Библиотека Гумер — психология
Механизмы развития личности в психологии
Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.
Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.
Присвоение
Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.
Обособление
Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.
Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).
Идентификация
Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.
Личностное развитие в подростковом возрасте
Этап 3 — Подростковый возраст
Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.
Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.
В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.
К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.
Этап 4 — Совершеннолетие
Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.
Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).
В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни.
В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.
В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.
Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей. Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.
В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.
Развитие личности в течение жизни
Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.
Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп
Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.
Стадии становления личности
Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:
- Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
- Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.
Факторы становления личности
Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:
- Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
- Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Биологические факторы могут предопределить становление личности
Становление личности ребенка
Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
- Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности
Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.
Формирование
личности— это процесс освоения
специальной сферы общественного опыта,
но совершенно особый, отличный от
освоения знаний, умений и пр. Ведь в
результате этого освоения происходит
формирование новых мотивов и потребностей,
их преобразование и соподчинение.
Достичь этого простым усвоением
невозможно — это были бы мотивы знаемые,
но не реально действующие. Новые
потребности и мотивы, их соподчинение
возникают не при усвоении, а при
переживании или проживании: этот процесс
происходит только в реальной жизни,
всегда — эмоционально насыщенный, часто
— субъективно творческий.
Развитие
личности — процесс
закономерного изменения личности как
системного качества индивида в результате
его социализации. Обладая природными
анатомо-физиологическими предпосылками
к становлению личности, в процессе
социализации ребенок вступает во
взаимодействие с окружающим миром,
овладевая достижениями человечества.
Складывающиеся в ходе этого процесса
способности и функции воспроизводят в
личности исторически сформировавшиеся
человеческие качества. Овладение
действительностью у ребенка осуществляется
в его деятельности при посредстве
взрослых: тем самым процесс воспитания
является ведущим в развитии его личности.
На
формирование и развитие личности
человека большое значение оказывают
биологические факторы: наследственность,
физиологические особенности пребывания
в среде обитания, образа жизни. Однако
все же человек личностью не рождается,
а становится. Если предположить, что —
к примеру — Михайло Ломоносов родился
бы в восемнадцатом веке до нашей эры,
он был бы, скорее всего, простым рыболовом
(охотником, земледельцем), который не
оставил никакого следа в истории. Может
быть и так, что никому не известный
человек, родись он в другое время и в
другом месте, мог бы своей славой затмить
и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.
Данное разумное соображение всем
понятно, и подавляющее большинство
современных психологов согласно с тем,
что личностью человек именно становится.
Однако существуют различные точки
зрения на то, как реализуется сам механизм
формирования и развития личности. Эти
расхождения вызваны различным пониманием
значения общества и социальных групп
для развития личности, а также
закономерностей и этапов развития,
кризисов развития личности, возможностей
ускорения процесса развития и других
вопросов.Теории
личности: Психодинамическая
теория: Ни
одно из направлений теории личности не
приобрело такую громкую известность
за приделами психологической науки,
как фрейдизм (классический психоанализ).
Его основоположником был австрийский
ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший
главным источником развития личности
врожденные биологические факторы
(инстинкты), порождающие энергию либидо
(влечение, желание). Эта биологическая
энергия направлена как на продолжение
рода (сексуальное влечение), так и на
разрушение (агрессия). По Фрейду,
происходит сложное динамическое
взаимодействие между инстинктами и
влечениями, с одной стороны, и мотивами,
сознанием, морально-этическими
императивами – с другой. Это взаимодействие
и регулирует поведение человека, причем
главенствующая роль принадлежит
бессознательному. Такое объяснение
послужило основанием для обозначения
целого направления в теории личности
– психодинамического (психоанализ).
Психоаналитическая
теория: Щвейцарский
психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906
по 1913 год сотрудничал с Зигмундом
Фрейдом, но в последствии создал свой
вариант психоаналитического учения –
аналитическую психологию.Структура личности,
по мнению Карла Юнга, состоит из трех
частей: индивидуального бессознательного,
коллективного бессознательного и
сознания.
Индивидуальная
теория: Целостность
и уникальность личности, ее неповторимая
индивидуальность – краеугольный камень
и кредо индивидуальной психологии,
основоположником которой считается
австрийский психиатр и психолог
еврейского происхождения Альфред Адлер
(1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты,
а чувство общности с другими людьми,
ориентация на них определяет все их
поступки и поведение. Поведенческая
теория, Гуманистическая теория,
Мотивационное направление (Маслоу),
Когнитивная теория, Деятельностная
теория и тд.
Кто такая сформированная личность
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
- Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
- Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
- Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.
Развитие личности в дошкольном возрасте
Этап 1 — Младенчество
Период младенчества начинается с первой минуты рождения и заканчивается в два года.
Кроме набора рефлекторных способностей, как то: прием пищи, чувство боли и опасности; вскоре после рождения, младенцы могут реагировать на:
- зрительные образы, в том числе на человеческое лицо;
- звук, в том числе человеческий голос.
К середине третьего месяца ребенок узнает свою маму, просто увидев ее, и прекрасно чувствуют тон голоса в человеческой речи (например, пугается, когда кто-то ругается).
Установлено, что дети до года способны воспринимать расстояние, форму, направление и глубину. А к концу первого года отличают человека от животного, игрушку от продукта питания.
