Нетрадиционные методы лечения аутизма
Лечение и коррекция аутизма у детей
Все методики и реабилитационные программы разработаны в Америке. Вне зависимости от того, какие присутствуют признаки аутизма у детей 3 лет, все способы ликвидировать заболевание основаны на активном общении и играх. Если форма легкая, то у родителей при серьезном отношении к вопросу с большой вероятностью получится сделать ребенка социальным человеком. При тяжелых формах заболевания могут появляться проблемы, но это связано с развитием умственной отсталости и других побочных заболеваний. В России мало врачей, которые занимаются конкретно лечением детей-аутистов. Но все равно нужно найти психиатра. Подбирайте тщательно садик и школу. С детьми коррекция поведения должна вестись абсолютно везде: у врача, дома, во всех местах, которые посещает ребенок. Со стороны родителей нужно проявлять любовь и заботу.
Чтобы уменьшить проявления аутизма у детей 3 лет нужно соблюдать рекомендации:
- Ребенку нужно прививать необходимые навыки для дальнейшей жизни. К примеру, чтобы научить самостоятельно чистить зубы, следует часто повторять это при нем и с ним. Даже если ребенок уже научился этому, регулярно следует проводить повторные «уроки».
- Распорядок дня у ребенка должен быть четким. Он сам не будет его нарушать, а поэтому родители тоже должны его соблюдать. Нельзя нарушать правил, иначе ребенок будет проявлять агрессию. Попытки поменять обстановку или привычки малыша тоже приведут к его бунту.
- Чаще старайтесь общаться с ребенком. Проводите много времени с ним. Если малыш не реагирует, то не обижайтесь. Повторяйте упорно предложения, его имя. Не нужно кричать, ругать или наказывать. Если аутизм был обнаружен в раннем возрасте, то можно чаще брать его на руки. В таком возрасте он не будет сильно протестовать, а уже к 3 годам привыкнет к эмоциональному контакту с родителями. Если случай тяжелый, то вместо устной речи можно использовать карточки.
- Ребенку-аутисту нельзя утомляться. Между играми или занятиями нужно делать перерыв. При этом в такие моменты оставляйте его в одиночестве. Занимайтесь с ребенком спортом, чтобы укреплять его физическую форму.
- Не подавляйте инициативу. Не нужно торопить или заставлять делать что-то. Вам нужно иметь огромное терпение, чтобы воспитывать ребенка. Аутист должен воспринимать дом как место, где ему комфортно и спокойно. Это же должно относиться и к родителям. Важная задача мамы и папы — сделать так, чтобы малыш не боялся их и замечал.
- Ребенка нужно чаще выводить на улицу, обязательно отводить в садик и школу. Поначалу малыш будет сопротивляться, но через какое-то время он все-таки поймет, что может разговаривать с другими, играть с ними и это тоже увлекательно.
Методы помощи детям с аутизмом
Современная психиатрия признала заболевание неизлечимым. Работа с детьми-аутистами может немного помочь им адаптироваться в окружающем мире, но никогда не сделает из них полностью нормальных, нейротипичных людей. Родителям следует смириться с этой мыслью и как можно раньше приступить к коррекционной работе.
- Метода аба-терапии признан во всем мире самым действенным способом хоть немного адаптировать ребенка к внешнему миру. В некоторых случаях занятия дают поистине поразительный эффект — дети ничем не отличаются от нейротипичных.
- Холдинг-терапия при аутизме — спорный метод. Заключается в том, что следует наладить сенсорный контакт с аутистом. При необходимости надо удерживать его насильно. Почти у всех детей это вызывает панику. Холдинг-терапия при аутизме в некоторых случаях дает положительную динамику.
- Магнитотерапия, Томатис и транскраниальная микрополяризация — это физиотерапевтические методы воздействия на участки головного мозга. Десяткам тысяч детей во всем мире эти методы помогли лучше адаптироваться в мире, улучшить сенсорный слух, лучше понимать обращенную речь. Томатис особенно показан аутичным детям, так как способствует сенсорной интеграции и лучшему пониманию коммуникации.
Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы
Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.
Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:
-
Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.
Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.
-
Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.
Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.
-
Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.
В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.
-
Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.
Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.
-
Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).
При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: ПРОГРАММА ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Методика «Floor Time» была создана Стэнли Гринспаном. Программа «Игровое время» основана на использовании интересов ребенка, даже патологических (к примеру, часами тереть чем-нибудь по стеклу), чтобы установить контакт с ним. Коррекция аутизма детей происходит по следующему принципу. Родитель или терапист становится рядом и начинает тоже тереть по стеклу, или закрывает от ребенка стекло, тогда ребенок просто вынужден как-то на это реагировать: толи начать в другом месте тереть стекло, толи тереть руку родителя, толи по очереди с родителем тереть стекло – любой из этих вариантов уже начало контакта.
Автор в развитии ребенка выделяет шесть стадий:
- 1. стадия интереса ребенка к миру (достигается примерно к 3-месячному возрасту),
- 2. стадия привязанности (к 5-месячному возрасту),
- 3. стадия развития двухсторонней коммуникации (к 9-месячному возрасту),
- 4. стадия осознания самого себя (к 1,5-летнему возрасту),
- 5. стадия эмоциональных идей (к возрасту 2,5 года),
- 6. стадия эмоционального мышления (к 4-летнему возрасту).
Аутичные детки, как правило, все стадии не проходят, а останавливаются на какой-то одной из них. Задача программы «Игровое время» – помочь ребенку через все стадии пройти. К примеру, двусторонняя коммуникация достигается, когда ребенок на действия тераписта дает реакцию. Всякий раз, когда происходит такая реакция, замыкается один круг коммуникации. Тераписту необходимо стремиться, чтобы в процессе общения ребенок замыкал как можно больше кругов. А сам терапист при этом становится помощником, ассистентом при ребенке, ему нужно добиться, чтобы ребенок вел, а терапист следовал за ним. Так ребенок осознает, а затем утверждает самого себя как личность. Именно так и происходит поведенческая терапия для аутистов.
В игре терапист новых идей не предлагает, но развивает идеи, которые предлагает ребенок, и задает вопросы, прикидываясь непонимающим, получая ответы, и побуждает ребенка объяснять, а, следовательно, анализировать игровые ситуации. Этим образом развивается эмоциональное мышление в ребенке, происходит поведенческая коррекция аутизма детей. Вмешаться в процесс и предложить какие-то новые идеи, терапист может только, если ребенок перестает замыкать коммуникативные круги, прерывает общение.
Гринспан советует, ни в коем случае ребенка не прерывать, даже если он начинает вводить в игру какие-то агрессивные мотивы. Если таким образом ребенок выговаривается, он учится не бояться самого себя и собственных эмоций, учится обыгрывать их и управлять ими таким способом.
В отличие от АВА, программа «Игровое время», по мнению автора, не требует обязательно многочасовых занятий, ее способы лечения аутизма свободно могут проводиться родителями самостоятельно в домашних условиях. Однако в идеале родителей должен консультировать супервайзор, который специализируется на данной методике обучения при детском аутизме.
Лечение аутизма у детей: распространенные методы
Как лечить аутизм у ребенка, если от предложенных мер разбегаются глаза, а родитель не обладает специальной квалификацией, чтобы сделать выбор? Лечение раннего детского аутизма сегодня представляет собой огромный перечень разрозненных методов, предлагаемых различными специалистами:
Медикаментозное лечение аутизма. Обычно назначается психиатрами и невропатологами. В зависимости от признаков заболевания, это могут быть нейролептики, корректоры поведения и другие препараты
Важно понимать, что о настоящем лечении аутизма речь не идет – медикаменты дают эффект частичного ослабления симптомов.
Биомедицинское лечение аутизма. Предполагает особую диету, очищение организма от тяжелых металлов, прием различных БАДов
Этот метод лечения аутизма у детей основан на предпосылке, что помимо множественных нарушений в развитии такой ребенок имеет и множественные нарушения в обмене веществ, пищеварении и т.д.
