Чувство вины сквозь века (полина сухова)
Психология взрослого чувства вины
Чувство вины во взрослом возрасте возникает при появлении конфликта с собственной системой ценностей (совестью). По мере взросления человека и под воздействием окружающих факторов формируется определенная структура ценностей, которую условно можно назвать совестью. При отключении от совести у взрослого человека появляется чувство вины. Мозг воспринимает отклонение от ценностного ориентира как сигнал, который свидетельствует о необходимости принятия оптимального решения.
Первый вариант – начните слушать себя.
Самый простой и адекватный способ решения проблемы – всегда поступать в рамках своей совести, не противоречить своим ценностям и действовать в четком соответствии с тем, как вам точно будет лучше. Помните, что внешние факторы (посторонние люди, религии, идеи, запреты и т.д.) постоянно оказывают влияние на вашу совесть. Старайтесь защищать свою систему ценностей, если она не противоречит моральным и этическим нормам. И любое действие совершайте, отталкиваясь от нее. В этом помогут вопросы себе: “Я этого хочу?”, “Что мне это даст?”, “Я смогу жить с последствиями моего поступка?” и т.п.
Более сложный вариант – пересмотрите и подкорректируйте свою систему ценностей.
В результате, многие поступки перестанут взывать у вас чувство вины. Помните, что перестроение системы ценностей должно происходить с учетом той среды, с которой вы взаимодействуете
Здесь важно учесть, что основные ценности – это часть вас. Бесполезно пытаться избавиться от стремления к созданию семейного очага и переметнуться к ценности построения карьеры
Однако вы можете немного модифицировать подход к ним, подумать, как их можно сочетать. А, возможно, и осознаете, что некоторые ценности откровенно навязаны вам (обществом, родителями, коллегами), и неспособность соответствовать им обусловлена всего лишь тем, что это – не ваши ценности. Избавиться от чувства вины, возникающего вследствие этого, будет гораздо проще.
Почему и когда возникает чувство вины?
Существует множество ситуаций, приводящих к чувству вины. Наиболее распространенными считаются:
- нарушенные семейные традиции и требования. Наблюдаются в семьях, где преобладает тиранический, строгий уклад. Самообвинение – следствие бунта личности перед сложившимися устоями;
- мысли и проступки религиозного характера. Вина вызвана искажением духовных ценностей с боязнью обязательного наказания и осуждения со стороны общества;
- разрушение надежд, как своих, так и близких людей. Наблюдается, если в детском возрасте индивидуум стремится неукоснительно следовать наставлениям родителей и очень переживает малейшую оплошность. Подобное мировосприятие угрожает принять хроническую форму и отразиться на взрослой жизни;
- смерть, тяжелое заболевание родственника или близких людей. Человек укоряет себя в беспомощности предотвращения беды. Подобное чувство наблюдается у людей, переживших катастрофу, где объектами, вызывающими вину становятся пострадавшие и жертвы;
- преднамеренный вред в отношении другого человека. Эмоция порождается причинением боли, изменой, кражей, предательством. После того, как проступок получает должную оценку и наступает период раскаяния.
Не получивший соответствующей оценки родителей, детский проступок приводит к самостоятельному формированию негативной эмоции. При этом совесть, которой сопутствует объективная оценка содеянного, отходит на задний план. Основная причина кроется в страхе перед неминуемым наказанием.
Для привития полезных навыков и формирования личных качеств, наставники часто пользуются обвинением в качестве внешнего влияния на воспитанников. Однако частые манипуляции с чувством грозят обернуться подавлением личности и снижением самооценки.
Причины чувства вины у ребенка
Чувство вины у детей, формируют взрослые, преимущественно родители.
Буквальное восприятие окружающего
мира малышом, его непосредственность часто вызывают гнев и непонимание со
стороны родителей, иногда даже физическое наказание. Критика воспринимается ребенком как неприятие
его существования в целом, а поучения – как упреки.