У младенцев быстро развивается когнитивная память, повышая их способность предвидеть последствие какого-либо действия и события происходящего около него или с ним.
Осознание того, что существуют внешние объекты, могущие на него воздействовать, подвигает младенца переходить от простых рефлекторных движений к согласованным действиям. Причем эти манипуляции он повторяет намерено, потому что они ему интересны или же потому, что понимает – с их помощью можно достичь желаемой цели (например, подцепить игрушку).
К 18 месяцам ребенок уже может мысленно представлять определенные события и результаты, к которым они приведут. Ему не надо экспериментировать и действовать методом проб и ошибок.
К трехмесячному возрасту, младенец демонстрирует поведенческую реакцию, указывающую на эмоции соответствующие:
- удивлению;
- переживание;
- расслаблению;
- радости;
- возбуждению.
А такие состояния, как гнев, печаль и страх, начинают проявляться к первому году.
Эмоциональная жизнь всех младенцев сосредоточена на привязанности к матери и другим членам семьи. Через взаимодействия с близкими людьми младенцы учатся любить и доверять им.
С двух месяцев, малыши улыбаются в ответ на любой ласковый голос, но к шести месяцам они точно отличают голоса и лица знакомых людей и начинают улыбаться только им. Подобное психологическое развитие личности младенцев формирует основу для эмоционального здоровья на протяжении всего детства.
Этап 2 — Детство
Вторым важным этапов в развитии человека является детство, начинающееся с двухлетнего возраста и продолжающееся до 12–13 лет.
Первые годы нормально развивающихся детей отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка.
Вообще, дети начинают понимать речь за несколько месяцев до того, как произносят первые слова.
Среднестатистический ребенок четко воспроизводит первое слово в 12–14 месяцев, а к 20-му месяцу знает около 50 слов.
Поначалу малыш, даже имея в словарном запасе максимальное количество слов, использует связку «два слова». Затем добавляются комбинации из трех слов. Развитие прогрессирует и к предложению, состоящему только из подлежащего и сказуемого, присоединяются союзы и предлоги.
К четвертому году жизни большинство детей воспроизводят в предложениях причастные и деепричастные обороты, и находятся на стадии освоения сложных правил грамотной речи.
В своих познавательных способностях, дети, для выполнения логических задач, перестают полагаться исключительно на физические ощущения и начинают ориентироваться в мире символических образов.
К семи годам ребенку уже не нужно управлять окружающей средой с помощью символического мышления или языка, он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать мыслительные операции, как элементарную, первичную форму познания.
В возрасте от 7 до 12 лет к логике добавляется квалификация идей, понимание числа и времени. У детей появляется самосознание.
В 10 лет ребенок точно знает, какое его действие принесет боль или же повлечет наказание. Ему становится необходима не только любовь родителей, но и их поддержка, уважение и одобрение. К тому же дети этого возраста способны контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей. Это значит что, на данном этапе они понимают чувства и точку зрения других людей, и как они реагируют на это, предопределяет их нравственное развитие в дальнейшем.
В 12–13 лет начинаются мысли о жизни, у некоторых появляется чувство вины и/или неприятие себя, что означает переход в подростковый период.
Психология личностного роста через мотивацию
“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.
Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.
Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.
Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:
- Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
- Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.
Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.
Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности
Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями
Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано
Личностное развитие в психологии
Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.
Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.
В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.
Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.
Формирование личности в психологии: отечественная концепция
По мнению советских психологов, с самого рождения на человека действуют два фактора: социализация и воспитание. Семья – источник приобретения первых навыков поведения в обществе. Затем эстафета передается воспитательным учреждениям. Так, попадая с первых дней жизни в общественный «котел», человек превращается в социальное существо.
Современные отечественные ученые далеки от рассмотрения социализации как механического перенимания чужого опыта. Переработка и усвоение знаний, полученных от наставников, — процесс личностного их осмысления. Его результат зависит от приоритетов и целеустановок конкретного индивида.
Тождественные социальные среды – одна семья или школа – формируют совершенно разных людей. Из одинаковых жизненных тупиков они будут искать разные выходы. Так, одного человека сцена насилия заставит записаться в секцию по карате, чтобы овладеть приемами самообороны. Другой поступит на юрфак: наряду с проблемой, как побороть страх, его будет волновать вопрос, как победить бандитизм.
Помимо официальных образовательно-воспитательных учреждений, существенную роль в социализации играют неформальные организации, к примеру, клубы по интересам или интернет-сообщества, возникающие в ходе завязывания виртуальных отношений. Здесь социализация носит стихийный характер. Исход вращения подростка в таких «тусовочных» кругах всегда непредсказуем.
Другое дело – школа. Здесь учитель, представляющий государство, определяет и цели, и средства, и сроки воздействия на подрастающее поколение. Результаты такой регулируемой социализации во многом зависят от личности и мастерства педагога. Личный пример – основа воспитания. Он действует посильнее самых правильных слов.
Закономерности развития личности человека
Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.
Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.
Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.
Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.
Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период
Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.
Рубрика: Духовное развитие
Путь в психологии развития личности
Природа человека и путь к личностному самовоспитанию
Природа человека имеет свою классификацию в психологии:
- Безусловно позитивная;
- Условно позитивная;
- Нейтральная;
- Повреждённая.
Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.
Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.
Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.
Истоки психологии личностного роста
Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.
Психология личностного роста в современном мире
Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.
В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.
Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.