Психолого-педагогическая коррекция (поведенческая АВА терапия, обучающие программы «РМО», «Игровое время» и другие). Здесь речь идет не о лечении аутизма у ребенка, а об изменении его состояния в результате коррекционных мероприятий.
Электростимуляция мозга. Чаще применяется в случаях, когда симптомы аутизма вторичны и требуется лечение основного диагноза (органическое поражение ЦНС, нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, атипичный аутизм).
Физиотерапевтические методы (такие как остеопатия, мануальная терапия). Используются как вспомогательные методы.
Лечение аутизма гомеопатией. Гомеопатия также считается вспомогательным методом.
Альтернативные способы коррекции аутизма: дельфинотерапия, иппотерапия, арт-терапия, музыкотерапия.
Иногда родители ребенка аутиста предпринимают попытки самостоятельно лечить ребенка народными средствами. Народное лечение у сомнительных «бабок» в лучшем случае бывает безрезультатным. В худшем – травы и другие народные средства без контроля специалистов могут спровоцировать рвоту, головокружение и другие негативные симптомы.
С чего начать и как лечить аутизм у своего ребенка, если даже сами попытки пробовать различные методы в различных сочетаниях могут занять годы? Большинство родителей упираются в глухую стену в своих попытках определить, подойдет ли ребенку тот или иной метод. На чем остановить свой выбор? Какие из способов сочетать и как?
Заблуждения об аутизме
В народе бытует миф, что аутисты — отличны математики, программисты. Это заблуждение. Большинство из этих детей имеют глубокую форму умственной отсталости и не в состоянии мыслить логически. действительно, есть единицы, которые проявляют склонность к математике и точным наукам — но их количество близится к десятым долям процента от общего числа всех детей с той или иной степенью аутизма.
Психиатрия различает:
- аутизм Каннера — самая тяжелая разновидность, при которой ребенок полностью обращен в себя, это глубокая инвалидность до конца жизни такого человека;
- аутизм Аспергера — ребенок способен полностью социализироваться, и отличать от нейротипичных людей его будут лишь небольшие странности;
- атипичный атизм может носить неявные черты основного заболевания;
- классический аутизм подразумевает умеренную погруженность в свой собственный мир и умеренный эмоциональный отклик на очень яркие, сильные внешние раздражители.
Резюмируя хочется добавить…
Первое, что стоит знать родителям ребенка, страдающего аутизмом: помните, диагноз «аутизм» — это не приговор. Безусловно, ребенок всегда будет отличаться от своих сверстников. Однако это не значит, что отличаться он будет в худшую сторону – в ваших силах сделать его жизнь лучше и помочь в адаптации к обществу, особенно если вы сможете честно взглянуть проблеме в лицо и начнете предпринимать действия по борьбе с ней.
Процесс лечения детского аутизма является длительным, нацеленным на долгосрочную перспективу, кропотливым. Но он всегда приносит свои плоды. В большинстве случаев это большой комплекс мероприятий, в который входят психотерапия, физиотерапия, занятия у логопеда, в отдельных случаях назначается медикаментозное лечение.
Что касается вышеупомянутого медикаментозного лечения, то, как правило, специалисты не рекомендуют ребенку принимать лекарственные средства (в частности стимулянты и нейролептики). Дело в том, что они практически не помогают в лечении аутизма, а только на время снимают его симптомы, как бы делая ребенка «удобным» для других людей. Понятно, что побочные эффекты такого лечения будут несоизмеримо вреднее, нежели получаемый от него результат. Именно поэтому такое лечение назначается медиками в крайних случаях после тщательного обдумывания и взвешивания всех «за» и «против». Большая часть медиков уверена, что медикаментозное лечение аутизма неэффективно. Немного лучше получаемый результат при гомеопатии, однако и она должна быть не более чем вспомогательным средством, а не основным.