В результате такого воспитания вырастает закомплексованный, неуверенный в себе человек. На подсознательном уровне он будет считать себя, неполноценным.
Ребенок может:
- плакать, что не всегда приносит ему облегчение;
- наказывать сам себя, что проявляется в виде
падений, драк и др. Его поведение становится вызывающим, он делает все
наперекор требований взрослых; - переложить вину на другого человека.
Родителям надо пересмотреть свое отношение к ребенку. Его надо не только любить, но и воспринимать как самостоятельную личность, помогать малышу.
Три типа вины
Вина не относится к чувствам, заложенным природой. В формировании негативной эмоции важная роль отводится воспитанию, а также определенным событиям.
Вина бывает трех типов:
Невротической. Предшествует запланированному проступку, вызывается страхом нарушения обязательств и предписаний. Состояние редко имеет реальную основу, а в детские годы сопутствует мелким нарушениям родительских требований.
Эмоция становится следствием семейных конфликтов, нарушений религиозного устава, страха потери доверия. Чувство сопутствует невозможности достижения поставленной цели. Оно может быть вызвано смертью близкого человека, изменой, абортом, предательством.
Вместо борьбы с негативной эмоцией, подверженный невротической вине человек развивает ее.
Реальной. Следует за имевшим место проступком или преступлением. Сопровождается наказанием или самостоятельным искуплением, что выражается в извинениях или материальной компенсации нанесенного ущерба.
Экзистенциальной. Выражается в осознании бездарно потраченной жизни, в ходе которой не были реализованы задатки и таланты. Человек ощущает себя преступником против самого себя. Экзистенциальная вина часто становится толчком к позитивному изменению жизненной позиции, что выливается в бурную деятельность и повышение самооценки.
Отношения между матерью и ребенком
В разнообразии возникновения эмоции, особое место отводится отношениям между взрослыми членами семьи и детьми. Родительское чувство редко поддается контролю и осознанию. Хотя вина обоснована, она носит невротический характер.
Негативное ощущение возникает непосредственно за неподобающим поступком в отношении ребенка (ругань, физическое воздействие) и свидетельствует о самокритике родителя. С одной стороны, это подчеркивает налаженные семейные отношения, но не стоит доводить себя до самобичевания.
Предположение о несоответствии идеальной маме вызывает у женщин материнскую вину. Она подогревается собственными представлениями и общественным мнением. Объектами направления эмоции становится сама женщина, а также ее дети и окружающие люди. Чувство вины растет пропорционально стремлению соответствия идеалу, что в действительности редко достижимо.
В представлении ребенка, чей мозг не отягощен социальными предписаниями, лучшим качеством мамы остается спокойствие и естественность. Вина, корректирующая поведение и, сопровождаемая извинениями, благоприятствует положительному развитию детско-родительских отношений.
Если с попытками достижения безупречности чувство принимает постоянную форму, либо предшествует несовершенному проступку, эмоция взрослого отрицательно отражается на психике ребенка, с последующим ухудшением внутрисемейных отношений.
Вина и стыд
Вина схожа со стыдом, их нередко отождествляют, но некоторые отличия есть: стыд возникает при условии, что неприятное событие произошло при свидетелях, а вину человек испытывает даже наедине с самим собой. Таким образом, чувство вины – более личностное понятие, а чувство стыда – общественное. Можно выделить следующие тезисы из сравнительного анализа понятий «стыд» и «вина»:
Вина всегда связана с конкретным событием, обусловлена чувством причинения вреда или дискомфорта кому-то. Чувство стыда мощнее и обширнее, оно не обязательно связано с конкретным событием и причинением кому-то вреда.
Стыд – признание и осознание общей дефектности себя как личности, человека. Вина – состояние, сопровождающее действия или мысли, противоречащие нормам общества или установкам личности, то есть угрызения совести.
При вине акцент ставится на поступок, мысли («Как я мог именно это сделать?»)
