BabyMother
Диагностика
При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.
По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.
Психологическое тестирование
Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:
- Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
- Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
- Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
- Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.
Лабораторное исследование
При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.
Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.
Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.
Инструментальное обследование
- Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
- Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
Диагностика умственной отсталости
При подозрении на умственную отсталость оценивают психологическое развитие и интеллект, как правило, при раннем вмешательстве или школьным персоналом. Стандартизованные тесты на интеллект могут определить интеллектуальные способности ниже среднего, однако если результат не соответствует клиническим данным, его следует подвергать сомнению, так как есть вероятность ошибки; заболевания, двигательные или сенсорные нарушения, языковой барьер или межкультурные отличия могут мешать выполнению ребенком теста. Такие тесты также имеют уклон в сторону среднего класса, однако обычно приемлемы для оценки интеллектуальных способностей у детей, особенно старшего возраста.
Тестирование уровня нервно-психического развития с использованием таких тестов, как Анкета по возрастам и стадиям развития (Ages and Stages Questionnaire) или Оценка родителями статуса развития (parents evaluation of developmental status — PEDS), обеспечивает приблизительную оценку психологического (психического) развития младших детей и может проводиться врачом или другими лицами. Такие меры должны применяться только для скрининга, а не как замена стандартизованным тестам на интеллект, которые должны назначаться и проводиться только квалифицированным психологом. Следует провести оценку нервно-психического развития сразу при подозрении на его задержку. Все случаи умеренного или выраженного отставания психического развития, прогрессирующих нарушений вплоть до инвалидизации, нервно-мышечных нарушений или при подозрении на судорожные расстройства должны обследоваться у опытного педиатра, специализирующегося на нервно-психическом развитии детей, или детского невролога.
После выявления умственной отсталости следует приложить все усилия, чтобы определить ее причину. Благодаря точному определению причины можно судить о прогнозе дальнейшего развития для ребенка, планировать обучающие программы, это может быть полезно при генетическом консультировании, способствует уменьшению чувства вины родителей. Анамнез (включая перинатальный анамнез, нервно-психическое развитие, неврологический анамнез, а также семейный анамнез) может выявить причину. Алгоритм обследования ребенка с умственной отсталостью (общая задержка нервно-психического развития) был предложен Обществом детских неврологов. Методы визуализации головного мозга (например, МРТ) могут демонстрировать пороки развития ЦНС (наблюдаемые, например, при нейродерматозах, таких как нейрофиброматоз или туберозный склероз), гидроцефалию, при которой возможна коррекция, или более тяжелые пороки развития головного мозга, такие как шизэнцефалия. Генетические тесты могут способствовать диагностике таких заболеваний, как синдром Дауна (трисомия 21) при стандартном исследовании кариотипа, делению 5р (синдром кошачьего крика) или синдром ДиДжорджи (делеция 22q) при флюоресцентной in situ гибридизации (FISH), синдром хрупкой Х-хромосомы с помощью прямого исследования ДНК.
Наследственные болезни метаболизма можно предположить по клиническим проявлениям (например, гипотрофия, вялость, адинамия, рвота, судороги, гипотония, гепатоспленомегалия, грубые черты лица, специфический запах мочи, макроглоссия). Изолированная задержка общих движений (например, поздно начал сидеть или ходить) или мелких движений рук (плохо берет предметы, рисует, пишет) может указывать на нервно-мышечные нарушения. В зависимости от предполагаемой причины проводят специальные лабораторные тесты. Оценку зрения и слуха следует проводить в раннем возрасте, часто также обоснованно обследование на интоксикацию свинцом.
Что это такое
Умственная отсталость, также известная как олигофрения, является патологическим отставанием ребенка от своих сверстников во всех направлениях интеллектуальной деятельности. Существуют многочисленные признаки, позволяющие отличить обычную неуспеваемость из-за неусидчивости или плохого поведения от олигофрении.
Нарушения заметны уже даже по восприятию окружающего мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка представляют настоящую сложность – например, малышу сложно различать в целом похожие предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает объекты, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тенью и даже не уметь различать мимику других людей.
Двигательная активность не отличается грациозностью – в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, как минимум, на этапе получения профессионального образования, а если заболевание приобрело тяжелую форму, то не исключено, что работать человек, страдающий умственной отсталостью, не сможет вообще.
При олигофрении очень сильно страдает память, что не всегда позволяет проходить обучение в общеобразовательной школе – как из-за глобального отставания малыша в изучении дисциплин, так и из-за некорректной реакции на такую успеваемость со стороны одноклассников.
