Зачастую данное состояние отмечается неприятными ощущениями, одновременно с этим являясь сигналом к защите, поскольку главная цель, стоящая перед человеком — это сохранить себе жизнь.

Но следует учитывать, что ответной реакцией на боязнь выступают бессознательные или необдуманные действия человека, которые вызываются паническими атаками с проявлением сильной тревоги. В зависимости от ситуаций, протекание эмоции страха у всех людей значительно различаются по силе, а также по влиянию на поведение. Своевременно выясненная причина значительно ускорит избавление от отрицательной эмоции.

Причины страха бывают, как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают боязни, идущие из детства, например, усиленная родительская опека, искушения, следствие психологической травмы; страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой.

Существуют когнитивно-сконструированные причины: чувство отверженности, одиночества, угрозы самоуважению, подавленности, ощущение собственной неадекватности, чувство неминуемого провала.

Последствия отрицательной эмоции у человека: сильное нервное напряжение, эмоциональные состояния неуверенности, поиск защиты, побуждающие индивида к бегству, спасению. Существуют основные функции страха людей, а также сопутствующие ему эмоциональные состояния: защитная, сигнальная, адаптационная, поисковая.

Страх способен проявиться в виде подавленного или возбуждённого эмоционального состояния. Панический страх (ужас) зачастую отмечается подавленным состоянием. Синонимы термина «страх» или близкие по состоянию выступают термины «тревога», «паника», «испуг», «фобии».

Если у человека возникнет кратковременный и при этом сильный страх, вызванный внезапным раздражителем, то его отнесут к испугу, а длительный и не явно выраженный — к тревоге.

Такие состояния, как фобии способны приводить к частому, а также сильному переживанию отрицательной эмоции индивидом. Под фобией понимают иррациональный, навязчивый страх, связанный с определенной ситуацией или предметом, когда самостоятельно человек не может с ним справиться.

А теперь почему же страх составляет для нас проблему?

Во-первых, потому что все объекты и явления, которые нас окружают, с которыми мы сталкиваемся каждый день, являющиеся естественной частью нашей жизни, а также все новое, что мы осваиваем, в идеале должны лежать в коробке Безопасно. Должны, если мы не хотим их бояться.
А как вы, наверное, понимаете, это далеко не так.

Ведь часто мы в коробку Опасно пихаем то, что совершенно не представляет реальной опасности, или опасность эта ненамного превышает фоновую. Часть вещей пихается по довольно надуманным и раздутым поводам (спасибо тем самым СМИ, обществу и родителям, больным страхом и заражающим нас им), а часть – просто потому что мы не смогли справиться с вызовами жизни, просто нам не хватило сил, знаний, умений, чтобы понять и принять некую область жизни, как нормальную и естественную. И ничего не остается, как поместить ее в коробку опасно, чтобы защититься. В то время как она продолжает быть частью нашей жизни.

И вторая проблема в том, что объект из коробки Опасно, однажды попадая туда, очень неохотно переходит в коробку Безопасно. Это связано с тем, что мы стараемся (чисто автоматически, сами того не осознавая) подкрепить и усилить свое восприятие и представление об опасности.
Это опять же механизм, позволяющий снизить энергозатраты и время на принятие решения: легче среагировать так, как реагировал до этого, так, как уже умеешь, чем пересиливать себя, и осваивать новое поведение.
Поэтому стоит один раз, из-за какой-нибудь глупости или недопонимания подцепить реакцию страха, и в следующий раз вам (опять же чисто автоматически) захочется ее повторить.

И в итоге, повторяя раз за разом реакцию страха, мы его все больше подкрепляем и увеличиваем, причем как в глубину, так и в ширину.

  • В глубину – это чем больше повторений, тем глубже в вас врастает привычка бояться, и тем интенсивней становится чувство страха, от слабой боязливости до панической атаки.
  • И в ширину – постепенно мы начинаем бояться вещей похожих или как-то связанных с первоначальным объектом, и тогда страх распространяется от вполне конкретных предметов вплоть до страха всего, всей жизни.

Таким образом, идя по жизни, мы накапливаем информацию, что опасно и что безопасно. И накапливая опасности, мы обрастаем страхами, фобиями, запретами и ограничениями, которые обвивают нас как дерево лианы, удушая и убивая нас.

В результате возникает конфликт потребностей:

  • С одной стороны, мы преувеличиваем опасность этого мира, мы создаем опасный, злой, дерьмовый мир у себя в голове и именно его боимся и избегаем. Боимся опасности, которой нет.
  • А с другой стороны, нам нужен этот мир со всеми обыденными вещами и явлениями в нем. Мы живем в нем каждый день, это естественная часть нашей жизни. Мы хотим пользоваться им и наслаждаться его дарами, и чувствовать себя комфортно и безопасно.
  • А страх говорит нам: Нет, это нельзя, угроза потребности безопасности. Уноси ноги отсюда и запрись в родной пещерке.

Этим и отличается нормальный страх – помогающий, от невротического – мешающего. Тем, что он либо защищает нас от опасностей реальных, либо защищает от опасностей иллюзорных. Когда мы по сути боимся плодов нашего больного воображения. Боимся того, что вполне безопасно и должно быть освоено и изучено нами, если мы хотим жить эффективно и счастливо.

Поэтому, как вы поняли, наша задача будет взять ваши страхи, составляющие для вас проблему, и переложить то, чего не нужно бояться, из коробки Опасно в коробку Безопасно. И проблема в том, что сделать это тоже придется на уровне автоматизма, то есть бессознательно. Именно этим мы займемся в практической части проекта.