При чувстве стыда внимание акцентируется на своем «Я» («Как именно я мог это сделать?»). В этом плане стыд, несомненно, опаснее
Человек хочет исчезнуть, а не просто исправить поступок или получить прощение.
Стыдно бывает не только за аморальные поступки, действия и мысли. Кто-то испытывает стыд за свои веснушки, кто-то – за рост или вес. Стыд – видение свой никчемности, несостоятельности. Вина – компонент стыда в некоторых случаях.
Стыд возникает на фоне неудачи в жизни (недостижимость целей и осознание несостоятельности), чувство вины – при неудаче в деятельности или нарушении норм, ценностей.
Стыд заставляет человека чувствовать себя неадекватным, несовершенным, ничего не стоящим, отвратительным, никчемным. Вина сопровождается злостью и раскаянием.
Стыд способно вызвать неожиданное и даже незначительное событие или что-то обыденное. Вина – последствие нарушения словом или делом.
В момент стыда первой в работу включается соматическая функция: покраснение, отвод глаз, наклон головы, сильные эмоции и аффективные состояния. Вина стимулирует мыслительную и поведенческую активность: осмысливание случившегося, концентрация внимания на действии, «реанимационные» мероприятия.
Стыд заставляет испытывать страх одиночества, изгнания, отреченности. Вина заставляет бояться наказания и осуждения.
Стыд включает такие защиты психики, как отрицание, уход, перфекционизм, высокомерие, эксгибиционизм и ярость. Чувство вины прячется за рационализацией, самозабвением, раздумьем, параноидом, обсессивно-компульсивным поведением, интеллектуализацией и потребностью в наказании.
Среди позитивных функций стыда значится гуманность, скромность, автономия, самостоятельность, чувство компетентности. Среди положительного влияния вины инициатива и активность, обратные восстанавливающие действия, моральность поведения.
Вина связана с самооценкой личности, а стыд – с оценками общества.
Дифференциация вины и стыда свойственна психологии как науке. В житейском понимании эти чувства принято отождествлять.
Возможна ли жизнь без вины и как избавиться от чувства вины, если оно уже появилось?
Наиболее полное представление о психологии чувства вины, механизмах его формирования, а также способах борьбы с ним дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, чувство обиды и вины способны испытывать отнюдь не все люди, а только те, в психическом которых присутствует анальный вектор. Если же в психическом человека нет анального вектора — чувство вины ему не свойственно.
Психология вины. Как это формируется?
Закономерность формирования чувства вины именно в анальном векторе предопределена его врожденными свойствами:
— Ценностями анального вектора являются честность и справедливость. Он старается жить по справедливости, как он ее понимает: всегда стремится отдать столько же, сколько получил. Если вы подарили подарок такому человеку, можете быть уверены, что, когда наступит время дарить подарок вам, он будет равноценным тому, какой подарили вы. Если вы помогли такому человеку, будьте уверены — он ответит вам тем же. По-другому просто не может быть, ведь даже во взаимоотношениях с окружающими людьми обладатель анального вектора исповедует равенство.
— Еще одно уникальное свойство анального вектора, присущее ему от рождения, — хорошая память. Как ни странно, она тоже вносит свой вклад в формирование чувства вины. Ведь пока обладатель анального вектора не отблагодарил вас за то добро, которое ему было сделано, он будет испытывать дискомфорт, а хорошая память не даст ему забыть о «допущенной несправедливости».
Как избавиться от чувства вины раз и навсегда?
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, первым шагом на пути избавления от чувства вины станет понимание, что именно лежит в его основе в каждом конкретном случае. Ведь если для возникновения чувства вины действительно есть причина — ее осознание покажет способ восстановления баланса, чтобы устранить разницу между тем, сколько «дали», и что именно и в каком количестве нужно «отдать». И тогда чувство вины можно использовать в созидательных целях. Например, при условии осознания, чувство вины за потерянные впустую годы жизни способно направить нашу жизнь в более полезное русло.