Олигофрену тяжело запомнить информацию с первого раза, но даже при многократном повторении она обычно забывается очень быстро. В целом, для памяти такого пациента характерен алогический принцип – больному тяжело запомнить то, что он пытается вбить себе в голову, но он может запомнить какие-то признаки явления или предмета как бы случайно. Особенно тяжело дается абстрактная логика, а вот с запоминанием механических движений ситуация обстоит немного лучше.
Олигофрения также очень заметна по мышлению, точнее, по его существенному отставанию. Ребенку тяжело прийти к каким-либо собственным выводам – в лучшем случае, он просто вспоминает, что ему когда-то говорили о подобной ситуации, а вот на некую новую мысль он не способен.
Если разница между предметами для детей, страдающих умственной отсталостью, еще сравнительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они, в частности, не понимают смысла поговорок и других подобных фигуральных выражений, поскольку воспринимают их строго буквально. По этой же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но он не сможет применить полученные знания на практике, поскольку не видит в нем общего смысла.
Формирование базовых учебных действий дополнительно осложняется полным отсутствием критического мышления – малыш всегда уверен в собственной правоте, до него сложно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая алогичность мышления и его функционирование по стереотипным схемам, оно в целом весьма ограничено и совершенно не предполагает какого-либо адекватного планирования или прогнозирования.
Неудивительно, что при всем вышеописанном страдает и речь. Только один из пяти олигофренов не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных отмечаются невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общая гнусавость, иногда указанные симптомы дополняются еще и заиканием.
Для речи умственно отсталого человека характерна монотонность, полное отсутствие выражения, необходимых пауз, наигранных эмоций. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием – ребенок и сам так слышит окружающих, потому ему сложно научиться говорить лучше.
Интенсивные занятия способны дать положительный результат, но, как правило, не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину отсталости.
Поведение олигофрена отличается нестабильностью, нормой для него является резкая смена настроения, а также неадекватная реакция на происходящее – восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.
Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и дружескую критику он воспринимает как нападки.
Степени
Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.
МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:
- лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
- умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
- тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
- глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.
К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.
Предотвращение умственной отсталости у детей
Генетическое консультирование может помочь парам с высокой степенью риска понять возможные риски. Если у ребенка есть умственная отсталость, оценка этиологии может обеспечить семью соответствующей информацией о риске для будущих беременностей.
Пары высокого риска, которые хотят иметь детей, часто проходят пренатальное тестирование, что позволяет им рассмотреть возможность прекращения беременности.
Тестирование включает:
- амниоцентез,
- УЗИ,
- определение в материнской сыворотке α-фетопротеина.
Амниоцентез или биопсия хориона может выявить наследственные метаболические и хромосомные нарушения. Амниоцентез показан для всех беременных >35 лет.
Вакцину против краснухи получают все, что элиминирует врожденную краснуху как причину. Вакцина против цитомегаловирусной инфекции пока разрабатывается.
Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они
Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды. Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.
К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.
Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.
Симптомы умственной отсталости
Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.
При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении)
А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников
Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание.
При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.
Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в специальных учреждениях.
IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.
Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра. В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка. В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу. Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.
Виды и формы
В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.
Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ |
Степень умственной отсталости по МКБ-10 |
Классификация в классической психиатрии |
Умственный возраст, лет |
50-69 |
Легкая |
Дебильность |
9-12 |
35-49 |
Умеренная |
Имбецильность не резко выраженная |
6-9 |
20-34 |
Тяжелая |
Имбецильность выраженная |
3-6 |
До 20 |
Глубокая |
Идиотия |
До 3 |
- Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
- Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
- Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.
Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:
- Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
- Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.
Причины умственной отсталости
Интеллект определяется как генетическими, так и средовыми факторами. Дети, у родителей которых отмечается умственная отсталость, подвержены более высокому риску ряда нарушений психического (психологического) развития, однако чисто генетическая передача встречается нечасто. Несмотря на успехи в генетике, повысившие вероятность определения причины нарушения интеллекта у пациента, в 60-80 % случаев по-прежнему определенную причину установить не удается. Более часто причину выявляют в тяжелых случаях. Нарушения речи и личностно-социальных навыков, скорее, могут быть следствием эмоциональных проблем, психосоциальной депривации, расстройств развития школьных навыков или глухоты, чем умственной отсталости.
[], [], [], [], [], [], [], [], []
Пренатальные факторы
Умственную отсталость могут вызывать ряд хромосомных аномалий и генетических метаболических и нервных болезней.