Главный метод лечения это – психотерапия. Специалисты должны заниматься ребенком не реже 4-5 раз в неделю на протяжении как минимум нескольких лет. Очень много положительных отзывов имеет такой метод лечения как анималотерапия – лечение аутизма с помощью животных. Одной из самых эффективных разновидностей этой методики называют дельфинотерапией – при ней ребенок учиться общаться с другими существами, расширять свою зону комфорта, выражать чувства и эмоции, сопереживать, развивать речь и навыки коммуникации. Да и сами занятия в водной среде способствуют физическому развитию малыша. А главное воздействие заключается в издаваемых дельфинами высокочастотных звуках – ученые выяснили, что они способствуют выработке эндорфинов (гормонов счастья), которые весьма важны для страдающего аутизмом, они помогают укрепить его иммунитет и стимулировать мозговую деятельность.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, то придется заниматься с логопедом. Также хорошие результаты может дать работа с физиотерапевтом и аудиологом. Рекомендуется в этот период использовать специальную диету – убрать из рациона все продукты, в которых может содержаться казеин и глютен, то есть все мучные и молочные продукты. При помощи научных исследований было доказано, что эти продукты у аутистов вызывают привыкание сродни наркотическому, приводящее к тому, что ребенок постоянно требует лакомство для ощущения эйфории и успокоения.
На самом деле же любое из вышеописанных мероприятий может быть как назначено специалистом, так и не назначено, поскольку для каждого ребенка комплекс лечебных процедур подбирается в индивидуальном порядке – универсального рецепта, подходящего всем без исключения не существует. Поэтому если вы хотите помочь своему ребенку, страдающему от аутизма, вам нужно обратиться к врачу и настроиться на продолжительное ожидание, которое, однако, всегда вознаграждается.
И напоследок хотелось бы обратиться к мамам аутистов – помните, что ласка и любовь нужны вашим детям куда больше, чем другим. Они в куда большей степени хотят внимания и похвалы, боятся и переживают. Постарайтесь их поддержать и ни в коем случае не критикуйте!
Методы лечения вокализации у детей с РАС
Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:
Обеспечение ребенку доступа к вокализации в определенном месте и в определенное время – так называемое «Время игры». Ребенок будет сопоставлять действия с условиями, и в течение дня их количество будет уменьшаться.
«Блокировка» или «Перенаправление» – в период проявления вокализации необходимо всеми способами отвлечь малыша от данных действий
Важно не использовать открыто запреты, необходимо найти действия, которые будут отвлекать и «переключать». Например, задания на интервербальную реакцию («Где ты живешь?», «Как зовут твоих родителей?»), игры на эхо-реакцию (скажи «паровоз»), игры «повтори движение»
Методы выбираются с учетом уровней функционирования ребенка. В результате игры от родителей или педагогов должны звучать слова похвалы. Данный метод не только уменьшит количество проявлений стереотипных вокализаций, но и стимулирует развитие осознанной речи.
- Поведенческая терапия АВА, основная часть терапии которой – это поощрение и мотивация. Методика позволяет развить бытовые умения, навыки социального взаимодействия и речевые способности. После проведения курса АВА терапии проявление вокализации и зацикленности снижается.
- Эрготерапия – методика позволяет адаптировать ребенка с РАС к окружающему пространству: ему становится проще находить связь и выражать свои потребности.
- Программа ТЕАССН – методика невербальной коммуникации, направленная на применение визуализации действий. У детей вырабатываются интуитивные и бытовые умения на фоне четких визуальных инструкций.
Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:
- биоакустическая коррекция – терапия звуками и музыкой;
- животная терапия – иппотерапия (лошади), канистерапия (собаки), дельфинотерапия (дельфины);
- гомеопатия – применение гомеопатических препаратов по специальным диетических программах;
- иглоукалывание и рефлексотерапия – успокоение и расслабление ребенка посредством воздействия на определенные точки на теле.