Весомый вклад в формирование чувства вины привносят окружающие нас люди. Ведь любой человек, знакомый с психологией, знает, что манипуляция чувством вины и обиды — одна из наиболее действенных (как мы знаем теперь, исключительно в отношении обладателей анального вектора). Вот почему не менее важным для избавления от чувства вины является знание психологических/векторальных особенностей окружающих людей. Ведь они в своих поступках могут руководствоваться совсем не свойственными анальному вектору мотивами.
Знание векторальных особенностей окружающих нас людей поможет глубже понять особенности их психологии, а значит — поможет избежать появления ложного чувства вины, обусловленного не нашими собственными действиями, а особенностями других.
Компетентность системно-векторной психологии Юрия Бурлана в раскрытии понятия «психология чувства вины» подтверждают отзывы прошедших онлайн-тренинг:
Автор Любовь Шалюга, врач
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
27 Июл, 2017
Просмотров:
1954
Теги: Мне плохо психология
Комплекс вины в психологии
Возрастной период 3–6 лет — время, когда может сформироваться комплекс вины как внутренний негативный регулятор поведения. «Творческая инициатива или вина» — так называет психоаналитик Э. Эриксон главную дилемму психологического развития в этом возрасте. Ребенок остро переживает крах ощущения своего всемогущества и пытается защититься от невыносимого чувства беспомощности, как бы говоря себе: «Просто в этот раз не получилось, а вообще мне все по силам. Не сделал, хотя и мог. Значит, виноват».
При благоприятных условиях развития малыш постепенно смиряется с ограниченностью своих возможностей, избавляется от чувства вины и конфликт разрешается в сторону развития творческой инициативы. Подавление взрослыми детской активности в этот период приводит к неадекватному разрешению кризиса и формированию тревожности, комплекса вины, пассивной жизненной позиции.
Особенно подвержены переживанию патологического чувства вины индивидуумы, не умеющие адекватно оценивать роль собственного поведения в причинах огорчения окружающих. В результате они склонны брать на себя ответственность не только за собственные поступки, но и за чужие эмоциональные и поведенческие реакции, вплоть до чужой судьбы. Чувствуют, что всегда и всем должны, в особенности родителям, супругам, детям. Ситуация осложняется тем, что Супер-эго (совесть) берет энергию из собственной агрессии человека. А теперь представьте себе силу негативных чувств, которые направляет на самого себя человек с комплексом вины!
Как выражается патологическое чувство вины: видимые и скрытые признаки
Комплекс находит свое выражение не только в отрицательно окрашенных эмоциональных переживаниях в виде сожалений, ощущения «я плохой», самоуничижении. Хроническая вина выматывает, нанося вред физическому состоянию человека: провоцирует развитие хронической усталости, болей в средней части спины, онкологических заболеваний.
Чувство вины требует искупления и обязательно порождает сценарий самонаказания. Причем часто это происходит не на уровне сознательного ума. В силу вступают бессознательные процессы. Вы «проваливаетесь» на собеседовании на работу в другом городе, что заставляет вас и дальше жить под одной крышей с родителями, как они того и хотели. Вы «случайно» попадаете в аварию, серьезно травмируетесь и вынуждены соблюдать постельный режим после того, как ваша жена обвинила вас в том, что вы уделяете недостаточно времени семье.
Аутоагрессия может принимать разнообразные формы: от таких мелочей, как ушиб мизинца о ножку стула или потеря любимого украшения до приема спиртного и наркотиков, внезапной тяги к опасным и экстремальным ситуациям, попыток суицида.
Человек с комплексом вины всегда подсознательно готовы понести наказание
И часто неважно, что является его источником. Поэтому становиться легкой жертвой манипуляторов
Им легко управлять. Манипуляторы действуют по схеме: «Я лучше тебя, потому что ты виновен, и поэтому ты должен делать, что я говорю».