Врожденные инфекции, которые могут быть причиной умственной отсталости, включают инфекции, вызванные вирусом краснухи, цитомегаловирусом, Toxoplasma gondii, Treponema pallidum и ВИЧ.
Воздействие на плод наркотиков и токсинов может вызвать развитие умственной отсталости. Фетальный алкогольный синдром является наиболее частой причиной в этой группе. Также причинами развития умственной отсталости являются антиконвульсанты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, воздействие радиации, свинца и метилртути. Тяжелая гипотрофия во время беременности может оказывать влияние на развитие головного мозга плода, приводя к умственной отсталости.
Интранатальные факторы
Осложнения, связанные с недоношенностью или незрелостью, кровоизлияния в ЦНС, перивентрикулярная лейкомаляция, роды в ягодичном предлежании, наложение щипцов, многоплодная беременность, предлежание плаценты, преэклампсия и интранатальная асфиксия могут увеличивать риск умственной отсталости. Повышенный риск отмечается у детей, маленьких к сроку гестации; нарушение интеллекта и низкая масса тела имеют одни и те же причины. У детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении отмечается в разной степени повышенный риск развития умственной отсталости, который зависит от гестационного возраста, особенностей течения интранатального периода, а также качества ухода за ребенком.
Хромосомные и генетические причины умственной отсталости
Хромосомные болезни |
Генетические болезни обмена веществ |
Генетические болезни нервной системы |
Синдром кошачьего крика Синдром Дауна Синдром хрупкой Х-хромосомы Синдром Кляйнфельтера Мозаицизм Трисомия по 13-й хромосоме (синдром Патау) Трисомия по 18-й хромосоме (синдром Эдвардса) Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера) |
Аутосомно-рецессивные: Аминоацидурии и ацидемии Пероксисомальные болезни: Галактоземия Болезнь кленового сиропа Лизосомальные дефекты: Болезнь Гоше Синдром Гурлера (мукополисахаридоз) Болезнь Ниманна-Пика Болезнь Тея-Сакса Х-сцепленные рецессивные болезни: Синдром Леша-Нихана (гиперурикемия) Синдром Хантера (вариант мукополисахаридоза) Окулоцереброренальный синдром Лоу |
Аутосомно-доминантные: Миотоническая дистрофия Нейрофиброматоз Туберозный склероз Аутосомно-рецессивные: Первичная микроцефалия |
Постнатальные факторы
Недостаточное питание и психоэмоциональная депривация (недостаток физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для роста, развития и социальной адаптации) у детей первых лет жизни могут быть наиболее распространенными причинами умственной отсталости во всем мире. Умственная отсталость может быть следствием вирусных и бактериальных энцефалитов (включая СПИД-ассоциированную нейроэнцефалопатию) и менингитов, отравлений (например, свинцом, ртутью), тяжелой гипотрофии, а также несчастных случаев, при которых происходит травма головы или асфиксия.
Классификация
По тяжести нарушений умственного развития детей болезнь существенно изменяется от случая к случаю.
Классической психиатрией патология классифицируется на три степени по мере усугубления: дебильность, имбецильность, идиотия. Международная классификация болезней выделяет 4 степени заболевания у детей.
Легкая дебильность
У пациента с легкой дебильностью и здоровым человеком практически нет отличий
Чаще всего возникают сложности в процессе обучения ввиду сниженной способности концентрировать внимание
В то же время, такие люди обладают хорошей памятью. Чаще всего люди с данной степенью недуга более привязаны к близким, поскольку смена обстановки для них может быть пугающей. Не исключена замкнутость, поскольку пациенты плохо разбираются в эмоциях, что приводит к сложностям в процессе общения.
Бывают и противоположные случаи, когда они пытаются привлечь больше внимания своими поступками, чаще всего нелепыми. Почти все они понимают, что отличаются от здоровых людей и стараются скрыть болезнь.
Большинство людей с легкой дебильностью становятся полностью самостоятельными в уходе за собой, даже если развитие протекает намного медленнее нормы. Основные трудности встречаются на школьной скамье, когда приходится овладевать письмом и чтением. Легкая форма нивелируется при наличии хорошего образования, которое будет направлено на развитие навыков.
При легкой степени можно устроиться на работу, которая требует преимущественно физической деятельности.
Практика показала, что у детей, которые пережили сильную психологическую травму или были подвержены насилию, часто очень сложно различить умственную отсталость и социопедагогическую запущенность. После изменения условий проживания на более качественные они чаще всего показывают хорошее интеллектуальное развитие, а их диагноз пересматривается.