Аба-терапия и результаты ее проведения
Это метод прикладной коррекции поведения. Требует многих часов усиленных занятий. нет никакой гарантии, что после этого ребенок станет «как все». Возможно только частично научить его распознавать цвета, буквы, цифры, выполнять простейшие команды. на это часто уходит несколько лет ежедневных, кропотливых и часто мучительных занятий. Часто бывает так, что ребенок настолько сопротивляется вторжению в его мир, что просто часами напролет плачет, не делая сидеть за столом. Такие дети часто могут имитировать рвоту, могут произвести акт опорожнения мочевого пузыря — это своего рода выражение протеста против попыток их научить чему-то.
Тем не менее на сегодняшний день аба-терапия признана в мире одним из самых действенных способов научить аутистов простейшим навыкам самообслуживания.
Нетрадиционные методы борьбы с аутизмом
Во многих случаях при постановке диагноза, люди обращаются не только к традиционной медицине, но и к альтернативным методам борьбы с болезнью. Это и лечение током, и уринотерапией, и звуком, и иглоукалыванием, и гомеопатией. Рассмотрим более подробно некоторые нетрадиционные методы лечения аутизма.
Биоакустическая коррекция
Одним из наиболее популярных альтернативных методов лечения аутизма является биоакустическая коррекция или БАК. Такая методика основана на воздействии музыкой и звуками на нейронном уровне, что и запускает процессы самовосстановления головного мозга. Музыкальная терапия обладает высокой эффективностью, что подтверждается многочисленными клиническими исследованиями. В процессе БАК специальные программы в реальном времени преобразуют электрические потенциалы нейронов и записывают их при помощи электроэнцефалограммы в звуки. Таким образом, пока ребенок слушает такую музыку, биоакустическая коррекция воздействует на него через центры головного мозга.
Животная терапия
Еще одной альтернативой современной медицине является пет-терапия или программа коррекции аутизма при помощи животных. Она направлена на развитие коммуникативных навыков у ребенка. Общение с животными благотворно воздействует на здоровье малыша: способствует улучшению сна и снятию головных болей. Чаще всего в этих целях используется канистерапия – лечение собаками, ипотерапия – использование лошадей и дельфинотерапия – использование дельфинов для терапии аутизма.
Гомеопатия
Часто в качестве коррекции данного заболевания используют гомеопатию. Но лечение гомеопатическими препаратами должно идти в комплексе с другими процедурами: мануальной терапией, диетическими программами. При этом необходимо знать, что назначать такие препараты должен только опытный гомеопат, который будет тщательно следить за любыми изменениями психоэмоционального и физического фона ребенка.
Хорошие результаты показывает использование при аутизме гомеопатических средств, созданных на основе вакцин для прививок. Но следует помнить, что таким способом аутизм не лечится, а лишь подавляются и скрываются на некоторое время симптомы заболевания.
Рефлексотерапия и иглоукалывание
Суть данных методов – воздействовать на акупрессурные точки методом надавливания. Рефлексотерапия при этом использует точечный массаж, а во втором методе используются специальные иглы. Импульсы от таких точек передаются в нейроны головного мозга, что активизирует различные важные процессы в организме. Однако однозначно сказать, что такие методики эффективны при аутизме невозможно. Конечно же массаж может улучшить сон, стабилизировать эмоциональный фон и даже укрепить иммунитет. При этом существуют некоторые исследования, где иглоукалывание связывали с прогрессом в развитии аутичных детей. Но достаточных доказательств о том, что такие варианты лечения действительно помогают при аутизме не существует.
Массаж
Следует сразу уточнить, что массаж при аутизме – это не лечение. Но он помогает больному ребенку прочувствовать собственное тело, установить более доверительные отношения с человеком, который выполняет процедуру. Необходимо дать малышу понять, что он в безопасности, что поможет снять тревожное состояние и страхи, принести чувство покоя и комфорта. Немаловажную роль при этом играют мимика и жесты врача, проводящего сеанс массажа.
Следует также знать, что массаж у детей аутистов вызывает чувство дискомфорта, поэтому если ребенок сопротивляется, настаивать на сеансе нельзя ни в коем случае. Действовать здесь нужно постепенно и запастись терпением.
