Понятие о личности и ее структуре
Структура
Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:
- Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
- Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
- Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
- Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
- Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
- Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.
Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.
Виды направленности
В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:
ЛИЧНАЯ
Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.
КОЛЛЕКТИВНАЯ
Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные
Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности
Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.
ДЕЛОВАЯ
Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.
СОЦИАЛЬНАЯ
Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.
Соционические типы личности в психологии
Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.
Аналитики:
- INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
- INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
- ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
- ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.
Дипломаты:
- INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
- INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
- ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
- ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.
Хранители:
- ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
- ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
- ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
- ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.
Искатели:
- ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
- ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
- ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
- ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.
Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.
Правильная постановка цели и уверенность в себе
Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями
Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели
Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.
Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.
Структура личности по А. Н. Леонтьеву
Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.
А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.
Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:
- Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
- Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
- Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.
Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.
Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:
- то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
- то, насколько эти отношения иерархизированы;
- и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.
В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.
Структура в основных психологических теориях
В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.
Теория Платонова
Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:
- Направленность.
- Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
- Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
- Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.
Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности
Структура личности по А.Н Леонтьеву
А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:
- Связи индивида с миром;
- Мотивационная окраска связей с миром;
- Внутренние связи между мотивами личности.
Структура личности по Фрейду
Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:
- Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
- Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
- Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.
Структура личности по Рубинштейну
Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым, и включает в себя:
- Направленность личности;
- Индивидуальные знания, умения и навыки;
- Индивидуальные особенности.
Структура личности по Юнгу
В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности
Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них
Как определить уровень развития личности
То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов. Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.
Теория личности Уильяма Джемса
Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.
Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:
- Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.
Структура:
- физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
- социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
- духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.
Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.
- Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.
Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.
Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как Батурин Никита Валерьевич.
Необходимо отметить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — яркий пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и социальное существо, способное к самопознанию и воздействию на окружающий мир. До сих пор остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.
Направленность и мотивация
Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.
Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест
Типы
Можно выделить несколько основных типов личности:
- Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
- Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
- Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.
Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.
Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.
Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно. Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию. Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.
Структура личности по Платонову
Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.
По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:
Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
Подструктура индивидуальных особенностей
Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
Подструктура опыта — социальные особенности человека
То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.
Становление личности
Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления. Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.
Социальная структура личности
Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.
Направления, характеризующие данную структуру:
- Составляющие структуры по 1-му подходу:
- Память — совокупность приобретаемых знаний.
- Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
- Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
-
Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
- Объективный подход — «статус + социальная роль».
- Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
-
3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
- возможность целенаправленной деятельности;
- мышления и анализа;
- регуляции потребностей; проявления способностей;
- обладания определенной социальной ролью, статусом;
- обладания ценностными ориентациями;
- обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.
Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:
Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.
Деятельность
– это целостный динамичный процесс
активного и целенаправленного
взаимодействия человека с окружающим
миром, в ходе которого возникает и
воплощается в объект, его психический
образ, реализуется отношение к нему и
удовлетворяется определенная потребность.
Исходной
является внешняя, предметная деятельность,
от которой производятся все виды
внутренней психической деятельности
и сознания. Основной
характеристикой деятельности
выступают предметность
и субъектность.
Структура
деятельности:
потребность-мотив-цель-условия и
совместимые с ними цели-действия
Потребности.
(Состояние
нужды в определенных условиях нормального
функционирования индивида). Она
проявляется в как переживание дискомфорта,
неудовлетворенности, напряжения (т.е.
не осознается) и вызывает поисковую
активность.
Витальные(жизненные)
– еда, питье, сон. Экзистенциальные
(потребности в самореализации). Социальные
Мотив.
Это побуждение к чему-либо (опредмечанная
потребность). Определяет поисковую
активность. С появлением мотива начинается
собственная деятельность.
Цель.
Это осознанный образ желаемого результата.
Предвосхищение результата деятельности
(предвидение). Конечная
(к чему стремимся). Промежуточная (условия
достижения цели)
Потребность,
мотив, цель – внутренняя сторона
деятельности.
Действия.
Это внешняя сторона деятельности. Она
складывается из действий (-это целевой
акт поведения). Действия – сложноорганизованный
процесс. Операции – более низний уровень
в структуре деятельности. Функции –
более мелкий акт деятельности,
психофизиологический акт деятельности.
Процесс
целеобразования всегда связан с
апробированием целей действием. Вместе
с рождением действия возникает основной
элемент собственно человеческой психики
– смысл
для человека
того, на что направлена его активность.
Возникая в деятельности, смысл становится
единицами человеческого сознания, его
образующими. В рамках сознания смысл
выражает значение. С развитием форм и
функций деятельности меняется и
внутреннее строение сознания человека.
Личность
– это внутренним момент деятельности,
некоторое неповторимое единство,
выполняющее роль внешней интегрирующей
инстанции, управляющей психическими
процессами, целостное психическое
новообразование, которое формируется
в жизненных отношениях индивида.
Личность
– это продукт интеграции процессов
осуществляющих жизненные отношения
субъекта, это прежде всего общественные
отношения в которые он вступает в
процессе предметной деятельности.
Личностью
человек становится лишь в качестве
субъекта общественных отношений.
Личность не обусловлена генотипически,
личностью не рождаются – личностью
становятся. Личность
– это то, что человек создает из себя,
утверждая свою человеческую жизнь.
Личность характеризуется способностью
влиять на свои потребности и мотивы
путем их иерархизации, что отражается
в конкретной деятельности.
Профессиональная направленность
Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:
Реалистический тип
Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.
Конвенциальный тип
Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.
Интеллектуальный тип
Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.
Предприимчивый тип
Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.
Социальный тип
Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.
Артистический тип
Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.
Что такое личность
Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.
- Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
- Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
- Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
- Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
- Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
- Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
- Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
- Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
- Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.
Социальная структура личности
Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.
Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:
- Деятельность, культура, память. Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
- Ценностные ориентации, социальные роли, культура. Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.
Понятие личности
Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.
Есть три разных определения, которые описывают понятие личности. 1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер. 2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек. 3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать. Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.
Определение личности
На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:
- Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
- Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
- Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.
Формы направленности
Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:
Желание
Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.
Стремление
Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.
Интерес
Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.
Склонность
Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.
Мировоззрение
Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.
Убеждение
Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.
Идеал
Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.
Установка
Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.
Позиция
Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.
Цель
Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.
Зачем нужна психология личности
Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.
Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.
Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:
Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.