Умеренная имбецильность
Умеренная форма недуга позволяет людям чувствовать привязанность, отличать наказание от похвалы, они могут обучиться простейшим умениям самообслуживания, в некоторых случаях возможно частичное обучение письму, чтению, а также элементарному счету.
Образовательная программа позволяет развить ограниченный потенциал и приобрести некоторые основные умения. Подобные программы разработаны в соответствие с медленным обучением и малым объемом усваиваемой информации.
Умеренная умственная отсталость в зрелости позволяет выполнять простейшую работу при четко поставленной задаче и квалифицированном сопровождении. Независимость возможна в редких случаях, однако, люди с такой формой патологии мобильны, имеют хорошую физическую активность.
Большая их часть разыскивает пути социального развития, заключающиеся в установлении контакта, общении с окружающими людьми и участии в простейших социальных занятиях.
Тяжелая имбецильность
Тяжелая имбецильность позволяет людям частично изучать речь и освоить простейшие умения самообслуживания. Больные обладают скудным словарным запасом, который чаще всего ограничен 10-20 словами. Практически все эти слова необходимы для оповещения о своих потребностях.
Мышление является бессистемным, конкретным, хаотическим. Явления либо предметы, не являющиеся знакомыми, часто не вызывают ответных реакций. Различаются лишь те предметы, которые были на протяжении долгого времени перед глазами. В редких случаях возможно овладение простейшим счетом предметов, попадающих в поле зрения или способностью группировать предметы, например элементы мебели.
Подобное развитие возможно только в том случае, если ребенок на протяжении длительного времени получал специальное обучение. Большинство пациентов имеют двигательные нарушения: замедленная походка, неуклюжесть, запоздания движений рук и ног.
Глубокая идиотия
Глубокая умственная отсталость характеризуется глубоким поражением головного мозга и нарушением внутренних органов. Речевая функция полностью нарушена. Больной не способен понять, о чем ведется разговор, не отличает членов семьи от незнакомых. Отсталость заметна с детских лет. Ребенок поздно начинает самостоятельно держать голову и сидеть. При ходьбе движения неуклюжи, отсутствует балансировка рук и ног. Дети с подобной формой заболевания малоподвижны.
Возможности социализации
Изоляция «особенных детей» от обычных приводит к тому, что дети с легкой формой отсталости окончательно дезадаптируются. А здоровые дети не встречают в повседневности подобных им людей и зачастую не знают, как на них реагировать, не понимают суть их проблем и состояния.
Общество тоже постепенно пересматривает свое отношение к «не таким, как все». Довольно часто ребенка, страдающего олигофренией, не берут в сад или обычную школу и предлагают обучаться в специализированном учреждении или лечиться.
Но ведь возможность жить социальной жизнью, развиваться и работать у людей с олигофренией зависит от совместных усилий родителей, врачей, педагогов специализированных учебных и коррекционных заведений, училищ, мастерских, общества в целом.
Правильное лечение легкой умственной отсталости помогает добиться самостоятельности, при этом люди могут быть семейными и иметь профессию. Отсутствие воспитания, реабилитации и медицинского ухода приводит к разложению и потере личности олигофренов, они злоупотребляют алкоголем, могут быть вовлечены в криминал и стать социально опасными. Случаи средней и тяжелой умственной отсталости требуют обязательного ухода и медицинского контроля над пациентом.
Обследование при недуге
Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется еще в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то отклонение можно диагностировать еще в период беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем дамам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии была возможность принять правильное решение – сделать аборт или сохранить ребенка. Также данная процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, способные спровоцировать возникновение умственной отсталости.
Некоторые из форм олигофрении возникают вследствие того, что определенная ферментная система у малыша недоразвита. Самый распространенный недуг из этой группы – фенилкетонурия. Сразу же после рождения малыши с данным диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но уже на протяжении первых месяцев жизни они становятся вялыми, у них отмечается частая рвота, есть высыпания на коже, потливость повышена, причем она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу же, пока малышу не исполнилось 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Именно поэтому никогда не игнорируйте ранние обследования детей у педиатров.
Если у доктора возникнут какие-то сомнения, он назначит консультацию врача-невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей постарше обязательна консультация психолога или психиатра.
Если лечение начато своевременно, то, как правило, удается достичь того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. А вот в том случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко смогут обойтись без докторов, практикую самолечение, то печальные последствия неминуемы. Также не забывайте о том, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.