Электростимуляция
Лечение аутизма электростимуляцией осуществляется при помощи электрического тока. В этом случае к голове пациента крепятся специальные электроды, через которые проводимый ток воздействует на участки головного мозга. К такой процедуре существует ряд медицинских противопоказаний, поэтому прежде чем решиться на нее следует проконсультироваться с врачом. Следует отметить, что электростимуляция абсолютно безопасна и хорошо переносится даже малышами. Обычно требуется около двенадцати процедур за один курс лечения. А повторять такие курсы можно не раньше, чем через полгода.
Уринотерапия
Существует гипотеза, что лечить аутизм можно при помощи собственной мочи. Однако польза такого лечения не имеет под собой никаких доказательств, а медицинские работники выступают против уринотерапии. Сторонники такого лечения считают его панацеей практически от всех болезней. Однако, как известно, таких лекарств не существует. А уж как воздействует моча на психологические процессы в организме тем более не понятно.
Как лечат аутизм
Иногда терапия аутизма предполагает применение трудотерапии и физиотерапии. Трудотерапия способна помочь пациентам обрести относительную самостоятельность и обучить их базовым бытовым навыкам (к примеру, как помыться, как застегнуть рубашку, как завязать шнурки). Физиотерапия аутизма предполагает выполнение физических упражнений и прочих лечебных процедур (к примеру, теплотерапии, массажа), способных помочь страдающим аутизмом управлять собственным телом.
Если имеется аутизм у детей, лечение традиционным методом подразумевает управление поведением и обучение детей по специальной программе. Такой подход наиболее известен, как АВА терапия аутизма.
Имеются научные доказательства зависимости успешности терапии и времени начала лечения: чем раньше начнется работа по коррекции поведения аутиста, по обучению, развитию бытовых, речевых навыков, трудотерапии, тем на лучший результат можно будет рассчитывать в будущем. Как правило, лечение аутизма у детей не бывает легким – это постоянная и напряженная работа с ребенком изо дня в день, из года в год. Медикаментозное лечение, коррекция поведения, и другие грамотно подобранные виды и способы, помогут пациенту справиться с большинством симптомов и сложностей, которые являются результатом заболевания.
К специализированной терапии относят трудотерапию, логопедию, физиотерапию, дельфинотерапию. Все эти подходы являются очень важными составляющими, без которых излечение невозможно в принципе. Именно с их помощью лечат аутизм, они позволяют научить ребенка разговаривать, взаимодействовать с людьми, обслуживать себя, стать самостоятельным, независимым от постоянной посторонней помощи, получить элементарные навыки социальной адаптации.
Сегодня нередко лечат аутизм при помощи дельфинотерапии. Как правило, даже один курс занятий приносит довольно хорошие плоды (время от времени желательно их повторять). Единственным нюансом является то, что для данного метода есть противопоказание, в виде осложнения аутизма у детей дезинтегративным психическим расстройством, сопровождающимся неуравновешенным, нелепым поведением.
Эффективно лечат аутизм также с использованием разнообразных игр и занятий, подобранных с учетом степени и сложности заболевания, индивидуальных потребностей и особенностей малыша.
Что касается трудотерапии, то она учит ребенка обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств (зрение, слух, запахи и прикосновения).
Существуют также методы лечения аутизма холдинг-терапией, то есть через принуждение физической близости, способствующих установлению между мамой и ребенком физической связи. Среди них, насильственные объятия, или, к примеру, проговаривание мамой определенных слов и фраз о своих чувствах, и многое другое.
Преимущество лечебной физкультуры в овладении малышом собственным телом, умении им управлять.
Кроме прочего, аутизм у детей, лечение его осуществляют поведенческими, образовательными, биомедицинскими и комплементарными методами. Некоторые их данных форм терапии основаны на результатах научных открытий и исследований, другие научного обоснования под собой не имеют, однако по утверждениям многих опробовавших эти методы, способны действенно помочь в лечении. Учитывая изложенное, при выборе лечения аутизма у детей необходимо проанализировать существующие научные данные, которые свидетельствуют в пользу предлагаемой терапии.